Как сохранить здоровую осанку.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
В России за последнее десятилетие отмечено значительное ухудшение здоровья и состояния опорно-двигательного аппарата детей и подростков, что связано с действием ряда неблагоприятных факторов в социально-экономическом развитии страны, с реальным уменьшением объема профилактической деятельности в здравоохранении и образовании. Всероссийская диспансеризация 28,1 миллиона детей (87,6% всех россиян до 18 лет) показала, что у 16,8 миллиона детей (59,9%) выявлены отклонения в состоянии здоровья. Наиболее часто дети и подростки страдают болезнями нервной, пищеварительной системы и опорно-двигательного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_atestatsii_malikova_svetka.doc | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В России за последнее десятилетие отмечено значительное ухудшение здоровья и состояния опорно-двигательного аппарата детей и подростков, что связано с действием ряда неблагоприятных факторов в социально-экономическом развитии страны, с реальным уменьшением объема профилактической деятельности в здравоохранении и образовании. Всероссийская диспансеризация 28,1 миллиона детей (87,6% всех россиян до 18 лет) показала, что у 16,8 миллиона детей (59,9%) выявлены отклонения в состоянии здоровья. Наиболее часто дети и подростки страдают болезнями нервной, пищеварительной системы и опорно-двигательного аппарата.
По данным Минздрава РФ число здоровых детей в разных регионах страны колеблется от 4-10%. У детей имеются отклонения в состоянии физического и психического здоровья, сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости (1385 случаев на 1000 детей), отмечается тенденция к росту заболеваемости по таким нозологическим формам, как миопия, нарушения осанки, сколиоз, остеохондроз шейного отдела позвоночника, вегетативная дистония, патология желудочно-кишечного тракта, мочевыводящих путей [30]. По данным НИИ детского ортопедического института им. Турнера на рост дефектов осанки у детей оказывает влияние снижение двигательной активности детей и увеличение статических нагрузок на растущий позвоночник. На этой основе создается физиологическое состояние, которое может стать причиной дальнейшего развития патологического процесса. Прогрессирование нарушений осанки оказывает существенное негативное воздействие на сердечнососудистую, дыхательную, нервно-мышечную и костную системы растущего организма.
Наиболее распространенные нарушения осанки проявляются в асимметрии положения плечевого и тазового пояса, треугольников шеи и талии, увеличении физиологических изгибов позвоночника и угла наклона таза, боковом искривлении позвоночника в вертикальном положении обследуемого, которые уже встречаются у детей младшего школьного возраста. По мере роста ребенка и увеличения статической нагрузки в школе и дома, эти изменения прогрессируют, на их фоне развиваются функциональные нарушения со стороны внутренних органов.
В связи с этим, одной из главных проблем в здравоохранении является уточнение системы признаков нарушений осанки, совершенствование традиционного подхода в исправлении ее дефектов, а также создание и внедрение новых коррекционных программ, которые дадут более высокий положительный эффект.
Осанка ребенка является динамическим стереотипом, т. е. комплексом выработанных и взаимообусловленных условных и безусловных двигательных рефлексов. Она может улучшаться в процессе специальных занятий физическими упражнениями, но она способна и ухудшиться при нарушении стереотипа, например при изменении режима, в связи с поступлением в школу, в период полового созревания и т. д. Формирование неправильной осанки может быть следствием слабого развития ребенка.
Под осанкой понимает привычную непринужденную позу человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого. Человек приобретает осанку в процессе своего роста и развития. Определенную роль играют наследственность, перенесенные заболевания, бытовые условия.
Осанка - одно из важнейших понятий для определения положения тела ребенка в пространстве, обнаружения признаков неблагополучия, заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника, нижних конечностей.
Ведущими факторами, определяющими осанку, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Осанка в значительной степени характеризуется рефлекторной активностью функционально связанных между собой мышечных групп, определяющих стабильность позвоночного столба.
Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппаратов, особенностей условий труда и быта, нарушений деятельности и строения организма, оставляемые некоторыми болезнями, особенно переносимыми в раннем детстве. Все эти моменты могут быть как непосредственными причинами, так и предрасполагающими факторами образования тех или иных отклонений в строении организма и характере всей двигательной деятельности.
Оценка осанки складывается из учета положения головы, состояния плечевого пояса, выраженности изгибов позвоночника, наклона таза и оси нижних конечностей. Большое значение имеет вертикальная ось тела, которая составляет линию, проходящую в норме от макушки через наружное отверстие слухового прохода, по заднему краю нижней челюсти, по переднему краю плечевого сустава, через тазобедренный сустав, по переднему краю коленного сустава и спереди от наружной лодыжки. Необходимо держать туловище прямо, не наклоняясь вперед и не откидываясь назад.
При правильной осанке создаются оптимальные условия для нормального функционирования отдельных систем и всего организма, и при этом удержание тела в вертикальном положении происходит с наименьшей тратой энергии. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника; расположением осей головы и туловища по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры, в положении разогнутых тазобедренных и коленных суставах. Имеется средняя выраженность шейного, грудного и поясничного изгибов позвоночника, умеренно развернутые и слегка опущенные надплечья, симметричные и не выделяющиеся лопатки. При этом линия остистых отростков позвонков занимает среднее положение. При правильной осанке максимально выражены «пружинные» амортизирующие свойства и сопротивляемость позвоночника статико-динамическим воздействиям во время движения.
Позвоночник должен иметь равномерно волнообразный вид, что является основным моментом, так как кривизны, по законам биомеханики, придают позвоночнику устойчивость, сопротивляемость, увеличивают его рессорные свойства и облегчают возможность сохранения равновесия. Благодаря компенсаторным изгибам позвоночника масса тела распределяется почти равномерно между передней и задней половинами тела. Распределение правой и левой половин тела также одинаково вследствие более или менее совершенной симметрии тела. При свободном удобном стоянии нормально сложенного человека плечевой пояс располагается прямо над тазом, таз — прямо над стопами.
Для сохранения нормальной осанки в процессе развития и роста, решающее значение имеют не размеры и сила мышц, а в большей степени адекватное соотношение мышечного тонуса, тяги и динамического стереотипа между антогонистами, которое обеспечивает достаточную работоспособность, красоту и функциональную целесообразность строения человеческого тела.
Таким образом, нормальная осанка является показателем здоровья и хорошего физического развития и необходима для сохранения оптимальной жизнедеятельности в современных условиях.
Признаки нарушений осанки
Правильная и красивая осанка является важным комплексным проявлением состояния здоровья. Частота нарушений осанки, по данным НИИ детской ортопедии им. Г. И. Турнера, неуклонно возрастает. По России нарушение осанки выявлено у 40-80% детей и подростков, частота искривления позвоночника за последние годы увеличилась с 3% до 10% .
