Методические рекомендации «Здоровьесбережение в ДОУ»
методическая разработка по теме

Бетина Светлана Валерьевна

Методические рекомендации «Здоровьесбережение в ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации «Здоровьесбережени е в ДОУ»

Здоровье - это то, что желает иметь каждый человек, но никто не может быть абсолютно здоровым. Но можно эффективно противостоять разрушающим влияниям окружающей среды, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психологического здоровья. Сохраняется высокий, удельный вес острой заболеваемости, отмечается тенденция к росту такими заболеваемостям как: ожирение, миопатия, плоскостопие, нервопсихические расстройства и аллергические заболевания. Резко возрастает число детей страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличивается число убийств и самоубийств. Идет деградация молодого поколения России, вместо акселерации наступает децелерация (за последние года в 20 раз увеличилось количество низкорослых). Тают ряды защитников Отечества. Около 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показаниям. Установлено, что в благополучных семьях нервно – психические расстройства у детей встречаются в 3 раза реже, чем в неблагополучных, заболевание органов пищеварения в 2,5 раза, лор – органов в 1,5 раза. «Но не следует сводить проблему к сугубо внешним биологическим и социально – экономическим причинам», говорит доктор медицинских наук руководитель научно–внедренческой лаборатории физиолого–здравоохранительных проблем образования Владимир Филиппович Базарный. «Главная причина нынешнего нездоровья нации – это способ, система воспитания детей, как в семье, так и в образовательных учреждениях. Эта система и породила эволюционную цепь телесной, психической и духовно – нравственной деградации сменяющих друг друга поколений и не только у нас в стране» в связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей формирования у них ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Для этого в каждом дошкольном учреждении необходимо создать эффективное здоровьесберегающее пространство.

Здоровьесберегающее образовательное  пространство – это система условий и взаимодействие всех участников образовательного процесса, основанная на разумном приоритете ценности здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию в образовательной  работе и содержании образовательных программ.

Звенья здоровьесберегающего образовательного пространства:

  1. Создание здоровьесберегающей среды.
  2. Проведение мониторинга здоровья детей.
  3. Воспитание приоритета ценности здорового образа жизни.
  4. Развитие двигательной активности дошкольников.
  5. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
  6. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
  7. Взаимодействие детского сада с родителями по вопросам оздоровления детей;

   1.  Для решения проблемы по созданию здоровьесберегающей и комфортной среды необходимо  использовать  подбор цветовой гаммы группового  пространства и их озеленение.
      Доказано, что с раннего детства ребенок активно воспринимает мир света и цвета. Причем предрасположенность к любимым цветам меняется на протяжении всей его жизни. Облачаясь в одежду любимого цвета или наслаждаясь красками природы, ребенок ощущает комфорт, спокойствие и внутреннее удовлетворение.  Нелюбимые же цвета ребенок просто предпочитает отвергать, ослабляя неблагоприятное воздействие1.
Реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Цвет влияет на эмоциональное состояние человека, вызывает соответствующие изменения в организме (учащение пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т.п.), а значит на работоспособность и процесс обучения. В связи с этим основной задачей при оформлении дизайна помещений детского сада должен стать:

  • подбор цветовой гаммы, способствующей повышению работоспособности, сохранению эмоционального комфорта, психологического спокойствия.

      Озеленение группы имеет немаловажное значение. Это не только связано с необходимостью придать группам более живой вид, но и способствовать эстетическому воспитанию детей, сохранению их здоровья. Поскольку значимость зеленых растений известна давно.
     Очень важно не перенасытить пространство зеленью, потому что скученность неминуемо ведет к появлению тли, различных грибковых и вирусных заболеваний. Поэтому растения расставляются с обязательным расстоянием, не допуская соприкосновения соседствующих растений, во-вторых,  а раз в два-три месяца проводится профилактическую обработку специальными препаратами, которые в широком ассортименте продаются в магазинах.
     В исследованиях психологов рекомендуется использовать цвета желтовато-зеленого или желтого-оранжевого.  Конечно, влияние цвета индивидуально и специфично для каждого человека, но существующие общие закономерности:

  • синий и голубой цвета – успокаивают,
  • красный и оранжевый – возбуждают,
  • зеленый и желтый – создают настрой «психического равновесия», повышают работоспособность, создают положительный эмоциональный настрой,
  • белый – отражает до 80% света, повышая освещенность, но снижает эмоциональный настрой.

