Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Применение в практике работы инновационных технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
3. Коррекционные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 34.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
Технология | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | ||
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физического занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Проводятся ежедневно. | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В МКДОУ используем лишь элементы спортивных игр |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. | Используются упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы |
Технологии эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформление помещений к праздникам и др | Осуществляется на занятиях по программе МКДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса |
Пальчиковая гимнастика Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. | С подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) |
Гимнастика для глаз - в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога |
Дыхательная гимнастика | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | ||
Утренняя гимнастика | Проводится ежедневно 8-10 мин. с музыкальным сопровождением. | Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. |
Физкультурное занятие | 2 раза в неделю в спортивном зале (Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст- 20-25 мин., старший возраст- 25-30 мин.) | Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает МКДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. |
Проблемно – игровые технологии | В свободное время, во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом | Организуется посредством включения педагога в процесс игровой деятельности |
Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой … |
НОД из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Могут быть включены в сетку занятий (валеология) |
Самомассаж (рук, ног, головы, живота, горла) Улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики.
| В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Самомассаж проводится в игровой форме. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным. |
Точечный массаж (лица, рук) | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста | Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал. |
Фитотерапия | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время | Лук, «чесночные киндеры» |
Проектная деятельность здоровьесберегающей направленности | По мере актуальности и в соответствии с календарно-тематическим планом | Могут носить краткосрочный и длительный характер. |
Самостоятельная двигательная деятельность детей | В свободное время, во второй половине дня. | Время строго не фиксировано |
Спортивные развлечения, праздники, досуги. | В соответствии с календарно-тематическим планом | При проведении дети ведут себя непосредственно и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели |
3. Коррекционные технологии | ||
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроения и пр. |
Сказкотерапия | 2-4 раза в месяц по 30 мин. со старшего возраста | Используются для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. Ведь придуманная сказка ребенком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают или стесняются обсуждать со взрослыми. |
Технологии воздействия цветом. | Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | «Цветные островки» - индивидуальные коврики «холодных» (синего) и «теплых» (желтого) тонов. Гимнастические упражнения в основной части занятия выполняются на «теплых» островках, релаксационные движения – в конце занятия на «холодных». Терапевтический эффект цвета заключается в регулировании психо-эмоционального состояния детей в соответствии с психофизическими возможностями и динамикой работоспособности ослабленного ребенка «Сухой дождь», изготовленный из атласных лент семи цветов радуги. В процессе физкультурного занятия в ходе выполнения перестроений после вводной части, ОРУ, основных видов движений (2-3раза) детям предлагается пройти через «сухой дождь» от синих к красным лентам. После подвижной игры в обратном направлении.В результате у детей постепенно ослабевает психическое и физическое возбуждение |
Психогимнастика | 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. | Занятия проводятся по специальным методикам |
Гимнастика корректирующая - это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата. | Чтобы корригирующие упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную тренировку, подбирать их необходимо, учитывая уровень физического развития, подготовленности и состояния здоровья, используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Форма проведения зависит от поставленной цели и контингента детей |
Технологии коррекции поведения | По мере актуальности | Игры с правилами, игры-соревнования, народные игры |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровь...
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их приминения в ДОУ
Виды здоровьесберегающих технологий...
«Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их применения в ДОУ»
консультация для родителей...
"Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения"
«Здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения...
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения...
ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ДОУ
Охрана и укрепление физического и психического здоровья – одна из основных задач дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здор...
ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ДОУ»
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и...