«Дневной сон детей в детском саду».
методическая разработка (старшая группа) на тему
Данный материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
son.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Дневной сон детей в детском саду».
Сон - это защита для нервной системы, возможность развития, роста, накопления сил, их восстановление, непременное условие жизни, столь же нужное, как вода и пища.
Ребенок не спит днем не потому, что не хочет, плохо засыпает вечером не потому, что не устал, а из-за того, что не созданы условия для сна (не продуманы бодрствование, питание, суточный режим; неудобные постель, одежда и т. д.). Но дети, так же как и взрослые, различаются по потребности в сне. Про своих детей вы должны знать, кто из них любит поспать, а кто наоборот, и регулировать организацию сна в группе.
В течение дня ребенок получает много впечатлений от окружающего мира, деятельная натура его требует усиленного движения, разнообразных игр, занятий. Все это приводит к быстрому утомлению нервных клеток коры головного мозга. Поэтому ребенок нуждается в покое не только ночью, но и в перерывах между интенсивной деятельностью среди дня.
В течение суток детям 3 лет надо спать 14—16 ч; 4—5 лет — 13 ч; 5—7 лет— 12 ч. Днем дети 3—4 лет спят 2 ч, 5—7 лет — 1 — 1,5 ч.
В детском саду надо расставлять кроватки на некотором расстоянии друг от друга, чтобы воспитатель мог подойти к каждому ребенку, накрыть его или поправить одеяло, помочь принять удобное положение.
Зимой надо расставлять кровати так, чтобы дети не лежали головой у самых окон или у отопительных приборов. Для детей до 3 лет ставят кроватки длиной 120 см, шириной 60 см; высота ложа над полом переменная — 30 и 50 см. Для детей от 3 до 7 лет кроватки имеют следующие размеры: длина 140 см, ширина 60 см, высота ложа от пола — 30 см. Очень важно, чтобы постель ребенка была удобной, чтобы матрац или подстилка соответствовали размеру кровати, а подушка была довольно узкой, чтобы на ней помещалась голова, а не корпус ребенка, а по ширине она соответствовала ширине кровати. (На время дневного сна целесообразно постилать детям не матрац, а тонкую подстилку; одеяла должны быть также достаточно легкими.)
Постельное белье меняется один раз в неделю. Перед сном дети складывают свою одежду на стульчики, стоящие поодаль от кроваток, чтобы воспитатель в случае надобности мог подойти к каждому из них и помочь раздеться.
Если нет отдельной спальни, кроватки для дневного отдыха расставляют перед обедом в групповой комнате и обязательно убирают после подъема детей. Прежде всего надо освобождать от кроватей ту часть комнаты, где расположены игрушки, для того чтобы дети, одевшись, имели возможность начать играть.
Заведующий, наблюдая проведение сна, особое внимание обращает на следующее:
- как подготовлены детские постели (состояние ложа каждой кроватки, чистота постельного белья);
- умеют ли дети самостоятельно и последовательно раздеваться и одеваться; помогают ли друг другу, правильно ли складывают свою одежду;
- помощь взрослых и руководство воспитателя этим процессом;
- сколько времени занимает раздевание перед сном и одевание после него;
- хорошо ли проветрена комната, где спят дети;
- заботятся ли воспитатель и няня о здоровье детей;
- настроение детей перед сном; через сколько времени заснули дети; спокойно ли они спали; сколько детей проснулось раньше положенного времени;
- учитывает ли воспитатель индивидуальные особенности детей, поднимает ли их постепенно.
В случае если обнаружены какие-то неполадки, заведующий принимает необходимые меры, дает распоряжения завхозу и воспитателям.
Личная гигиена дошкольника заключается в основном в поддержании чистоты кожных и волосяных покровов, гигиене полости рта, соблюдении чистоты и аккуратности в одежде, в поддержании чистоты постели, порядка на рабочем месте, в шкафу с игрушками. Нужно приучить дошкольников лицо, шею, уши мыть каждый день утром и вечером, а руки — несколько раз в день по мере необходимости: перед едой или когда они грязные (после уборки в игровом уголке, мытья цветов, лепки из глины, игр с песком, пользования туалетом).
Необходимо создать условия, чтобы детям было удобно и приятно умываться: высота умывальников должна соответствовать росту детей (высота струи воды над уровнем опущенной и согнутой в локте руки около 10 см). Если при умывании детям приходится высоко поднимать руки, то вода затекает в рукава.
