Закаливание
материал на тему

Онипченко Ольга Николаевна

Комплексы упражнений гимнастики после сна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Закливание192 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс бодрящей гимнастики для детей младшего дошкольного возраста.

  1. Прилетели воробьи.

Проводится в групповой комнате. Воспитатель негромко стучит по окну.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетели веселые воробьи. Поскорее просыпайтесь, веселее поднимайтесь.

(Воспитатель предлагает посмотреть на птиц. Дети за окном видят настоящих воробьев или вырезанных из бумаги и заранее вывешенных за окном.)

Воспитатель: Давайте поиграем. Мы с вами сегодня- воробьи-воробышки, маленькие добрые птички.

- Ходьба обычная друг за другом (10с).

-Ходьба на носочках (10с).

-Медленный бег (10с).

-Построение в круг.

- Дыхательные упражнения «Ах!» .п.- стоя, руки вниз. Вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести «а-ах-х-х».  Повторить два раза. «Воробышки машут крыльями». И.п. – ноги слегка расставлены, руки – за спину. Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью. Спрятать руки за спину. Повторить пять раз; темп умеренный. Указание: сохранять устойчивое положение тела.

«Спрятались воробышки». И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, опустить голову, обхватить голову руками. Вернуться в и.п. Повторить пять раз; темп умеренный. Указание: после приседания хорошо выпрямиться.

«Воробышки дышат». И.п.- ноги расставлены, руки опущены. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «ч-и-и-и-р-и-и-к», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Повторить три раза; темп медленный. Указание: вдох короче выдоха.

Усложнение на вторую неделю.

«Воробышки реются на солнышке». И.п. – лежа на спине, руки – верх. Поворот на живот. Вернуться в и.п. повторить пять раз; темп быстрый.

«Воробышки радуются». И.п.- ноги слегка расставлены, руки опущены. Восемь- десять подпрыгивание на месте, чередуя с ходьбой повторить три раза.

-Ходьба врассыпную в медленном темпе (20с). Дыхательное упражнение «Дуем на крылышки». Вдох – на 1, 2 счета; выдох –на 1,  2,3, 4 счета (20с).

-Ходьба по дорожке здоровья

- Одевание.

3. В гостях у солнышка.

Проводиться сначала в постели, затем в групповой комнате. Играет спокойная музыка. В окно заглядывает солнышко. Воспитатель подходит к каждому ребенку, гладит его по голове.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, как светло и тепло у нас в спальне. А знаете ли вы, почему? К нам в гости заглянуло солнышко. (Проводиться игра «Солнечный зайчик».)

Воспитатель. Солнечный зайчик заглянул к нам в глазки. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, вы нежно погладьте зайчика ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Теперь погладьте его на голове, шее, затем животике, руках, ногах. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник- он просто любит ласкать вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Вставайте и давайте поиграем с солнечным зайчиком. (Дети встают с кроватей и переходят в групповую комнату.)

«Улыбнись солнышку». И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка верх, улыбнуться. Вернуться в и.п. то же самое выполнить другой ногой и рукой. Вернуться в и.п. повторить три раза темп умеренный. Указание: быть внимательным, четко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и правой ногой.

«Играем с солнышком» И.п. – сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, преступая ногами, на 360. Вернуться в и.п. повторить пять раз; темп умеренный. Указание: при повороте руками не помогать.

«Играем с солнечными лучами». И.п. -  сидя, ноги вместе, руки опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и.п. повторить шесть раз; темп быстрый. Указание: ноги в коленях не сгибать.

«Отдыхаем на солнышке». И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и.п. перекатиться на левый бок. Вернуться в и.п. Выполнить по три раза в каждую сторону; темп умеренный.

Воспитатель. А вы знаете игру про солнышко?

(Проводиться п/и «Солнышко и дождик».

Ходьба по залу в медленном темпе (15с).

  1. Дрессированная собачка.

Проводиться в групповой комнате. Звучит запись лая собаки, сначала тихо, затем громче.

Воспитатель. Ребята, к нам в гости кто-то идет. Отгадайте загадку – и узнаете нашего гостя. В будке спит, дом сторожит. Кто к хозяину идет, она знать дает.

Дети. Собака.

Воспитатель. Правильно, собачка. Но к нам в гости придет сегодня не простая, а цирковая, дрессированная собачка. Вставайте с кроваток.

(Воспитатель надевает маску собачки.)

Воспитатель. Собачка знает много упражнений, она с вами проведет бодрящую гимнастику. Запоминайте упражнения и выполняйте их правильно.

- «Идем за собачкой» - ходьба обычная.

- Ходьба «змейкой», руки за спиной.

- Ходьба на носочках.

- Построение в круг.

«Собачка приветствует гостей». И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Наклонить голову вперед. Вернуться в и.п. повторить четыре раза. Указание: резко голову не наклонять.

«Собачка рада детворе». – И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на плечах. Свести локти перед грудью. Вернуться в и.п. повторить четыре раза; темп умеренный. Указание: спина прямая.

«Собачка веселит гостей». И.п. – сидя на полу, ноги врозь, руки за спиной. Наклониться вперед, коснуться руками носков ног, выпрямиться. Вернуться в и.п. повторить четыре раза; темп умеренный.

«Собачка радует ребят». И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упор сзади. Повернуться на ягодицах на 360 сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить по три раза в каждую сторону; темп умеренный. Указание: при повороте помогать руками.

Усложнение на вторую неделю.

«Собачка тренируется» И.п. – лежа на спине, ноги вместе, руки воль туловища. Подтянуть правую ногу. Опустить. Подтянуть левую ногу. Опустить. Повторить по три раза каждой ногой; темп мереный. Указание: руки от пола не отрывать.

«Собачка стала». И.п. -лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки и ноги вверх. Хаотичные движения руками и ногами. Вернуться в и.п. повторить четыре раза; темп быстрый. Ходьба по дорожке здоровья

  1. Забавный Буратино.

Проводится в постели.

Воспитатель. У каждого из вас есть любимая игрушка. А мне из всех игрушек больше нравиться Буратино. Давайте его сегодня покажем в наших упражнениях.  Внимательно слушайте и выполняйте все предложенные мной задания.

«Красивый лоб». И.п. – лежа на спине. Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам. Повторить пять раз; темп умеренный.

«Смеющиеся глаза». И.п. – лежа на спине. Потереть ладошки друг о друга, приложить к глазам. Повторить четыре раза; каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.

«Рисуем брови». И.п. – лежа на спине. Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям. Повторить четыре раза; каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.

«Длинный нос». И.п. – лежа на спине. Указательным пальцем энергично провести по крыльям носа. Повторить четыре раза; темп быстрый. В конце упражнения показать, какой длинный нос у Буратино, слегка подергать себя за нос.

«Смешные уши». И.п. – лежа на спине. Растирать уши снизу-вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (20с); каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.

«Покажем руки». И.п. – лежа на спине. Похлопывание правой рукой по левой снизу-вверх, затем сверху вниз. Похлопывание левой рукой по правой снизу-вверх, затем сверху вниз (20с); темп умеренный.

«Покажем ноги». И.п. – лежа на животе, руки в стороны. Согнуть ноги в коленях и помахать ими в воздухе. Повторить пять раз; темп быстрый.

Дыхательное упражнение «Ах!» И.п. – сидя, ноги слегка раздвинуты, руки опущены. 1- вдох. 2-4 – выдох. На выдохе произнести «ах-х-х». Повторить три раза. Указание: вдох и выдох медленные.

Ходьба по дорожке здоровья

  1. Просыпающиеся котята.

Проводиться в постели.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, кто к вам приходил, пока вы спали? Отгадайте загадку: Мохнатенькая, усатенькая, лапки мягоньки, а коготки востры.

Дети. Киска.

Воспитатель. Правильно, киска. Давайте поиграем. Мы сегодня с вами – маленькие пушистые котята. Кот решил котят учить, как же нужно лапки мыть. Мы недалеко сидели, (дети растирают правую руку левой от кончиков пальцев вверх) Все движенья поглядели. Лапку правую потрем, а потом ее встряхнем (трясут правой рукой). Вот и левой лапке тоже правой лапкой мы поможем. (растирают левую руку правой, трясут левой рукой). Ушко левое свое левой лапкой достаем, правое не забываем, лапкой правой умываем. (растирают уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла). Проведем по шерстке лапкой, будет лобик чистый, гладкий. (проводят пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам). Дальше глазки закрываем, каждый гладим, умываем.(гладят закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно). Чистим носик осторожно (указательным пальцем энергично проводят по крыльям носа). Грудку нам разгладить можно (гладят и постукивают по груди). Вот и чистые котята, вот и выспались ребята! (руки и ноги поднимают вверх. Выполняют хаотичные движения).

