Консультация для родителей "Развитие речевого дыхания"
консультация (младшая группа) на тему

Кудрова Любовь Павловна

Развитие правильного речевого дыхания

Данная консультация будет интересна педагогам и родителям.
Цель:
- формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания.
Задачи для реализации поставленной цели:
- расширить знания детей, родителей, педагогов о дыхании;
- познакомить детей, родителей и педагогов с различными упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации окружающим;
- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений;
- создать взаимосвязь педагогов ДОУ и родителей по проблеме формирования правильного дыхания.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_rechevoe_dyhanie.doc324.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие правильного речевого дыхания

Данная консультация будет интересна педагогам и родителям.
Цель:
- формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания.
Задачи для реализации поставленной цели:
- расширить знания детей, родителей, педагогов о дыхании;
- познакомить детей, родителей и педагогов с различными упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации окружающим;
- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений;
- создать взаимосвязь педагогов ДОУ и родителей по проблеме формирования правильного дыхания.


Участники: родители, дети.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Что же такое правильное речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Речевое дыхание происходить произвольно неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе, некоторые же набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания. Поэтому залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Вот некоторые игровые упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания


Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха (подготовительный этап):
• «Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони);
• «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты);
• «Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев);
• «Цветной фонтанчик» (поддувание дождика, прикрепленного к палочке);
• «Свечка» (задувание свечи);
• «Ветряная мельница» (вращение ветряных игрушек);
• «Лети, лети, лепесток» (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги «цветика-семицветика») и т.д.
Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу:
• «Футбол» (Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота»);
• «Ветерок кружит листочки» (Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек);
• «Лошадки фыркают» (Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации);
• «Кучер останавливает лошадку» (Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр);
• «Спутник» (Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?);
• «Буря» (Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык);
• «Сдуй снежинку с носа» (С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа);
• «Ураган» (Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз);
• пускание мыльных пузырей;
• поддувание плавающих в воде бумажных корабликов;
• поддувание бумажных фигурок и др.
После подготовительного периода, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного вдоха и выдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала.
Вот несколько примеров:
• Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а), «Дует сильный ветер» (У-у-у) и др.;
• Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»), «Зайка прыгает» («Оп-оп-оп»), «Мишка топает» («Топ-топ-топ») и т.д.;
• Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер.»;
• Проговаривание скороговорок и чистоговорок;
• Выразительное чтение стихотворений.
Контролируя правильность речевого дыхания ребёнка, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца (не начинал задыхаться).
Играйте и развивайте с удовольствием!

  Источником  образования  звуков  речи  является  воздушная  струя, выходящая из легких через  гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Речевое  дыхание, в отличие от неречевого,  автоматического, является произвольным. При неречевом  дыхании вдох и выдох осуществляются через  нос, вход по продолжительности равен выдоху; речевое дыхание  осуществляется через рот,  вдох короткий, выдох  замедлен. При  неречевом  дыхании за вдохом сразу  следует выдох,  затем  пауза;  при речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует   пауза, затем плавный выдох.

     Правильное речевое дыхание  обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия  для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

       Нарушения речевого дыхания могут быть следствием  общей ослабленности,  аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний.

       Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь  на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др. отрицательно влияющие на развитие речи детей,   могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным  вниманием  взрослых к речи детей.

       Малыши, имеющие ослабленный  вдох и  выдох, как правило, говорят  тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз.  При  нерациональном  расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить  на вдохе,  отчего речь становится  нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный  выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Основными задачами  в работе  над развитием речевого дыхания являются следующие:

► Вырабатывать плавный свободный удлиненный выдох, используя специальные игровые упражнения.

►Путем подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.

Основными задачами  в работе  над развитием речевого дыхания являются следующие:

 Вырабатывать плавный свободный удлиненный выдох, используя специальные игровые упражнения.

 

 Путем подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.

 

 Проявляя изобретательность, выдумку, Вы, уважаемые родители, сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуется начинать  с непроизвольных и таких забавных для ребенка игровых упражнений:

 

► Буря в стакане - дуем через соломинку в стакан с водой

► Надувание воздушных шаров.

 

► Дутье на разноцветные вертушки           

► Игра на духовых музыкальных инструментах, например дудочке.

► Пускание мыльных пузырей.

► «Снегопад» - дуем на «снежинку» - ватку, сдувая ее с ладошки

► «Футбол»  - задуть ватку в ворота из  кубиков

 

     При всех этих забавах ребенок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот. Следите, чтобы ребенок не надувал щеки на выдохе.

 

     А как интересно сделать своими руками игры для развития выдоха:

 

► снежинки, прикрепленные ниточками к игрушечным рукавичкам;

► осенние листочки, падающие на корзинки с грибами;

► бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесемках над  цветами ;

► легкие птички, летающие над облаками из ваты;

► вертолетики и самолетики и многое другое, что подскажет Ваша фантазия;

► бумажные кораблики, плавающие в тазике с водой

 

Работая над развитием  непроизвольного выдоха, Вы постепенно подведете ребенка к  осознанию акта дыхания. Дайте ему маленькое зеркало и предложите, дыша на него, сделать:

 

♦  вдох и выдох через нос;

♦  вдох и выдох через  рот;

♦  вдох через нос, выдох через рот;

♦  вдох через рот, выдох через нос. 

 

 

Такую игру можно назвать «Осенний  туман».

 А еще интересно «тянуть» гласные звуки на выдохе: кто дольше? Можно петь и сочетания из гласных: АО, УЫ, ЭАУ, УОА  и другие. Только не забывайте напоминать ребенку: сделать вдох носом и начинать пение на выдохе.

При выполнении упражнений следите, чтобы ребенок не раздувал крыльев носа на вдохе, не поднимал  высоко плечи не надувал щеки (можно придержать их ладошками). Помните: нельзя много раз подряд повторять упражнения, это может привести к головокружению.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевое дыхание"

Рекомендации для родителей, о том как можно развивать речевое дыхание детей....

Консультация " Развитие правильного речевого дыхания"

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной. Что же такое правильное речевое ...

Консультация для родителей "Речевое дыхание – основа правильной речи"

Изложены упражнения на развитие речевого дыхания....

Консультация - тренинг "Развитие речевого дыхания"

В краткой форме дается понятие речевого дыхания, его значения в коррекционном процессе. Предлагаются игры и игровые упражнения для выработки правильного речевого дыхания, рекомендации для занятий в до...

Консультация для родителей Речевое дыхание - основа правильной речи.

Консультация для родителей  Речевое дыхание - основа правильной речи....

Консультация «Как развивать речевое дыхание».

Консультация«Как развивать речевое дыхание»....

Логопедическая консультация для родителей: «Речевое дыхание».

Уважаемые родители!Если Вы хотите помочь своему ребенку овладеть правильным звукопроизношением, овладеть голосом, необходимо прежде всего научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняютс...