КАТАЛОГ ПОДВИЖНЫХ ИГР НАРОДОВ МИРА
консультация по физкультуре по теме
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
katalog.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАТАЛОГ ПОДВИЖНЫХ ИГР НАРОДОВ МИРА
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Веселые подвижные игры - это наше богатство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто их придумал? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как и сказки, и песни.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста [4].
Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни народов других стран. Сегодня дети разных национальностей посещают детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Педагог помогает дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет любовь к Родине, интерес к ее культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Подвижная игра «СОРВИ ЯБЛОКО»
ЗАДАЧИ: Обучение прыжкам.
ИНВЕНТАРЬ: Яблоки или шарики.
ХОД ИГРЫ:
Взрослый изображает яблоню, в каждой руке он держит по яблоку или шарику. Руки вытянуты на уровне головы ребенка - это "ветки", которые шевелятся от ветра. Ребенку предлагают сорвать яблоко. Он протягивает руки к нему, но "яблоня" сразу не поддается: "ветки" качаются из стороны в сторону, вверх и вниз.
Ребенок подпрыгивает, стараясь схватить яблоко, и в конце концов это ему удается.
"Сорванные" яблоки остаются у ребенка, а взрослый берет другие яблоки.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Не держаться за туловище взрослого.
Подвижная игра «НАСЕДКА И ЦИПЛЯТА»
ЦЕЛЬ: Учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожным и внимательным.
ИНВЕНТАРЬ: веревка.
ХОД ИГРЫ:
Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями на высоте 35—40 см веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки
или комнаты сидит большая птица. Наседка выходит из дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу «Большая птица!» цыплята быстро убегают.
Когда цыплята возвращаются в дом, убегая от большой птицы, воспитатель может приподнять веревку повыше, чтобы дети не задевали за нее.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Цыплята убегают только по сигналу «Большая птица!». Цыплятам и птице нельзя толкаться. Пойманный цыпленок выбывает из игры.
Подвижная игра «ТРАМВАЙ»
ЦЕЛЬ: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.
ИНВЕНТАРЬ: длинный шнур, три флажка: желтый, зеленый, красный.
ХОД ИГРЫ:
3—4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны, т. е. одни дети держатся за шнур правой рукой, другие — левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из углов комнаты, держа в руках три флажка: желтый, зеленый, красный. Он объясняет детям, что трамвай двигается на зеленый сигнал, на желтый замедляет ход, а на красный — останавливается. Воспитатель поднимает зеленый флажок — и трамвай едет: дети бегут по краям зала (площадки). Если воспитатель поднимает желтый или красный флажок, трамвай замедляет ход и останавливается. Во время остановок одни пассажиры выходят из трамвая, другие входят, приподнимая при этом шнур. Воспитатель знакомит детей с правилами уличного движения.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Пассажиры меняются только во время остановок. Нельзя тянуть шнур на себя и толкать других пассажиров.
Подвижная игра «ОСТАНОВИСЬ ВОЗЛЕ ИГРУШКИ»
ЦЕЛЬ: Учить детей бегу врассыпную, ориентироваться в пространстве.
ИНВЕНТАРЬ: игрушки по количеству детей.
ХОД ИГРЫ:
На площадке расставлены игрушки на расстоянии 2-3 метра. Дети бегают врассыпную, обходя игрушки. Как только прозвучит сигнал, каждый должен остановиться возле игрушки. Опоздавшему говорят: «Саша, торопись, у игрушки становись!» Можно заменить игрушки снежками.
ПРАВИЛА ИГРЫ: останавливаться возле одной игрушки может только один ребёнок.
Подвижная игра «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»
ЦЕЛЬ: Развивать у детей ловкость.
ИНВЕНТАРЬ: Маленькое зеркальце.
ХОД ИГРЫ:
Взрослый зеркалом делает солнечных зайчиков и говорит при этом:
- Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
Затем по команде: "Лови зайчика!" - ребенок бежит и пытается поймать "зайчика". Игра обычно проходит шумно и весело, ее можно повторить 2-3 раза.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Ловить зайчика только по команде, не толкать других детей.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Бурятская подвижная игра «ИГОЛКА,НИТКА,УЗЕЛОК»
ЦЕЛЬ: Закреплять умение детей действовать по сигналу, развивать умение бегать друг за другом змейкой.
ИНВЕНТАРЬ: не требуются
ХОД ИГРЫ:
Участники становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают Иголку, Нитку и Узелок. Все они друг за другом, держась за руки, то бегают в круг, то выбегают из него. Остальные участники впускают и выпускают их, не задерживая. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то выбираются другие Иголка, Нитка и Узелок. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, не отрывая друг от друга.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Иголка, нитка и узелок держатся за руки. Остальные участники не задерживают их.
Русская народная подвижная игра «ТЕТКА»
ЦЕЛЬ: Развивать бег, увертливость, воспитывать желание играть вместе.
ИНВЕНТАРЬ: не требуется.
ХОД ИГРЫ:
Считалкой выбирают водящего, который ловит участников игры и у пойманного спрашивает:
- У кого был?
- У тетки.
- Что ел?
- Клецки
- Кому отдал?
Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Выбирать разных водящих, не толкаться во время бега.
Башкирская народная подвижная игра «ЮРТА (Тирмэ)»
ЦЕЛЬ: развивать координацию, скоростные качества, быстроту реакции.
ИНВЕНТАРЬ: четыре стула и четыре платка
ХОД ИГРЫ: В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
ПРАВИЛА ИГРЫ: С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Украинская народная подвижная игра «ХЛЕБЕЦ (Хлибчик)»
ЦЕЛЬ: развивать координацию, скоростные качества, быстроту реакции.
