Педагогический опыт
материал на тему

Полагенко Елена Валериевна

"Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_polagenko_1.docx47.75 КБ

Предварительный просмотр:

Представление

педагогического опыта

 Полагенко Елены Валериевны

воспитателя структурного подразделения

«Детский сад №18 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Тема: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни выступает в качестве одной из приоритетных задач модернизации российского образования и является одним из важнейших направлений работы каждого ДОУ.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Ведь от их состояния здоровья зависит благополучие нашего общества. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой.

Воспитание у дошкольника осознанного стремления к здоровому образу жизни способствует сохранению здоровья. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, движениям принадлежит едва ли неосновная роль. От степени физической активности во многом зависят развитие двигательных навыков, успешность усвоения информации, памяти, восприятия, эмоций и мышления. Именно поэтому в своей работе я особое внимание уделяю двигательной активности. Движения оказывают многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка: развивают мышечную и центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат, тренирует и совершенствует физиологические функции организма. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных представлений. Регулярная физическая активность приводит к повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов, предупреждает риск сердечно-сосудистых заболеваний и мышечной слабости, стимулирует здоровый образ жизни.

Таким образом, интенсивность физического развития детей, здоровье зависят от двигательной активности.    

  1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.  

На формирование опыта моей работы оказали влияние следующие факторы:

- изучение методической литературы по данной теме;

- курсы повышения квалификации;

- выступление на педагогическом совете ДОУ

- активное участие в работе городских методических объединений.

На основе своей работы по данной теме, я сделала вывод: процесс организации физкультурно-оздоровительной деятельности будет проходить более эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации физкультурно-оздоровительной деятельности;

– формирование интереса у дошкольников к собственному здоровью, осознанию пагубности влияния вредных привычек на качество собственной жизни;

– внедрение различных форм физкультурно-оздоровительной деятельности в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками;

– создание оптимальных условий для формирования здорового образа жизни в ДОУ; – систематическая и целенаправленная работа с детьми и их родителями по формированию здорового образа жизни в процессе освоения образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

        Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании оптимальных условий для развития, саморазвития и реализации потребности дошкольников  в двигательной активности в течение  дня, а также в совершенствовании предметно-развивающей среды. Целенаправленное планирование моей работы по данному направлению, взаимодействие с семьями воспитанников позволило воспитать физически развитого жизнерадостного ребенка, а также сформировать у него начальные представления о здоровом образе жизни, развить  интерес к физической культуре и спорту.

Реализация моего педагогического опыта по данному направлению проводится в рамках инновационной деятельности ДОУ. Поэтому созданию условий  для   физического развития детей уделено особое внимание.

Для этого в моей группе есть физкультурный центр, где размещен дидактический материал (карточки, рисунки, схемы, картотека подвижных игр, атрибуты к играм), альбомы на темы «Мы – спортсмены», «Забочусь о своем здоровье», игры «Угадай вид спорта», «Одень спортсмена», «Хоккей».  

Материал центра активно использую в самостоятельной двигательной деятельности, что обеспечивает возможность саморазвития личности. Мои дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения.

  1. Теоретическая база.

Методологическую основу своего опыта составляю на теории формирования здорового образа жизни и здоровьесбережения К.А. Семенова, Е.М. Мастюковой, Л.О. Бадамян, Л.Т. Журба, М.Н. Безруких, Д.А. Фарбер и др., а также исследования отечественных ученых в области дошкольного воспитания В.И Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной,  М.В. Крулехт, Л.М. Маневцевой, Н.Н.Кондратьевой и др., исследования в области взаимодействия семьи и ДОУ принадлежит О.Л. Зверевой, А.Н. Ганичевой, Т.А. Куликовой.        

В своей работе я опираюсь на практические пособия: Вавиловой Е.Н. «Укрепляйте здоровье детей».; Воротилкиной  Т.Б. «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду»;  Гавриловой Т.В. «Если хочешь быть здоров»; Кудрявцева В.Г., Егорова Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления»; Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей детского сада»; Ефименковой Н.Н. Материалы к региональной программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста»; Пономарева С.А. «Растите малышей здоровыми».

