"Программа по оздоровлению и формированию здорового образа жизни"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления детей раннего возраста о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ozdorovleniyu.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по оздоровлению и
формированию здорового образа жизни
в первой младшей группе
Содержание
- Введение
- Пояснительная записка
- Цели, задачи, направления программы
- Содержание программы
- Обеспечение реализации основных направлений работы
- Приложения
- Список литературы
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский.
Введение
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития дошкольников.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей раннего возраста, формированию привычки здорового образа жизни.
На основании вышесказанного была разработана программа, которая направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления детей раннего возраста о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях.
Пояснительная записка
Виды здоровьесберегающих технологий
Актуально значимым и востребованным на современном этапе становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка.
Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и, получила в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
*приобщение детей к физической культуре
*использование развивающих форм оздоровительной работы.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
*медико-профилактические;
*физкультурно-оздоровительные;
*технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
*здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
*валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей– задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Цели, задачи, направления программы
Цель программы: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста, формирование основ здорового образа жизни
Задачи:
- Создание оздоровительного микроклимата, соответствующей среды, стимулирующей двигательную активность ребенка.
- Организация консультативной помощи родителям по вопросам оздоровления детей.
Основные принципы программы
- Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
- Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип гарантированной результативности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
- Принцип природосообразности - определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
- Принцип дифференциации содержания педагогического процесса -педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.
Ожидаемые результаты
У детей:
– оптимальное функционирование организма;
– повышение активности к неблагоприятным факторам внешней среды;
– сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;
– осознание своей жизни в определенном социуме, сформированность инициативности, проявление чувства «Я»;
– защита, эмоциональный комфорт, интересное содержание в группе.
У родителей:
- знания – что, как, когда и почему надо делать с ребенком, чтобы облегчить его здоровье и полноценное развитие.
У педагогов:
- создание таких условий для развития детей раннего возраста, которые помогут им гармонично войти в мир реализовать потенциал, заложенный природой и собственной программой развития.
Объекты программы
- Дети раннего возраста
- Семьи детей раннего возраста
Основные направления программы
Профилактическое
- Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
- Организация и надлежащее выполнение санитарно-гигиенического режима.
- Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.
- Проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике распространения инфекционных заболеваний.
Организационное
- Организация здоровьесберегающей развивающей среды (изготовление пособий, атрибутов, создание центра вода-песок, зоны релаксации и др.)
- Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей раннего возраста методами комплексной диагностики.
- Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей раннего возраста, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.
- Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей
Обеспечение реализации основных направлений работы
Техническое обеспечение
1 | Приобретение необходимого оборудования |
2 | Осуществление ремонта |
3 | Пополнение среды нестандартными пособиями
|
Организационно-методическое и психолого-педагогическое
обеспечение
1 | Разработка системы работы по оздоровлению детей раннего возраста |
2 | Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления
|
4 | Проведение упорядочения нагрузки и активного отдыха детей |
5 | Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей |
6 | Проведение валеогизации всего учебно-воспитательного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, соблюдение длительности занятий и санитарно-гигиенических условий) |
7 | Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в группе |
8 | Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста (выпуск газет, оформление папок-передвижек, проведения семинаров, оказание консультативной помощи и т.д.) |
Формы и методы оздоровления детей
№ | Формы и методы | Содержание |
1 | Обеспечение здорового ритма жизни |
|
2 | Физические упражнения |
|
3 | Гигиенические и водные процедуры |
|
4 | Свето-воздушные ванны |
|
5 | Активный отдых |
|
6 | Свето и цветотерапия |
|
7 | Музтерапия |
|
8 | Закаливание |
|
12 | Пропаганда ЗОЖ | Организация консультаций, бесед |
Модель двигательного режима детей первой младшей группы
Вид занятия и форма двигательной активности | Особенность организации |
Физкультурно-оздоровительные занятия | |
1.Утренняя гимнастика 2.Двигательная разминка во время перерыва между занятиями 3.Физкультминутка 4.Подвижные игры и упражнения на прогулке. 5.Хождение по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами 6.Гимнастика после дневного сна (комплекс упражнений) | Ежедневно в группе или на улице Ежедневно Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятия Ежедневно, после дневного сна. Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей |
УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ | |
| 3 раза в неделю Ежедневно, под руководством воспитателя. |
ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ ЗАНЯТИЯ | |
1.Физкультурно-спотивные праздники на открытом воздухе. 2.Физкультурный досуг. | 2-3 раза в год 1-2 раза в месяц |
СОВМЕСТНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДОУ И СЕМЬИ | |
1.Домашние задания 2.Участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях | Определяются воспитателем Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, посещения открытых мероприятий. |
Организация двигательного режима
Формы работы | Время в режиме дня | |
I половина дня | ||
Самостоятельная двигательная деятельность:
Организованная двигательная деятельность:
| Прием детей Ежедневно 7.00-8.00 | |
Утренняя гимнастика | Ежедневно 8.00-8.05 | |
Физкультминутки | Ежедневно | |
Образовательная деятельность по физкультуре | 2 р.в нед. по 10 мин. | |
Прогулка. Организация двигательной деятельности:
| Ежедневно 9.30-11.20 | |
Самостоятельная двигательная активность перед обедом | 11.20-11.45 | |
II половина дня | ||
Гимнастика пробуждения:
| Ежедневно 15.00-15.15 | |
Организация двигательной активности:
| Ежедневно 15.45-16.30 | |
Прогулка | 16.30-17.30 | |
Организованная двигательная деятельность:
| 16.00-18.00 | |
Самостоятельная двигательная активность | 18.00-19.00 |
Физкультурно-оздоровительные мероприятия и их вариативность
1.утренняя гимнастика.
Традиционный комплекс
Подвижные игры
Преодоление полос препятствий
2.двигательная разминка между занятиями.
Игровые упражнения
Подвижные игры на ориентировку в пространстве
Двигательные задания.
3.физкультминутки.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
Имитационные упражнения
Общеразвивающие упражнения.
4.подвижные игры и физические упражнения.
Подвижные игры.
Спортивные упражнения
Двигательные задания, с использованием полосы препятствий
Упражнения в основных видах движений
Элементы спортивных игр.
5.Коррекционная работа с детьми.
Закаливающие процедуры
Профилактические мероприятия
Двигательные задания по усмотрению воспитателя.
6.гимнастика после дневного сна.
Разминка в постели и самомассаж
Игровые упражнения
Сюжетно-игровая гимнастика
Хождение по массажным дорожкам.
7.Образовательная деятельность по физической культуре
Традиционное
Игровое
Сюжето-игровое
Тренировочное
Ритмическая гимнастика
По интересам детей
Комплексное
Контрольно-проверочное
Тематическое
8.самостоятельная творческая деятельность детей на воздухе.
Под руководством воспитателя
10.физкультурные праздники и досуги
Игры и упражнения
Спортивные игры
Упражнения в основных видах движения
Игры-эстафеты
Музыкально-ритмические упражнения
ПРИЛОЖЕНИЕ
Подвижные игры
К КУКЛАМ В ГОСТИ.
На ковре, на стульчиках сидят куклы (8-10, по числу играющих).
Пригласив детей играть, воспитатель говорит, что сейчас они пойдут к куклам в гости, и показывает, где они сидят. Дети вместе с воспитателем спокойно идут в указанном направлении, подходят к куклам, здороваются с ними. Попрыгав немного с куклами, дети сажают их на место и возвращаются домой.
При повторении игры дети могут пойти в гости к мишкам, зайцам (воспитатель предварительно размещает их в другой части комнаты). С этими игрушками дети возвращаются домой, и играют с ними как хотят.
ГДЕ ЗВЕНИТ?