ИНВЕНТАРЬ: не требуются
ХОД ИГРЫ:
Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлебчиком.
- Пеку-пеку хлебчик! (Выкрикивает хлебчик.)
- А выпечешь? (Спрашивает задняя пара.)
- Выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрю!
С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлебчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это ему удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлебчиком. Игра повторяется в том же порядке.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Последняя пара может бежать только после окончания переклички. Хлебчик не стоит на месте, а бежит за убегающими.
Белорусская народная подвижная игра «ПРЕЛА-ГОРЕЛА (Прэла-гарэла)»
ЦЕЛЬ: развивать ориентировку в пространстве, наблюдательность, быстроту реакции.
ИНВЕНТАРЬ: 5-6 игрушек
ХОД ИГРЫ:
Ведущий (или игрок) в разных местах прячет игрушки, сопровождая действия словами:
Прела-горела, за море летела,
А как прилетела,
Так где-то и села,
Кто первый найдет,
Тот себе возьмет!
После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо быстро.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Татарская подвижнаяигра: «ПРОДАЕМ ГОРШКИ»
ЦЕЛЬ: Закрепить бег по кругу навстречу друг другу, развивать желание добежать до свободного места в кругу.
ИНВЕНТАРЬ: не требуется.
ХОД ИГРЫ:
Участники делятся на две группы и считалкой выбирают водящего. Игроки- Горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым Горшком стоит его Хозяин, руки у него за спиной. Водящий находится за кругом, он подходит к одному из Хозяев Горшка и говорит:
- Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласится продать Горшок Хозяин, но не более трех) касается рукой Хозяина Горшка и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а оставшийся становится водящим.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Бег по кругу начинает водящий, Хозяин Горшка должен бежать в другую сторону.
Подвижная игра “БУЙВОЛЫ В ЗАГОНЕ”
(игра американских ковбоев)
ЦЕЛЬ: Закрепить бег в определенном направлении
ИНВЕНТАРЬ: не требуется
ХОД ИГРЫ:
Жеребьевкой выбирается Буйвол. Остальные игроки образуют “загон”, взявшись за руки. Буйволу необходимо выбраться из “загона”: он поднимает руки вверх, разгоняется и врезается в цепь из участников, пытаясь разорвать ее. Если разорвать цепь не удается, то Буйвол разбегается еще раз. После нескольких неудач из числа участников выбирают еще одного Буйвола. Теперь уже два Буйвола пытаются выбраться из “загона”. После того как Буйволы освободятся, игру начинают сначала с новым Буйволом.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Буйволу запрещается виснуть на руках детей, образующих загон, драться.
Дагестанская народная подвижная игра «ПОДНИМИ ПЛАТОК»
ЦЕЛЬ: развивать музыкально-ритмические движения, слух, быстроту реакции.
ИНВЕНТАРЬ: платок
ХОД ИГРЫ:
Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит мелодия, все танцуют. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.
Карельская народная подвижная игра «МЯЧ»
ЦЕЛЬ: Развивать меткость и глазомер. Совершенствовать силу броска.
ИНВЕНТАРЬ: мяч
ХОД ИГРЫ:
Играющие делятся на две команды. Игроки одной команды рисуют для себя на площадке крепость — квадрат, каждая сторона которого равна пяти шагам. Игроки другой команды находятся в поле. Они подходят к крепости не ближе чем на пять шагов. У одного из нападающих в руках мяч. Он бросает его в защитников крепости. Тот, в кого попали, поднимает мячик и бросает его в наступающих, а те, в свою очередь, снова бросают мячик в защитников крепости. Промахнувшийся выбывает из игры.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Наступающие бросают мяч с определенного расстояния, не ближе. Они могут увертываться от мяча защитников только в пределах поля, а защитники — в пределах крепости.
Эстонская народная подвижная игра «ПТИЦЫ (Линнумянг)»
ЦЕЛЬ: развивать координацию, скоростные качества, быстроту реакции.
ИНВЕНТАРЬ: маска ястреба, платочек для хозяйки.
ХОД ИГРЫ:
Играющие по считалочке выбирают хозяйку и ястреба, остальные — птицы. Хозяйка тайком от ястреба дает название каждой птице: кукушка, ласточка и т. д. Прилетает ястреб. У него с хозяйкой начинается перекличка:
- За чем пришел?
- За птицей.
- За какой?
Ястреб называет, например, кукушку. Она выбегает, ястреб ее ловит. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба. Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не поймает всех птиц.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Выбегать и ловить можно только угаданную птицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры народов мира (практическое пособие для воспитателей)
Материал преднозначен для ознакомление дошкольников с подвижными играми разных народов. Цель данного пособия: через ознакомление с подвижными играми, способствовать формированию толерантного отношения...
Подвижные игры народов мира
картотека подвижных игр народов мира для детей старшего дошкольного возраста...
"Фестиваль подвижных игр народов мира"
В данном конспекте закомлю делей с играми народов мира....
Консультация: «Подвижные игры народов мира».
«Заяц - месяц» (Беларусь)Играют 10 и более человек. Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:- Заяц-месяц, где был?- В лесу.- Что делал?- Сено косил.- Куда клал?- Под колоду.- ...
"Подвижные игры народов мира".
Сценарий физкультурного досуга для подготовительной группы ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ МИРА Цель: Познакомить детей с народными играми других стран. Задачи: Способствовать проявлению двигате...
Картотека подвижных игр народов мира
В картотеке представлены игры народов мира....
Каталог подвижных игр народов,проживающих на территории Калининградской области
Описание подвижных игр народов,проживающих на территории Калинниградской области...