Ходьба по дорожке здоровья

  1. Жучки-паучки.

Проводиться в постели.

Воспитатель. Наступила весна, теплое время года. Просыпается все – природа. Насекомые. Давайте представим, что мы с вами – жучки – паучки. Нам хорошо от теплого солнца.

«Потянулись жучки». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Хорошо потянуться – руки в стороны. Повторить три раза; темп медленный.

«Проснулись глазки».И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно (10с); темп умеренный.

«Проснулись ушки». И.п. -  лежа на спине, руки вдоль туловища. Растирать уши снизу-вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (10с); темп умеренный.

«Проснулись лапки».И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища Поднять пред собой вытянутые вперед руки и потрясти ими. Затем поднять ноги и тоже потрясти ими (10с); темп быстрый.

«Жучки греются на солнышке» И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – поворот на живот. 2 – поворот на спину. Повторить пять раз; темп умеренный.

«Жучки готовятся к прогулке». И..п. – лежа на спине, руки за головой. Руки за головой. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Опустить. Поднять левую ногу, согнутую в колене. Опустить. Повторить четыре раза; темп умеренный.

«Веселые жучки». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-3 – хлопки руками перед собой. 4 – вернуться в и.п. повторить пять раз; темп быстрый.

Воспитатель. А сейчас жучки- паучки побегут по дорожкам.

  1. Веселый зоопарк.

Проводиться в постели.

Воспитатель. Дети, за вами было интересно смотреть, когда вы спали. Кто-то сопел, как маленький котенок, кто-то во сне потягивался, как лисенок, а кто-то уткнулся в подушку, как маленький медвежонок. Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных.

«Звери проснулись». И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться. Повторить несколько раз; темп медленный.

Воспитатель. А теперь, дети. Отгадайте загадку. Эта рыжая плутовка и коварна, и хитра. Быстрых зайцев ловит ловко, кур ворует со двора. И мышами поживиться любит шустрая…

Дети. Лисица.

«Хитрая лисица». Улыбнуться, как хитрая лисичка. Повторить несколько раз.

Воспитатель. Отгадайте загадку: В лесу зимой холодно ходит злой, голодный. Он зубами щелк! Это серый…

Дети. Волк.

«Приветствие волчат». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперед. Вернуться в и.п. Повторить пять раз; темп умеренный.

Воспитатель. Дети, филин – это кто? Птица или животное? (ответы детей.)

«Филин». И.п. – лежа на спине, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая громко произносить «ф-ф-ф-ф». повторить четыре раза; темп медленный.

«Ловкие зайчата». И.п. – лежа на спине, руки вверх над головой. Поднять ноги, пальцами рук достать до пальцев ног. Вернуться в и.п. Повторить пять раз; темп умеренный.

«Ловкие обезьянки». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуться на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз; сначала умеренно, затем быстро.

«Рычание медвежат». Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «мм-м-м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.

«Сильный слон». И.п. – лежа на спине; ноги согнуты в коленях. 1-3 – имитация ходьбы. 4 – вернуться в и.п. (30с). Темп умеренный.

Воспитатель. Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись. Вставайте с кроваток, одевайтесь, умывайтесь.

Ходьба по дорожке здоровья

  1. Растем здоровыми.

Проводиться в групповой комнате.

Воспитатель. Кто, кто в этой спаленке живет? Кто, кто вместе с солнышком встает? Это Маши, Саши, Даши – все проснулись, с боку на бок вместе дружно повернулись, вдруг, откинув одеяла, улыбнулись и сказали дружно- дружно: «Мы проснулись!»

«Дорожка здоровья».

Дыхательные упражнения. Вдох левой ноздрей, правая – закрыта; выдох – правой (при этом закрыта левая). Указание: выдох длиннее вдоха. Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть «м-м-м-м», одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа; повторить два раза. Энергично произносить «н-б» (произношение этих звуков укрепляет мышцы губ) (10с). Энергично произносить «т-д» (произношение этих звуков укрепляет мышцы языка) (10с). Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г» (произношение этих звуков укрепляет мышцы полости глотки) (10с). Несколько раз зевнуть и потянуться.

Ходьба по дорожке здоровья

  1. Прятки.

Проводиться в постели.

Воспитатель. Птичка села на окошко, во дворе мучит кошка- разбудить решили нас. Все! Окончен тихий час! Просыпайтесь, дети, я хочу предложить вам поиграть в прятки.

Наши сонные ладошки просыпались понемножку, в прятки весело играли – пальцы в кулачок сжимали. (дети ритмично сгибают и разгибают пальцы на руках)

Вот так, вот так делаем зарядку. Вот так, вот так мы играем в прятки! Пальчики на наших ножках знают в парке все дорожки. Проверяют – где там пятки, и играют с нами в прятки. (ритмично сгибают и разгибают пальцы на ногах). Вот так, вот так делаем зарядку. Вот так, вот так мы играем в прятки! Мы почти уже проснулись, наши руки потянулись, помахали над простынкой, дружно спрятались за спинку. (поднимают руки перед собой. Машут ими перед собой. Убирают руки за спину.) Вот так, вот так делаем зарядку. Вот так, вот так мы играем в прятки! Сцепим ручки мы в «замочек» у себя над головой. Правый, левый локо точек мы сведем перед собой. (руки за головой. Дети сводят и разводят локти перед собой). Вот так, вот так делаем зарядку. Вот так, вот так мы играем в прятки! Не хотят коленки спать, им давно пора вставать. Мы коленки выставляли, быстро ножки выпрямляли. (сгибают и разгибают ноги в коленях). Вот так, вот так делаем зарядку. Вот так, вот так мы играем в прятки! Наши ротики -молчок, тренируем язычок: его спрячем и покажем. «Добрый день!» - мы звонко скажем. (приоткрывать рот и быстро выбрасывать язык вперед.) Вот так, вот так делаем зарядку. Вот так, вот так мы играем в прятки! Будем глубоко дышать, с шумом воздух выдувать. Наши носики проснулись, мы друг другу улыбнулись! (с шумом выдыхать воздух) Вот так, вот так делаем зарядку. Вот так, вот так мы играем в прятки!

«Вырастим большими». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. поднять руки вверх, хорошо прогнуться, подняться на носки –вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х». повторить четыре-пять раз.

Воспитатель. Ну-ка встали на носочки ручки смотрят вверх у нас. Как в лесу растут грибочки, так и мы растем сейчас. Дождик капает грибной прямо в душе, за стеной. Значит, будем умываться – ля здоровья закаляться! (дети встают на носочки, тянут руки верх. Опускают руки вниз.) Дети выполняют закаливающие процедуры.

  1. Спортивная прогулка.

Проводиться в групповой комнате.

Воспитатель. Мы хотим друзей позвать в летнем парке погулять. (ходьба на носочках.) Шли сначала тихим шагом, смотрим- ручеек с оврагом. Чтоб пройти через мост очки, дружно встали на носочки. Глазки выше поднимаем и уверенно ступаем. (ходьба обычная.) встретили в лесу мишутку: - можешь, мишка, научить? (ходьба на пятках.) Мы за мишкой повторяли, и шагали, и шагали. Шли по солнечной лужайке. (ходьба обычная.) вышел длинноухий зайка – скок да скок перед кустом. Тоже прыгать так начнем. (прыжки.) зайка очень удивился, по делам заторопился. Ничего сказать не смог и пустился наутек. Мы очень быстро мы бежали (обычный бег.) только зайку не догнали. Рядом с озером глубоким тихо уж шуршал в осоке (бег «змейкой».). мы ведь тоже так умеем- извиваясь, бегать «змейкой».

Молодцы! Мы чудесно погуляли в лесу. А теперь выполним еще упражнения

«Улитки». И.п. – сидя на полу, ноги слега согнуты в коленях, руки согнуты в локтях. Передвигаться на полу вперед, не помогая руками, отталкиваться только ногами.

Лист улитки доедали и за нами наблюдали. Их давайте развлечем – как улитки поползем. Сядем и одновременно будем, обхватив коленки, ножки выставлять вперед, - кто быстрее всех ползет?

