Сценарий физкультурно-познавательного развлечения "Путешествие на Ямал" (для детей старшего дошкольного возраста)
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Сценарий физкультурно-познавательного развлечения "Путешествие на Ямал"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий физкультурно-познавательного развлечения "Путешествие на Ямал" | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ямало-Ненецкий автономный округ
Департамент образования администрации г. Ноябрьск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
«Росинка»
муниципального образования г. Ноябрьск
Сценарий
физкультурно-познавательного развлечения
Путешествие на Ямал
(для детей старшего дошкольного возраста)
Разработала Максимцова Наталья Семеновна инструктор по физической культуре МАДОУ «Росинка» МО г. Ноябрьск, ЯНАО
Ноябрьск
2013
Сценарий
физкультурно-познавательного развлечения
«Путешествие на Ямал»
Цель: Содействовать развитию представлений о жизни и быте коренных народов Крайнего Севера посредством организации спортивных эстафет и подвижных игр, построенных на национальном материале.
Задачи:
- способствовать развитию разнообразной двигательной деятельности детей и повышения интереса к ней;
- упражнять детей в применении имеющихся умений и навыков в изменившейся обстановке;
- развивать и совершенствовать у детей двигательные умения и навыки (в различных видах бега и прыжков, в метании, лазании (подлезании), сохранении динамического равновесия), физические качества (быстроту, ловкость, силу, выносливость), координационные способности, умение быстро ориентироваться в пространстве по заданным условиям;
- способствовать расширению представлений детей о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников;
- способствовать обогащению активного и пассивного словаря детей, отражающего особенности жизни и быта коренных народов Крайнего Севера;
- активизировать использование в речи обобщающих слов и слов, обозначающих профессии, упражнять в согласовании числительных и существительных;
- закреплять счет в пределах первого десятка;
- способствовать формированию безопасного поведения в природе и при занятиях двигательной деятельностью;
- воспитывать интерес к жизни народов, населяющих Россию; желание оказывать помощь в расстановке и уборке спортивного оборудования и инвентаря.
Оборудование: медиапроектор, экран, нетбук, медиапрезентация, видео- и медиазаписи по теме мероприятия; магнитная доска (мольберт) - «табло»; 6 плоских обручей (Ø 40 см); по 2 обруча (Ø 80 и 100 см); мягкие модули: 2 цилиндра, 6 полуцилиндров; 2 одинаковых кольцеброса и 24 кольца (плоских обручей Ø 15-20 см); 40 пластмассовых шаров (по 20 штук желтого и красного цвета) и 2 детских ведерка; 12 бельевых прищепок; стойки с натянутым шнуром – 1 комплект; 2 дуги (высотой 60 см); 6 корзин; 10 высоких ориентиров; 2 гимнастическая скамейка; аналоговый национальный костюм ведущего.
Нестандартное оборудование: комплекты магнитных фишек, аналоги эмблем команд (по количеству заданий в мероприятии); игрушечные вожжи – 4 шт., рыбы и грибы из поролона – по 20 шт.; 2 магнитные удочки; 3 модели «болотных кочек»; модель расстановки игроков в команде; повязки на головы и пояски с национальным орнаментом (по количеству девочек и мальчиков).
Перед началом мероприятия звучат песни о Ямале, при наличии времени – используется видеоряд о жизни коренных народов Крайнего Севера.
Ход развлечения
Ведущая в зале встречает детей.
Ведущая: Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече, но прежде чем продолжим её, я предлагаю вам обратить внимание на наших гостей и поздороваться с ними. Постараемся больше не отвлекаться на гостей и покажем им, что мы умеем.
Ребята, мы с вами живём на Крайнем Севере, на полуострове, который сам про себя говорит «Я - мал». Кто-нибудь из вас догадается, как называется наш полуостров? (версии ответов детей). В случае если дети не смогут правильно ответить: Не переживайте, я подскажу вам. Наш полуостров называется Ямал, что в переводе с ненецкого языка обозначает Край земли.
Рассказ педагога сопровождается видеорядом (медиапрезентация):
Коренными жителями Ямала являются ханты и ненцы. Многие из них живут в тундре, куда можно добраться только на оленьих упряжках, снегоходах, вездеходах и вертолётах. И дома у них необычные. Кто знает, как называется жилище, в котором живут ханты и ненцы? (чум).
