ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ на музыкальных занятиях в ДОУ по системе М. Лазарева.
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Фомина Алла Витальевна

Организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающая каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnye_treningi_po_metodike_m.docx17.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ по МЕТОДИКЕ М. Л. ЛАЗАРЕВА
Одним из необходимых условий сохранения здоровья детей в ДОУ является применение здоровьесберегающих технологий. Эффективно развивающие здоровье и личность ребенка технологии предлагает М. Лазарев в своей программе «Здравствуй». Многие упражнения Лазарева способствуют решению логопедических задач и могут успешно применяться как логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях (возможно, в содружестве с музыкальным руководителем, так и воспитателями и профильными специалистами ДОУ. 

Один из разделов программы Лазарева называется «ЧУДО- НОС». 

Цели этого раздела: 

• Улучшить основные дыхательные параметры 

• Научить правильным приёмам речевого дыхания (не поднимать плечи во время вдоха, использовать живот и диафрагму во время дыхания) ; 

• Освоить следующие навыки: дыхательную медитацию и дыхательную гимнастику. 

Дыхательные серии, из которых строятся пятиминутки здоровья: 

1. Певческое дыхание. 

Упражнение «Гармошка»: вдох, на вдохе ребра расходятся в стороны, на выдохе гармошка не спешит вернуться на место. 

Упражнение «Шарик»: вдох, надувание шарика (живот выпячивается вперед) и «гармошки». На выдохе шарик сдувается, а гармошка остается растянутой. 

Эти упражнения способствуют выработке правильного диафрагмально - брюшного речевого дыхания. 

2. «Звуковые эффекты» 

- на одном выдохе усиливать звуки, а затем ослаблять их 

- издавать резкие отрывистые звуки на вдохе и на выдохе 

- изображать звуковые волны (плавный подъем высоты звука и понижение звука) 

- горизонтальные движения я зыком при произнесении звука 

3. «Звуковые фигуры» 

Ребенок с закрытым ртом произносит звук и при этом выполняет различные фигуры «столб», «мостик», «колобок». 

4. «Озвученные движения». 

Упражнения выполняются вначале голосом в состоянии покоя, затем добавляются соответствующие движения, рот закрыт. 

«Расслабления»- при произнесении звуков тело максимально расслаблено. Аналогично, т. е. соответственно названиям, выполняются упражнения «напряжения», «удары в воздух рукой и ногой», «маятник вперед- назад, в стороны», «волчок» (вращение туловища в разные стороны, «качели» (приседания и подъем вместе со звуком, «мельница» (круговые движения разведенными в стороны руками). 

5. Психо - дыхательные упражнения «Озвученные эмоции». 

«Нежный звук», «Грубый звук», «Недовольство», «Страх», методика извлечения звука зависит от названия упражнения. 

6. Регуляция дыхания во время речи. 

Ноги активно напряжены, слегка расставлены, активен низ живота (одна рука на нем, контролирует надувание живота, нижние ребра в стороны (другая рука на ребрах, живот чуть подается вперед, производится артикуляция гласных, согласных. 

Большой раздел программы «Здравствуй» называется «Целебные звуки». Цели раздела: научить детей использовать звуки для своего развития и улучшения здоровья, улучшить показатели внешнего дыхания. Используются вокально - речевые нагрузки: пение, чтение стихов, аутоника (прослушивание записи пения самого ребенка). 

Разработана серия звуковых упражнений под музыку, каждому звуку соответствует игра и песенка (ноты и слова приведены в программе) Во время исполнения песни дети двигаются не под музыку, а движениями показывают, о чем поют: кинезиотоника. В программе приводится таблица звуков русского языка с соответствующими им образами, песнями и психофизиологическим воздействием на человека. Например: Ф, С, Х, Ц, Л, Щ- расслабляющий эффект, В, З, Ж – тканевая вибрация; П, Б, Д, Т- диафрагмальные толчки. Эти песенки с музыкальным сопровождением можно использовать на занятиях в качестве физкультминуток. 

ЗВУКОВОЕ ДЫХАНИЕ. 

Комплекс направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. 

Тканевая вибрация. 