«Паучки». И.п. – сидя на полу, упор рук сзади. Поднять таз от пола и двигаться на руках и ногах. Вдруг по камню у реки пробежали паучки. Ноги шире, а руками упираемся в песок.3,4,3,4 – так шагает паучок.

«Веселые собачки». Передвигаться на как веселые собачки, быстро-быстро побежим.

«Молодцы!» вдох через нос, задержать дыхание, медленный выдох через рот. При выдохе произнести слово «мо-лод-цы». Повторить три раза. Указание: выдох продолжительный. Мы дышали и играли, много нового узнали. Ручки тянем высоко, вот как дышится легко! Вдох глубокий через носик, выдох! Хором произносим: « Вот какие мо-лод-цы!»

Ходьба по дорожке здоровья

  1. Любимые игрушки.

Поводится в постели, затем в групповой комнате.

Воспитатель. Дети. К нам кто-то идет в гости. Слышите, гость уже стучится в дверь? (появляется Буратино)

Буратино. Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы любите играть с игрушками. И у каждого из вас есть своя любимая игрушка. Сегодня мы покажем своими упражнениями разные игрушки. Но сначала отгадайте загадку про игрушку, которая очень нравиться девочкам. Может, хочешь поиграть и меня на руки взять, на прогулку отвести и косички заплести? Уложи меня в коляску, я тогда закрою глазки.

Дети. Это кукла.

Буратино. Правильно, это кукла.

«Кукла». И.п. – лежа на спине. Любим мы играть и даже кукол вам сейчас покажем. (дети поворачивают голову на право – вдох.) ровно улеглись в постели и направо посмотрели, тут же глубоко вздохнули и головки повернули. А теперь мы выдыхаем, смотрим вверх и отдыхаем, дышим ровно, не спешим, то же влево повторим. (выдох, возвращаются в и.п. поворачивают голову налево – вдох; возвращаются в и.п. – выдох.) Повторить три раза; темп умеренный.Указание: не выполнять резких движений головой.

Буратино. Отгадайте следующую загадку. Что за странный человечек деревянный на земле и под водой ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный Кто же это?..

Дети. Буратино.

Буратино. Я рад, что вы сразу отгадали загадку про меня.

«Буратино». И.п. -  лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – одновременно поднять руки и ноги. 2 – вернуться в и.п. Дыхание произвольное. Повторить четыре раза; темп умеренный.

Буратино. Молодцы! Теперь еще загадка. Совсем не нужен ей водитель. Ключом ее вы заведите- колесики начнут крутиться. Поставьте, и она помчится. (ответы детей).

«Заводная машина». И.п. – лежа на спине. 1- вращательные движения руками перед грудью («завелся мотор»). 2-3- вращательные движения ногами. 4 – вернуться в и.п. повторить три раза; затем быстрый, в конце медленный.

темп сначала умеренный.

Буратино. И эта загадка про персонаж из сказки. Угадайте, какой? Перед волком не дрожал, от медведя убежал. А лисице на зубок  все ж попался…(ответы детей)

Дыхательные упражнения. Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (левая закрыта указательным пальцем).

Воспитатель. А теперь пора одеваться. Вас ждут ваши любимые игрушки.

Ходьба по дорожке здоровья

  1. Играем и танцуем.

Проводиться в групповой комнате.

Воспитатель. Ясный день – цветы смеялись, бабочки к цветам слетались, в солнечных лучах купались. А ребята просыпались. Очень нравиться опять нам играть и танцевать

«Зверобика». Уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть. Понаблюдав за ней немножко, ее движения можно повторить. ( в центр выходит «кошка» и выполняет движения по тексту. Остальные дети повторяют движения за «кошкой». )Припев:1-2-3- ну-ка, повтори! 3-4-5- повтори опять! Очень хорошо! (повторять движения животных, на последние слова дети делают три хлопка) Змея ползет лесной тропою, как лента по земле скользит. А мы движение такое рукою можем вам изобразит( в центр выходит «змея» и выполняет движения рукой как движется змея. Остальные дети повторяют движения ). Припев: Мартышка к нам спустилась с ветки, мартышку надо уважать – ведь обезьяны наши предки, а предкам, детки, надо подражать. ( в центр выходит «обезьяна» и выполняет движения по тексту. Остальные дети повторяют движения за «обезьяной».)Припев.

Весь день стоит в болоте цапля и ловит клювом лягушат. Не трудно та стоять ни капли для нас, ля тренированных ребят. (в центр выходит «цапля», затем стоит на одной ноге. Остальные дети повторяют стойку.) Припев.

Живет на свете очень много (все дети идут по кругу) мартышек, кошек, птиц и змей, но, человек, ты друг природы и должен знать повадки всех зверей. ( идут к центру, поднимая руки вверх. Отходят назад, одновременно хлопая в ладоши над головой. В заключении выполняют наклон вниз, руки расслаблены. ) припев.

Воспитатель. Встали в круг мартышки, змейки, птички, котики и кошки. Вот как двигаться умеем! Отдохнуть пора немножко. Предлагаем поиграть – хорошенько подышать. Вот пищащие игрушки, из резины все зверушки. Кто-то выберет утенка, или рыбку, иль мышонка. Их начнет в руках сжимать будут голос подавать. Там, где дырочка, игрушку мы прихватим за бочок, - и зверушки все – молчок! А теперь давайте сами дружно посопим носами. (проводятся упражнения на дыхание.) Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (левая закрыта). Повторить три раза. Вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот . Повторить два раза. Указание: выдох длиннее вдоха.

Ходьба по дорожке здоровья

  1. Забавная зарядка.

Проводиться в групповой комнате.

Ну, давайте поиграем – вот арена цирковая. (дети встают в круг. Идут друг за другом). Мы шагаем по порядку на забавную зарядку. Красный нос, костюм в заплатках – это клоун встал на пятки. (идут на пятках). Мы ему покажем дружно, как ходить на пятках нужно. А за клоуном – болонка, успевает тявкать звонко, (идут на носочках). Танцевать забавно очень. Вместе встанем на носочки. Вот гимнасты на арене, высоко поднять колени, в такт под музыку шагают, лентами в руках играют. (идут, высоко поднимая колени). Тоже мы умеем так, перешли на быстрый шаг. А теперь аттракцион – на арену вышел слон. Через тумбы он шагал, хобот высоко держал. (идут обычны шагом. Идут перешагивая воображаемые препятствия.) мы движенья повторяем – кубики переступаем. Дрессированной лошадке скучно просто цокать шагом (бегут друг за другом.) пони скачет быстро слишком – мы за ней бежим вприпрыжку. Превратился детский сад в целый цирковой парад. ( идут друг за другом). Медленно идем по кругу, улыбаемся друг другу. Завершаем представленье. Мы в хорошем настроенье! (встают в круг. Закаливающие процедуры). Есть у клона привычка: брызгать зрителей водичкой. Чтоб не начал он шутить, будем сами ручки мыть!

«Самолет». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Руки в стороны, - в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед. Левое крыло вперед. (правую руку в сторону, левую в сторону) 1-2-3-4, полетел наш самолет. (поворот вправо, вернуться в и.п.) упражнение выполнить еще раз с поворотом влево. Повторить два раза; темп умеренный.

«Мельница». И.п. – наклон вперед, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклоняемся вперед, руки в стороны ветер дует, помогает, нашу мельницу вращает. 1-2-3-4- завертелась, закружилась. (правой рукой коснуться пола, левая- назад в сторону. Смена положения рук.) повторить четыре раза; темп быстрый.

«Насос». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. А теперь насос включаем, воду из реки качаем влево –раз. Вправо – два. Потекла ручьем вода.  Повторить три раза, темп умеренный.

«Вырастем большие». И.п. – основная стойка. Мы становимся все выше, достаем руками крыши. На два счета поднялись, три, четыре -руки вниз. (потянуться на носочках с подниманием рук вверх). Повторить пять раз; темп умеренный.

Ходьба по дорожке здоровья

  1. Поиграем с ушками.

Проводиться в постели.

Воспитатель. Непоседы, хохотушки, для чего нужны нам ушки? Отвечайте поскорей, вспоминайте про зверей. Кошка ушки навострила, мышку взглядом проводила. Приподнимет хо пес – словно задает вопрос. Зайка ушком поведет – кто с ним рядом. Узнает. Жарко. В джунглях ходит слон. И ушами машет он. Есть, представьте, ушки у птиц и у лягушек.

Давайте поиграем с ушками.

