«ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВЫХОДИ ИГРАТЬ ВО ДВОР» (ПОД РЕД. ВОЛОШИНОЙ Л.Н.), МОДУЛЬ №2 «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
статья (старшая группа) на тему
Реализация важнейших положений ФГОС ДО, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ВЫХОДИ ИГРАТЬ ВО ДВОР»
(ПОД РЕД. ВОЛОШИНОЙ Л.Н.), МОДУЛЬ №2 «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Беликова О.В., воспитатель;
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»
города Губкина Белгородской области
Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, признанием дошкольного образования, как первой ступени образования в системе непрерывного образования.
Реализация важнейших положений ФГОС ДО, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.Н.Волошина, В.Г. Алямовская, О.М.Дьяченко и др. [4].
Двигательная деятельность - естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием разностороннего развития и воспитания ребенка[1].
Непременной составляющей двигательной деятельности являются регулярные занятия физической культурой с использованием игр с элементами спорта.
Игра всегда являлась самым привлекательным для детей видом деятельности. Потребность ребенка в движении является одной из его базовых потребностей и вызывает необходимость его участия в подвижных и спортивных игах в организации двигательной деятельности, особенно в холодный период, когда по ряду причин активность значительно снижается. В зимний период предоставляются прекрасные возможности для организации разнообразных форм двигательной деятельности с дошкольниками на свежем воздухе, которые невозможно использовать в другое время года: можно играть в снежки, лепить снеговиков, съезжать с горки на санках, разгребать снег и строить. Зима дарит возможность кататься на лыжах, коньках, играть в хоккей. А это не только весело, но и полезно [3].
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка» активно реализует парциальную программу по физическому развитию «Выходи играть во двор» в рамках проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья»)
В основу программы заложены гуманистические идеи современного образования, личностно-ориентированный подход. Её содержание направлено на развитие личности ребенка, позитивную социализацию индивидуализацию, становление ценностей здорового образа жизни. Программа построена на принципе регионализации образования и создает условия учета этнических особенностей, как одного из факторов духовного и физического развития ребенка [5].
Образовательный процесс в ДОО по апробации программы «Выходи играть во двор» (модуль №2 «Зимние забавы») построен с учетом индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией, состоянием здоровья и проектировался на основе постепенно усложняющихся двигательных задач в обучении спортивным играм и деятельностном подходе.
Программа реализуется в разнообразных формах организации двигательной деятельности детей и взрослых на открытом воздухе. Педагоги ДОО реализуют модуль «Зимние забавы» по трем темам:
- «Мы хоккеисты»
- «Для зимы привычны санки»
- «Зима пришла, вставай на лыжи»
Организация игровой деятельности в парциальной программе «Выходи играть во двор» представляет собой комплекс различных двигательных действий. В данном случае это двигательные действия с использованием санок, лыж, клюшек, помогающие обогащать двигательный опыт детей, развивать их способности, укреплять здоровье. Вместе с тем для предложенных в программе подвижных игр характерна высокая интеллектуальная динамичность, связанная с решением внезапно возникающих задач. Она является важнейшим фактором развития координации движения, познавательных и двигательных способностей [5].
Педагоги ДОО включают в содержание регионального компонента основной образовательной программы зимние подвижные игры и игровые упражнения, не только соответствующие принципам развивающего обучения, но и отражающие национальные традиции. В зависимости от погодных условий и интересов детей педагоги используют их при планировании и реализации образовательной деятельности и активного отдыха (образовательная область «Физическое развитие»).
Двигательная деятельность в соответствии с содержанием программы реализуется в ДОО в режиме дня в различных формах:
- Третье физкультурное занятие, которое проводится на открытом воздухе.
- Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя разминка, физкультминутки, динамические часы (часы подвижных игр на прогулках).
- Активный отдых (спортивные праздники, развлечения, досуги, участие родителей в праздниках, развлечениях) .
- Самостоятельная двигательная деятельность в течение дня [5].
Формы проведения занятий различные: обучающие, занятия в форме подвижных игр и игровых упражнений, сюжетные тематические, обобщающие, занятие – соревнование, контрольные, занятия – зачеты. Схема построения игровых физкультурных занятий традиционна. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части занятия используются специальные приемы на развитие интереса и познавательной мотивации, например: педагог обращает внимание детей на сугробы, которые расположены на спортивной площадке: «Зимушка - зима, много снега принесла и засыпала санки, найдите под каким сугробом санки. ( Дети подходят к санкам, которые накрыты белым покрывалом).
Создание игровой мотивации способствует увлеченному выполнению детьми физических упражнений. Мотивация придает смысл двигательной деятельности. Интерес детей вызывает воображаемая ситуация, представленная в образной, яркой форме, связанная с необычными условиями [2].
Оказывается, даже такая знакомая всем нам забава, как игра в снежки, - вовсе не бесполезное и бессмысленное занятие. Вылепливая снежок, ребенок развивает мелкую моторику, метая его в неподвижную или перемещающуюся цель – развивает глазомер и учится соотносить результат своего действия с приложенными усилиями. А какая ловкость нужна, чтобы увернуться от снежка! Таким образом, используя минимум средств, можно развить у ребенка важнейшие физические качества, такие как скорость, сила, гибкость, выносливость, координация движений, чувство равновесия, ловкость, сноровка и т.д. В процессе спортивной игры ребенок не только овладевает «азбукой движения», но и пополняет резервы своего здоровья.
Если спросить, какое изобретение человека самое древнее, все, наверное, назовут колесо, а ведь сани древнее колеса! Издавна санки были любимейшим, зимним развлечением для детей. Как весело, волнительно мчаться вниз с большой раскатанной горы! Сердце замирает перед высоким прыжком, взлетают санки, поднимают на мгновенье своих седоков в воздух и мчатся дальше. А дети это делают по-разному – сидя на санках верхом, лежа на животе, лёжа на спине, стоя на коленях. На спуске с горки задание усложняется: построить ворота из прутиков или снежных «кирпичиков», при спуске на санках с горки собрать расставленные вдоль склона разные предметы (игрушки, кегли и т.п.). Если на прогулке – группа детей, то значительный интерес у них вызывают разнообразные игры-эстафеты с санками. Например, «гонки на санках»: дети с санками становятся на линию старта – одни садятся на санки, другие – возницы. Или игра «Быстрые санки»: на исходную линию ставятся санки в шеренгу, дети на них ложатся на живот и по сигналу начинают передвигаться вперёд как можно быстрее, отталкиваясь от снега обеими руками.
Огромную радость доставляет дошкольникам ходьба на лыжах! Лыжи — прекрасное средство физического развития ребенка. Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, а умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц, средством закаливания. Навыки передвижения на лыжах закрепляются и совершенствуются в различных играх на площадке: «Шире шаг», «Кто самый быстрый», «Встречная эстафета», «Не задень», «На одной лыже» и др.
Использование игровых технологий способствует развитию двигательных способностей дошкольников, удовлетворению потребности самостоятельного выбора действия и партнеров, а также стимулирует инициативность и активность ребенка. А отсутствие жесткой регламентации действий и вариативность в программе создают условия для развития самостоятельности и, творчества дошкольника [4].
С целью развития творческой двигательной компетентности у старших дошкольников была выбрана система работы по карточкам и схемам, которые по своему функциональному назначению были разделены на следующие группы: «предметные картинки», «предметно-действенные схемы», «действенно-схематические модели», «схематичные модели», «конструктивно-расчлененные модели». Предоставление старшим дошкольникам свободы выбора упражнений и двигательных заданий стало предпосылкой проявления ими активности, инициативы, самостоятельности .
Самостоятельная двигательная деятельность — это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Много внимания в модуле отведено самостоятельной двигательной активности. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. По данным физиологов (И. А. Аршавского, С. М. Громбах), дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности [4].
Несомненно, что живое участие родителей в двигательной деятельности является хорошим примером для детей по формированию привычек здоровьеориентированного поведения и способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех.
Очень интересной была встреча в ДОО с мастерами спорта по лыжным гонках, победителями Всероссийских и региональных соревнований, семьей воспитанника Вячеслава Фетисова - Екатериной и Владимиром Фетисовыми. Сначала они провели мастер класс, где упражняли детей в перекрестной координации рук и ног на специальном оборудовании и в умении стабилизировать темп движения при катании на лыжах. Рассказали о лыжероллерах и продемонстрировали на них катание. Потом все вышли на лыжный стадион ДОО и с удовольствием катались!