На Ямале есть города и посёлки. В некоторые из них, и даже в столицу Ямала – город Салехард можно добраться лишь на самолёте и вертолёте. Скажите, к какому виду транспорта они относятся? (Воздушным). В теплое время года можно добраться еще на теплоходе и пароходе. Какому виду транспорта они относятся? (Водному). Правильно, молодцы!
Какие виды транспорта вы ещё знаете? (железнодорожный, гужевой).
Я предлагаю вам сегодня попутешествовать по Ямалу побывать на стойбище, где живут корреные народы севера и познакомиться с их жизнью и бытом, хотите?
Дети: (ответы детей).
Ведущая: Отгадайте загадку и вы узнаете, на чем мы туда отправимся:
Чудо-юдо стрекоза, застёклённые глаза.
Если крыльями вращает, каждый ветер ощущает.
(Вертолёт)
Разминка:
Ведущая: Совершенно верно! Это вертолет (на экране появляется изображение вертолета далее по тексту – видеоряд).
Не теряем ни минуты, отправляемся на вертолётную площадку по заснеженной тропинке! Построились друг за другом и в путь, шагом - марш! (обычная ходьба по периметру зала - 20-30 сек; следить за осанкой).
Ведущая: На Севере редко светит солнце. Поэтому люди радуются его появлению. Давайте мы с вами тоже поприветствуем солнышко (ходьба на носках – 8-10 сек.)
Ведущая: В тайге обитают глухари. Они важно шагают, оглядываясь по сторонам, нет ли охотника (ходьба на пятках, поворачивая голову вправо, влево, руки за спиной – 10-15 сек.). Идём как глухари. Переход на обычную ходьбу.
Ведущая: Апрель месяц, весна, но ещё дуют холодные ветра, давайте повернемся спиной и продолжим путь. Внимание - кругом! (ходьба спиной вперед, 8-10 сек.). Ветер снова поменял направление. Внимание - кругом! (обычная ходьба, 6-8 сек.)
Ведущая: Ветер стих, снег рыхлый, можно провалиться в сугробе, поднимайте выше ноги, чтобы их не намочить и не застрять в снегу (ходьба с высоким подниманием колен, 15-20 сек.).
Ведущая: Сугробы очень глубокие, без лыж нам не обойтись, надеваем лыжи и продолжаем путь (ходьба скользящим шагом, 15-20 сек.).
Ведущая: У нас на Севере погода меняется несколько раз в день. Подул сильный ветер, стало холодать. Давайте согреемся, побежали (обычный бег). Тропинка начала петлять. Будьте внимательны, чтобы не сбиться с пути (бег со сменой направления по диагонали, 40-50-60 сек. – в зависимости от физического состояния детей; следить за дыханием через нос).
Ведущая: Времени уже много, а путь не близкий, пересаживаемся на оленьи упряжки и крепче держимся за поводья (бег с высоким подниманием колен, кисти рук сомкнуты в кулаки перед грудью, 15-20-25 сек. – в зависимости от физического состояния детей; следить за дыханием через нос).
Ведущая: Согрелись? Можно спокойно пройти по тропинке (обычная ходьба, 8-10 сек.). Посмотрите снежинки кружатся в воздухе. Давайте поймаем их и тут же сдуем с наших ладоней. Сначала правой рукой (вдохнули через нос, выдохнули через рот), потом левой, а теперь двумя руками. (2-3 дыхательных упражнения).
Ведущая: Вот и добрались до вертолётной площадки, пройдёмте на посадку. Занимаем свободные места и пристёгиваемся (дети рассаживаются на две скамьи; слышится шум винтов вертолета).
Ведущая: Предлагаю посмотреть на наш Ямал с высоты птичьего полёта (рассказ педагога сопровождается видеорядом).
На юге Ямала простирается вечнозеленая тайга. Она богата грибами и ягодами. Наш Ямал называют краем болот, озер и лесных рек. Самая большая и знаменитая река - это Обь. В реках и озерах водится много рыбы. Люди занимаются рыболовством.