Среди отклонений опорно-двигательного аппарата нарушения осанки занимают одно из первых мест, как по частоте, так и по тяжести патологических изменений, а это, в свою очередь, оказывает значительное влияние на функционально-важные органы и системы.
Осанка имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться (например, количество нарушений возрастает в период полуростового и ростового скачка, полового созревания, особенно среди девочек). Осанка у 50 - 90% детей и подростков не соответствует норм. Это проблема современного школьного образования, так как 75% всех нарушений осанки приходится на возраст 7 - 14 лет.
По другим данным нарушения осанки и отклонения физического развития имеют место у 60% детей дошкольного возраста, у 75—80% младших школьников и практически у 98% детей выпускных классов общеобразовательных и специализированных школ.
В настоящее время, на фоне постоянно ухудшающегося детского здоровья, родители высказывают озабоченность осанкой своих детей. Увидев, что на рентгенограмме позвоночника нет нарушений костной структуры, врач-ортопед обычно рекомендует провести ребенку курс массажа спины, заняться плаванием, носить корсет, а вообще — не волноваться по этому поводу. В словах и рекомендациях подобного плана часто проскальзывает несколько пренебрежительное отношение к этой проблеме, как будто это не повод для беспокойства. Вот структурный сколиоз — это другое дело, для ортопеда — это болезнь, поскольку есть реально различимые изменения в структуре позвонков, выявляемые на рентгенограмме, а вот нарушение осанки попадает в категорию «непонятностей»: похоже на признак нездоровья, но и болезни явной нет... Благодушное приравнивание нарушений осанки к косметическим дефектам — одно из многочисленных заблуждений современной ортодоксальной медицины.
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки, не считающимися заболеваниями в полном смысле этого слова. При дефектах осанки навык правильной осанки утрачивается, и образуются новые условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела в пространстве. Под нарушением осанки подразумевает функциональное, то есть преходящее, изменение архитектуры позвоночного столба из-за уменьшения работоспособности мышц спины и туловища. В результате этого нормальная нагрузка в положении стоя оказывается чрезмерной, и ребенок не может удерживать туловище выпрямленным. У здорового ребенка при мышечном утомлении, пониженном внимании и ослабленном мышечном тонусе возникает такая осанка покоя, при которой физиологические изгибы позвоночника — грудной кифоз и поясничный лордоз — усиливаются. Грудная клетка кажется уплощенной, живот — выпяченным.
В 90-95 % случаев отклонения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний облик ребенка, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. При этом, как правило, не происходит грубых изменений в позвоночнике, какие развиваются при сколиотической болезни.
Эстетически некрасивая осанка во многом предопределяет судьбу ребенка, провоцирует развитие болезней, очень часто формирует комплекс неполноценности, деформирует мышление личности. Формирование неправильной осанки может быть вследствие слабого физического развития ребенка, по причине дефектов физического воспитания, ослабленного организма ребенка из-за перенесенных заболеваний (рахит, детские инфекции, простудные заболевания, бронхиальная астма) в сочетании с неблагоприятными внешними условиями, а также длительного неправильного положения тела при различных поза. Дети, имеющие нарушения осанки, отличаются отставанием в физическом развитии, задержкой совершенствования двигательных способностей, навыков и умений. Прогрессирование деформаций позвоночника оказывает существенное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную и костную системы растущего организма.
К этиологии развития функциональных искривлений позвоночника можно отнести даже небольшое изменение положения таза, которое может возникать при плоскостопии, патологии тазобедренных и коленных суставов, травмы копчика, болезни внутренних органов малого таза. Даже незначительная, но устойчивая разница длины конечностей уже может приводить к неблагоприятным нарушениям опорно-двигательного аппарата.
При нарушенной осанке всегда существует некий стереотип архитектуры позвоночного столба. Выполнение наклонов, поворотов, сгибаний и разгибаний при этом мало меняет положение позвоночника, а это, в свою очередь, не оказывает существенного влияния на характеристики внутренних органов — они все время однообразны. В этом случае организм становится немобильным, плохо приспосабливается к различным нагрузкам, устает и истощается от излишнего напряжения мышц. Исходя из этого, стабильное нарушение осанки является одним из механизмов зарождения и развития различных болезней.
Кроме того, на рост ортопедической патологии влияет множество факторов, в том числе длительное пребывание детей в помещениях и значительное снижение их двигательной активности на фоне увеличения нагрузок на позвоночник. Возросшие требования к образованию привели к тому, что ребенок стал больше времени проводить за партой или столом. Компьютер, развитие индустрии компьютерных игр, видео и телевидения приводят к еще большему снижению активности, заставляют ребенка длительное время находиться в статической позе. В последние годы отечественные ученые к факторам риска стали относить несбалансированность продуктов питания и техногенное загрязнение окружающей среды. В этих условиях скелет человека, в особенности детский, в связи со специфическими свойствами костной ткани, в более ранние сроки и в более выраженной степени страдает от нарушений экологии, чем другие органы и системы организма.
Отклонения осанки связаны в основном с нарушением работы мышц туловища. Свободная осанка принимается человеком автоматически, без особого мышечного утомления. Один из наиболее частых механизмов нарушения осанки - статический: длительное систематическое пребывание в неудобной рабочей позе, неправильная поза за партой или столом и т.п. Начальное и ведущее звено в развитии статических нарушений осанки - неравномерное распределение нагрузки на мышцы, которые должны обеспечивать правильное, естественное положение позвоночника и всего тела. При неправильном положении тела, когда позвоночный столб изогнут, нагрузка на отдельные участки тела позвонков увеличивается. В результате развитие мышц-антагонистов, отвечающих за противоположные движения и удерживающие позвоночник в статическом положении, происходит неравномерно.
Мышцы, расположенные с "внутренней" (вогнутой) стороны деформации, испытывают возросшее сопротивление позвоночника. Они начинают более активно сокращаться, их масса и сила увеличиваются. С течением времени повышается тонус мышц, а порог их возбудимости снижается, то есть мышцы начинают сокращаться в ответ на более слабое, чем в норме, раздражение. Появляется гипертонус: уменьшение нагрузки на мышцу приводит не к расслаблению, а к еще большему сокращению этой мышцы. Деформация нарастает.
С физиологической позиции возникновению дефектов осанки у детей способствует не только опережающий рост скелета и отставание в развитии мышечной системы, но и недостаточно совершенная координация взаимоотношений между регулирующими центрами и периферией. А также несовершенные двигательные навыки, выработку которых тормозят длительные школьные занятия, большие задания на дом, страх перед строгой оценкой знаний и различные дисциплинированные наказания для определенной категории учащихся, а в целом – общая гиподинамия на фоне высоких для большинства детей стрессовых перегрузок.