«Покажите ушки». Ушки ты свои найди и скорее покажи. (дети с закрытыми глазами находят свои уши и слегка дергают за них. Повторить пять раз). Вариант – предложить детям правой рукой найти левое ухо, а левой рукой – правое ухо.

«Похлопаем ушами». Завести ладони обеих рук за уши и загнуть уши вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпустить их. При этом ребенок должен слышать хлопок. Повторить пять раз.

«Надеваем сережки на уши». Захватить кончиками больших и указательных пальцев обеих рук мочки ушей и тянуть их вниз. А затем отпустить. Повторить пять – шесть раз.

«Покрутим козелок». Ввести большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижать козелок. Захватить таким образом козелок, слегка сдавливать и поворачивать его в течение 20-30с.

«Красивые ушки». Указательными и большими пальцами обеих рук растирать уши снизу вверх и сверху вниз до покраснения и ощущения тепла в течение 30с.

«Моем за ушками». Растирать за ушами до ощущения тепла в течение 20с.

«Согреем наши ушки». Согреть ладошки, потереть друг о друга до ощущения тепла. Затем приложить к ушам и потереть ими всю раковину.

Ходьба по дорожке здоровья

  1. Поиграем с носиком.

Поводиться в постели, затем в групповой комнате.

Воспитатель. Если нас, ребята., спросят, для чего же нужен носик, что мы будем отвечать? помогает нам дышать, аромат цветов вдыхать, фруктов, супа, булок сдобных вкус и запах различать. А еще ведь так удобно на носу очки держать. Если вы еще в кроватках, есть для носика зарядка.

Давайте поиграем с носиком.

«Найди свой носик». И.п.- лежа на спине. С закрытыми глазами найти нос и подергать его за кончик. Повторить пять раз.

«Носик дышит». Взрослый предлагает детям закрыть рот, крепко сжать губы, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос. Повторить четыре раза; темп умеренный.

«Носик тренируется». Вдох. На вдохе через нос ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая указательными пальцами обеих рук на крылья носа. На выдохе руки от носа убрать. Выдох через нос. Повторить три раза; темп медленный.

«Носик радуется». Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (левая закрыта указательным пальцем). Выполнить восемь – десять вдохов – выдохов; темп умеренный.

«Носик – шалунишка». Вдох. На выдохе ребенок постукивает указательными пальцами обеих рук по крыльям носа и произносит «м-м-м». повторить четыре раза.

«Массаж носика». Поглаживание носа от крыльев к переносице и наоборот. Повторить три раза.

«Паровозик». Ходьба по комнате с попеременными движениями руками, согнутыми в локтях. Вдох. На выдохе произносить «чух-чух-чух». (20-30с).

«Каша кипит». И.п. – сидя, одна рука лежит на животе. Другая – на груди. Втягивая живот –вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф». Повторить три-четыре раза; темп умеренный.

«Шагом марш!» ходьба с высоким подниманием коленей. На два шага – вдох. Выдох – на три шага (30-4-с)

Закаливающие процедуры.

Комплекс бодрящей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

  1. Лепим Буратино.

Проводится в постели.

Воспитатель. Дети, у каждого из вас есть любимая игрушка. А мне из всех игрушек больше нравиться Буратино. Давайте его сегодня слепим. Внимательно слушайте и выполняйте все предложенные мной задания. ( Все задания выполняются из и.п. лежа на спине.)

«Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам. Повторить четыре раза; темп умеренный.

«Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям. Повторить три раза; каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.

«Лепим глазки». Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами. Повторить три раза; темп умеренный.

«Лепим нос». Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа. Повторить четыре раза; темп быстрый. В конце упражнения показать длинный нос Буратино и слегка его подергать.

Дыхательное упражнение. Вдох через нос, задержать дыхание. Медленный выдох через рот. Повторить четыре раза

«Лепим уши». Растирать уши снизу вверх и сверху вниз до покраснения и ощущения тепла (30с). В конце упражнения слегка подергать за уши.

«Лепим руки». И.п. – лежа на спине. Похлопать правой рукой по левой снизу вверх и сверху вниз. Погладить правую руку. То же повторить левой рукой. Повторить еще раз; каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.

«Лепим пальчики на руках». Растирать пальцы рук до покраснения и ощущения тепла. Мальчики начинают выполнять задание с левой руки, девочки – с правой. Каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.

«Лепим ноги». И.п. – лежа на спине. Похлопать обеих руками сначала по правой ноге и погладить ее, затем по левой и также погладить ее. Повторить пять раз; темп умеренный.

« Веселый Буратино». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. поднять ноги и руки вверх. Совершить ими хаотичные движения. Повторить пять раз; темп умеренный.

Дыхательное упражнение «Молодцы!» 1 – вдох. 2-4 – выдох. На выдохе произнести слово «мо-лод-цы». Повторить три раза; темп медленный.

Ходьба по дорожке здоровья

  1. Веселые ребята.

Проводить в постели.

«Проснулись». И.п. – лежа на спине. Потянуться в постели всем телом, руки над головой тянуться вверх, носочки – вниз. Потянуться  -вдох, расслабиться – выдох. Повторить пять раз; темп медленный.

«Красные ушки». И.п. – лежа на спине. Растирать уши до покраснения, ощущения тепла (30-60с). Каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.

«Смешной живот». И.п. – лежа на спине, руки на животе. Вдох – напрячь брюшную стенку, выпятить живот. Выдох- втянуть живот. Вернуться в и.п. повторить пять – семь раз; темп медленный. Указание: вдох через нос, выдох через рот.

«Растягиваем позвоночник». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. колени подтянуть к животу, обхватить их руками. Бом тянуться к коленям на счет до десяти. Вернуться в и.п. повторить пять раз; темп умеренный.

«Ох уж эти пальчики». Растирать пальцы рук до покраснения и ощущения тепла. Мальчики начинают выполнять задание с левой руки, девочки – с правой.

«Давай подышим». И.п. – лежа на спине, руки на грудной клетке. Вдох носом – грудная клетка расширяется.  Выдох – шумно, через нос. Повторить пять – семь раз; темп умеренный.

«Прогнулись». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. прогнуть тело – вдох. Вернуться в и.п. – выдох. Повторить пять раз; темп умеренный.

«Играем». И.п. – сидя на кровати. Взять в руки правую стопу. Кулачком левой руки растереть стопу до покраснения и ощущения тепла. Вернуться в и.п. то же проделать с левой стопой. Каждый ребенок выполняет упражнение в индивидуальном темпе.

«Морзянка». Вдох и выдох происходит через нос с произнесением звука (м). при выдохе пальцами рук поочередно постукивать по крыльям носа.

Ходьба по дорожке здоровья

  1. Забавные художники.

Проводится в постели.

Воспитатель. Дети, я знаю. Что вы все очень любите рисовать, и на бумаге, и на асфальте. Сегодня мы тоже будем рисовать. Мы нарисуем воздушные шары. Но только не на бумаге или асфальте, а в воздухе. Рисовать мы будем не руками, а различными частями нашего тела.

«Готовимся рисовать». И.п. – лежа на спине. Зажмуриться, затем открыть глаза и посмотреть на потолок. Повторить пять раз.

«Рисуем головой». И.п. – лежа на спине. Руки воль туловища. выполнить круговые движения головой в правую сторону. Затем в левую. Повторить пять раз. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе. Указание: не делать резких движений головой.

«Рисуем глазами». И.п. – лежа на спине. Руки вдоль туловища. выполнить круговое движение глазами. Сначала в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз; каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.

«Рисуем руками». И.п. – лежа на сине, руки вдоль туловища. Выполнить круговые движения правой рукой, затем левой повторить по пять раз каждой рукой. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.

«Устали руки». И.п. – лежа на спине. Руки прямые пред грудью. Опустить обе руки, встряхнуть ими. Вернуться в и.п. повторить четыре раза; темп умеренный.

«Рисуем локтями». И.п. – лежа на спине, руки к плечам. 1-4- круговые движения локтями вперед. 5-8- круговые движения локтями назад. Повторить по пять раз в каждую сторону; темп умеренный.

«Рисуем ногами». И.п. – лежа на спине, руки на поясе. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Нарисовать пять воображаемых воздушных шариков. То же выполнить левой ногой.  Темп медленный, затем умеренный. Указание: тянуть носочки.

«Художники отдыхают». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поворот туловища направо . Вернуться в и.п. повторить по три раза в каждую сторону; темп умеренный.

«Художники закончили работу». Несколько раз закрыть и открыть глаза. Потереть ладошки, приложить к глазам (четыре раза).