     При этом учитывается возраст детей и на какую сторону выходят окна здания.

Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л. С. Выготскому, должна соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и "зоне ближайшего развития" самого сильного ребёнка в группе.

   Наряду с заводскими пособиями целесообразно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно может позволить обойтись без существенных материальных затрат, что весьма важно в условиях недостаточного финансирования дошкольных учреждений

2. Основополагающим элементом в создании механизма здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья детей: диагностика соматического (текущего), физического, психического и нравственного состояния, анализ, контроль и отслеживание динамики позитивных и негативных изменений здоровья. Наряду с традиционными методами отслеживания - ежегодным профилактическим медицинским осмотром детей, проверкой физического развития детей на занятиях по физическому развитию можно использовать следующие методики, позволяющие собирать необходимую информацию: исследование уровня адаптации вновь прибывших детей,   изучение познавательной активности, эмоционального состояния, уровня освоения программы

        Возможно использовать  тесты для определения работоспособности и развития утомляемости,  тестовые карты оценки валеологической грамотности детей, навыков ведения здорового образа жизни, выполнения правил техники безопасности, технологической готовности ребенка к самооздоровлению и формированию своего здоровья и др.
     Данные диагностических обследований анализируются специалистами и медицинскими работниками, педагогами, выявляются причины, отрицательно влияющие на состояние здоровья детей, по их результатам корректируется учебно-воспитательная и коррекционно-оздоровительная работа в ДОУ, планируется индивидуальная работа.

  3.Состояние здоровья современного человека зависит не только  от внешних условий, но и от его собственного отношения к  здоровью.  Понятно, что выработка такого отношения - важнейшее условие  оздоровления общества. И начинать его необходимо с дошкольного возраста, потому что именно в этом возрасте происходит процесс формирования мотивов полезного для индивида и общества  поведения.  

        

       В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача - сформировать у ребёнка необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания  в повседневной жизни.

 Весь процесс обучения включает в себя три этапа:
1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
2. Этап углубленного изучения.
3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению.

Остановимся на основных компонентах здорового образа жизни:

1. Правильное питание.

2. Рациональная двигательная активность.

3. Закаливание организма.

4. Развитие дыхательного аппарата.

5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

   Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка. Только совместными усилиями специалистов разных областей знаний (медицины, физической культуры и спорта, психологии) можно решить эту сложную проблему.

Каковы пути решения проблемы?

       Начинаем с себя, самосовершенствуемся: перестраиваем мышление на здоровый образ жизни; пополняем собственный багаж теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.); овладеваем оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры; приобретаем и закрепляем практические навыки здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т.п.).

      Второй аспект — работа с родителями: проведение «ликбезов» по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, аутотренинги, дыхательные системы и т.д.); практических семинаров; семейных соревнований «Папа, мама, я — спортивная семья»; дней открытых дверей и других мероприятий.

Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат.

 Конкретизируя задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в контексте его основной цели — формирования физической культуры личности, можно выделить специфические и общепедагогические.

І. Специфические задачи

 1. Оздоровительные задачи: а) обеспечивать всестороннее и гармоническое развитие физических качеств дошкольников; б) способствовать функциональному развитию органов (сердце, легкие и др.) и систем организма (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.); в) содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопи; г)закаливать организм, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода), различные традиционные и современные методики закаливания; д) способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

   2. Образовательные задачи: а) формировать и совершенствовать у дошкольника жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.); б) сделать достоянием каждого ребенка элементарные базовые знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии, биомеханике движений, технике выполнения различных упражнений, правилам соревнований по спортивным играм и т.д.