Дети стоят лицом к стене. Няня прячется в другом конце комнаты и звонит в колокольчик. Воспитатель говорит детям: «Послушайте, где звенит, и найдите колокольчик». Когда дети находят колокольчик, воспитатель хвалит их, а затем предлагает снова повернуться к стене. Няня опять звонит в колокольчик, спрятавшись уже в другом месте.
ПО ДОРОЖКЕ (ТРОПИНКЕ).
Воспитатель подзывает к себе детей и показывает, какая ровная дорожка нарисована (две параллельные линии на расстоянии 20-30 см). Затем детям предлагается погулять по этой дорожке, но не заходить за черту. Дети идут друг за другом в одном направлении и в том же порядке возвращаются обратно.
Эту игру хорошо проводить на участке. Одновременно следует привлекать к игре 5-6 человек, чтобы дети не наталкивались друг на друга. Осенью на участке хорошо направить дорожку к дереву и предложить детям пройти по ней и принести 2-3 листочка. Это задание оживит игру. В помещении можно в конце дорожки разместить флажки или другие игрушки, и дети будут их приносить.
ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК.
Воспитатель чертит две линии (в помещении можно использовать шнур) и говорит детям, что это – река; затем кладет через неё доску (длиной 2-3 метра, шириной 25-30 см) – мостик и предлагает: «Поучимся ходить по мостику!» Наблюдая, чтобы дети шли только по доске, не наталкиваясь, друг на друга, воспитатель напоминает, что идти надо осторожно, чтобы не упасть в ручеёк. Дети проходят по доске в одну и в другую сторону 2-3 раза.
ПОЕЗД.
Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я буду паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», говорит Воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: «чу-чу». Воспитатель ведёт поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время снова раздается гудок, поезд опять отправляется в путь.
ПУЗЫРЬ.
Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет: «пузырь лопнул» - все дети опускают руки, хором говорят: «Хлоп» и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, и игра возобновляется.
ПРИНЕСИ ФЛАЖОК (ПРЕШАГНИ ЧЕРЕЗ ПАЛКУ)
Собрав группку детей (4-6 человек), воспитатель показывает им флажок и предлагает поиграть им. Дети становятся около черты, проведенной на некотором расстоянии от стены, а на противоположной стороне площадки (комнаты) воспитатель кладет флажок. Между чертой и стулом раскладываются палки на расстоянии 1 м друг от друга. Воспитатель называет поочередно, кто пойдет за флажком, и следит, чтобы каждый аккуратно перешагивал через препятствия. Взяв со стульчика флажок, ребенок тем же путем возвращается обратно.
Когда все дети вернутся с флажками, воспитатель предлагает поднять их и промаршировать, воспитатель может ритмично ударять в бубен или приговаривать: «Раз-два, раз-два»
Затем игра проводится с другой группой детей.
СОЛНЫШКО И ДОЖДИК.
Дети присаживаются на корточки сзади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять!» Дети бегают по всей площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются сзади стульев. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять!», и игра повторяется.
ДОГОНИ МЯЧ.
Воспитатель показывает детям корзину с мячами и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сторон площадки. Затем со словами «догоните мячи» выбрасывает их из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны, подальше от детей. Дети бегут за мячами, берут их и кладут в корзину. Игра повторяется.
Мячей должно быть столько, сколько детей, чтобы каждый ребёнок мог догнать мяч и положить его в корзину.
Вариант игры. Для игры подбираются шары (деревянные или пластмассовые), разные по цвету. Сложив их в корзины, воспитатель приглашает детей посмотреть, какие красивые шары, называет какого они цвета. Затем высыпает их со словами: «Вот как покатились шарики… Догоняйте их и кладите обратно в корзину». Дети бегут за шариками и относят их в корзину.
При повторении игры педагог называет, кто какой шар принес: красный, желтый и т. д.
С шарами из пластмассы игру можно проводить и на участке, и на полянке; с деревянными полированными шарами лучше играть в помещении, на ковре, чтобы не портить их.
Воспитатель следит, чтобы дети не сбивались в кучу, а бегали по всей площадке, (каждый ребенок бежит в своем темпе).