Воспитатель. Вот мы и закончили работу с красками. Мы хорошо потрудились, но испачкались. Нам необходимо умыться.

Ходьба по дорожке здоровья

  1. Добрый день.

Проводиться в постели.

Воспитатель. Ручки, ножки, щечки, ушки очень любят потягушки. Мы погладим их легонько и проснемся потихоньку. Где же, где же наши глазки? Отвечайте без подсказки. Мы прикрыли их ладошкой и погладили немножко. Глазки вверх мы поднимали, глазки вниз мы опускали и моргали, и моргали. (прикрывают ладошками глаза, гладят их. Поднимают глаза вверх. Опускают глаза вниз. Моргают.) Глазки, глазки, добрый день! Просыпаться нам не лень! Ушко правое ладошкой, ушко левое ладошкой все погладили. Ребятки, и подергали немножко? (гладят правое и левое ухо. Слегка дергают себя за уши) Ушки, ушки, добрый день! Просыпаться нам не лень! Щечку правую ладошкой, щечку левую ладошкой все погладили, ребятки, и похлопали немножко? (гладят ладонью правую и левую щечку. Слегка хлопают себя по щекам) Щечки, щечки, добрый день! Просыпаться нам не лень! С ручкой правой поиграем, с ручкой левой поиграем – пальчики соединяем, а потом разъединяем. ( соединяют пальцы обеих рук, начиная с большого. Затем разъединяют. Начиная с большого).

Ручки, ручки, добрый день! Бить в ладоши нам не лень!  Ножку левую ладошкой , ножку правую ладошкой, все погладили, ребятки, и потопали немножко? Ножки, ножки, добрый день! Дружно топать не лень! Значит, будем просыпаться, умываться, одеваться! (гладят ладонью правую ногу, гладят ладонью левую ногу. Топают ногами, согнутыми в коленях, по кровати.)

Ходьба по дорожке здоровья

  1. Мы проснулись.

Проводиться в постели.

Воспитатель. Солнца теплый лучик всех зовет вставать. Чтоб проснуться лучше, можно поиграть. (дети ложатся поверх одеял.) гному сшили башмачки – пятки вместе, врозь носки. Гном не стал сидеть на месте – пятки врозь, носочки вместе. Гном друзей искал в дубраве – посмотрели влево, вправо. (соединяют пятки, разводят носки в стороны. Соединяют носки, пятки разводят в стороны. Повороты головы в лево, вправо.) В жмурки гном играл с ежом – закрыли глазки, отдохнем (закрывают глаза.) Гном собрал для птичек крошки – громко хлопает в ладошки. (хлопают.) Мышку спрятал гном от кошки – тихо полежим немножко.(тихо лежат.)гном вернул коту очки – сжали пальцы в ку (пальцы рук сжимают в кулаки.) гном привел бельчонка к маме – кулачки теперь разжали. (разжимают кулачки.) Гном жуку принес калошки – тянем пальчики на ножках (тянут пальцы на ногах вперед.) прыгал гном по тучкам ватным – топаем в своих кроватках. (топают ногами.) Встретил гном сороконожку – побежали понарошку. (имитируют бег) Гном уселся в мягкий мох – сделали глубокий вдох. Вышел гном с губной гармошкой – задержать дыханье сможем? Ухал ночью гном с совой – выдыхаем всей гурьбой. В гости гном собрал друзей – просыпаемся скорей. Гном готовил чашки, ложки – тянем ручки, тянем ножки. (потягиваются). Гном собрал росу с листочков – умываем глазки, щечки. Гном смеялся от души – вот проснулись малыши!

Ходьба по дорожке здоровья

  1. Спаси птенца.

Проводить сначала в постели, затем в групповой комнате.

Воспитатель. Дети. Представьте. Что у вас в руках маленький беспомощный птенец, который выпал из гнезда. Согрейте его медленно – по одному пальчику в кулаки, начиная с мизинчика. Спрячьте в них маленького птенца. Подышите на него, согревая своими ровным, спокойным дыханием (вдох – продолжительный выдох). Приложите кулачки к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и теплоту дыхания. А теперь раскройте ладони (дети медленно раскрывают свои кулачки, начиная с большого пальца), и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему, и он еще прилетит к вам (дети улыбаются друг другу).

Дыхательное упражнение «Молодцы!» 1 – вдох. 2-4 – выдох. На выдохе произнести слово «мо-лод-цы». Повторить три раза; темп медленный.

Ходьба по дорожке здоровья.

Дыхательное упражнение «Молодцы!» 1 – вдох. 2-4 – выдох. На выдохе произнести слово «мо-лод-цы». Повторить три раза; темп медленный.

  1. Готовимся к рисованию.

Проводиться в постели.

Воспитатель. Все проснулись малыши? Все открыли глазки? Кисти ждут, карандаши, альбомы и раскраски. Чтоб красиво рисовать. Надо пальчики размять.

«С пробужденьем, ручки». Ручки мы к груди поднимем, ну-ка, поиграем с ними. Потрясем получше – с побужденьем, ручки! (поднять руки перед грудью и потрясти в воздухе кистями рук.)

«Моем руки».  Детки любят мыть ладошки и без мыла, понарошку. Если вместе их сложить, ручка ручку будет мыть. (дети имитируют мытье кистей рук)

«Вытираем насухо». Ручкам надо умываться, полотенцем вытираться. Им лениться не даем – сильно друг о дружку рем. (активно трут ладошки друг о друга до ощущения сильного тепла и покраснения)

«Просыпайтесь, пальчики». Сделаем подсолнухи,  из ладошек солнышки. Каждый пальчик тянем, пусть светлее станет! (правой рукой вытягивать каждый пальчик, начиная с большого, на левой руке, затем на правой руке).

«Сильные пальчики». Соединить ладони вместе на уровне груди и, нажимая на кончики пальцев, отводить их то вправо, то влево. Нажим повторить по два раза в каждую сторону.

«Неутомимые пальчики». Положение рук то же. Пальцы плотно прижаты друг к другу. Основания ладоней разводить в стороны. Повторить пять раз. Указание: пальцы друг от друга не отрывать.

«Посмотрите на нас». Положение рук то же. Попеременно отводить пальцы. Вначале се пять, потом четыре, три и т.д.

«Играем с ноготками».  Фалангами пальцев одной руки треть по ногтям другой. То же выполнить на другой руке.

«Моем всю руку». Ладошкой правой руки выполнять круговые движения на левой руке от кистей рук до плеча. От плеча вниз – поглаживание. То же выполнить на правой руке. Повторить три раза на каждой руке.

«Устали руки». Потрясти перед грудью расслабленными кистями рук, постепенно поднимая их и отводя в стороны, затем вперед и опуская вниз. Повторить четыре раза.

«Руки отдыхают». Дети лежат на спине, руки вдоль туловища, расслаблены. Дети отдыхают некоторое время.

Ходьба по дорожке здоровья.

  1. Времена года.

Воспитатель. Доброго дня. Ребята! Совсем недавно мы с вами говорили о временах года. Помните, сколько времен года? (Ответы детей) Я вам сейчас прочитаю русскую народную загадку о временах года. Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет. (ответы детей.) Мы сегодня с вами сможем показать времена года в наших упражнениях. Лягте поверх одеял и послушайте следующую загадку. Всех наградила, весь погубила.

Дети. Это осень.

Воспитатель. Правильно, выполним упражнения.

«Осенняя туча». И.п. – лежа на спине. Дети нахмуриваются. Как осенняя туча, при этом мышцы лица сначала напрягаются, затем расслабляются. Повторить пять раз.

«Листья падают». И.п. – лежа на спине.  Отвести в стороны, опустить. Поднять, соединить перед грудью, опустить вдоль туловища. повторить шесть раз; темп умеренный.

Воспитатель. О каком времени года следующая загадка? Снег на полях, лед на водах. Вьюга гуляет. Когда это бывает?

Дети. Зимой.

Воспитатель. Конечно, это зимушка- зима. Теперь выполним упражнения.

«Тепло – холодно». И.п. – лежа на спине. Руки в стороны на слово воспитателя «холодно» дети поднимают ноги. Согнутые в коленях, и обхватывают их обеими руками. На слово «тепло» возвращаются в и.п. повторить шесть раз; темп умеренный.

«Замерзли». И.п. – лежа на правом боку, правая рука поднята вверх, левая – вдоль туловища. поднять одновременно левую ногу и левую руку. Вернуться в и.п. то же задание выполнить правой  ногой и правой рукой. Повторить пять раз; темп умеренный.