ІІ. Общепедагогические задачи

Воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

Способствовать развитию воли, целеустремленности.

Формировать позитивные качества характера.

Способствовать эмоциональному развитию детей.

Воспитывать эстетические потребности личности ребенка.

Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности.

Как нельзя лучше задачи физического воспитания можно реализовать, используя систему занятий ритмической гимнастикой сюжетно-ролевого характера. Суть ее состоит в триединстве воздействия на организм и личность ребенка движения, музыки и сюжета. Каждый из этих компонентов несет в себе огромные возможности. Движения включают общеразвивающие упражнения, элементы различных гимнастических школ, народных, эстрадных и спортивных танцев, лечебной гимнастики, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику и др.

Музыка является основополагающим фактором при составлении комплексов ритмической гимнастики. Неся в себе положительную энергетику, она должна быть доступна восприятию маленького человека, чтобы он мог почувствовать и воспроизвести с помощью движений характер услышанной мелодии, ее темп, силу, окраску.

Третья составляющая часть — сюжет, по которому выстраивается занятие. Русские и зарубежные музыкальные сказки, в которых дети попадают вместе с героями в различные ситуации, учат поступать благородно и честно, постигать народные традиции и житейские мудрости. С помощью образных движений дети передают характеры героев и антигероев (Буратино и Карабас Барабас, Али Баба и Касым, Красная Шапочка и Серый Волк и др.), вместе радуются победе, веселятся и страдают. Сюжет каждой музыкальной сказки и двигательный материал, изучаемый детьми в ходе физкультурных занятий, можно целенаправленно использовать при изучении основ математики (счет, ориентация в пространстве, манипулирование с числом и т.д.), на занятиях по развитию речи, экологии, иностранному языку, гигиене, анатомии и многим другим разделам знаний. Дети не только механически запомнят учебный материал, что часто происходит на «сидячих» занятиях, но и прочувствуют его через двигательную и эмоциональную деятельность, что значительно упрочит и углубит воспринятое ребенком.

Используя такие музыкально-ритмические сказки-сюжеты как основу для познавательной деятельности, можно значительно увеличить двигательную активность дошкольников.

Ежедневные занятия сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой позволят успешно решать проблему гиподинамии, которая остается главной причиной развития различных недугов, начиная с дефектов осанки и заканчивая сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Кроме сказочных, возможно использование сюжетов на тему природы, что способствует более глубокому восприятию и изучению детьми времён года, животного и растительного мира, закономерностей Вселенной и Солнечной системы. Такие музыкальные сюжетно-двигательные задания можно дополнительно использовать на занятиях по экологии. Звучание классической музыки на этих занятиях даёт возможность параллельно привлекать детей к шедеврам мирового искусства, формировать у них эстетический музыкальный вкус.

И, наконец, сюжеты социально-бытового характера, отражая моменты реальной жизни, способствуют выработке у дошкольников жизненно необходимых знаний, умений и навыков. В зависимости от сюжета подбирается соответствующая музыка, наиболее ярко отражающая необходимые двигательные действия («Поход в кино», «Автодорога», «Помогаю маме» и др.).

Связанные между собой компоненты: движения, музыка и сюжет — сами по себе также представляют новую интегрированную систему, способную эффективно воздействовать на организм и личность ребенка.

    4.  Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Однако в ДОУ её значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно.

Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Явно недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

•  Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)

•  В дверных проёмах можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в "Классики".

•  Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.

•  Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.

Работа с карточками может помочь детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, научит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.

Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на карточках. Так, соединяя карточки, дети, например, составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают её сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.

