Педагогический опыт
материал на тему
"Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровление"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_polagenko_1.docx | 47.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление
педагогического опыта
Полагенко Елены Валериевны
воспитателя структурного подразделения
«Детский сад №18 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Тема: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни выступает в качестве одной из приоритетных задач модернизации российского образования и является одним из важнейших направлений работы каждого ДОУ.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Ведь от их состояния здоровья зависит благополучие нашего общества. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой.
Воспитание у дошкольника осознанного стремления к здоровому образу жизни способствует сохранению здоровья. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, движениям принадлежит едва ли неосновная роль. От степени физической активности во многом зависят развитие двигательных навыков, успешность усвоения информации, памяти, восприятия, эмоций и мышления. Именно поэтому в своей работе я особое внимание уделяю двигательной активности. Движения оказывают многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка: развивают мышечную и центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат, тренирует и совершенствует физиологические функции организма. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных представлений. Регулярная физическая активность приводит к повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов, предупреждает риск сердечно-сосудистых заболеваний и мышечной слабости, стимулирует здоровый образ жизни.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, здоровье зависят от двигательной активности.
- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
На формирование опыта моей работы оказали влияние следующие факторы:
- изучение методической литературы по данной теме;
- курсы повышения квалификации;
- выступление на педагогическом совете ДОУ
- активное участие в работе городских методических объединений.
На основе своей работы по данной теме, я сделала вывод: процесс организации физкультурно-оздоровительной деятельности будет проходить более эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации физкультурно-оздоровительной деятельности;
– формирование интереса у дошкольников к собственному здоровью, осознанию пагубности влияния вредных привычек на качество собственной жизни;
– внедрение различных форм физкультурно-оздоровительной деятельности в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками;
– создание оптимальных условий для формирования здорового образа жизни в ДОУ; – систематическая и целенаправленная работа с детьми и их родителями по формированию здорового образа жизни в процессе освоения образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании оптимальных условий для развития, саморазвития и реализации потребности дошкольников в двигательной активности в течение дня, а также в совершенствовании предметно-развивающей среды. Целенаправленное планирование моей работы по данному направлению, взаимодействие с семьями воспитанников позволило воспитать физически развитого жизнерадостного ребенка, а также сформировать у него начальные представления о здоровом образе жизни, развить интерес к физической культуре и спорту.
Реализация моего педагогического опыта по данному направлению проводится в рамках инновационной деятельности ДОУ. Поэтому созданию условий для физического развития детей уделено особое внимание.
Для этого в моей группе есть физкультурный центр, где размещен дидактический материал (карточки, рисунки, схемы, картотека подвижных игр, атрибуты к играм), альбомы на темы «Мы – спортсмены», «Забочусь о своем здоровье», игры «Угадай вид спорта», «Одень спортсмена», «Хоккей».
Материал центра активно использую в самостоятельной двигательной деятельности, что обеспечивает возможность саморазвития личности. Мои дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения.
- Теоретическая база.
Методологическую основу своего опыта составляю на теории формирования здорового образа жизни и здоровьесбережения К.А. Семенова, Е.М. Мастюковой, Л.О. Бадамян, Л.Т. Журба, М.Н. Безруких, Д.А. Фарбер и др., а также исследования отечественных ученых в области дошкольного воспитания В.И Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной, М.В. Крулехт, Л.М. Маневцевой, Н.Н.Кондратьевой и др., исследования в области взаимодействия семьи и ДОУ принадлежит О.Л. Зверевой, А.Н. Ганичевой, Т.А. Куликовой.
В своей работе я опираюсь на практические пособия: Вавиловой Е.Н. «Укрепляйте здоровье детей».; Воротилкиной Т.Б. «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду»; Гавриловой Т.В. «Если хочешь быть здоров»; Кудрявцева В.Г., Егорова Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления»; Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей детского сада»; Ефименковой Н.Н. Материалы к региональной программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста»; Пономарева С.А. «Растите малышей здоровыми».
- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Основной целью моего педагогического опыта является: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Создать условия для сохранения и совершенствования здоровья – дошкольника.