Первое время игра проводится с небольшой группкой детей, постепенно количество играющих увеличивается.
СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ.
Собрав около себя группу детей, воспитатель при помощи зеркала пускает солнечные зайчики на стену и приговаривает:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!» Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.
ДОГОНИТЕ МЕНЯ.
Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. «Догоните меня», предлагает воспитатель и бежит к противоположной стороне комнаты (или площадки). Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель снова говорит: «Догоните меня», и бежит в противоположную сторону, дети снова его догоняют. После двух пробежек дети садятся на стулья и отдыхают. Затем игра возобновляется.
Игру лучше проводить с небольшими группами детей: пока одна группа играет, другая смотрит, затем дети меняются ролями.
БЕГИТЕ КО МНЕ.
Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. Воспитатель отходит к противоположной стене комнаты или в дальний угол площадки и говорит: «Бегите ко мне!» Дети бегут к нему. Воспитатель приветливо их встречает, широко раскрыв руки. Когда все дети соберутся возле воспитателя, он предлагает им погулять. Дети с воспитателем ходят по комнате, свободно размещаясь, где кто хочет. «Бегите домой1» - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и садятся на них.
Игра повторяется 4-5 раз. Первое время её следует проводить с небольшой группой детей, постепенно число играющих будет увеличиваться (возвращаясь «домой», дети могут садиться на любой стул).
КОТ И МЫШКИ.
Игра проводится с небольшой группой детей в комнате (на ковре) или на лужайке, покрытой мягкой травой.
С помощью гимнастической лестницы, поставленной на ребро, шнура или реек огораживается место для мышек. Выбирается кот. Он садится на большой стул или пенёк. Мышки сидят в норках.
Воспитатель говорит:
Кошка мышек сторожит,
Притворилась, будто спит.
Мышки вылезают из норок (пролезают между рейками лестницы или подлезают под шнур) и начинают бегать.
Через некоторое время воспитатель говорит:
Тише, мышки, не шумите,
Кошку вы не разбудите…
Это сигнал кошке; она слезает со стула, встаёт на четвереньки, выгибаем спину, громко произносит «Мяу» и начинает ловить мышей, которые бегут в свои норки.
Игру можно повторить 3-4 раза с другими кошками.
На роль кошки надо выбирать сначала наиболее развитых, подвижных детей, а затем и более робких, всячески поощряя их.
ЛОХМАТЫЙ ПЕС.
Один их детей изображает пса: он ложится на коврик, голову кладёт на протянутые вперёд руки. Остальные дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время говорит:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой, уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Пёс вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пёс гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, пёс опять ложится на коврик. Игра повторяется с новым водящим.
Игра проводится с небольшой группкой детей.
КУРОЧКА-ХОХЛАТКА.
Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Один ребёнок (постарше) – кошка. Кошка садится на стул в сторонке. Курочка и цыплята ходят по комнате. Воспитатель говорит:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».
Приближаясь к кошке, воспитатель говорит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые убегают в определенный угол комнаты – «дом», к курице-маме.
Воспитатель (курица) защищает цыплят, разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»
При повторении игры роль кошки поручается другому ребёнку.
Имитационные игры и упражнения
«Мы делили апельсин»
Задачи: стимулировать умение передавать в игре-имитации образ зверей; пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
Материал: фланелеграф; плоскостной апельсин; маски: ежа, стрижа, кота, утки, козла, волка.
Ход:
Воспитатель: Сказку вы, ребятки, ждали?
Сказку очень в гости звали?
В сказку будем мы играть
И зверушек вспоминать.
Ребята, посмотрите на картинку, какие звери всегда живут с нами в группе? (дети рассматривают зверей на настенном панно, отвечают).