В основе развития нарушенной осанки лежат также неблагоприятные факторы онтогенеза ребенка (так называемые факторы риска):
- анатомо-конституционный тип строения позвоночника (астенический тип телосложения);
-слабое развитие мышечной системы, особенно мышц спины и живота;
-частые инфекционные заболевания и отсутствие систематических физических тренировок в режиме дня, малое количество времени отводится для игр и спорта;
-дефекты зрения и нарушения со стороны слуха и носоглотки;
-парты, не соответствующие возрасту ребенка, мягкая кровать, неправильные позы во время сна и чтения;
-неправильное питание и рахит у детей дошкольного возраста;
-плохие примеры неудовлетворительной осанки окружающих (школьные товарищи, родители, учителя и др.);
-аномалии развития опорно-двигательного аппарата;
-период быстрого роста ребенка (6-8 лет и 12-15)
Следовательно, все причины нарушения осанки объединяются в две большие группы: внутренние и внешние. Внутренние причины - это дефекты формы и длины конечностей, хронические заболевания внутренних органов, травмы опорно-двигательного аппарата. Наиболее частой из внутренних причин является неврологическая патология. Для формирования нарушения осанки достаточно минимального изменения тонуса мышц. Далеко не все дети излечиваются полностью.
Под внешними причинами мы понимаем организацию жизни ребенка, предусматривающую неоптимальную нагрузку на органы опоры и движения, центральную нервную систему. Прежде всего, режим дня, допускающий гиподинамию, нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание, а также стрессирующие методы воспитания или обучения, недостаточная освещенность рабочего места, мебель, не соответствующая росту и нагрузкам ребенка.
Работа по предупреждению физических недостатков у нового поколения должна начинаться фактически еще в утробе матери. Чем рациональнее и выше двигательная активность матери в период беременности, тем совершеннее обмен веществ матери и плода, гармоничнее его развитие и менее вероятно рождение новорожденных детей с ослабленным здоровьем. В данное время в роддомах страны только двое из десяти детей рождаются здоровыми, да и они, воспитываясь в наших учреждениях, в последствии теряют это качество.
Многие авторы считают, что профилактическая работа при дефектах осанки должна начинаться с первых дней жизни и закачиваться по завершению роста. Однако, теперь ясно, что поддержанием нормальной осанки и необходимого жизненного тонуса человек вынужден заниматься в течение всей дальнейшей жизни. Особое внимание должно уделяться в начале развития, когда налицо несовершенство бурно развивающихся структур и регулируемых механизмов, идет становление опорно-двигательного аппарата и нервно-мышечной системы.
Предупреждение дефектов осанки является проблемой давно назревающей и сложной, так как она во многом связана со средой обитания, условиями жизни человека, радикальное решение которых в наши дни все более затягивается и усложняется.
Обоснование методики занятий оздоровительной гимнастикой с целью формирования осанки у детей
В системе мер профилактики и коррекции различных видов нарушений осанки ведущее место занимают занятия оздоровительной и лечебной физкультурой.
Самым действенным средством предупреждения и устранения дефектов осанки являются физические упражнения. Физические нагрузки при занятиях корригирующей гимнастикой, физической культурой и спортом оказывают влияние в первую очередь на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, изменяя их строение и функции. На основе механизма тонизирующего действия физические упражнения повышают общий жизненный тонус организма, улучшают протекание нервных процессов, активизируют деятельность всех органов и систем организма, укрепляют его защитные силы. Механизм трофического действия позволяет активизировать обмен веществ, и в частности местные трофические процессы в мышцах. Благодаря механизму нормализующего действия физические упражнения могут разрушить ранее сформировавшийся стереотип неправильной осанки и восстановить осанку, свойственную здоровому человеку. Физическая нагрузка увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функции. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует о совершенствовании мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилия. Поэтому занятия по оздоровительной и лечебной физкультуре проводятся в целях общего укрепления организма и специально в целях коррекции и предупреждения прогрессирования дефектов осанки.
Основным средством коррекции различных видов нарушений осанки является лечебная гимнастика. Подход к подбору комплекса корригирующих упражнений должен быть строго индивидуальным. Неправильно организованные занятия физическими упражнениями или проводимые без учета анатомо-физиологических особенностей и состояния детского организма приводят к прогрессированию патологических отклонений в опорно-двигательном аппарате.
Без специальных коррекционных упражнений исправить имеющийся дефект осанки невозможно. Физические упражнения, направленные на создание и укрепление мышечного корсета, необходимо сочетать со специальными упражнениями, способствующими исправлению дефектов осанки. Эффективность специальных упражнений зависит от исходных положений. Наиболее рациональным исходным положением для развития и укрепления мышц туловища является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и исключается влияние мышц на угол наклона таза (положения лежа на спине, на животе, в упоре стоя на коленях). Упражнения, выполняемые в этих исходных положениях, должны иметь симметричный характер; динамические упражнения следует чередовать с упражнениями в статических напряжениях; периодически целесообразно выполнять упражнения в расслаблении и дыхательные упражнения, менять исходные положения.
Идеальный вариант занятий корригирующей гимнастикой для детей с нарушениями осанки предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении. Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики.
При нарушениях осанки необходимо индивидуально и научно обоснованно подбирать соответствующие комплексы физических упражнений. Так, например, при коррекции плоской спины необходимы упражнения для формирования шейного и поясничного лордоза и грудного кифоза. Также рекомендуются гимнастические упражнения для мышц туловища, верхних и нижних конечностей с предметами (палка, булавы, мяч), висы на гимнастической стенке, упражнения лежа на наклонной плоскости и стоя на четвереньках, дыхательные упражнения, а также подвижные игры с мячом, лечебное плавание, ходьба на лыжах.
Для исправления плоско-вогнутой спины назначаются те же упражнения, что и при плоской спине. Но ввиду наличия поясничного гиперлордоза необходимо дополнить комплекс упражнениями, уменьшающими гиперлордоз и наклон таза, то есть упражнениями для укрепления мышц живота, мышц - разгибателей бедра и другими.
Исправление круглой спины - это, прежде всего уменьшение грудного гиперкифоза. Для этого надо соответствующими упражнениями сократить (укоротить) и развить мышцы спины, растянуть мышцы живота, привести к норме наклон таза, укрепить плечевой пояс и произвести коррекцию лопаток, добиться расширения грудной клетки и укрепления всей мускулатуры. С целью уменьшения гиперкифоза выполняются: в положении стоя и лежа на животе - упражнения с палкой, напряженные выгибания, лежа на спине - выгибания на подложенном под спину набивном мяче, а также висы на кольцах и гимнастической стенке, различные упражнения на четвереньках, дыхательные упражнения.