Для повышения интереса к движениям можно продумать обозначения-значки ("серебряный", "бронзовый", "золотой") и обозначить показатели этих нормативов (например, для получения "серебряного" значка необходимо отжаться 7-10 раз, а для "золотого" - 10-20 раз). Размещаются карточки-нормативы на каждого ребёнка на наборном полотне в группе. После выполнения заданий на прогулке, в свободной игровой деятельности дети под руководством воспитателя дети режут полоски соответствующего цвета и укрепляют их на своей карточке.

Итоги целесообразно проводить два раза в год.

•  Для повышения заинтересованности детей в улучшении результатов в беге, прыжках, метании и других видов деятельности целесообразно оформить "Доску чемпионов" с фотографиями воспитанников "Лучший бегун", "Лучший прыгун", фотомонтаж (выполнение детьми различных упражнений), выпуск стенгазеты "Папа, мама, я - спортивная семья".

•  В группе необходимо собрать библиотеку книг о спорте, различные журналы, открытки.

•  Углублению знаний о физической культуре может способствовать решение детьми кроссвордов, собирание разрезных картинок с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря.

Все перечисленные выше факторы способствуют формированию у детей знаний о здоровом образе жизни и потребности в движениях.

Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.   

Использование тренажёров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах.

Массажеры можно использовать в процессе выполнения общеразвивающих упражнений.  

•  Массажёр "Орешки".

Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21 см ) капсул "киндер-сюрпризов", по бокам две ручки (использованные фломастеры).  

•  Дорожка "Апельсиновая"

Состоит из клеёнки шириной 35 см , длиной 2,5 м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.  

•  Тренажёр "Поймай мяч ловушкой"

Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м ) с капсулой от "киндер-сюрприза" на конце.

Цель - забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески.

•  Тренажёр "Попади в кольцо"

Деревянное кольцо (диаметр - 40 см ) крепится в дверном проёме на расстоянии около 1,5 м от земли. К кольцу пришивается тесьма (около 2 м ) с мягким шариком.

Ребёнок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется:: играющие должны не только бросать, но и ловить.

•  "Лыжи"

Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев "лыжи", выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника.

•  Напольные шашки

Полотно размером 1на 1 м расшито квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканчики из-под йогурта. Дети играют в шашки лёжа на полу, что позволяет разгрузить позвоночник.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Современные здоровьесберегающие технологии

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Руководитель физического воспитания

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Наиболее эффективной, апробированной, дающей заметные результаты является методика В.Ф.Базарного – доктора медицинских наук, профессора, педагога, новатора, академика Академии творческой педагогики, основателя нового направления в науке – здоровьесберегающей педагогики.

Основные принципы технологии Базарного В.Ф.:

  1. Природосообразная физическая основа образовательного процесса.
  2. Всеобщее трудовое и музыкальное воспитание детей.
  3. Традиции народной педагогики и национальная культура – фундамент образования.

«Опыт, природосообразность, целостность, преображение, раскрепощение, свобода, творческая личность и ответственность – вот ключевые категории нашей системы и нашей научно – практической деятельности» - говорил Владимир Филиппович Базарный.

Цель: Создание комплекса мер по укреплению и развития здоровых детей, формированию потребности здорового образа жизни на основе программы Базарного В.Ф. «Здоровое, гармоничное, раскрепощенное развитие детей в учебно–познавательном процессе».

Основные положения методики:

  1. Режим динамических поз.

2. Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята и дети находятся в носочках из натуральной ткани (идеальный вариант босиком).

Особенности: В целях профилактики плоскостопия и массажа под ногами детей помещается коврик и натурального материала (соломка, хлопок).

  1. Сенсорно – координаторный тренажер.

Особенности: В 4-х углах располагаются сюжетные картинки (которые меняются 1 раз в 2 недели). На счет учителя 1-2-3-4, 4-3-2-2 и беспорядочно дети фиксируют взгляд на картинках, совершая синхронные движения глазами, головой, туловищем 1-5 минут.