Кусок мыла должен быть таким, чтобы ребенок мог свободно взять его рукой; у каждого умывальника необходимо иметь две мыльницы с мылом. Длина детских полотенец не превышает 100 см.
Воспитатель должен организовать умывание так, чтобы не создавалось очереди. Он напоминает детям, чтобы они не забыли засучить рукава, расстегнуть воротники платьев или рубашек. Нужно обязательно следить, чтобы дети умывались тщательно, вытирались досуха.
Проверяя проведение умывания, заведующий детским садом отмечает:
- все ли подготовлено для проведения умывания: лежит ли на месте мыло, у всех ли детей есть полотенца, налита ли вода в умывальники (при отсутствии водопровода);
- чем заняты дети, которые ждут умывания или уже умылись;
- тщательно ли умываются дети, хорошо ли вытирают руки, помогают ли им взрослые и в чем;
- длительность умывания.
После дневного сна детей поднимают постепенно. Тех, которые засыпают позже других (слабых или перенесших заболевание), поднимают последними, дают им возможность поспать подольше, но и не задерживают в постели больше положенного времени. Воспитатель следит за тем, чтобы дети надевали одежду в определенном порядке, чтобы все были причесаны. Процесс одевания не должен занимать много времени: у старших детей — не более 15 мин., у малышей 20—25 мин. Старшие дети сами заправляют или убирают свои постели. Подготовка детей ко сну и время подъема используется педагогом для воспитания у них культурно-гигиенических навыков и развития самостоятельности.
Советы по организации дневного сна.
- Легкому засыпанию благоприятствует спокойная, тихая и убаюкивающая музыка, или же чтение хорошей книги.
- Чтобы дошкольники своевременно легли на дневной сон, воспитателю необходимо строго соблюдать распорядок дня в группе. Это способствует выработке физиологической привычки у детей. Организм дошкольников привыкает к определенной последовательности режимных моментов. В тот момент, когда приходит время тихого часа, детский организм уже готов к дневному отдыху. Недопустимо отклонение от распорядка дня, так как это негативно отразится на физиологическом состоянии малышей.
- Перед тем как уложить детей спать, их необходимо успокоить. Организуйте спокойные игры (например, настольные, игры - потешки и др.). Почитайте детям книгу. Спокойные виды деятельности позволят ребятам осуществить плавный переход от активных игр к отдыху.
- Обратите внимание на свет в спальной комнате. Он должен быть приглушенным, шторы по возможности закрыты.
- Большое значение имеет цвет стен, потолков, оконных занавесей (или жалюзи) в спальне. Цвета не должны быть яркими, чтобы не возбуждать неустойчивую психику малышей. Используйте для оформления спальни пастельные, спокойные тона.
- Включите детям спокойную музыку (например, колыбельные, классические произведения). Она позволит детям успокоиться и расслабиться. Кроме того, слушание музыки будет способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.
Проведите с детьми упражнения на релаксацию. Эти упражнения позволяют одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
Упражнения на расслабление мышц лица.
"Озорные щечки".
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
Упражнение на расслабление мышц рук.
"Вибрация".
Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень. Руками потрясли. Вот мы здоровы и бодры.
Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании.
"Ленивая кошечка".
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а".
Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании.
"Задуй свечу".
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у".
Упражнение на расслабление мышц ног.
"Слон".
Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с "грохотом" опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе "Ух!".
Упражнение на расслабление мышц ног.
Упражнение на расслабление всего организма.
"Птички".
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый поле-вой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
Упражнения на расслабление мышц шеи.
"Любопытная Варвара".
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох - вы¬дох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх
Дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закаливающие мероприятия для детей в детском саду после дневного сна
Цель: Профилактика простудных заболеваний через проведение закаливающих процедур.ЗадачиОбразовательные1.Создавать условия для сенсорно – моторного развития малыша.2.Способствовать сохранению и укрепле...
Дневная гимнастика пробуждения в детском саду (по методике Н.Н. Ефименко)
ЦЕЛЬ: Поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Оборудование: магнитофон, музыкальная аудиозапись со спокойной музыкой, массажные, ребри...
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....
Сценарий праздника «День защиты детей в детском саду»Сценарий праздника «День защиты детей в детском саду»
Сценарий праздника «День защиты детей в детском саду»...
Закаливающие мероприятия для детей в детском саду после дневного сна
закаливающие мероприятия...
Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ
Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...
Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ
Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...
- Мне нравится (1)