Для исправления кругло-вогнутой спины используются физические упражнения, способствующие уменьшению грудного гиперкифоза и поясничного и шейного гиперлордоза, уменьшению наклона таза, коррекции отстающих лопаток и выступающих вперед плеч, укреплению мышц живота. Эти комплексы хорошо дополняются общеразвивающими играми, лечебным плаванием, ходьбой на лыжах.
Большое влияние на развитие организма ребенка, его рост, состояние здоровья и формирование осанки оказывают условия окружающей среды. Начиная с 2-3 лет необходимо следить за правильным развитием у ребенка статико-динамических функций: своевременно выкладывать на живот, воспитывать навыки ползания (полезный способ укрепления мышц шеи и спины), стояния и ходьбы, сопоставляя сроки обучения с общим физическим развитием и двигательными возможностями.
В дошкольном возрасте большое значение приобретает выработка правильной осанки в положениях тела стоя и сидя. При этом важно своевременно устранить ряд порочных положений и поз, одна из которых обусловлена привычкой неправильно держаться (например, стоять на полусогнутой ноге, сидеть с наклоном туловища вперед и расслабленными мышцами спины), другая связана с нарушением правил школьной гигиены (например, несоответствием между высотой стула и стола). Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильное положение во время сна. (С гигиенической точки зрения спать следует на правом боку (но не «калачиком»), на полужесткой постели с небольшой подушкой под головой для сохранения правильного положения позвоночника. Bo время сна позвоночник должен отдохнуть и расслабиться, а для этого необходимо, чтобы постель была ровной и жесткой. Мягкий, прогибающийся матрас не обеспечивает опору для самой тяжелой части тела — таза. Поэтому позвоночник прогибается в ту сторону, на которой человек лежит. Твердый матрас, наоборот, позволяет позвоночнику принять естественное положение всех его изгибов. Наилучший эффект получится, если положить под матрас широкую ровную доску. Ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки читать лежа на боку, носить в одной и той же руке портфель, ведро с водой, сумки с продуктами и т. д. (детям до 5-го класса рекомендуется носить школьные принадлежности в ранце за спиной).
П. Брэгг рекомендовал в качестве профилактики нарушений осанки научить детей правильно ходить, сидеть и лежать, что по нашему мнению является эффективным критерием предупреждения их развития. Идти всегда необходимо с выпрямленной спиной, тогда удары при ходьбе амортизируются межпозвоночными дисками. Необходимо шагать так, будто ноги начинаются в середине торса и приводят в движение мышцы спины, живота, бедер и стоп. Руки при ходьбе должны ритмично двигаться от самого плеча, голову необходимо держать высоко. Ходить надо без раскачивания из стороны в сторону и, не шаркая подошвами ног по полу.
Мебель (столы, парты, стулья) должна соответствовать росту ребенка, быть устойчивой, стулья - иметь достаточно высокие спинки, чтобы плечи сидящего были у их края. Ведь если ребенок сидит за столом или партой, не соответствующими росту, из-за неравномерной статической нагрузки может развиться серьезный дефект осанки. Так низкие стол или парта способствуют формированию круглой спины, а слишком высокие заставляют поднимать плечи вверх. Прежде всего, рабочая поза ребенка должна обеспечить симметричное расположение частей тела относительно его оси. Стопы сидящего должны опираться на перекладину (или иную аналогичную подставку), колени находиться на одном уровне и быть соединены (но не прижаты друг к другу), а голеностопные, коленные и тазобедренные суставы быть согнутыми под прямым углом. Опора на обе половины таза и оба бедра должна быть равномерной. При правильном сидении важно, чтобы спина плотно прилегала к спинке стула. В идеале спинка стула должна быть изогнутой — в соответствии с естественными изгибами позвоночника. Сиденье стула должно быть короче бедер, чтобы край стула не давил на артерии под коленями. Высота от сиденья до пола должна соответствовать расстоянию от бедра до пола. Расстояние между грудью и столом - 2 сантиметра; предплечья симметрично и свободно (без напряжения мышц) лежат на поверхности стола. Плечи расположены также симметрично. Голова слегка наклонена вперед; расстояние от глаз до поверхности стола - 30-35 сантиметров.
Нормальная осанка характеризуется мобильностью, то есть не застывшим положением позвоночника, - а большим разнообразием его положений, которые он принимает для выполнения жизненной программы: наклоны, повороты, разгибания и т. д. Соответственно, и органы также часто меняют свои характеристики, что делает мобильным весь организм. При этом человек может активно переключаться с одного вида деятельности на другой и меньше устает.
При осмотре спереди у ребенка, имеющего нормальную осанку, определяется строго вертикальное положение головы: подбородок слегка приподнят, а линия, соединяющая нижний край глазниц и козелки ушей, горизонтальна. Линия надплечий — горизонтальна; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем (шейно-плечевые), — симметричны; грудная клетка не имеет западений или выпячиваний; брюшная стенка – плоская, равномерно или умеренно выпуклая, пупок находится на средней линии.
При осмотре сзади — лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника, а их углы — на одной горизонтальной линии.
При осмотре сбоку — грудная клетка несколько приподнята, живот подтянут, нижние конечности прямые, физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены, угол наклона таза находится в пределах 35-550 (он меньше у мальчиков и мужчин).
Практически правильную осанку можно наблюдать, поставив ребенка спиной к ровной вертикальной поверхности и у него затылок, лопатки, ягодицы, задняя поверхность икроножных мышц и пятки должны касаться этой поверхности. Представление о нормальной осанке дает также положение человека у ростомера при измерении роста стоя.
В процессе моей работы были разработаны комплексы физических упражнений, направленные на формирование правильной осанки, а также методика их проведения на занятиях физической культурой. Методика была реализована в экспериментальной группе детей. Эксперимент проводился с сентября 2016 по май 2017г. в экспериментальной группе детей. Контрольная группа детей занималась по обычной программе ДОУ (под редакцией М.А.Васильевой). Занятия в экспериментальной группе проводились 3 раза в неделю.
При составлении, комплексы гимнастических упражнений подбирались соответственно характеру нарушения осанки. Эти комплексы включали в основную часть занятий. Упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях занятий, меняли через 2-3 занятия. Каждый комплекс занятий использовали в среднем на протяжении 3-х недель. Всего было разработано 4 комплекса. В комплексы были включены упражнения в равновесии, расслаблении, растягивании, гимнастические упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, боковых мышц туловища, а также упражнения из различных исходных положений (лежа, сидя, стоя на коленях) и с использованием всевозможных предметов и пособий: гимнастическая палка, скамейка, мячи, кубики, мешочки с песком и др.