  1. Офтольматологические тренажеры.

Особенности: в целях укрепления мышц глаз, снятия утомления, применяются «Офтольматологические круги».

Схема-тренажер находится на потолке. Незамысловатые круги и восьмерки  -  схемы-траектории – используются для разминки и укрепления мышц глаз. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно дети делают непроизвольные движения головой, шеей, туловищем. По мнению доктора В.Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за один год, и он может отказаться от очков.

Кроме  этого используются подвижные «сенсорные кресты»: деревянные планки, подвешенные к люстре  в углах группы, на которых располагаются дидактические материалы, карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме по цвету и размеру, которые раскладываются в любой точке группы. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц. Карточки с дидактическими заданиями располагаются в группее везде: на книжных полках, на окне, даже за выключателем.

Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения применяются экологические панно (2-3 м).

На панно изображается уходящий в бесконечность сельский пейзаж (река, береза, село). С помощью специальных манекенов  и карточек разворачиваются сюжеты занятий. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года. Из манекенов кукол и движущихся предметов создаются самые разные сюжеты.

Обязательным учебным предметом доктора В.Ф. Базарного является детское хоровое пение.

Пение является мощным средством балансировки нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата, органов дыхания. Познание мира детьми осуществляется на основе зрительно-образного моделирования в режиме одухотворенной перспективы.

Прежде чем начать работу по методике В.Ф. Базарного, необходимо изучить соответствующую литературу по валеологии, ознакомиться с опытом использования здоровьесохраняющих принципов обучения и воспитания в детском саду. Воспитателю необходимо постоянно перемещаться по группе, быть активным, чтобы дети следили за ним. Для восстановления связи между зрением и общим мышечным чувством все  занятия  строятся в режиме «динамических поз».

6.  Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.

Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К внешним источникам  угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности: Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.

2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми. Не случайно мы начали книгу с критериев отбора сотрудников для работы с самыми маленькими.

3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.

4. Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

7. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.

8. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.

10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

11. Неблагоприятные погодные условия.

12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. п.

Внутренними источниками  угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

     Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву.

Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана система обшей и индивидуальной психологической защиты детей.

Индивидуальная программа психологической защиты выстраивается на основании изучения личностных особенностей данного ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. Делает это психолог дошкольного учреждения при участии родителей и воспитателей группы.

Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что адаптация в социально-гигиенической среде яслей проходит или уже прошла успешно.

Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указывается время и длительность сна, прием пищи, прогулок, занятий.

С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но, с другой - можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться непродуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня.

Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и служит стрессовым фактором.

Режим дня детей в дошкольном учреждении должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное дня них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости. Такой режим принято называть гибким, так как в нем продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию.

Приводим описание нескольких вариантов гибкого режима

ВАРИАНТ (для плохой погоды)

Специфика режима дня в случае неустойчивой и неблагоприятной погоды заключается в том, что день ребенка эмоционально насыщается, а прогулочной зоной становится все учреждение. Прогулки организуются в физкультурном и музыкальном зале. Сквозным проветриванием помещения предварительно остужаются до 14-16 % затем открываются внутренние рамы окон (в наружных часть стекол имеет микроотверстия) и угловая фрамуга. Дети, одетые соответственно температуре зала (с учетом того, что идет постоянный приток прохладного воздуха), находятся в нем минут 40. Воспитатель приносит игрушки, мячи, организует веселые подвижные игры. Несложно для таких ситуаций сделать небольшую складную песочницу (ведра на два песка),

В групповой в это время проводятся сквозное проветривание, влажная уборка и на полную мощность включаются бактерицидные светильники. Дети возвращаются в свежеубранное и проветренное помещение.

В течение дня нужно не менее двух подобных прогулок. Кроме того, предусматривается выход детей на 30-40 минут за пределы своей групповой, так сказать в гости. Можно, например, посмотреть мультики в комнате эмоциональной разгрузки. Больше всего наши малыши любят ходить в гости к детям старших групп, ведь там так интересно!