  1. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

        Особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.                                                                                         

     Основной целью моего педагогического опыта является: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Создать условия для сохранения и совершенствования здоровья – дошкольника.

    В соответствии с целью мною были определены задачи:

1. Сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственно работоспособности;

          2.Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
         3. Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья;
         4. Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;
         5. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 Новизна  моего педагогического опыта  по данному направлению заключается в тщательно продуманной интеграции образовательных областей и в создании педагогической модели организации образовательно - воспитательного процесса в соответствие с ФГОС ДО.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи будет протекать наиболее эффективно, если: 

- соответствующим образом организован весь уклад жизни ребенка в детском саду и семье; 

- содержание и организация игр и упражнений будут создавать благоприятную и доброжелательную атмосферу, соответствовать возрастным особенностям детей; 

- в играх и упражнениях будут учтены особенности каждого ребенка, обеспечен индивидуальный педагогический подход;

- воспитатель сотрудничает с семьей ребенка по вопросам физического воспитания с целью обеспечения единства требований и норм.

В соответствии с этим свою работу с детьми строю, учитывая следующие принципы:

- принцип научности (подкрепление всех мероприятий направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками)

- принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей)

- принцип гуманизации (физкультурно- оздоровительная деятельность строится на основе комфортности с учетом желаний и настроений детей)

- принцип цикличности и систематичности (постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности)

- принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в оздоровительные мероприятия и их оценка).

 «Использование здоровьесберегающих технологий, как основное условие для приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» я выстроила поэтапно:

1 этап – подготовительный. Его цель – в формировании у детей интереса к собственному организму, закаливающим процедурам, рациональному питанию, двигательной активности, обогащении родителей теоретическими знаниями о здоровом образе жизни.

2 этап – репродуктивно – поисковый. На этом этапе уточнялись, систематизировались, обобщались и углублялись представления детей, сформированные на первом этапе, обеспечивалось активное включение родителей в процесс формирования основ здорового образа жизни.

3 этап - репродуктивно-творческий. Его цели связаны с закреплением полученных представлений детей в повседневной деятельности, в применении их в самостоятельной деятельности, в умении адекватно оценивать поступки и действия других людей и самого себя, с педагогической рефлексией своей здоровье сберегающей деятельности и формированием прочного навыка здорового образа жизни у родителей.

Предлагаемая система физкультурно – оздоровительной работы, которая дает возможности управления здоровьем детей в дошкольном учреждении через комплекс рационально организованных физкультурно – оздоровительных мероприятий с включением специальных оздоровительных упражнений, имеет строгую структуру.

В рамках реализации педагогического опыта,  использую разнообразные формы работы с детьми; это утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, активный отдых, индивидуальная и дифференцированная коррекционная работа.

Также использую специальные оздоровительные упражнения на занятиях: дыхательная гимнастика, упражнения для формирования навыков правильной осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения на расслабление.

В своей деятельности я использую  здоровьесберегающие технологии:

гигиенические процедуры - умывание и обливание рук до локтя прохладной водой; полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры после приема пищи для профилактики кариеса; контрастное воздушное закаливание проводится в конце дневного сна.

Особое место в здоровом образе жизни ребенка отвожу двигательному режиму; бодрящая гимнастика после дневного сна. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняем 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняем из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. («Потягушечки», «Кулачки - ладошки»,  «Мишка», «Петушки», «Лягушки», «Мышки», «Быстрые лошадки» и тд.)

Провожу утреннюю гимнастику, в разнообразных формах (традиционной, с использованием ОРУ, игровых комплексов, сюжетной формы, ритмической гимнастики, оздоровительной ходьбы и бега с постепенным увеличением дистанции, с использованием дыхательной гимнастики и т.д.). Использую музыку, которая сопровождается движениями, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка. Утреннюю гимнастику провожу ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении. Для того чтобы детям было интересно заниматься, я разработала комплексы утренней гимнастики (используя опыт других педагогов и методическую литературу), которые проводятся в стихотворной форме, что очень нравится детям. («Дружная семейка», «Веселые погремушки», «Разноцветные мячи», «Хоровод», «Платочки», «Кто первый», «Воздушный шар» и тд.)

Двигательную разминку провожу в перерывах между занятиями.

Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. («Зеркало», «Повтори звук», «Передай движение», «Передай настроение», «Ветер дует», «Эхо» и тд.)

Пальчиковую гимнастику («Капуста», «Апельсин»,  «Компот», «Листопад», «Грибы», «Здравствуй, ягода», «Строим дом», «Повар», «Сезонная одежда», «Новые кроссовки» и тд.) провожу индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Она тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Физкультминутки («Большой – маленький», «Клен, «Три медведя»,  «Зайка», «Аист», «Матрешка, «Бабочка», «Ветер», «Вечером», «Зарядка» и тд.) провожу в разнообразных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений). Могут сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия. Физкультминутки провожу по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т. д. Длительность составляет 1-2 минуты.

Физкультурные занятия (игровые, учебно-тренировочные, станционные, сюжетные, музыкально-ритмические, занятия с элементами фитбол-гимнастики, тематические, с использованием различных видов спортивных игр). Каждое физкультурное мероприятие несет в себе определенную «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки. Для обеспечения оптимальной физической нагрузки предусматриваю ее объем и распределение в ходе занятия с учетом возраста детей, их здоровья и физической подготовленности. («Мы идем в поход», «Веселые танцоры», «На птичьем дворе» и тд.)

В своей деятельности придерживаюсь принципа «Не навреди!».

           Для достижения оздоровительного эффекта на занятиях использую специальные оздоровительные упражнения:

Элементы дыхательной гимнастики

Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок.  Дыхательную гимнастику провожу в игровой форме. Для этого я изготовила несколько пособий. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима система упражнений. Поэтому выполнение дыхательных упражнений с детьми надо начинать как можно раньше. («Пузырь», «Насос», «Самолет», «Ветерок», «Часики», «Лыжник», «Паровоз» и тд.).

Упражнения для формирования навыков правильной осанки.

В настоящее время наблюдается неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К этому приводит сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных занятий» и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, не способных удержать осанку в правильном положении. Поэтому большое внимание уделяю проведению укреплению мышц спины. Провожу из разных исходных положений, с разнообразным инвентарем и спортивным оборудованием, у зеркальной стены. («Зайцы и волк», «Куры», «Руки к солнцу поднимаю», «Партизаны» и тд.).

Упражнения для профилактики плоскостопия.

«Дорожка здоровья»  профилактика плоскостопия на массажной дорожке, состоящей из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей. С одной стороны оказывает необходимое биологическое воздействие на организм и изменять его физическое состояние, с другой стороны передавать опыт одного из видов двигательной деятельности. Босоножие - занятия босиком на утренней гимнастикой и на физкультуре.(« Сидя по–турецки», «Загрузи машину», « Нарисуй картину», «Поймай рыбку», «Найди клад», «Стирка», «Снежинки» и тд.)

Упражнения на расслабление.

Учу детей чередовать физическую нагрузку с отдыхом с расслаблением, для этого в заключительной части занятий провожу данные упражнения. Логоритмические упражнения представляют собой «Рассказывание» стихов с одновременными движениями. Это неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образного мышления. («Шарик лопнул», «Запасливые хомячки», «Ежики», «Самолетик – самолет» и тд.)

          Прогулки являются одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни. Для того, чтобы прогулка давала эффект, меняю последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулку начинаем с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

            Подвижная игра («Беги ко мне», «Птички», «Кот и воробышки», «Быстрый домик», «Шофер», «Быстрый мяч», «Поймай комара», «Мыши в кладовой» и тд.).

способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирую умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

      Сохранение психического здоровья детей, является одним из основных направлений здоровьесбережения. Поэтому в группе я использую метод релаксации. («Улыбнись», «Слон», «Тишина», «Кукушка» и тд.). Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит не в подавлении или искоренении эмоций, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Использую для работы спокойную классическую музыку: Чайковского, Рахманинова, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

       Оздоровительная работа в летний период представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий.

      В процессе физического воспитания решаю и валеологические задачи.

На кружке уточняю и закрепляю элементарные знания о  пользе физических упражнений, роли двигательной активности, влияние физических упражнений на организм человека, на самочувствие, о полезных и вредных привычках, предупреждении некоторых заболеваний, травматизма.