На севере полуострова расстилается бескрайняя тундра, покрытая мхами и лишайниками. Из деревьев там растёт лишь карликовая берёзка. Даже взрослое деревце значительно ниже, чем каждый из вас.
Внимательно вглядитесь и среди заснеженной тундры вы заметите стойбище. Неподалёку от чумов пасётся стадо оленей. Люди занимаются оленеводством.
Скоро наш вертолёт совершит посадку. Смотрите, нас уже ждут. Обратите внимание, как красиво украшена различными орнаментами национальная одежда коренных жителей Ямала. Отдельные элементы орнамента присутствуют и в вашей форме (у мальчиков – пояски, у девочек повязки на голове, украшенные национальным орнаментом).
Ведущая: Вот мы и прибыли на место назначения. Прошу к выходу (дети поднимаются со скамеек).
Основная (соревновательная) часть:
Ведущая: Что бы наше знакомство с жизнью и бытом коренных народов севера было интереснее, я для вас приготовила разные эстафеты. В соревнованиях будут участвовать две команды: команда оленеводов (показывается большая эмблема команды) и команда – рыболовов (аналогичная эмблема). (Педагог прикрепляет на табло большие эмблемы команд). За каждую победу или ничью команды получают по одной фишке, которая будет выставляться на табло напротив эмблемы вашей команды.
Задание 1: «Чья команда быстрее построится»
Ведущая: Слушайте первое задание: по сигналу, вы должны разделиться на две команды и построится на линии старта, обращая внимание на свои эмблемы. Победителем станет команда, которая быстрее справится с заданием. Готовы? (Да!)
Ведущая: «На старт, внимание, марш!» (дети выполняют задание, при необходимости педагог помогает затрудняющимся игрокам).
Ведущая: Молодцы! Обе команды с заданием справились быстро и правильно! Ничья. Каждой команде присуждается по одному очку (помощник или педагог выставляет на табло фишки). Постарайтесь запомнить, кто за кем стоит, и не нарушайте очередность выполнения следующих заданий.
В случае проигрыша одной из команд, педагог отмечает, что быстрее и правильнее с заданием справились «оленеводы» («рыболовы»). Им присуждается одно очко. Проигравшей команде необходимо собраться (подтянуться, сосредоточиться и пр.). Аналогично подводятся итоги всех заданий.
Педагог предлагает игрокам занять места на своих скамейках и прослушать следующее задание.
Ведущая: У коренных народов севера есть такая традиция: когда мальчики подрастают, им дарят олененка. Но получить этот подарок они могут лишь тогда, когда сами смогут его отловить из стада при помощи маута – длинной веревки с петлей на конце. Поэтому все хантыйские и ненецкие мальчики с детства тренируются в метании маута. Это очень сложное занятие. Мы с вами тоже попробуем поймать своих оленят, но в более легких условиях, когда олененок стоит на месте, а не пасется в тундре.
Задание 2: «Поймай олененка»
Ваша задача – добежать до обозначенной линии, взять два кольца, накинуть их на рога оленя, вернуться в команду и передать эстафету следующему участнику. Оценивается не скорость, а меткость: победит самая меткая команда. Обратите внимание, как надо метать маут (показ способа метания кольца). Помощник или педагог выставляет на табло фишки.
Ведущая: Внимание! Команды, на старт!
Ведущая: Пока дети не подросли, и им не доверили самостоятельно управлять оленьими упряжками, они с удовольствием играют в игру, которая называется «Вели кёр», что в переводе с хантыйского языка означает «Оленьи упряжки». Хотите прокатиться на оленях? (Да!)
Задание 3: Эстафета «Вели кёр - оленьи упряжки»
Ведущая: Тогда вам необходимо распределиться на пары: один из вас будет оленем, другой – оленеводом. «Оленеводы» запрягают «оленей» в вожжи и управляют ими, держась за вожжи. «Олени» бегут, огибая карликовые березки (ориентиры), держа скрещенные руки над головой – рожки (бег змейкой). Обогнув последний ориентир, возвращаетесь в стойбище назад по прямой, передаете эстафету следующей упряжке (расстояние до ориентира 5-7 метров). Побеждает команда, первой закончившая эстафету. Помощник или педагог выставляет на табло фишки.
