ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДОО
статья на тему
Одним из главных направлений работы дошкольных образовательных организаций, в период стандартизации дошкольного образования, становится решение оздоровительных задач. Именно в дошкольном возрасте, в условиях образовательной организации, комплекс возможностей в рамках работы по здоровьесбережению эффективно способствует нормальному физическому развитию ребенка: правильному и своевременному становлению всех систем организма и их функций, укреплению здоровья дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorovesber._tehnologii_dou.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДОО
Мирионкова Г.Н.
инструктор ФК ГБДОУ детского сада №78
Невского района Санкт-Петербурга
Овсянникова И.Б.
воспитатель ГБДОУ детского сада №78
Невского района Санкт-Петербурга
Одним из главных направлений работы дошкольных образовательных организаций, в период стандартизации дошкольного образования, становится решение оздоровительных задач. Именно в дошкольном возрасте, в условиях образовательной организации, комплекс возможностей в рамках работы по здоровьесбережению эффективно способствует нормальному физическому развитию ребенка: правильному и своевременному становлению всех систем организма и их функций, укреплению здоровья дошкольника. Пункт 1.6. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования конкретизирует: «Стандарт направлен на решение следующих задач: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;». Современный педагог, наряду с формированием востребованных обществом качеств личности, знаний, умений и навыков, уделяет первостепенное внимание - здоровьесбережению своего воспитанника.
В конце года, по результатам педагогической диагностики в группах младшего дошкольного возраста, выявляется проблема достаточно слабого физического развития дошкольника.
Поэтому в работе специалистов дошкольных образовательных учреждений, необходимо использовать такие здоровьесберегающие технологии, которые могли бы благоприятно влиять на физическое развитие воспитанника: психомоторное, речевое и эмоциональное. В этих технологиях должен быть учтен весь комплекс психосоматических, физических и личностных проблем здоровья дошкольников. Решать проблему слабого физического развития дошкольников возможно используя в практике работы дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, подобранных с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Мы уделяем особое внимание здоровьесберегающим технологиям и методикам, которые дети могут выполнить самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого. Такой подход к здоровьесбережению переводит оздоровительные мероприятия из разряда обязательных и обыденных в интересную, занимательную игру, дарит детям положительные эмоции и радость, способствует формированию у воспитанников понимание важности выполняемых им действий, повышает самооценку, способствует развитию навыков самооздоровления.
Чтобы добиться положительного результата в здоровьесбережении, очень важно привлечь внимание родителей к тем технологиям, которые используют педагоги:
- психофизический комплекс упражнений для оптимизации работы системы пищеварения Руденко А.С., который выполняется до еды и заключается в следующем:
- Потянуться вверх (ладони соединить «замком» над головой).
- Погладить живот (по часовой стрелке).
- Сесть за стол с прямой спиной на край стула, ступы стоят на полу.
- Пощелкать зубами 24 раза.
- Понюхать пищу. Вращать языком во рту.
- Накопленную слюну проглотить медленно.
- Кушать медленно, чувствуя вкус, тщательно пережевывая пищу.
- самомассаж ушных раковин, способствует приливу бодрости и работоспособности организма;
- дыхательная гимнастика, улучшает функцию внешнего дыхания, увеличивает силу дыхательных мышц, профилактическое действие;
- пальчиковые игры, направлены на развитие мелкой моторики пальцев и координации движений рук. Пальчиковые игры, превращают процесс обучения в веселую, занимательную игру, которая благоприятно влияет на внутренний мир воспитанника и качественно улучшает память и внимание, мышление и речь, развивает фантазию;
- самостоятельное растирание воротниковой зоны шейного отдела позвоночника махровым полотенцем;
- самомассаж стоп, профилактика нарушений осанки, ходьба по массажным, ребристым дорожкам;
Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями мы считаем установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия для сохранения и укрепления здоровья детей, создать атмосферу общности интересов. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым- становится общим желанием и родителей и педагогов дошкольной образовательной организации. Специалисты, работающие в дошкольном учреждении, могут помочь взрослым в приобретении необходимых теоретических и практических знаний (познакомить с технологиями и методиками), а также освоить приемы обучения, чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретенные ребенком навыки. Данные процессы принимают взаимообратные тенденции. Подчас дети, усвоив оздоровительную методику, спешат поделиться своими знаниями с родителями. Заинтересованность детей радует взрослых и некоторые из них снимают совместное исполнение оздоровительных процедур на видео, затем приносят записи в детский сад, где дети с удовольствие просматривают выполнение оздоровительных и профилактических упражнений уже всем детским коллективом группы. Безусловно, такая практика, на наш взгляд, оказывает очень положительное влияние на результат усилий педагогов по здоровьесбережению детей. Дети вступают в доверительные взаимоотношения друг с другом, а так же с родителями и педагогами, учатся оценивать свои возможности и управлять своим поведением.
Развитие навыков собственного оздоровления помогает укрепить позицию ребенка в воспитательно-образовательном процессе как равного. Взрослый в общении с детьми в ситуации совместного обучения и совместного исполнения оздоровительных и профилактических процедур естественным образом придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Ведь, действительно, цель педагога - содействовать становлению воспитанника как самостоятельной личности.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к формированию гармонически развитой личности ребенка. Тесное сотрудничество всех участников образовательных отношений позволяет повысить эффективность педагогического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни в семье.
Хочется отметить, что здоровьесберегающие технологии способствуют решению одной из главной задачи дошкольной образовательной организации – сохранение, поддержание и укрепление здоровья воспитанников дошкольного возраста. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для успешного становления ребенка как личности, формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей. Работа в данном направлении помогает подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитать определенные привычки, которые они будут использовать в течение всей жизни.
Таким образом, целостная система здоровьесбережения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому и как итог личностному развитию детей дошкольного возраста.
Список литературы
- Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет/ авт.-сост.Н.М.Соломенникова. – Изд.2-е.-Волгоград: Учитель, 2014
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.
- Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок/ авт.-сост. Е.И.Подольская.-Волгоград: Учитель, 2014
- Интернет источник:
https://medic.news/pediatriya_787_789/psihofiziologicheskiy-kompleks-dlya-25775.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по внедрению и использованию здоровьесберегающих технологий и организации оздоровительных мероприятий в старшей группе «Почемучки» детского сада № 209 г. Красноярска.
В последнее время контингент детей поступающих в логопедические группы соматически ослаблен. Мы в своей группе, помимо основной коррекционно-педагогической работы решаем задачу по оздоровительной рабо...
Методическая разработка на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
Описана система применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ....
Организация музыкального воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)
Описание педагогического опыта по теме"Организация музыкального воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий"...
Использование здоровьесберегающих технологий в организации работы с родителями учителя логопеда и музыкального руководителя. Семинар - практикум «Развиваем – играя» для родителей подготовительной группы компенсирующей направленности
Использование здоровьесберегающих технологий в организации работы с родителями учителя логопеда и музыкального руководителя. Семинар - практикум «Развиваем – играя». Познак...
Опыт работы. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда дошкольной образовательной организации
В статье представлены здоровьесберегающие технологии, используемые на коррекционно-развивающих занятиях в дошкольных учреждениях....
"Применение здоровьесберегающих технологий в организации работы в разновозрастной группе"
Проблема в формировании у детей навыков и привычек здорового образа жизни, как никогда является актуальной на сегодняшний день, так как у детей отсутствует осознанное отношение к своему здоровью. Важн...