Для предупреждения дефектов осанки в сагиттальной плоскости (круглая спина, сутуловатость) уделялось внимание упражнениям, связанным с выравниванием позвоночника и выгибанием туловища в грудном отделе без прогиба в поясничной области. Например, шаг вальса вперед, руки мягко вперед, шаг вальса назад, волевым усилием напрягая межлопаточные мышцы и прогибаясь в грудном отделе позвоночника, дугами книзу руки мягко в стороны.
Для предупреждения дефектов осанки во фронтальной плоскости основную роль играют симметричные упражнения, поэтому включили: повороты, волны, взмахи, простейшие элементы хореографии и др.
На начальном этапе формирования осанки использовали упражнения для выработки «мышечного корсета»: мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища. Стимулирование мышечных напряжений обеспечивалось многократным, серийным повторением упражнений. Типичными чертами разработанной методики развития силовых способностей являлись: относительно не высокий темп выполнения упражнений, небольшие интервалы между сериями, значительный суммарный объем нагрузки в занятии.
При формировании у детей навыка правильной осанки особое внимание уделялось рациональному дыханию. Обучение начиналось со статического дыхания из исходных положений: лежа на спине, сидя, стоя, а затем приступали к освоению динамического дыхания.
Во время выполнения ритмических упражнений, ритм и глубина дыхания сочетались с амплитудой и темпом движения. При выполнении упражнений в быстром темпе, ритм и частота дыхания были произвольными.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, упражнения проводились в форме игры. Упражнения объединялись одним игровым сюжетом, быстро сменяли друг друга. Например, ребенок с удовольствием подражает действиям животных, птиц (галоп лошади, полет бабочки и т.д.). Корригирующие упражнения могут передавать образ любимых героев и сказок (Буратино, Пьеро, Карабас-Барабас и др.). В процессе их выполнения активно использовалась импровизация.
Комплексы упражнений разучивали без музыки, а затем выполняли их с музыкальным сопровождением, доступным восприятию детей 6-7 лет (детские, эстрадные песни, знакомые мелодии из кинофильмов и мультфильмов). При подборе музыкальных тем следили за тем, чтобы их ритмическая структура была удобна и служила основанием для правильного естественного, свободного движения.
Упражнения были согласованы с музыкой, и передавали ее настроение (на сильные музыкальные части - активные амплитудные движения, например, махи; на быстрые части - беговые и прыжковые серии; под медленную музыку - упражнения в равновесии, расслаблении и т.д.).
Для упражнений с мячами подбирали музыку плавную, спокойную, а для бросков - бодрую и энергичную. Прослушав музыкальное произведение, дети должны были передать ритм и характер музыки движениями.
При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение осанки, учитывались следующие особенности: наличие зеркал в зале (т.к. формирование осанки основано на мышечно-суставном чувстве, которое позволяет ощущать положение частей тела и зрительно контролировать его); взаимоконтроль; гладкая стена без плинтуса (для принятия правильного положения у стены, соприкасаясь с ней пятью точками: головой, лопатками, ягодицами, икроножными мышцами и пятками), которая размещается напротив зеркал. Инвентарь подбирался соответственно возрасту и росту занимающихся.
На занятии применялся как фронтальный, так и групповой методы организации занимающихся. При использовании группового способа дети комплектовались с учетом типа нарушения осанки.
В зависимости от типа нарушения осанки давалось задание на дом и методические указания для родителей.
Кроме урочных форм, включалась игровая и самостоятельная двигательная деятельность детей под контролем воспитателя или родителей.
С этой целью включали в комплекс:
• Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
• Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Давались различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняли несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.
• Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствовали воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
• Упражнения на координацию движений. Здесь были весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
Все эти упражнения способствовали развитию чувства правильной позы тела, развивали статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывали сознательное отношение к своей осанке.
Комплексы упражнений оздоровительной гимнастики для коррекции осанки у детей 6-7 летнего возраста представлены в приложении № 2
Применение разработанных комплексов физических упражнений на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста оказало положительное влияние на формирование осанки.
Практические рекомендации
1. Для формирования правильной осанки целесообразно использовать у детей 5-6 лет оздоровительные упражнения, как общей, так и специальной направленности. К первой группе относятся ОРУ, разновидности передвижений и прикладные упражнения, развивающие способность сохранять динамическое и статическое равновесие, ориентироваться в пространстве, упражнения на расслабление и растягивание. Специально корригирующие упражнения - это упражнения без предметов, с предметами и танцевальные упражнения с направленностью на устранение деформаций опорно-двигательного аппарата.
2. Подбор гимнастических упражнений следует осуществлять соответственно характеру нарушения осанки. Для предупреждения дефектов осанки в сагиттальной плоскости (круглая спина, сутуловатость) нужно уделять внимание упражнениям, связанным с выравниванием позвоночника и выгибанием туловища в грудном отделе без прогиба в поясничной области. Для предупреждения дефектов осанки во фронтальной плоскости основную роль играют симметричные упражнения: повороты, волны, взмахи, простейшие элементы хореографии и др.
3. На начальном этапе формирования осанки следует использовать упражнения для выработки «мышечного корсета»: мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища. Стимулирование мышечных напряжений обеспечивается многократным, серийным повторением упражнений.
4. При формировании у детей навыка правильной осанки необходимо особое внимание уделять рациональному дыханию.
5. Учитывая возрастные особенности дошкольников, занятие рекомендуется проводить в форме игры.
6. Занятия желательно проводить при участии музыкального руководителя. Одежда детей должна быть легкой и удобной, не стесняющей движения. Инвентарь подбирать соответственно возрасту и росту занимающихся.
Приложение 2
Комплекс упражнений для формирования осанки у детей №1
Задачи. 1. Формирование стереотипа правильной осанки и походки.
2. Укрепление мышц спины и брюшного пресса.
3.Проверка осанки в различных исходных положениях при выполнении упражнений.