Режим дня для неблагоприятных погодных условий составляется методистом дошкольного учреждения в сентябре. Группам выделяется конкретное помещение для организации прогулки и определяется ее время; указывается время и порядок "хождения по гостям". В каждом помещении детям создаются условия для развивающей деятельности. Например, в изостудии для них готовится стол с кучей глины, или на полу расстилаются листы ватмана - и рисуй себе красками, не пачкающими пальчики, что хочешь. В игровой комнате ждут детей игрушки-забавы, самовар с чаем и обязательно молоко. Старшие дошкольники приготовили для них "рынок", где "продаются" игрушки, сувениры, украшения, сделанные собственными руками. Большим успехом пользуются у малышек прыгающие бумажные лягушки, глиняные свистульки, лодочки из коры или бумаги, которые тут же можно пустить в таз с водой.

Режим дня предусматривает обязательно какое-либо музыкальное развлечение. Причем программа его готовится взрослыми заранее. Это могут быть кукольные спектакли или драматические постановки, концерты, веселые аттракционы, сюжетно-игровые занятия с большим количеством персонажей.

Наличие такого предварительно составленного режима позволяет быстро реагировать на изменение ситуации, а его реализация предупреждает вероятность физиологического стресса организма детей в связи с кислородным голоданием и невозможностью в ограниченном пространстве группы создать полноценные условия для удовлетворения естественной потребности ребенка в движении.

ВАРИАНТ (в дни карантинов и периоды повышенной заболеваемости)

В периоды повышенной заболеваемости в режиме дня увеличивается общая продолжительность пребывания детей на свежем воздухе, выделяется время для проведения специальных лечебно-профилактических процедур, уменьшается количество занятий с повышенными физическими и интеллектуальными нагрузками. А вот свободное передвижение по дошкольному учреждению резко ограничивается, чтобы было как можно меньше контактов. Этот режим разрабатывается методистом совместно с врачом и старшей медицинской сестрой дошкольного учреждения.

Режим дня на случай разного рода карантинов продумывается врачом после соответствующей консультации с эпидемиологом. Специфика его в четкой ориентации на организацию лечебно-профилактической работы по типу дневного стационара. Ведь весьма вероятно, что в коллективе, кроме явно больных детей, есть и другие, подвергшиеся инфекции, но их болезнь еще не выявлена. Она в стадии инкубационного периода. Такое отношение во многом помогает предотвратить распространение инфекций. В дни карантинов мы уменьшаем количество занятий, их эмоциональную насыщенность, увеличиваем прогулки и длительность сна, проводим активные лечебно-профилактические процедуры.

Помимо налаженного многовариантного гибкого режима программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в дошкольном учреждении включает:

1. Комфортную для психологического состояния детей организацию режимных моментов: сна, питания и т. п. (см. выше).

2. Систему профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры, повышающие эмоциональное состояние, и т. п.

3. Арома- и фитотерапию - путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.

4. Работу с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это увлекает детей и отвлекает от неприятных эмоций.

5. Музыкальную терапию - регулярно проводимые музыкальные паузы, игру на детских музыкальных инструментах.

6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.

7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.

8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.

9. Развитие предметно-пространственной среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.

За реализацию этой программы несет ответственность служба психолого-педагогического мониторинга под руководством психолога дошкольного учреждения. Он осуществляет регулярную диагностику психического состояния детей, изучает их настроение, самочувствие в связи с педагогическими воздействиями. Другими словами, отслеживается реализация важнейшего гуманистического принципа: "Не навреди!".