Ведущая: Ребята, сани, запряженные в оленью упряжку называются нартами. У северных детей есть любимое соревнование: кто больше и быстрее перепрыгнет через нарты. Хотите попробовать? (Да).
Ведущая: Нартами будут мягкие модули. Вам необходимо их по очереди перепрыгнуть на двух ногах (показ и подсказка: перепрыгивая нарты, помогайте себе руками), затем обогнуть ориентир и по прямой вернуться в команду, передать эстафету. Побеждает команда, первой выполнившая задание. Помощник или педагог выставляет на табло фишки.
Задание 4: Состязание «Прыжки через нарты»
После этого состязания ведущий, вместе с детьми, подсчитывает фишки каждой команды, определяет лидера и аутсайдера. Педагог морально поддерживает отстающих, дает рекомендации (при пересчете фишек педагог обращает внимание на согласование числительного с существительным: фишка – одна, …).
Ведущая: Состязания были быстрыми (стремительными), необходимо немного отдохнуть. Я предлагаю вам отгадать северные загадки (после отгадки появляется видеоряд – изображение отгадки):
Кто по снегу, по траве носит дом на голове? (Олень)
Белой стайкой мошкара, вьется, вьется до утра.
Не пищит и не кусает, просто так вокруг летает? (Снежинки)
Не буквы, а написаны в строчку,
Без языка, а охотнику всё расскажут. (Следы)
Она, как снег, от солнца прячется, а мышка от неё? (Сова)
Ведущая: А сейчас я вам предлагаю отправиться в лес за грибами.
Задание 5: Аттракцион «Сбор грибов»
Ваша задача собрать на поляне грибы. Задание выполняется в паре, не выпуская корзину из рук. Каждый игрок должен взять только по одному грибу, положить в корзину, вернуться в команду и передать корзину следующей паре участников. Побеждает та команда, первая заполнившая свою корзину грибами. Помощник или педагог выставляет на табло фишки.
Ведущая: Природа щедро одаривает северных жителей своими лесными дарами. Я приглашаю девочек за ягодами на болото. Кто из вас знает, какие ягоды растут на болоте? (клюква и морошка.) В этих ягодах много полезных для здоровья витаминов, поэтому их запасают на зиму.
Задание 6: Комбинированная эстафета для девочек «Сбор ягод на болоте»
Ведущая: Передвигаться по болоту нужно по кочкам, чтобы не увязнуть в нем и не промочить ноги, перепрыгивая с кочки на кочку. Можно наступать на ягодные, зеленые, кочки, только осторожно, чтобы не раздавить ягоды.
Девочки из стойбища оленеводов будут собирать морошку, а девочки из стойбища рыболовов – клюкву.
Ягоды можно собирать на любой кочке, но только по четыре ягоды, чтобы не рассыпать на обратном пути, т.к. возвращаться нужно тем, же путём. Вернувшись в стойбище, надо высыпать ягоды в корзину и передать ведро следующему участнику. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием, допустившая меньшее количество нарушений (собрала «чужие» ягоды). Каждый игрок на болото выходит 1 раз (собирать все ягоды не надо: ими будут питаться птицы и звери).
Ведущая: Я хочу вас познакомить с любимой игрой мальчишек: «Борьба на палке». В этом состязании они меряются силой друг с другом, перетягивая палку (во время объяснения дети-помощники осуществляют показ выполнения задания).
Задание 7: Состязание «Борьба на палке»
Ведущая: Приглашаю по одному мальчику из каждой команды. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, по моему сигналу вы начинаете тянуть палку на себя. В паре побеждает тот игрок, который перетянул палку на свою территорию и смог слегка приподнять с пола соперника. В чьей команде окажется больше сильнейших, та и победила.
Ведущая: На Ямале не только леса кормят коренных жителей севера. Щедро одаривают их рыбой реки и озера. Но чтобы найти рыбное место на речке или озере, надо преодолеть много преград: буреломы (поваленные деревья), петляющие речки и прочее. Под одними поваленными деревьями лучше пройти, нагнувшись (во время объяснения ребенок-помощник осуществляет показ выполнения заданий), другие - перешагнуть; перейти ручей по поваленному дереву, удобнее и безопаснее боком, приставным шагом, помогая себе руками удерживать равновесие. Вот и озеро! Поймать удочкой рыбу, взять 1 прищепку, прикрепить рыбу к веревке для засушивания и обратно вернуться в команду бегом по прямой (во время объяснения ребенок-помощник осуществляет показ выполнения заданий).