Особое внимание уделяю осознанному выполнению двигательных действий детьми. На этапе закрепления и совершенствования усвоенных знаний, навыков и умений использую краткие беседы с вопросами:

репродуктивно-мнемическими — вызывающими деятельность памяти, требующие воспроизведения изученного материала;

репродуктивно-познавательными — побуждающими к репродуктивному мышлению, т.е. к решению задачи, которая связана с первичным способом рассуждения, но не дающими принципиально новых знаний;

продуктивно-познавательными — побуждающими к продуктивному мышлению, т.е. к решению задач, представляющих для детей проблему и дающих новый познавательный результат.

Активный отдых (физкультурные праздники и развлечения, «Дни здоровья», «Малые Олимпийские игры»). Красочность внешнего оформления, доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможности широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делает подобные мероприятия весьма популярными среди детей дошкольного возраста и их родителей.

Участие в физкультурных праздниках оказывает комплексное влияние на формирование личности ребенка, улучшает взаимоотношения в семье, коллективе группы, повышает интерес детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом определяется взаимодействием с медицинском персоналом, музыкальным руководителем, педагогом–психологом, учителем–дефектологом. Планирование совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения и проводятся: консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах семинары–практикумы, которые помогают получить не только теоретические знания, но и практические навыки применения специальных оздоровительных упражнений в работе с детьми.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Большинство родителей (по результатам анкетирования) готовы активно участвовать в физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых умений. Именно поэтому сотрудничество с родителями является важным разделом работы. В своей работе использую - круглые столы, оформляем стенгазеты и выставки рисунков, кружка «Степ - аэробика», индивидуальное консультирование родителей, «Дни открытых дверей, совместные праздники», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «В здоровом теле — здоровый дух», «В стране здоровья», «Активный отдых нашей семьи» и др., анкетирование, консультации, семинары-практикумы, спортивные праздники.  Вместе с родителями изготавливаем нестандартное физкультурное оборудование.

  1. Анализ результативности.  

         При комплексном использовании всех средств физического воспитания и создания необходимых условий для полноценного здорового образа жизни детей в ДОУ у детей сформированы жизненно необходимые двигательные умения и навыки, нравственно-волевые качества, а также представления и знания о пользе занятий физической культурой. Дети хорошо усвоили культурно-гигиенические навыки, знают большое количество упражнений, подвижных игр, пальчиковых, дыхательных, артикуляционных гимнастик.

Анализ за последние три года показал, что динамика заболеваемости в детском саду снизилась, о чем свидетельствует сравнительный анализ. На период 2013-2014 учебного года  у  некоторых детей были не сформированы данные способности  - 35%, на стадии формирования – 59% , сформированы  – 6%, за 2016-2017 учебный год – на стадии формирования – 65% , сформированы – 35%. Поэтому, я намерена продолжить работу в данном направлению. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

     Своеобразие своей работы заключается в том, что я изучила все материалы по здоровому образу жизни  в своей программе. На основе этого материала я разработала рабочую программу, перспективно–тематический план по дополнительному образованию и организовала кружок «Степ - аэробика».

На занятиях кружка совершенствую все двигательные навыки, координация движений, развивается мускульная деятельность, чувство ритма. Игровой характер занятий позволяет разнообразить упражнения, повышает их эмоциональную насыщенность. Со своими детьми в течение года разучиваю несколько программ.

         Также мною были разработаны перспективный план по развитию двигательной активности в течение дня, конспекты НООД  и физкультурных развлечений, нетрадиционные комплексы.

  1. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

 Основная проблема, которая встала передо мной - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают двигательный дефицит, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.  

    7. Адресные рекомендации по использованию опыта. Опыт работы по данному направлению интересен педагогами «Детский сад №18 комбинированного вида» и может быть распространен среди родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений города.

  1. Приложения
  1. Физкультурное развлечение: «В гостях у доктора Айболита»
  2. Консультация для родителей для родителей: «Степ - аэробика и ритмическая гимнастика в детском саду»
  3. Открытое занятие: «Путешествие на остров Здоровья»
  4. Проект: «В здоровом теле – здоровый дух»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....