7.Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад  и семья.  
      Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нужд семьи, быть в курсе последних достижений науки.
Общение будет успешно,  если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе общения обогащает  свой информационный багаж. Важным условием является создание моделей «воспитатель - родитель», «воспитатель -психолог - родитель». Особая форма общения в этих моделях доверительно-деловой контакт.
    На этапе первичного знакомства родители знакомятся принципами работы ДОУ и семьи: открытость, сотрудничество, создание активной развивающей среды, принцип индивидуального подхода к каждой семье.
    Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Посмотри, родная мама, как мы в садике живем» мы проводим в нетрадиционной форме. К нему следует очень тщательно готовиться, ведь от первичного восприятия педагога и семьи зависит их дальнейшее сотрудничество.
  В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы  используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей;  участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды;   работа с родительским комитетом группы;  тренинги;
 родительские гостиные;  почта Доверия, анкетирование. Красочные наглядные стенды в приемных знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приводятся интересные факты, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, руководителя изостудии, физкультурного и музыкального работников.
    В результате повышается  уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Создание здоровьесберегающего пространства можно наглядно представить в виде плана оздоровительной работы детского сада:

Мероприятия

цель проведения

Время проведения

1.Утренний фильтр во время приема детей, с опросом родителей  о самочувствии ребенка.

Снижение заболеваемости

В течении года.

2.Лечебно – профилактическая работа.

  • Поливитамины
  • Аскорбиновая кислота
  • Элеутероккок
  • Смазывание носовых ходов оксолиновой мазью
  • Профилактические прививки
  • Реакции Манту

Снижение и профилактика простудных, вирусных и инфекционных заболеваний

1 др.2 р в день в течении 2-х недель (октябрь, март)

1 др.1 р в день в течении 2-х недель (октябрь, март)

1 к на год жизни во время вспышки заболеваемости

во время вспышки заболеваемости

по графику прививок в соответствии с возрастом детей

по графику прививок

3.Рациональное питание

  • Ограничение «жестких» методов обработки продуктов
  • Учет состояния здоровья детей
  • Введение в рацион овощей, соков, фруктов
  • Витаминизация третьих блюд
  • Соблюдение технологии приготовления блюд, сроков хранения и реализации скоропортящихся продуктов

Улучшение физического состояния, повышение иммунитета,

профилактика пищевых отравлений.

В течении года

4.Создание здоровьесберегающей образовательной среды

1.Проверка правильности подбора мебели.

2.Обновление спорт уголков в группах.

3.Оформление спортплощадки.

4.Приобретение спортивного инвентаря для спортзала и на группы.

Сентябрь

Сентябрь

май

В течении года

5.Создание оптимального психологического климата за счет личностно – ориентированной модели взаимодействия с детьми

  • Адаптационная группа кратковременного пребывания
  • Обеспечение дифференциации и индивидуализации режима дня по принадлежности  к полу, по уровню развития, по возрасту, по состоянию здоровья
  • Уголки уединения
  • Уголки семьи
  • Игры с водой, пластилином, бумагой
  • Музыкотерапия
  • Сказкотерапия              

Сохранение психологического здоровья детей

В течении года.

6.Организованная двигательная активность.

  • Утренняя гимнастика
  • Физкультурные занятия с учетом группы здоровья, соблюдением возрастных нагрузок
  • Режим моторной свободы , смена динамических поз на других занятиях
  • Физкультминутки на занятиях
  • Движения на музыкальных занятиях
  • Подвижные игры и упражнения на прогулке
  • Гимнастика пробуждения

Повышение сопротивляемости организма, улучшения физического состояния, развитие двигательной активности

В течении года

7.Физкультурно – оздоровительные мероприятия.

1.Физкультурные досуги:

«Радуга – дуга» ср.гр

 «Большое представление в цирке» ср.г

«Русские игрища» ст, подг

«Чьи башмачки» 2 мл.гр

«Школа космонавтов» ср.гр

2.Спортивные праздники.

 «Друзья здоровья»»

«Снежная королева»

«Масленница»

«Юморина 2008»

«Зарничка»

«Малые Олимпийские игры»

«Здравствуй лето красное!»