Звук «В»- вибрация на уровне лица. Стимуляция микроциркуляции крови в области лица, гайморовых пазух. Эффект при ринитах, синуситах, гайморитах. И. П. - ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. Губы мягко соприкасаются. После глубокого вдоха произносится звук «В», негромко, до полного выдоха, при этом добиваться ощущения вибрации во всем теле, преимущественно в области лица. Губы расслаблены до появления «щекотки». 

Звук «З»- вибрация в области головы и шеи. Эффект при трахеитах. 

И. П. стоя. Тело расслаблено. Глаза закрыты. Ладонь руки на шее спереди. Вдох, на выдохе произносить звук «З» предельно долго, негромко. Повторить 4 раза. 

Звук «Ж» - вибрация в области грудной клетки. Выводит мокроту из бронхов и легких. И. П. –то же. Ладонь на грудь. На выдохе звук «Ж» долго, негромко, стараясь вызвать вибрацию в области груди. 

Звук «М» - вибрация тканей в области грудной клетки и солнечного сплетения. Энергетическая подзарядка солнечного сплетения. Выполняется аналогично предыдущим упражнениям, руку держать на уровне солнечного сплетения. 

Звуковые диафрагмальные толчки. Цель: стимуляция деятельности диафрагмы, улучшение дикции. 

И. П. стоя. После каждого вдоха резкий упругий выдох с произнесением звука П (Б). Губы упругие, живот выпячивается вперед. Звук повторяется 32 раза. 

И. П. стоя На выдохе кончиком языка ударять по передним зубам, произнося звук «Т» (Д) – 32 раза. 

Для тренировки голосовых связок произносятся слоги «ХА» на предельно резком выдохе с выпячиванием живота. 

Звуковая релаксация 

Цель: расслабление дыхательных и других мышц. 

И. П. лежа, глаза закрыты. Произносится тихий ровный звук, который тянется как можно дольше. Каждый звук- 2 раза. Звуки: Ф, С, Ц, Ч, Ш, Щ. 

Лазарев предлагает интересные звуковые игры: «Тихий голос», 

«Рифмы», «Звучащее облако», «Трактор», «Самолеты» и другие. 

«Звучащее облако». Дети закрывают глаза, произнося звуки, начинают двигаться по комнате, стараясь по звуку определить местонахождение окружающих и не задеть их. «Рифмы»: педагог называет слово и начинает считать до 10. Пока он считает, второй играющий должен придумать рифму к этому слову. Если он придумает, то сам называет новое слово и считает до 10. 

Таким образом, применение педагогами вышеперечисленных игр в непосредственно- образовательной деятельности позволит сделать занятия более разнообразными и интересными, а использование их в досуговой деятельности и в режимные моменты поможет улучшить психоэмоциональное и физическое состояние детей.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ на музыкальных занятиях в ДОУ по системе М. Лазарева.
Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия.
***********************
Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

1. Вводная ходьба "Аты баты"
2. Музыкально - двигательные упражнения "Разминка" - дети выполняют движения в соответствии с текстом песни сначала по одному, затем парами - по мере разучивания песни.
3. Слушание музыки: "Мелодия" + пальчиковая игра (имитация игры на фортепиано, скрипке, движений дирижера и т.п.)
4. Распевание: дыхательные песенки М. Лазарева
5. Пение, песенное творчество: "Машина", "Паровоз" (логоритмика - речь с движением, инсценирование песни)
6. Игра на музыкальных инструментах: "Погремушки"
7. Игры, инсценировки: "Зоопарк" - дети слушают музыку и выполняют образные движения различных животных зоопарка.
8. Массаж и релаксация: самомассаж "Гладим" , релаксация "Космос"
********************
Результатами этой работы являются: 

1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка. 
2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями). 
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей. 
4. Повышение уровня речевого развития. 
5. Стабильность физической и умственной работоспособности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ДОКЛАД  НА ТЕМУ: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ» Музыкальный руководитель: ПРОШИНА НИНА ПЕТРОВНА (из опыта работы)...

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ

Данная статья содержит рекомендации для музыкальных руководителей ДОУ по использованию музыкотерапии - методов и приемов работы с детьми по сохранению их эмоционального благополучия на музыкальны...

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателей в использовании здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ.

Цель: Способствовать повышению компетенций педагогов в   вопросах  интеграции  художественной  деятельности.Задачи:Расширять знания педагогов о здоровьесберегающих  техно...