№ п/п | Содержание занятий | Дозировка, темп | Методические указания |
Подготовительная часть
| 1 Проверка осанки у гимнастической стенки, начиная со стоп, затем шаг вперед и шаг назад с возвратом в и.п. | ||
2. ходьба, руки на пояс: на носках, пятках, в полуприседе, обычная | На 4 счета | Спина прямая, локти отвести назад | |
3. И.п.: руки с гимнастической палкой вниз. 1- руки вверх, подняться на носки, потянуться – вдох; 2- вернуться в и.п. – выдох. | 4-6 раз, средний | Удерживать спину прямо | |
4. И.п.: ноги врозь, руки вперед с опорой на вертикально стоящую палку. 1-2 – наклон вперед с прямой спиной ; 3-4 – вернуться в и.п. | 4-5 раз, медленный | Голову не опускать | |
5. И.п.: о.с., руки вперед с опорой на вертикально стоящую палку. 1-3 – глубокий присед, разводя колени в стороны; 4 – вернуться в и.п. | 5-6 раз | Спина прямая, смотреть вперед | |
6. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2- сжать пальцы рук и стоп; 3-4- вернуться в и.п. | 3-4 раза, средний | Колени и локти не сгибать, напрячь мышцы рук, ног, спины | |
7. И.п.: то же. 1-6 – тянуться: руками вверх, пятками вниз; 7-8 – расслабление | 3-4 раза, средний | Голова лежит на полу. При самовытяжении стопы на себя | |
Основная часть | 8. И.п.: руки за голову, локти прижаты к полу, ноги согнуты в коленных суставах с опорой на стопы. 1-3 – левую ногу выпрямить вверх, носок на себя; 3-4 – вернуться в и.п. То же правой ногой | 4-6 раз, средний | Не прогибаться в пояснице |
9. И.п.: то же. 1-4 – «велосипед» правой ногой. 5-8 – то же левой ногой; 9-12 – то же двумя ногами | 4 раза, медленный | Выпрямляя колени, тянуть носок на себя. Дыхание произвольное | |
10. И.п.: лежа на правом боку, руку под голову, левая рука с опорой на ладонь о пол на уровне груди 1-2 – подтянуть левое колено к груди – вдох; 3-4 – выпрямить ногу, потянуться пяткой вниз – вдох. То же на левом боку | 6 раз, средний | Устойчиво лежать на боку, корпус и ноги находятся на одной линии, дыхание произвольное | |
11. И.п.: то же. 1-2 – отведение прямой ноги в сторону; 3-4 – вернуться в и.п. То же на другом боку | 4-6 раз | Ногу поднимать точно в сторону, не сгибать в коленном суставе, носок на себя | |
12. И.п.: лежа на животе, руки вперед. 1 – правую руку вверх, голову поднять; 2- вернуться в и.п.; 3-4 – то же левой рукой | 4-5 раз, медленный | Рука на уровне уха | |
13. И.п.: то же, кисти под подбородок. 1- правую ногу отвести назад; 2 – вернуться в и.п. 3-4 – то же левой ногой | 4-5 раз, средний | Носки на себя, колени не сгибать | |
14. И.п.: то же руки в стороны ладонями вниз. 1-3 – «самолет» - поднять руки, голову и плечи; 4- вернуться в и.п. | 4-5 раз, средний | Смотреть вперед, прогибаться в пояснице | |
15. И.п.: стоя на четвереньках 1-2 – « ласковая кошечка» - прогнуть спину, голову вверх; 3-4 –« кошечка злится» -спину округлить, голову вниз | 5-6 раз, средний | Руки не сгибать дыхание произвольное | |
16. И.п.: то же. 1-2 – правую руки вперед; 3-4 – вернуться в и.п. То же левой рукой | 4 раза, средний | Спину держать ровно | |
17. И.п.: то же. 1-4 – сесть на пятки, руки на месте – потянуть спину; 5-6 – вернуться в и.п. | 6 раз, медленный | Дыхание произвольное | |
18. Игра « Воробьи и вороны» | 2-3 раза | ||
Заключительная часть | 19.Ходьба: руки за голову, 2 шага – локти развести в стороны – вдох, 3 шага – локти соединить, спину округлить – выдох. | 20-30 м. | |
20. Принять правильную осанку у гимнастической стенки | 1-2 мин | Сохранять симметричное положение корпуса | |
Комплекс упражнений для формирования осанки у детей №2.
Задачи. 1. Развитие координации движений, формирование стереотипа правильной осанки.
2. Обучение правильному выполнению упражнений с мячами.
3. Укрепление мышечного корсета.
№ п/п | Содержание занятий | Дозировка темпа | Методические указания |
Подготовительная часть | 1. Принять правильную осанку без опоры. Сделать 2-3 шага и проверить осанку | 30 сек | Следить за правильной осанкой |
2. Ходьба обычная, со сменой направления и положения рук | 1 мин | Положение рук: в стороны, на пояс, сзади в замок и т.д. | |
3. И.п.: стоя, мяч в руках. 1-2 – руки вверх, подняться на носки – вдох; 3-4 – вернуться в и.п. - выдох | 3-4 раза, медленный | Смотреть на мяч, следить за осанкой | |
4. И.п.: стоя, ноги врозь, мяч вверху. 1-2 – наклон вправо; 3-4 – наклон влево | 4-6 раз, средний | Мяч строго над головой, дыхание произвольное | |
5. И.п.: стоя, мяч перед грудью в согнутых руках. 1 – сгибая колено, выбирать мяч из рук; 2 – поймать мяч; 3-4 – то же другой ногой | 2-3 раза каждой ногой, средний | Не наклоняться вперед, стремиться поймать мяч | |
6. И.п.: лежа на спине, мяч обхватить стопами. 1 – согнуть ноги в коленях; 2 – выпрямить вперед; 3 – согнуться; 4 – вернуться в и.п. | 6-8 раз, средний | Дыхание произвольное | |
7 И.п.: то же, руки с мячом вперед. 1 – правую ногу вверх, носком коснуться мяча; 2 – вернуться в и.п.; 3 – 4 – то же левой ногой | 6-8 раз, средний | Колени сгибать | |
8. И.п.: ноги согнуты в коленном суставе, руки разведены в стороны и прижаты ладонями к полу, мяч между колен. 1 – опустить колени вправо ; 2 – вернуться в и.п.; 3-4 – то же в левую сторону | 4- 5 раз, медленный | Положение рук лодонями вниз, ладони от пола не отрывать | |
Основная часть | 9. И.п.: ноги согнуты в коленном суставе на ширине стопы, мяч в прямых руках вверх. 1 – сесть, положить мяч между колен; 2 – вернуться в и.п. без мяча; 3 – сесть, взять мяч; 4- вернуться в и.п. | 4-6 раз | Дыхание произвольное. Приподнимать только плечи и лопатки |
10. И.п.: лежа, руки вверх с мячом. 1-6 – потянуться, носки на себя; 7-8 – расслабление | 2-3 раза медленный | Во время расслабления мяч можно не держать. Повернуться на живот | |
11. И.п.: лежа на животе, мяч в согнутых руках у подбородка. 1-8 – прогнуться, отталкивая мяч партнеру; 9-10 - расслабиться | 6-8 раз, средний | При отталкивании мяча корпус удерживать в разогнутом положении | |
12. И.п.: то же, кисти под подбородок, ноги в стороны, мяч между стопами. 1 – ноги через стороны положить на мяч; 2 – вернуться в и.п. | 8-10 раз, средний | Удерживать ноги на мяче и не скатываться в сторону | |
14. И.п.: то же, руки с мячом вверх. 1 – прогнуться; 2 – вернуться в и.п. | 10-20 раз, средний | Амплитуда средняя | |
14. И.п.: стоя на коленях, руки с мячом вниз. 1 – сесть с правой стороны от стоп, руки вперед; 2 – вернуться в и.п.; 3-4 – то же в левую сторону | 4-6 раз, средний | Спину держать ровно | |
15. игра « Ловкие жучки» с ортопедическим мячами | 2-3 мин | Удерживать правильную осанку | |
16. И.п.: сидя на ортопедическом мяче. 1-4 – прыжки; 5-6 - отдых | 2-3 раз, медленный | Стопы от пола не отрывать | |
17. И.п.: то же, руки на пояс. 1-8 – перекаты с пятки на носок | 4-6 раз, медленный | Следить за осанкой | |
Заключительная часть | 18. И.п.: сидя спиной к ортопедическому мячу. 1-6 – лечь на мяч спиной, руки вверх; 7-8 – вернуться в и.п. | 3-4 раза, медленный | Растянуть мышцы передней поверхности корпуса, ноги на полу |
19. Ходьба: скрестным шагом вперед; скрестным шагом назад | 1- 1,5 мин | Положение рук различное, сохранять правильную осанку, смотреть вперед | |
20. И.п.: стоя у гимнастической стенки. 1-8 – самовытяжение; 9-10 – расслабление | 2-3 раза | Не прогибаться в пояснице | |
21. Проверка осанки |
Комплекс упражнений для формирования осанки у детей №3.
