КОНСУЛЬТАЦИЯ Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников: «Совместная эколого-оздоровительная работа с детьми»
консультация
Материал для педагогов ДОУ о том как и в какой форме организовать детско-родительскую эколого-оздоровительную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Методические рекомендации
для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников: «Совместная эколого-оздоровительная работа с детьми»
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории
Девяткова Елена Валентиновна
Трудно даже перечислить известных писателей, философов и ученых, которым принадлежат различные высказывания о природе. Эта тема бесконечно интересовала людей, ведь они пытались таким образом проанализировать все наше окружение, фактически мир, в котором мы живем.
Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы. В.А. Сухомлинский
Мудрые люди не только восхищались красотой природы, но и говорили о пользе познания окружающего мира, прежде всего для самого человека и его здоровья в целом.
Природа – это здоровье человечества. Охранять природу – значит охранять Родину. М. Пришвин
Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы. Карлейль Томас (английский писатель)
Леса не только приносят великую пользу человеку, но и украшают и оздоровляют землю, поддерживают саму жизнь на земле. К. Паустовский
Обычно, говоря о загрязнении почвы, воды, воздуха, растительного и животного организмов, это в конечном итоге отражается на здоровье человека. Темпы роста отрицательных последствий человеческой деятельности настолько возросли, что природа, да и сам человек не может с ними справиться. Современными учеными получено много данных о роли загрязнения природной среды в возникновении различных заболеваний.
В связи с этим наша с вами совместная эколого-оздоровительная работа по сохранению и укреплению здоровья детей, сегодня актуальна, как никогда. Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с дошкольного возраста. Одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80% черт характера ребенка закладывается в семье.
Задача педагога — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, экологического здоровья. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура — это знания, практические навыки, эстетические переживания — эмоциональное отношение и практические поступки в поведении детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.). «Экологическое здоровье» - это понятие подразумевает, как разумно относиться к окружающей нас природе, к себе самому и что для этого надо делать, чтобы оставаться здоровым.
Чему мы должны научить детей?
1. Расширить представления о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
2. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среде своего населенного пункта.
3. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
4. Учить детей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
5. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и понятию «экологическое здоровье человека».
Чувство природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы. Основными принципами взаимодействия с родителями являются:
Доброжелательный стиль общения с родителями.
Позитивный настрой на общение, педагогический такт является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями. В общении педагога с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Сотрудничество в работе.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Основательная подготовка.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование, конференции, «Дни открытых дверей»), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, круглый стол, дискуссии, совместные собрания детей и родителей, собрание – конкурс, собрание – практикум, педагогическая мастерская, КВН ).
При организации родительского собрания на тему: «Экология и дети» воспитатель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить азбуку поведения в природе.
«Азбука поведения в природе»
- Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять.
Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
- Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
- Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.
Эффективной формой работы с родителями является, круглый стол «Воспитание доброты к природе».
Начать можно с прослушивания диктофонной или видео записи рассказов детей о своих питомцах или показа презентации о братьях наших меньших. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы — не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.
Здесь же, в рамках круглого стола дать советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
Советы и памятки родителям, чьи дети равнодушны к природе:
- Вырастите, совместно в семье комнатное растение, покажите ребенку, как ухаживать за ним, зарисуйте его (ребенок должен знать для чего выращивают комнатные растения, какая польза от них человеку, цветы очищают воздух — подарить кому-то, украсить комнату).
- В летний период организуйте совместно с детьми сад или огород на даче или возле дома – это прекрасное и эффективное совместное воспитательное воздействие на ребенка. Вместе ухаживайте за растениями. Совместная деятельность в огороде отвлечет ребенка от компьютера, телевизора и принесет только пользу развитию и познавательной активности. К концу лета вы своего ребенка не узнаете! Интересные моменты ухода за растениями можно сфотографировать или заснять на видео, а долгими зимними вечерами рассматривать и обговаривать, фрукты, овощи, зелень-это витамины полезны организму – такие моменты воспитывают у детей доброту и человечность.
- Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет жестокость по отношению к животным, то советую прочитать книги о природе В. Бианки, М. Пришвина, Чарушина, Паустовского, В. Осеевой, Л. Толстого и др.
Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать, если завести домашнего питомца невозможно, то можно приобрести игрушку-животное и обыгрывать ее.
- Оказывайте вместе с ребенком помощь животным на улице.
Вот некоторые примерные вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным:
1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?
2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?
3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?
4. Как Вы сами относитесь к животным?
5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в вашем доме? (книги, прогулки, ТСО, труд, уход.)
Собрания – конкурсы могут быть проведены под таким название: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Экология здоровья», «Экология и дети», на которых, родители получают тему для размышления о воспитании здоровых спортивных детей, могут тут же продемонстрировать свои успехи.
Педагогическая мастерская или бюро педагогических услуг – форма работы с семьей, в ходе которой может быть продемонстрирована определенная педагогическая работа с детьми, которая требует долгосрочной подготовки – это выставки детских работ на определенную тему, фотогалереи, презентации, проекты, театрализация, драматизация, мастер-классы, сценки, НОД с участием детей и родителей и т. д.