Воспитатель. Зазвенели ручьи. Прилетели грачи. В дом свой- улей – пчела первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (весной)

«Весеннее солнышко». И.п. – сидя на кровати, ноги согнуты в коленях. Улыбнуться, как солнышко. Повторить пять раз.

«Проснулись». И.п. – сидя на кровати, ноги врозь, руки на поясе. 1-3- пружинящие наклоны вперед. 4 – вернуться в и.п. Повторить шесть раз, темп умеренный. Указание: ноги в коленях не сгибать.

Воспитатель. Лето следует за весной и предшествует осени. Это самая радостная пора. Солнце печет, липа цветет, рожь колосится, золотится пшеница. Кто скажет. Кто знает, когда это бывает? (летом)

«Плывем». И.п. – лежа на животе, руки вперед, ноги вместе. 1-3- одновременно поднять ноги и руки и имитировать плавание. 4- вернуться в и.п. повторить шесть раз; темп умеренный.

«Радуемся лету». И.п. – лежа на спине. Руки вдоль туловища. поднять ноги и руки вверх. Совершать хаотичные движения ими, вернуться в и.п. повторить шесть раз.

Воспитатель. Молодцы! Вы не только красиво и правильно выполняете все упражнения, но и знаете времена года. Теперь я хочу предложить вам игру на внимание. Если я скажу «зима». Вы выполняете бег (лежа в кровати, «бегут» только ноги), если «осень» - ходьбу, если «весна», то хлопаете в ладоши перед грудью. Если «лето» - отдыхаете.

Дыхательное упражнение «Ах!» вдох. Продолжительный выдох. При выдохе произнести слово «ах». Повторить пять

  1. Чтобы быть здоровыми.

Проводиться в групповой комнате.

Воспитатель. Кто, кто в этой спаленке живет? Кто, кто вместе с солнышком встает? Это Сони. Саши. Вани – все проснулись, с боку на бок вместе дружно повернулись. Вдруг, откинув одеяла, улыбнулись и сказали дружно-дружно: «Мы проснулись!»

«Дорожка здоровья».

Массаж ступней. Основными приемами массажа ступней являются поглаживание, растирание и поколачивание. Начинать процедуру нужно с трех поглаживаний. Затем можно перейти к растиранию внешней и внутренней частей ступни по направлению от пятки к пальцам. После поглаживания и растирания – поколачивание ступней. Для выполнения этого упражнения необходимо восемь – десять раз слегка ударить по ступне тыльной поверхностью указательного пальца. Данный прием следует проводить по направлению от пятки к пальцам и обратно. Заканчивается массаж поглаживанием каждой ступни. Наши ножки сил полны, и теперь нам не страшны лесенки и горки. Заниматься спортом очень любит детвора. На прогулку нам пора.

Дыхательное упражнение «Гудок парохода». Через нос дети с шумом набирают воздух, задерживая дыхание на 1-2с.  С шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, произнося звук (у). Выдох удлинен. Указание: учить детей дышать в темпе 3-6с; короткий вдох. Задержка дыхания. Длинный выдох.

Воспитатель. Мы дышали и играли. Много нового узнали. Ручки тянем высоко. Вот как дышится легко!

  1. Мои игрушки.

Проводиться в постели.

Воспитатель. Дети. Я знаю, что вы любите играть с игрушками. И у каждого из вас есть своя любимая игрушка. Сегодня мы покажем в наших упражнениях разные игрушки. Слушайте меня внимательно, я буду загадывать вам загадки. Я хорошая игрушка, буду девочкам подружка, я могу сидеть в коляске. Закрывать умею глазки.

Дети. Это кукла.

«Кукла». И.п. – лежа на спине. Любим мы играть и даже кукол вам сейчас покажем. (дети поворачивают голову на право – вдох.) ровно улеглись в постели и направо посмотрели, тут же глубоко вздохнули и головки повернули. А теперь мы выдыхаем, смотрим вверх и отдыхаем, дышим ровно, не спешим, то же влево повторим. (выдох, возвращаются в и.п. поворачивают голову налево – вдох; возвращаются в и.п. – выдох.) Повторить три раза; темп умеренный.Указание: не выполнять резких движений головой.

Воспитатель. Вот упрямый человек! Не заставишь лечь вовек! Он совсем не хочет спать, положу – встает опять и стоит – качается. Как он называется? (ответы детей)

«Ванька-встанька». И.п. – лежа на спине. 1- поворот на право всем туловищем. 2- вернуться в и.п. 3- поворот налево. 4- вернуться в и.п. повторить по четыре раза в каждую сторону; дыхание произвольное.

Воспитатель. хлоп – и конфета стреляет как пушка. Каждому ясно – это (хлопушка).

«Хлопушка». И.п. – лежа ан спине. 1- согнутую правую ногу в колене поднять вверх, выполнить под ней хлопок. 2- вернуться в и.п. то же проделать другой ногой. Повторить четыре раза; темп быстрый.

«Машина». И.п.– лежа на спине. 1- вращательные движения руками перед грудью («завелся мотор»). 2-3- вращательные движения ногами. 4 – вернуться в и.п. повторить три раза; затем быстрый, в конце медленный.

темп сначала умеренный.

«Надуваем воздушный шарик». И.п. – сидя на кровати. Через нос дети с шумом набирают воздух, задерживая дыхание на 1-2с. С шумом выдыхают воздух через губы. Сожженные трубочкой. Произнося звук 9у). выдох удлинен. Указание: учить детей дышать: вдох – 3с, выдох – 6с; вдох короче, выдох длиннее.

Ходьба по дорожке здоровья.

  1. Герои сказок.

Проводиться в постели.

Воспитатель. Доброго дня, ребята! вы любите сказки?  (ответы детей.) Как здорово, что в сказках все сложно и все просто, конец у них счастливый, недолгая беда. А то, что необычно, и то, что невозможно, обычным и возможным становиться всегда.

Послушайте загадку. Скачет баба на метле. Страшная и злая. Кто она такая? (баба Яга).

«Баба Яга». Нахмуриться, как Баба Яга. При этом напрягаются мышцы лица. Затем расслабиться. Повторить три раза.

Воспитатель. Был поленом, стал мальчишкой, обзавелся умной книжкой. Кто это?

«Буратино». И.п.- лежа на спине. 1- одновременно поднять верх ноги и руки перед собой. Пальцами правой руки дотронуться до пальцев левой ноги. Пальцами левой руки дотронуться до пальцев правой ноги. 2- вернуться в и.п. повторить шесть раз; темп умеренный.

Воспитатель. Была она артисткой, прекрасной как звезда. От злого Карабаса сбежала навсегда.

«Мальвина». И.п.- сидя на кровати, руки опущены. 1 – обе руки поднести ко рту. 2- руки в стороны, одновременно произнести «ах!». 3- обе руки поднести ко рту. 4- руки опустить, одновременно произнести «ох!». Повторить четыре раза; темп умеренный.

«Стойкий оловянный солдатик». И.п.- стоя на коленях, руки опущены и прижаты к туловищу. 1-2- наклониться назад как можно ниже. 3-4- вернуться в и.п. повторить шесть раз; темп умеренный. Указание: спину держать прямо.

«Колобок» И.п. – лежа на спине. 1- согнуть ноги в коленях, прижать колени к груди и обхватить их руками 2-3- покачаться на спине вперед – назад. 4- вернуться в и.п. повторить пять раз. Указание: каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.

«Конек-горбунок». И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. 1-3- выгнуть спину. 4- вернуться в и.п. Повторить шесть раз: темп медленный. Указание: плечи не отрывать от кровати.

«Малыш». И.п. – лежа на спине. Руки вдоль туловища. !- потянуть правую ногу пяточкой вперед, правую руку вытянуть вверх над головой. 2- то же выполнить левой рукой и левой ногой. 3- выполнить то же двумя руками и ногами вместе. 4 – вернуться в и.п. повторить шесть раз; темп медленный. Указание: хорошо потянуться.

Дыхательное упражнение «Дуем друг на друга». 1-2- вдох. 1-4- выдох. Повторить два раза.

Ходьба по дорожке здоровья.

  1. Добрые и вежливые слова.

Проводиться в постели.