Задание 8: Комбинированная эстафета «На рыбалку»
- Подлезание под дугой, не касаясь руками пола;
- Перешагивание через предмет (мягкий модуль – цилиндр);
- Ходьба по канату боковым приставным шагом;
- Ловля рыбы;
- С помощью бельевой прищепки прикрепить рыбу к веревке;
- Возвращение назад бегом по прямой.
Побеждает команда, первой выполнившая задание (каждый игрок должен выловить 1 рыбу).
После этой эстафеты ведущий вместе с детьми вновь подсчитывает фишки каждой команды, определяют лидера и аутсайдера; морально поддерживает отстающих, дает рекомендации.
Ведущая: Ребята, я предлагаю вам поиграть в любимую подвижную игру «Хейро», что в переводе с хантыйского языка означает солнце. Хотите, я научу вас играть в эту игру? Вставайте в круг!
Подвижная игра «Хейро»
Описание игры: Дети встают в круг. Держа друг друга за руки, идут по кругу боковым приставным шагом, совершая ими равномерные движения вперёд-назад, и на каждый шаг ритмично говорят; «Хей-ро – хей-ро - …». Ведущий – «солнце», сидит на корточках («спит») в середине круга. С восходом «солнца» (ведущий встаёт и выпрямляется, разводя руки в стороны, и ловит детей); игроки разбегаются по залу, увертываясь от «солнца». Пойманные игроки садятся на свои скамьи или собираются в условленном месте. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!», все, кого ведущий не поймал, встают в круг. Игра проводится 2-3 раза.
Заключительная часть:
Ведущая: Вот и подошло время возвращаться домой. Вам понравилось на северной земле? Что-то новое для себя вы узнали? Что больше всего вам запомнилось? (ответы детей). Педагог обобщает ответы детей. Сегодня вы состязались в ловкости, выносливости, каждый из вас стремился к победе. Пора подвести итоги наших состязаний. Давайте посчитаем, сколько фишек заработали команды (хором считают количество фишек, сравнивают, у какой команды больше (меньше), определяют победителя).
Ведущая: Проигравших нет. Каждый из вас получил заряд бодрости и радости. Всем вручаются заслуженные награды.
Если не получилось ничьей, первыми «медали» вручаются команде, занявшей 2-е место, затем победителям.
Ведущая: Вертолет уже ждет, занимаем места, пристёгиваем ремни безопасности и ещё раз полюбуемся красотой северной природы (видеоряд).
Наш вертолёт совершил посадку в городе Челябинске. До свидания, до новых встреч!
Выход детей из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спортивного праздника "Малые Олимпийские игры" дя детей старшего дошкольного возраста
Очень интересный спортивный праздник...
Сценарий тематического занятия, посвященного Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий тематического занятия, посвященного Дню Победы для детей старшего дошкольного возрастаЦель: 1. Формировать у детей чувство патриотизма, воспитывать любовь ...
Сценарий КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожные всем детям знать положено!»
Данный материал может быть использован при закреплении правил дорожного движения среди детей старшего дошкольного возраста....
Презентация к сценарию физкультурно-познавательного развлечения "Путешествие на Ямал" (для детей старшего дошкольного возраста)
Презентация к сценарию физкультурно-познавательного развлечения "Путешествие на Ямал" (для детей старшего дошкольного возраста)...
Сценарий КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста "Правила дорожные всем детям знать положено"
Цель данного развлечения; закрепить правила дорожного движения среди детей дошкольного возраста с целью предупреждения дорожно - транспортного травматизма;развивать логику, внимание, ...
Физкультурное познавательное развлечение «Олимпийские кольца дружбы» для детей старшего дошкольного возраста.
Физкультурно-позновательное развлечение...
МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НАРОДОВ ЯМАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НАРОДОВ ЯМАЛАДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...