Задачи. 1. Проверка осанки в различных исходных положениях при выполнении упражнений.
2. Укрепление мышц спины и брюшного пресса.
3. Обучение массажу стоп.
№ п/п | Содержание занятий | Дозировка, темп | Методические указания |
Подготовительная часть | 1 Проверка осанки детей у гимнастической стенки, начиная со стоп, затем шаг вперед и шаг назад с возвратом в и. п. | ||
2 Ходьба, руки на пояс: на носках, пятках, в полуприседе, обычная | На 4 счета | Спина прямая, локти отвести назад | |
3 И.п.: руки с гимнастической палкой вниз. 1 – руки вверх, подняться на носки, подтянуться – вдох; 2 – вернуться в и.п. - выдох | 4 – 6 раз, средний | Удерживать спину прямо | |
4. И.п.: ноги врозь, руки вперед с опорой на вертикально стоящую палку. 1- 2 – наклон вперед с прямой спиной; 3 – 4 – вернуться в и.п. | 4 -5 раз, медленный | Голову не отпускать | |
5. И.п.: о.с., руки вперед с опорой на вертикально стоящую палку. 1 – 3 – глубокий присед, разводя колени в стороны; 4 – вернуться в и.п. | 5 – 6 раз | Спина прямая, смотреть вперед | |
6. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища 1 – 2 – повороты головой вправо – влево; 3 – 4 – вернуться в и.п. | 2 -3 раза, медленный | Ухом коснуться пола Дыхание произвольное | |
7. И.п.: то же. 1 – 2 – руки через стороны вверх, потянуться – вдох; 3 – 4 –вернуться в и.п., расслабиться - выдох | 3 – 4 раза, средний | Голова лежит на полу. Руки от пола не поднимать | |
8. И.п.: руки за голову, локти прижать к полу, ноги согнуты в коленном суставе с опорой на стопы. 1-2 – свести локти вперед – выдох; 3 -4 – локти в стороны, прогнуться в грудном – отделе - вдох | 4 – 6 раз, средний | Следить за дыханием, прогибаться, плечи приподнять от пола | |
Основная часть | 9. И.п.: то же. 1 – 4 – «велосипед» правой ногой; 5 – 8 – то же левой ногой; 9 – 12 – то же двумя ногами | 4 раза, медленный | Выпрямляя колени, тянуть носок на себя. Дыхание произвольное |
10. И.п.: то же, руки вдоль туловища ладонями вниз. 1 – 2 – приподнять таз, прогнуться; 3 – 4 – вернуться в и.п. | 6 раз, средний | Опора на плечи, ладони и стопы | |
11. И.п.: лежа на правом боку, руку под голову, левая рука с опорой на ладонь о пол на уровне груди 1 – 2 – отведение прямой ноги в сторону; 3 – 4 – вернуться в и.п. То же на другом боку | 4 – 6 раз | Ногу поднимать точно в сторону, не сгибать в коленном суставе, носок на себя | |
12. И.п.: лежа на животе, руки вперед. 1-правую руку вверх, голову поднять; 2 – вернуться в и.п.; 3 – 4 – то же левой рукой | 4 – 5 раз, медленный | Рука на уровне уха | |
13. И.п.: то же, кисти под подбородок. 1 – правую ногу отвести назад; 2 – вернуться в и.п.; 3 – 4 – то же левой ногой | 4 – 5 раз, средний | Носки на себя, колени не сгибать | |
14. И.п.: то же, руки в стороны ладонями вниз. 1 – 3 – «самолет»: Поднять руки, голову и плечи; 4 – вернуться в и.п. | 4 – 5 раз, средний | Смотреть вперед, прогибаться в пояснице | |
15. И.п.: стоя на четвереньках. 1 – 2 – «ласковая кошечка» - прогнуть спину, голову вверх; 3 – 4 – « кошечка злится» - спину округлить, голову вниз | 5 – 6 раз, средний | Руки не сгибать, дыхание произвольное | |
16. И.п.: то же. 1 – 2 – правую руку вперед; 3 – 4 – вернуться в и.п. То же левой рукой | 4 раза, средний | Спину держать ровно | |
17. И.п.: то же 1 – 2 – выпрямить правую ногу, носок на себя; 3 – 4 – вернуться в и.п. То же левой ногой | 6 раз медленный | Голову не отпускать, дыхание произвольное | |
18. Игра «Зеркало» | 2- 3 раза | Следить за осанкой | |
Заключительная часть | 19. И.п.: о.с. 1 – принять правильную осанку у гимнастической стенки; 2 – шаг вперед, сохраняя правильную осанку; 3 – шаг назад, прислониться к стенке; 4 – вернуться в и.п. | 2 – 3 раза, медленный | Сохранять симметричное положение корпуса, подбородок поднят |
20. Массаж стоп массажерами, сидя на скамейке | Спину держать ровно |
Комплекс упражнений для формирования осанки у детей №4.