Воспитатель. Просыпайтесь, ребята! Пока вы спали, к нашей кормушке прилетал птенец. Поклевал зерно, которое мы насыпали, и улетел. Ведь птицам зимой холодно и годно. Представьте, что этот птенец прилетел к вам и сел на ладошку. Согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему. Мне было очень приятно наблюдать за вами. Вы добрые. Милые, ласковые ребята. Давайте поговорим о добрых и ласковых словах. Мы будем называть добрые слова и выполнять упражнения. Все мы знаем слово «добрый». А кто или что может быть добрым? Добрый день, добрая собака, добрый человек – это человек, делающий добро другим. Я хочу, чтобы вы были добрыми людьми. Давайте выполним следующие упражнения.

«Добрый». И.п. -  лежа на спине, руки вдоль туловища. 1- руки в стороны. 2-3- свести руки перед собой, обхватить плечи. 4 – вернуться в и.п. повторить шесть раз; темп умеренный.

«Вежливый». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2- наклонить голову вперед, одновременно поднять пальцы ног. 3-4- вернуться в и.п. повторить шесть раз. Указание: посмотреть на пальцы ног.

«Здоровый». И.п. – сидя, ноги вместе, руки опущены. Указательным и большим пальцами правой руки нажимать на ноготь каждого пальца левой руки. То же самое проделать с левой рукой. Каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.

«Выносливый». И.п. – лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1- поднять прямые ноги вверх, руки в стороны. 2- развести ноги в стороны. 3- ноги вверх. 4- вернуться в и.п. темп умеренный. Указание: ноги высоко не поднимать.

«Аккуратный». И.п. – стоя на коленях, руки на поясе. 1- сесть на пятки, руки в стороны. 2- вернуться в и.п. повторить шесть раз; темп умеренный. Указание: сохранять устойчивое положение.

«Известный». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1- поднять голову, плечи, грудь, через правое плечо посмотреть за спину. 2- вернуться в и.п.3- поднять голову, плечи. Грудь, через левое плечо посмотреть за спину. 4- вернуться в и.п. Повторить шесть раз; темп умеренный.

«Веселый». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-3- согнуть ноги в коленях, прижать к груди и обхватить их руками. Покачаться на спине вперед-назад. 4- вернуться в и.п. повторить четыре раза; темп быстрый.

«Вырастаем большие». Подняться на носки, руки в стороны, затем вверх. Вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю стопу. Выдох. Выдыхая, произносить «Ух-х-х». повторить три раза.

Ходьба по дорожке здоровья.

  1. Внешность человека.

Проводиться в постели.

Воспитатель. Мы сегодня поговорить о внешности человека. У каждого из нас есть глаза, рот. Нос. Однако внешность у нас разная. Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать их и показывать упражнения.

На одной горе много травы, да скот эту траву не ест. (Волосы.)

«Ухаживаем за волосами». И.п. – лежа на спине. Сильным нажатием пальцев и круговыми движениями имитировать мытье головы. Расчесывать волосы пальцами словно расческой (25с).

Два соболя лежат хвостами друг к другу. (Брови).

«Густые брови». Указательными пальцами обеих рук с нажимом проводить по бровям. Пощипывать их от переносицы к вискам и обратно (25с).

На ночь два оконца амии закрываются, а с восходом солнца сами открываются (Глаза).

«Глазки проснулись». Круговые движения глазами сначала в одну сторону, затем в другую (30с).

Воспитатель. Какие красивые у вас глаза. У кого-то голубые, у кого-то зеленые, карие. Для чего вам нужны глаза? Какие правила мы должны с вами выполнять, чтобы наши глаза всегда хорошо видели? (Ответы детей)

Вот гора, у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит. (Нос.)

«Слепим нос». Одновременно указательными пальцами каждой руки постукивать по крыльям носа, затем подергать за кончик носа (25с).

Кто все слышит, но не говорит? (Уши.)

«Поиграем с ушами». Пощипывать уши снизу верх и обратно до покраснения и ощущения тепла. В конце упражнения слега подергать себя за уши (25с).

Есть у радости подруга в виде полукруга. На лице она живет; то куда-то вдруг уйдет, то внезапно возвратиться. Грусть, тоска ее боится. (Улыбка.)

«Красивая улыбка». Сидя на кровати, несколько раз улыбнуться друг другу.

За белыми березами бездонная яма. (Зубы.)

«Крепкие зубы». Предложить детям постучать зубами (20с).

Воспитатель. Какие правила мы должны соблюдать, чтобы наши зубы не болели? (Ответы детей.)

Дыхательное упражнение «Молодцы!»

Ходьба по дорожке здоровья.

  1. Идем в поход.

Проводиться в постели.

Воспитатель. Ребята сегодня мы с вами поиграем в туристов, отгадайте загадку: снизу подкова, наверху веревка, куда шагают – и сами не знают. (Ботинки.)

«Надеваем обувь». И.п. – сидя, руки опущены. 1- наклон к правой ноге (имитация обувания обуви). 2 – вернуться в и.п. 3 – наклон к левой ноге. 4 – вернуться в и.п. повторить четыре раза; темп умеренный.

Он с тобою и со мной шел лесными стежками – друг походный за спиной на ремнях с застежками. (Рюкзак.)

«Собираем рюкзак». И.п. – сидя на кровати, ноги вместе, руки опущены. 1- поворот направо, обеими руками дотронуться до кровати справа. 2- вернуться в и.п. 3- поворот налево, обеими руками дотронуться до кровати слева. 4- вернуться в и.п. повторить четыре раза; темп умеренный.

На привале нам поможет: суп варить, картошку печь. Для похода он хорош, да с собой не понесешь. (Костер.)

«Раздуваем костер». И.п. – сидя, руки опущены вдох, задержать дыхание, продолжительный выдох. Повторить три раза; темп медленный. Указание: выдох длиннее вдоха.

Плывут туристы по реке или идут пешком, у них всегда есть в рюкзаке складной красивый дом. (Палатка.)

«Устанавливаем палатку». И.п. – сидя, ноги вместе, руки опущены. 1- наклон вперед как можно ниже, выпрямить руки, ударить ладошками по кровати («забили» колышки для палатки). 2- вернуться в и.п. Повторить пять раз; темп медленный.

Отбил ракеткой я волан, противника разрушил план. (Бадминтон.)

«Играем в бадминтон». И.п. -  сидя, ноги слегка раздвинуты, руки опущены. 1- поднять правую руку вверх, отвести назад, замахнуться вперед. 2- вернуться в и.п. 3- то же выполнить левой рукой. 4- вернуться в и.п. Повторить четыре раза; темп умеренный.

«Тренируем ноги». И.п. – лежа на спине, руки за головой. 1-3- поднять ноги вертикально вверх, образуя прямой угол, передвигать ногами так, как будто едут на велосипеде. 4- вернуться в и.п. Повторить шесть раз; темп медленный.

«Тушим костер». И.п. – сидя руки опущены. Вдох, задержать дыхание, продолжительный выдох. Повторить три раза. Указание: выдох длиннее вдоха.

Ходьба по дорожке здоровья.

  1. Повторяем цифры.

Проводиться в постели.

Воспитатель. 1,2,3,4,5, просыпайтесь, хватит спать! Цифры в гости к нам пришли: единицы и нули, 2,3 и 5, 7 и 8, 9… что мы будем делать? «Добрый день мы цифрам скажем, упражненья им покажем.

Цифра вроде буквы «о» - это ноль, иль ничего. Круглый ноль такой хорошенький , но не знает ничегошеньки!

«Круглый ноль». И.п. – лежа на спине, руки в стороны 1- поднять руки пред грудью, соединить пальцы рук. 2- вернуться в и.п. Повторить шесть раз; темп умеренный. Указание: соединить руки и развести их так, чтобы получился круг.

Вот один. Иль единица, очень тонкая, как спица.

«Величавая единица». И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. 1- поднять руки над головой, хорошо потянуться. 2- вернуться в и.п. повторить шесть раз; темп медленный. Указание: руки тянуться вверх, ноги- вниз.

А вот это цифра «Два». Полюбуйся, какова: выгибает двойка шею, волочится хвост за нею.

«Великолепная двойка». Предложить детям самим изобразить двойку. Повторить пять раз.

Погляди на цифру «три»- точно ласточка, смотри.

«Подышим». И.п. – сидя, ноги вместе. Вдох через нос, продолжительный выдох через рот. Повторить три раза.

Делал Егорка с мамой уборку. Опрокинул стул в квартире, стал похож он на четыре.

«Смешная четверка». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1- поднять ноги, согнутые в коленях, одновременно руки поднять над головой. 2- вернуться в и.п. повторить пять раз; темп умеренный. Указание: голень держать параллельно кровати.