А давайте, и мы превратимся с вами в животных. Я буду ваша мама, а вы мои детки. Ну-ка глазки закрывайте, свою маму отгадайте! (когда дети закрывают глаза, воспитатель надевает шапочку ежика). Ребята, я ваша мама ежиха, а вы мои ежата. Давайте покажем ёжиков (дети показывают звукоподражанием, мимикой, жестами, движениями). Снова глазки закрывайте, свою маму отгадайте (аналогично проигрываются роли стрижа, уточки, кошки, козлика, волка).
Ребята, а давайте вы будете разными зверятами.
Ну-ка, Петя, покружись
И в утёнка превратись
Ребёнок кружится, воспитатель одевает ему маску и предлагает посмотреть на себя в зеркало. Аналогично распределяются роли других персонажей.
Воспитатель: Ой, как много у меня деток-зверят. Ты кто, Аня? (ребёнок отвечает). А ты кто, Денис? (ребёнок отвечает: «Я – волк»).
(Аналогично уточняет роли у всех детей)
А давайте разыграем сказку «Мы делили апельсин». В этой сказке вы будете
подходить ко мне за долькой апельсина, и показывать своего животного.
Мы делили апельсин
Много нас, а он один
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа
Эта долька – для утят
Эта долька – для котят
Эта долька – для козла
А для волка – кожура
Испугались – вот беда
Разбегайтесь, кто куда.
Дети разбегаются, волк остаётся на месте и закрывает лицо руками.
Воспитатель: ребята, посмотрите, как волк расстроился. Давайте его пожалеем (дети обнимают волка, гладят его по голове).
Воспитатель: эй, волчонок, что с тобой?
Ходишь грустный ты такой!
Ты, волчонок, не грусти!
Со зверями попляши!
Со зверями попляши
Будут рады малыши!
Воспитатель играет на пианино, дети пляшут.
Воспитатель: молодцы, ребята-зверята, весело плясали, дружно играли.
А теперь снимайте маски
Попрощаемся со сказкой!
(дети складывают маски в коробочку).
Мишка косолапый
Большую игрушку (Мишка) располагают в центре зала. Дети становятся в круг, держась за руки. Рядом с Мишкой садятся дети-ловишки (один или два).
Дети:
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
Шишка отскочила прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою - топ!
Дети идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, слегка ударяя ладошкой по лбу, разводят руки в стороны, растопыривают пальцы, переступают с ноги на ногу, затем топают одной ногой об пол и разбегаются по залу. Дети-ловишки ловят «шишки», т.е. других детей, и укладывают их «в корзинки» (сажают на гимнастические скамейки).
Волк и зайчата
Большая игрушка (Волк) или ребенок в маске сидят в центре зала.Дети-зай-чата осторожно, на носочках идут по кругу как бы крадутся, руки перед собой согнуты, кисти опущены вниз.
Дети:
Он всегда по лесу рыщет,
За кустом зайчаток ищет,
Он зубами щелк да щелк...
Волк (грозно):
Угадали? Это волк!
Дети-зайчата разбегаются по залу - Волк старается их догнать.
При проведении подвижных игр воспитателю нужно помнить об основных требованиях, предъявляемых к ним: соответствии содержания игровым действиям, возрастным особенностям детей, полученным ранее умениям и навыкам, а также об индивидуальном подходе к детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оздоровление и формирование здорового образа жизни дошкольников МДОУ№38
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидн...
Инновационная деятельность в детском саду по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»
В статье представлен опыт работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. План работы на год и итоги....
Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”
Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”...
Программа кружка «Здоровячок» по формированию здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста
Программакружка «Здоровячок» по формированию здоровогообраза жизни у детей младшего дошкольного возраста...
Рабочая программа с родителями по формированию здорового образа жизни детей старшей группы на тему: «Здоровый малыш»
quot;Здоровый малыш"...
Программа по оздоровлению и формированию здорового образа жизни воспитанников "Будь здоров, малыш!"
Программа по оздоровлению "Будь здоров, малыш!"...
Самообразование по оздоровлению и формированию здорового образа жизни в средней группе
Самообразование по оздоровлению иформированию здорового образа жизнив средней группе...