Еще одна форма работы с семьей — педагогические ширмы: «Время года – лето, весна, осень, зима» и др., в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. Летом предостеречь родителей от купания в загрязненных водоемах; об опасных клещах; о пожарах в лесу; зимой об одежде по погоде и сезону; осенью об урожае и витаминах, содержащихся в овощах и фруктах, о полезных продуктах без консервантов и ГМО и т. д. При этом родители должны получать ответы на интересующие их вопросы. Например, что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же педагог может предлагать родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, стихами, загадками, но обязательно с заданием: почему так говорят? Например, проверьте свои наблюдения и расскажите детям: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Такую форму работы, как консультации, на темы: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», «Познавательные энциклопедии для детей» и др. можно начать с просмотра выставки книг о природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Можно на консультации показать родителям сценки, например, «Лесные уроки вежливости», «Туристы», «Пожар в лесу», «Полезные и не полезные продукты», в которых персонажи (Каркуша, Гном – Гномыч, туристы, пожарный и др.) расскажут о том, как надо вести себя в природе и беречь свое здоровье. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть телевизионные передачи, иллюстрации, фотографии, картины и т. д.
Консультацию «Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений» можно начать с викторины «Загадки-отгадки», задавая вопросы детям и взрослым.
Отгадай по загадке растение и найди его (по три растения).
Назови растение и расскажи, какого ухода оно требует?
Придумай нежные слова своему растению, какая польза от комнатных растений для здоровья человека, как ухаживать за растением, кому подаришь свое растение и т. д.
Домашняя игротека:
- «Служба спасения», расскажите ребенку, как можно помочь ежику, который провалился в глубокую яму; жуку, который попал в паутину; бедному котенку, который боится собаку и др.
- «Таинственный сундучек», сделайте с ребенком таинственную коробочку. Проделайте в ней два отверстия в противоположных стенках, чтобы руки ребенка смогли пролезть с двух сторон, украсьте ее. Теперь время от времени вы сможете класть в коробочку игрушки—пушистого котенка или щенка; можно потренироваться определять фрукты, овощи на ощупь и другой природный материал, например шишку.
- Устройте вечер «Загадок-отгадок» с иллюстрациями, фотографиями.
- «Чем походи и чем отдичаются?» (волк-собака, лиса-белка, жираф - страус, стриж-ласточка, ромашка-астра, роза-пион и т. д.)
- использовать народные приметы:
Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели;
Кошка клубком – к морозу;
Собака катается – к дождю и снегопаду, метели;
Лето дождливое – зима снежная, морозная;
Дятел стучит – к дождю и т. д.
- беседовать, задавать вопросы познавательного, поискового характера (почему говорят «земля кормилица»; зачем нужен лес; нужны ли нам цветы; почему заяц зимой белый, летом серый, как ты понимаешь выражение «муравей – труженик» и др.)
- полезно чередовать вопросы познавательного характера с такими, которые воспитывают у детей добрые чувства:
Что бы ты сделал, если бы увидел:
- Упавшего на землю птенца;
- Мальчишку, разоряющего гнездо птиц;
- На улице малыша, ломающего кусты;
- Засыхающий стебель растения, цветка;
- Брошенного кем-то щенка или котенка.
- организовать посильный труд в природе;
- очень хорошо поступают родители, которые приобретают самый разнообразный информационно-иллюстративный материал, организовывают с детьми прогулки в лес и на природу, учат детей удивляться форме деревьев, цвету неба, капле воды, журчанию речки, полету пчелы, пению птиц.
Подытожить все вышесказанное хочется словами из родительского собрания на тему: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (НОД с участием детей и родителей), находиться в моей личной копилке воспитателя.
Здоровье (данная информация для родителей) – это состояние полного физического, или психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье (данная информация для детей) – это, когда у вас ничего не болит; это, кода у вас есть родители, и они вас защищают от всего плохого, негативного. Здоровье – это хорошее настроение, веселье, тепло, уют, когда вы не одиноки и у вас есть друзья. В природе тоже есть свои доктора, которые дают здоровье ежедневно и всем людям, без исключенья. Эти доктора дают здоровье, только в том случае, если люди разумно к ним относятся.
Воздух – вот первый доктор!
Солнце – второй доктор!
Вода - третий доктор!
Так постепенно, день за днем идет воспитание маленького эколога. Великий В.Н.Вернадский верил в силу разума человека, верил в то, что все активнее вторгаясь в природные процессы, человечество сумеет направить эволюцию таким образом, чтобы сделать планету Земля еще прекраснее и богаче. Давайте и мы с вами поверим в это!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации работы с родителями воспитанников
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников. КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов...
Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе работе с родителями воспитанников
Данные рекомендации разработаны для педагогов ДОУ для повышения компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в рамках ФГОС ДО....
Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»
Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников
Организация работы с родителями в современных условиях...
Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».
laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...