Налитая. Симпатичная, цифра самая отличная.

«Отличная пятерка». И.П. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1- без помощи рук сесть, руки за головой. 2- вернуться в и.п. повторить пять раз; темп умеренный.

Воспитатель. Все проснулись? В круг встаем и сейчас играть начнем чтоб здоровыми расти, сосчитаем до пяти. Повторяйте все за мной. Сцепим ручки за спиной, голову поднимем выше и легко-легко подышим. Все ладошки вверх подняли, пальчики пресчитали:1,2,3,4,5, до 5 легко считать. Будем делать столько раз упражнение сейчас. 1- на носочки встали. 2- и ручки вверх подняли. 3- на пятки опустились. 4- ручки вниз, глаза закрыли. 5- давайте повторять. Ручки в стороны считаем, влево, вправо корпус наклоняем. 1,2,3,4,5, ритм хлопками отбивать. 1,2,3,4,5, щечки, глазки умывать,1,2,3,4,5,ручки, ножки закалять.

  1. Продолжаем повторять цифры.

Проводиться в постели, затем в групповой комнате.

Воспитатель. От пяток до макушки играем в потягушки. Давайте просыпаться дуг другу улыбаться. Похлопали в ладоши, ведь день такой хороший! Вздохнули глубоко. Как дышится легко!

Продолжаем повторять цифры.

Цифра «шесть» - дверной замочек: сверху крюк, внизу кружочек.

«Забавная шестерка». И.п. – сидя, руки упор сзади. 1- согнуть ноги в коленях, руки за голову. Спину выпрямить, голову опустить. 2 – вернуться в и.п. повторить шесть раз; темп умеренный.

Вот семерка- кочерга, у нее одна нога.

«Стройная семерка». И.п. – лежа на спине, руки верх над головой. 1- поворот направо. 2- вернуться в и.п. 3- поворот налево. 4- вернуться в и.п. Повторить три раза; темп умеренный.

У восьмерки два кольца без начала и конца.

«Круглая восьмерка». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1- сесть. Обхватить колени руками. 2-3- покачаться вперед-назад. 4- вернуться в и.п.Повторить пять раз; темп умеренный.

Вот какая цифра есть – перевернутая шесть.

«Пузатая девятка». Предложить детям изобразить цифру «девять». Каждый ребенок выполняет в своем темпе. Повторить пять раз.

За девятью идет десятка. Подошла к концу зарядка. Здорово все цифры знать, научились мы считать!

«Рычалки». И.п. – лежа на спине. Вдох через нос, продолжительный выдох через рот, одновременно постукивая по груди обоими кулачками и произнося звук (р).

Дыхательное упражнение. Медленная ходьба в течении 1-2 мин. Поднять руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох. При выдохе произносить звук (у).

  1. Какие мы красивые!

Воспитатель. Было тихо в спальне, но ребятки встали. Глазки открывайте, и играть давайте. Раздвигаем шторы, вот и полдник скоро!.

Я рада что все уже проснулись. Сейчас каждый себе сделает массаж лица, для того чтобы быть бодрыми. (Все упражнения повторять пять –шесть раз.)

Поглаживать щеки, крылья носа, лоб от центра к вискам. Мягко постукивать кончиками пальцев по щекам, крыльям носа, лбу от центра к вискам, словно уплотняя кожу лица, чтобы она была упругой. Надавливать указательными пальцами обеих рук на переносицу. Надавливать указательными пальцами обеих рук на середину бровей. Выполнить вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки указательным пальцем правой руки на переносице. Выполнить вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки указательным пальцем правой руки по бровям. С усилием надавливать на изгиб бровей т переносицы к вискам. Пощипывать брови от переносицы к вискам и обратно. Мягко и нежно погладить закрытые глаза, надавливая на их уголки. Расчесывать реснички – пальцами обеих рук сверху вниз поглаживать по ресницам. Надавливать на крылья носа, ведя указательные  пальцы обеих рук от переносицы к носовым пазухам и обратно. И.п. – сидя, руки за голову; попытаться запрокинуть голову. Одновременно удерживая ее руками.

Воспитатель. Молодцы! Теперь соедините две ладони перед собой, представьте, что на них лежит зеркальце. Посмотритесь в него. Какие вы стали румяные и красивые. А сейчас хорошо потянитесь, улыбнитесь и выполните водные процедуры.

Ходьба по дорожке здоровья и водные процедуры.

  1. Имена друзей.

Проводиться в постели.

Воспитатель. Просыпается Андрюша, сладко тянется Катюша, вот и глазки трет Наташа. Сны какие снились Саше? Вспоминаем поскорей, наших как зовут друзей.

«Елена». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1- руки дугами через стороны поднять вверх, правая нога вперед вверх. 2- вернуться в и.п. 3- руки дугами через стороны поднять вверх, левая нога вперед вверх. 4- вернуться в и.п. повторить четыре раза; темп умеренный. Указание: хорошо потянуться, тянуть носок.

«Валерий». И.п. – лежа на спине. Руки вдоль туловища. 1- правую руку на левое плечо, левую руку на правое плечо. 2-3- пружинящие наклоны вперед. 4- вернуться в и.п. повторить шесть раз; темп умеренный.

«Артем». И.п. – лежа на спине, руки на плечах. 1- поднять обе ноги вверх. 2- развести их в стороны. 3- ноги вместе. 4- вернуться в и.п. повторить пять раз; темп умеренный.

«Валерия». И.п. – лежа на спине. Руки над головой. 1- поворот направо. 2- вернуться в и.п. 3- поворот налево. 4- вернуться в и.п. Повторить четыре раза; темп умеренный.

«Валентина». И.п. лежа на животе, руки под подбородком. 1- согнуть ноги в коленях. 2-7- помахать ногами. 8- вернуться в и.п.. повторить пять раз; темп умеренный.

«Григорий». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. поднять руки и ноги вперед вверх и помахать ими на счет 1-9. 10 – вернуться в и.п.; темп быстрый.

«Лариса». Массаж рук и ног – постукивание по ногам и рукам пальцам рук (30с).

Воспитатель. Юркнул сон под одеяло, и светлев спальне стало. Одевайтесь- ка давайте, все заправлены кровати, в группе ждут давно игрушки. Поскучают пусть подушки, подождут до завтра нас- снова будет тихий час.

Ходьба по дорожке здоровья и водные процедуры.

Стихи для пробуждения.

Котик серенький присел

На печурочке

И тихонько запел

Песню Юрочке:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка,

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

Доченька проснулась,

Сладко потянулась,

Побежала, побежала,

Да и улыбнулась.

Сердце бьется шибко.

Ах, ты моя рыбка!

До чего же дорога

Мне твоя улыбка!

Солнышко - колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать.

Солнце светит нам в окошко:

- Я соскучилась немножко,

Жду на улице друзей!

Просыпайся поскорей!

Солнце светит: где тут дети?

На подушке, на простынке

Нежат розовые спинки?

Ясный день пришел давно

И стучится к нам в окно!

Глазки открываются,

Глазки посыпаются,

Потягушки- ножки,

Потягушки- пяточки,

Ручки и ладошки,

Сладкие ребяточки!

(Для девочек)

Дай-ка локоточек мама поцелует!

Просыпайся дочка!

Как тебя люблю я!

(Для мальчиков)

Дай-ка локоточек мама поцелует!

Славный мой сыночек!

Как тебя люблю я!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему:"Закаливание.Традиционные и нетрадиционные методы закаливания".

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья.При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины.Закаливание является эффективным способом оздоровления детей. Многие из ...

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста» «Закаливание детского организма» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е.

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста»«Закаливание детского организма»      Подготовила и прове...

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Цель проекта: представить систему работы воспитателя по закаливанию, выявления методик и средств закаливания....

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Тема проекта: "Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей в ДОУ"Цель работы:представить систему работы воспитателя по закаливанию детей в ДОУ, выявление методик и средств закаливания....

Методическая разработка закаливания детей младшего возраста после сна на основе разработанной системы закаливания В.Г. Алямовской

В.Г. Алямовская о закаливании в дошкольном учреждении: «Любое дошкольное учреждение имеет все необходимое для создания в нем целенаправленной системы закаливания детей раннего возраста, поскольку для ...

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...

Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ "

ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТЗимой дети болеют особенно часто. Помочь поддержать их организм могут простые процедуры закаливани...