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Февраль

Март

апрель

ноябрь

декабрь

январь

март

апрель

май

май

 

июнь

8.Закаливание

  • Оздоровительные прогулки
  • Обширное умывание
  • Воздушные ванны до и после сна
  • Ходьба босиком до сна
  • Ходьба босиком после сна по массажным коврикам
  • Ходьба в носочках
  • Санация носоглотки
  • Дыхательная гимнастика
  • Точечный массаж
  • Упражнения по технологии Базарного
  • Подбор одежды, адекватной температурным условиям

Повышение сопротивляемости организма, улучшения физического состояния

В течении года

9.Соблюдение воздушного режима в помещениях

  • Обеспечение необходимой температуры воздуха

А\ в группе 19 – 20

Б\ во время сна 17 – 18

В\на физкультурных занятиях 17 – 18

  • Обеспечение чистоты воздуха в помещениях
  • Сквозное проветривание

в отсутствие детей

  • Сон детей с открытым окном
  • Аэрофитотерапия.

Повышение сопротивляемости организма, улучшения физического состояния, укрепление дыхательного аппарата ребенка

В течении года

В теплое время года

В течении года

10.Валеологическое сопровождение образовательного процесса

  • Проведение занятий по валеологии
  • Обеспечение валеологического сопровождения на других занятиях и в свободной деятельности.
  • Проведение работы с родителями по воспитанию здорового образа жизни

В течении года

11. Работа группы оздоровительной направленности (возраст с 4 до 5 лет)

  • Щадящий режим дня (дополнительный сон
  • Сок дополнительно
  • Дополнительное занятие по физическому развитию
  • Введение БОС –технологии «Учимся и оздоравливаемся
  • Лабораторные исследования
  • Мониторинг здоровья

В течении года

В зимнее время года

В течении учебного года

В течении учебного года

2 раза в год

2 раза в год

12.Работа с педагогами, техническим персоналом

  • Регулярное проведение инструктажей по САНПИНУ
  • Консультирование педагогов по оказанию первой неотложной помощи детям
  • Проведение учебно - тренировочных эвакуаций, на случай возникновения экстремальных ситуаций

Снижение травматизма, охрана жизни и здоровья детей

2 раза в год

по плану МДОУ

1 раз в месяц

13Работа с родителями

  • Вводный инструктаж родителей при поступлении ребенка в ДОУ, о правилах и нормах посещения ребенка
  • Уголки здоровья для родителей
  • Консультирование родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
  • Проведение родительских собраний
  • Проведение совместных праздников здоровья

Сохранение и укрепление здоровья детей и взрослых, санитарное просвещение родителей

При приеме детей

В начале учебного года

В течении года

По плану ДОУ

2 раза в год

14.Анализ состояния здоровья воспитанников, подведение итогов лечебно – оздоровительной работы.

Выявление эффективности лечебно – оздоровительной работы, планирование дальнейшей работы по выявленным итогам

Декабрь

июнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей подготовительных групп по здоровьесбережению в ДОУ

На сегодняшний день проблема сохранения здоровья населения РФ является одной из глобальных. Среди многочисленных проблем, которые стоят перед разными специалистами дошкольных учреждений педагогами, ...

Методические рекомендации для родителей и педагогов по здоровьесбережению

Для укрепления здоровья детей дошкольного возраста, данные рекомендации; могут быть полезными как для воспитателей ДОУ, так и для родителей. Вы сможете после печати материала, скрепить как брошюру или...

«Здоровьесбережение в детском саду» (методические рекомендации для воспитателей)

Цель:–     сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «УРОКИ АЙБОЛИТА»

Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «УРОКИ АЙБОЛИТА»...

Программа-проект ДОУ «Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»

Программа-проект ДОУ «Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»

Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»...

Программа-проект ДОУ «Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»

Программа-проект ДОУ «Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «Уроки Айболита»...