В соответствии с целью мною были определены задачи:
1. Сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственно работоспособности;
2.Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
3. Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья;
4. Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;
5. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Новизна моего педагогического опыта по данному направлению заключается в тщательно продуманной интеграции образовательных областей и в создании педагогической модели организации образовательно - воспитательного процесса в соответствие с ФГОС ДО.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи будет протекать наиболее эффективно, если:
- соответствующим образом организован весь уклад жизни ребенка в детском саду и семье;
- содержание и организация игр и упражнений будут создавать благоприятную и доброжелательную атмосферу, соответствовать возрастным особенностям детей;
- в играх и упражнениях будут учтены особенности каждого ребенка, обеспечен индивидуальный педагогический подход;
- воспитатель сотрудничает с семьей ребенка по вопросам физического воспитания с целью обеспечения единства требований и норм.
В соответствии с этим свою работу с детьми строю, учитывая следующие принципы:
- принцип научности (подкрепление всех мероприятий направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками)
- принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей)
- принцип гуманизации (физкультурно- оздоровительная деятельность строится на основе комфортности с учетом желаний и настроений детей)
- принцип цикличности и систематичности (постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности)
- принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в оздоровительные мероприятия и их оценка).
«Использование здоровьесберегающих технологий, как основное условие для приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» я выстроила поэтапно:
1 этап – подготовительный. Его цель – в формировании у детей интереса к собственному организму, закаливающим процедурам, рациональному питанию, двигательной активности, обогащении родителей теоретическими знаниями о здоровом образе жизни.
2 этап – репродуктивно – поисковый. На этом этапе уточнялись, систематизировались, обобщались и углублялись представления детей, сформированные на первом этапе, обеспечивалось активное включение родителей в процесс формирования основ здорового образа жизни.
3 этап - репродуктивно-творческий. Его цели связаны с закреплением полученных представлений детей в повседневной деятельности, в применении их в самостоятельной деятельности, в умении адекватно оценивать поступки и действия других людей и самого себя, с педагогической рефлексией своей здоровье сберегающей деятельности и формированием прочного навыка здорового образа жизни у родителей.
Предлагаемая система физкультурно – оздоровительной работы, которая дает возможности управления здоровьем детей в дошкольном учреждении через комплекс рационально организованных физкультурно – оздоровительных мероприятий с включением специальных оздоровительных упражнений, имеет строгую структуру.
В рамках реализации педагогического опыта, использую разнообразные формы работы с детьми; это утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, активный отдых, индивидуальная и дифференцированная коррекционная работа.
Также использую специальные оздоровительные упражнения на занятиях: дыхательная гимнастика, упражнения для формирования навыков правильной осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения на расслабление.
В своей деятельности я использую здоровьесберегающие технологии:
гигиенические процедуры - умывание и обливание рук до локтя прохладной водой; полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры после приема пищи для профилактики кариеса; контрастное воздушное закаливание проводится в конце дневного сна.
Особое место в здоровом образе жизни ребенка отвожу двигательному режиму; бодрящая гимнастика после дневного сна. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняем 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняем из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. («Потягушечки», «Кулачки - ладошки», «Мишка», «Петушки», «Лягушки», «Мышки», «Быстрые лошадки» и тд.)
Провожу утреннюю гимнастику, в разнообразных формах (традиционной, с использованием ОРУ, игровых комплексов, сюжетной формы, ритмической гимнастики, оздоровительной ходьбы и бега с постепенным увеличением дистанции, с использованием дыхательной гимнастики и т.д.). Использую музыку, которая сопровождается движениями, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка. Утреннюю гимнастику провожу ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении. Для того чтобы детям было интересно заниматься, я разработала комплексы утренней гимнастики (используя опыт других педагогов и методическую литературу), которые проводятся в стихотворной форме, что очень нравится детям. («Дружная семейка», «Веселые погремушки», «Разноцветные мячи», «Хоровод», «Платочки», «Кто первый», «Воздушный шар» и тд.)
Двигательную разминку провожу в перерывах между занятиями.
Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. («Зеркало», «Повтори звук», «Передай движение», «Передай настроение», «Ветер дует», «Эхо» и тд.)
Пальчиковую гимнастику («Капуста», «Апельсин», «Компот», «Листопад», «Грибы», «Здравствуй, ягода», «Строим дом», «Повар», «Сезонная одежда», «Новые кроссовки» и тд.) провожу индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Она тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Физкультминутки («Большой – маленький», «Клен, «Три медведя», «Зайка», «Аист», «Матрешка, «Бабочка», «Ветер», «Вечером», «Зарядка» и тд.) провожу в разнообразных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений). Могут сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия. Физкультминутки провожу по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т. д. Длительность составляет 1-2 минуты.
Физкультурные занятия (игровые, учебно-тренировочные, станционные, сюжетные, музыкально-ритмические, занятия с элементами фитбол-гимнастики, тематические, с использованием различных видов спортивных игр). Каждое физкультурное мероприятие несет в себе определенную «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки. Для обеспечения оптимальной физической нагрузки предусматриваю ее объем и распределение в ходе занятия с учетом возраста детей, их здоровья и физической подготовленности. («Мы идем в поход», «Веселые танцоры», «На птичьем дворе» и тд.)
В своей деятельности придерживаюсь принципа «Не навреди!».
Для достижения оздоровительного эффекта на занятиях использую специальные оздоровительные упражнения:
Элементы дыхательной гимнастики
Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Дыхательную гимнастику провожу в игровой форме. Для этого я изготовила несколько пособий. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима система упражнений. Поэтому выполнение дыхательных упражнений с детьми надо начинать как можно раньше. («Пузырь», «Насос», «Самолет», «Ветерок», «Часики», «Лыжник», «Паровоз» и тд.).
Упражнения для формирования навыков правильной осанки.
В настоящее время наблюдается неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К этому приводит сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных занятий» и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, не способных удержать осанку в правильном положении. Поэтому большое внимание уделяю проведению укреплению мышц спины. Провожу из разных исходных положений, с разнообразным инвентарем и спортивным оборудованием, у зеркальной стены. («Зайцы и волк», «Куры», «Руки к солнцу поднимаю», «Партизаны» и тд.).
Упражнения для профилактики плоскостопия.
«Дорожка здоровья» профилактика плоскостопия на массажной дорожке, состоящей из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей. С одной стороны оказывает необходимое биологическое воздействие на организм и изменять его физическое состояние, с другой стороны передавать опыт одного из видов двигательной деятельности. Босоножие - занятия босиком на утренней гимнастикой и на физкультуре.(« Сидя по–турецки», «Загрузи машину», « Нарисуй картину», «Поймай рыбку», «Найди клад», «Стирка», «Снежинки» и тд.)
Упражнения на расслабление.
Учу детей чередовать физическую нагрузку с отдыхом с расслаблением, для этого в заключительной части занятий провожу данные упражнения. Логоритмические упражнения представляют собой «Рассказывание» стихов с одновременными движениями. Это неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образного мышления. («Шарик лопнул», «Запасливые хомячки», «Ежики», «Самолетик – самолет» и тд.)
Прогулки являются одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни. Для того, чтобы прогулка давала эффект, меняю последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулку начинаем с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
Подвижная игра («Беги ко мне», «Птички», «Кот и воробышки», «Быстрый домик», «Шофер», «Быстрый мяч», «Поймай комара», «Мыши в кладовой» и тд.).
способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирую умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Сохранение психического здоровья детей, является одним из основных направлений здоровьесбережения. Поэтому в группе я использую метод релаксации. («Улыбнись», «Слон», «Тишина», «Кукушка» и тд.). Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит не в подавлении или искоренении эмоций, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Использую для работы спокойную классическую музыку: Чайковского, Рахманинова, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Оздоровительная работа в летний период представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий.
В процессе физического воспитания решаю и валеологические задачи.
На кружке уточняю и закрепляю элементарные знания о пользе физических упражнений, роли двигательной активности, влияние физических упражнений на организм человека, на самочувствие, о полезных и вредных привычках, предупреждении некоторых заболеваний, травматизма.
