Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды.
консультация на тему
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publ_sots_yachina.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды.
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.
Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
Есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление - педагогика оздоровления, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Принципы данного направления мы используем в работе с дошкольниками.
Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:
Средства двигательной направленности:
физические упражнения;
физкультминутки и паузы;
эмоциональные разрядки;
гимнастика (оздоровительная после сна);
пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
лечебная физкультура;
подвижные и спортивные игры;
самомассаж;
психогимнастика;
сухой бассейн и др.
Ежедневно в работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка.
В группе имеется картотека стихов, сопровождающих упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками.
Например: “Узловка” (пальчиковая игра). Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье на канате), и так движется дальше (со словами):
Лезет, лезет альпинист –
В этом деле он артист.
По скале и по верёвке
Он наверх залезет ловко!
Для укрепления зрения мы используем следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.
Коррекционные физминутки – для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. (“Жук”, “Прогулка в зимнем лесу”, “Самолёт”, “Ладошки”, “Цветы”).
Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.
Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.
Тренировочные упражнения для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение.
Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
Синий, голубой, зелёный – действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, компьютерных игр. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь).
Часто используем минутки покоя: посидим молча с закрытыми глазами;
посидим и полюбуемся на горящую свечу; ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; помечтаем под эту прекрасную музыку.
Наряду с традиционными формами работы мы проводим с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. В группе есть картотека схем этих точек, а также детей знакомим с лечебными точками на утренней гимнастике и на занятиях. Массаж делаем 1-2 раза в день.
Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно используем “Гимнастику маленьких волшебников”. Дети здесь не просто “работают” - они играют, лепят, мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное время от занятий.
Наши дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.
В течение дня мы изыскиваем минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка. В группу родители приобрели “сухой бассейн”. “Купаясь” в нём дети радуются, восхищаются и получают общий массаж без массажиста, массу удовольствий, положительный эмоциональный эффект.
Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровых детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, ...
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды.
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды.В настоящее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей, появляется всё больше детей с частыми простудными за...
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды
Консультация для воспитателей...
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды
Перспективное планирование по методической теме "Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды" в средней группе...
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды
Консультация для воспитателей о здоровьесберегающей технологии....
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов" Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды"
Цель: Повышение и развитие профессиональных знаний по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни через создание развивающей средыНормой жизни и поведения каждого человека должно быть соз...