Задачи. 1. Обучение правильному выполнению упражнений у гимнастической стенки.
2. Тренировка навыка удержания правильной осанки при различных двигательных действиях.
3. Укрепление мышц спины и брюшного пресса.
№ п/п | Содержание занятий | Дозировка, темп | Методические указания |
Подготовительная часть | 1 Коррекция осанки у опоры и без опоры | Спину держать прямо, голову не опускать | |
2. Ходьба, гимнастическая палка на лопатках: на носках, на пятках, в присяде, с высоким поднятием бедра | |||
3. И.п.: стоя, гимнастическая палка в руках внизу 1 – руки вверх; 2 – руки за голову; 3 – руки вверх; 4 – вернуться в и.п. | 6 раз, средний | Следить за осанкой | |
4. И.п.: стоя, руки за голову. 1 – руки вверх, наклон влево; 2 – вернуться в и.п. 3 – 4 – то же вправо | 6 раз, средний | Руки над головой, потянуть боковые мышцы туловища | |
5. И.п.: стоя, руки в упоре на вертикально стоящую палку. 1 – 2 – присед, колени врозь; 3 – 4 – вернуться в и.п. | 6 – 8 раз, медленный | Спину держать ровно | |
6. И.п.: стоя, руки прямые, гимнастическая палка за спиной. 1 – 2 – отвести руки назад, соединить лопатки; 3 – 4 – вернуться в и.п. | 6 – 8 раз, средний | Удерживать туловище ровно, плечи не поднимать | |
7. И.п.: лежа на спине, руки вдоль корпуса, ладони на полу, ноги согнуты. 1 – 2 – «полумост»; 3 – 4 – вернуться в и.п. | 6 – 8 раз, средний | Опора на плечи, ладони и стопы | |
8. И.п.: то же. 1 – 4 – «велосипед» вперед; 5 – 8 – «велосипед» назад | 6 раз, средний | Обязательно работает стопа, разгибать ноги в коленном суставе | |
9. И.п.: то же, руки вверх. 1 – 4 – самовытяжение; 5 – 8 - расслабиться | 3 – 4 раза | В пояснице не прогибаться | |
10. И.п.: то же, руки под голову 1 – 6 – поднять прямые ноги до угла 45, держать; 7 – 8 – вернуться в и.п. | 6 – 8 раз, медленный | Носки на себя, дыхание произвольное | |
11. И.п.: лежа на правом бок, руку под голову, левая рука с опорой на ладонь о пол на уровне груди. 1 – прямую ногу вперед; 2 – вернуться в и.п.; 3 – ногу назад; 4 – вернуться в и.п. | 4 раза, медленный | Носки на себя, колени не сгибать | |
Основная часть | 12. И. п.: лежа на животе, руки вперед. 1 – правую руку и левую ногу вверх – вдох; 2 – вернуться в и .п. – выдох; 3 – 4 – то же левой рукой и правой ногой | 6 раз, средний | Голову поднимать вместе с рукой, локоть на уровне уха |
13. И.п.: лежа на животе, руки в стороны – «ласточка». 1 – 4 – поднять руки и ноги, держать; 5 – 6 – вернуться в и.п., расслабиться | 6 раз | Руки держать на уровне плеч | |
14. И.п.: упор лежа. 1 – 2 – разгибая руки, прогнуться; 3 – 4 – вернуться в и.п. | 6 раз, медленный | Голову не запрокидывать назад, дыхание произвольное | |
15. И.п.: руки вперед, ноги вместе. 1 – поднять руки и верхний плечевой пояс; 2 – руки в стороны; 3 – руки вперед; 4 – вернуться в и.п. | 6 – 8 раз, средний | Ноги не поднимать | |
16. И.п.: руки под подбородком, ноги вместе. 1 – 4 – вертикальные «ножницы» 5 – 6 отдых, расслабление | 6 раз, средний | Локти от пола не поднимать | |
17. И.п.: сидя на пятках, руки в замок на голове. 1 – 8 – встать на колени, руки вверх ладонями наружу, потянуться руками и головой – «железка»; 9 – 10 – вернуться в и.п., расслабиться | 3 – 4 раза | Напрячь мышцы рук, корпуса, ягодиц и ног | |
18. Игра «Морской хищник» | 2 -3 раза | ||
19. И.п.: стоя лицом к стенке, широкая стойка, хват руками на уровне плеч. 1 – 2 – левую руку отвести в сторону, ладонь вверх с поворотом головы влево; 3 – 4 – вернуться в и.п. То же в другую сторону | 4 – 5 раз, медленный | Кисть и плечо на одном уровне | |
20. И.п.: стоя лицом к стенке на расстоянии шага, ш.с. хват руками на уровне груди. 1 – 5 – наклон с прямой спиной, руки и ноги прямые; 6 – и.п. | 4 – 5 раз, медленный | Голову не наклонять вниз, спину держать ровно | |
Заключительная часть | 21. И.п.: стоя лицом к стенке, ноги вместе, хват руками на уровне груди. 1 – 2 – отвести правую ногу назад; 3 – 4 – вернуться в и.п. То же левой ногой | 6 раз, средний | Вперед не наклоняться |
22. И.п.: стоя спиной к стенке, ноги вместе, хват руками на уровне пояса. 1 – 2 – выпад правой ногой вперед; 3 – 4 – вернуться в и.п. То же левой ногой | 6 раз | Прогнуться в пояснице, подбородок держать ровно | |
23. И.п.: стоя вплотную спиной к стенке, голень, бедра, ягодицы, лопатки, плечи, голова касаются стенки. 1 – принять положение правильной осанки; 2 – шаг вперед; 3 – шаг назад, принять и.п. | 2 – 3 раза | Сохранять правильную осанку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как сохранить правильную осанку у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Как сохранить правильную осанку у детей дошкольного возраста»...
"Как помочь ребёнку сохранить правильную осанку"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: Как помочь ребёнку сохранить правильную осанку?!
Профилактика нарушений осанки у детей...
Сохраняем правильную осанку
Полезные советы и простые правила по сохранению правильной и красивой осанке. ...
Учим детей сохранять правильную осанку.
как научить ребенка следить за своей осанкой...
Консультация для родителей "Как сохранить правильную осанку?"
Каждый знает насколько важно сохранять правильную осанку. И следить за состоянием спины необходимо с самого младенчества.В противном случае во взрослом возрасте это может спровоцировать множество забо...
Здоровая спина. Сохраняем правильную осанку.
Как сохранить правильную осанку ребенку. ...