Особое внимание уделяю осознанному выполнению двигательных действий детьми. На этапе закрепления и совершенствования усвоенных знаний, навыков и умений использую краткие беседы с вопросами:
репродуктивно-мнемическими — вызывающими деятельность памяти, требующие воспроизведения изученного материала;
репродуктивно-познавательными — побуждающими к репродуктивному мышлению, т.е. к решению задачи, которая связана с первичным способом рассуждения, но не дающими принципиально новых знаний;
продуктивно-познавательными — побуждающими к продуктивному мышлению, т.е. к решению задач, представляющих для детей проблему и дающих новый познавательный результат.
Активный отдых (физкультурные праздники и развлечения, «Дни здоровья», «Малые Олимпийские игры»). Красочность внешнего оформления, доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможности широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делает подобные мероприятия весьма популярными среди детей дошкольного возраста и их родителей.
Участие в физкультурных праздниках оказывает комплексное влияние на формирование личности ребенка, улучшает взаимоотношения в семье, коллективе группы, повышает интерес детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом определяется взаимодействием с медицинском персоналом, музыкальным руководителем, педагогом–психологом, учителем–дефектологом. Планирование совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения и проводятся: консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах семинары–практикумы, которые помогают получить не только теоретические знания, но и практические навыки применения специальных оздоровительных упражнений в работе с детьми.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Большинство родителей (по результатам анкетирования) готовы активно участвовать в физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых умений. Именно поэтому сотрудничество с родителями является важным разделом работы. В своей работе использую - круглые столы, оформляем стенгазеты и выставки рисунков, кружка «Степ - аэробика», индивидуальное консультирование родителей, «Дни открытых дверей, совместные праздники», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «В здоровом теле — здоровый дух», «В стране здоровья», «Активный отдых нашей семьи» и др., анкетирование, консультации, семинары-практикумы, спортивные праздники. Вместе с родителями изготавливаем нестандартное физкультурное оборудование.
- Анализ результативности.
При комплексном использовании всех средств физического воспитания и создания необходимых условий для полноценного здорового образа жизни детей в ДОУ у детей сформированы жизненно необходимые двигательные умения и навыки, нравственно-волевые качества, а также представления и знания о пользе занятий физической культурой. Дети хорошо усвоили культурно-гигиенические навыки, знают большое количество упражнений, подвижных игр, пальчиковых, дыхательных, артикуляционных гимнастик.
Анализ за последние три года показал, что динамика заболеваемости в детском саду снизилась, о чем свидетельствует сравнительный анализ. На период 2013-2014 учебного года у некоторых детей были не сформированы данные способности - 35%, на стадии формирования – 59% , сформированы – 6%, за 2016-2017 учебный год – на стадии формирования – 65% , сформированы – 35%. Поэтому, я намерена продолжить работу в данном направлению. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Своеобразие своей работы заключается в том, что я изучила все материалы по здоровому образу жизни в своей программе. На основе этого материала я разработала рабочую программу, перспективно–тематический план по дополнительному образованию и организовала кружок «Степ - аэробика».
На занятиях кружка совершенствую все двигательные навыки, координация движений, развивается мускульная деятельность, чувство ритма. Игровой характер занятий позволяет разнообразить упражнения, повышает их эмоциональную насыщенность. Со своими детьми в течение года разучиваю несколько программ.
Также мною были разработаны перспективный план по развитию двигательной активности в течение дня, конспекты НООД и физкультурных развлечений, нетрадиционные комплексы.
- Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Основная проблема, которая встала передо мной - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают двигательный дефицит, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта. Опыт работы по данному направлению интересен педагогами «Детский сад №18 комбинированного вида» и может быть распространен среди родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений города.
- Приложения
- Физкультурное развлечение: «В гостях у доктора Айболита»
- Консультация для родителей для родителей: «Степ - аэробика и ритмическая гимнастика в детском саду»
- Открытое занятие: «Путешествие на остров Здоровья»
- Проект: «В здоровом теле – здоровый дух»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...
"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт
Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...
Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»
По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...
Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....
Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»
« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания»
Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка....
Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»
Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....