Благодаря совместным усилиям педагогов, сотрудников, воспитанников и их родителей, в ДОО появились мини-стадионы на всех игровых и двух спортивных площадках детского сада, где дети с удовольствием играют в хоккей.
Клюшками дети стараются загнать льдинку в лунку, круг или воротца. Играют в игры «Передай шайбу», «Кто быстрее догонит шайбу до круга», «Снайперы», «Гонки с шайбой», «Не выпусти шайбу из круга», «Ледяная карусель», «Загони в ворота», «Хоккеисты», «Веди, веди, да не подведи», свободные игры с клюшкой и шайбой и т.п.
В целях популяризации зимних видов спорта среди дошкольников и их родителей, развитие интереса и способностей к зимним видам спорта, укрепления здоровья детей через двигательную активность на свежем воздухе в зимний период, создания единого спортивно-оздоровительного пространства города, на губкинской территории стало традицией проведение территориальной зимней спартакиады «Хоккейный турнир!» и муниципальных спортивных соревнований «Санный турнир!» с участием дошкольных образовательных учреждений. В соревнованиях принимает участие 25 команд из дошкольных учреждений Губкинского городского округа, 150 участников. Дошкольники состязаются в эстафетах: «Ловкий хоккеист», «Обведи не подведи», «Забей гол», «Точный пас», «У нас спортивная пора – бежит по снегу детвора!», «Очень любим мы резвиться и по снегу прокатиться!», «Наши сани едут сами!».
Разработанная система активизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации парциальной программы «Выходи играть во двор» в зимний период, позволила не только добиться значительных результатов в активизации двигательной деятельности, в физическом развитии дошкольников, но и учесть непохожесть детей друг на друга, ярко выраженные индивидуальные особенности, что особенно необходимо в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в современном детском саду.
Список литературы:
1.Волошина Л.В., Кудаланова Л.П. Игровые технологии формирования компетентности дошкольников в области укрепления здоровья: учебно- методическое пособие / Л.Н. Волошина, Л.П. Кудаланова. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. – 112 с.
2.Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников: моногр. [Текст] / Л. Н. Волошина. – Екатеринбург, 2004. – 160 с.
3. Волошина Л.Н. Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: автореферат дисс. на соискание степени канд. пед. наук. [Текст] / Л.Н. Волошина Л.Н. – Екатеринбург. – 2001. – 21 с.
4.Волошина Л. Н., Золотых И. Н., Корнева Л. В., Куринских И. В., «Зимние игры и забавы». Издательский центр «Вентана-Граф», 2016
5. Волошина Л.В., Гавришова Е.В. и др. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников/ Волгоград: Учитель, 2013. – 147 с.
6. Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»): методическое пособие / Л.Н. Волошина и др. – Воронеж: Издат-Черноземье – 2017. – 52 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация двигательной активности воспитанников в режиме дня в условиях реализации ФГОС
В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкол...
Консультация для педагогов "Организация двигательного режима дошкольников в летний период"
Одним из основных факторов оздоровления, является двигательная активность. Вот почему так важно правильно создать среду для развития всех физических качеств....
Развивающая стена,как средство организации образовательной деятельности дошкольника, развития его инициативности в условиях реализации ФГОС ДО.
Выступление на семинаре для педагогов ДОУ....
Организация проектной деятельности в ДОУ: опыт работы воспитателя условиях реализации ФГОС
ФГОС дошкольного образования определяет общение, игру и познавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка. На современном этапе одной из актуальных пр...
Организация двигательного режима дошкольников в летний период
Организация двигательного режима дошкольниковв летний периодОдним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физическог...
Выступление "Организация двигательной деятельности в физкультурно – оздоровительном центре, как условие повышения качества коррекционно – развивающей работы с детьми ОВЗ"
Выступление "Организация двигательной деятельности в физкультурно – оздоровительном центре, как условие повышения качества коррекционно – развивающей работы с детьми ОВЗ"...
Консультация для педагогов на тему: «Организация двигательного режима дошкольников в летний период»
Консультация для педагогов на тему: «Организация двигательного режима дошкольников в летний период»...