Комплексы утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме
Комплекс утренней гимнастики предназначен для занятий детей подготовительной группы в физкультурном зале. Одежда детей - спортивная (белые футболки и черные шорты, обувь - чешки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaryadka_podgotov.16-17.docx | 80.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексы утренней гимнастики
для детей старшего
дошкольного возраста
(подготовительная к школе группа)
ПЕРЕЧЕНЬ.
- Пояснительная записка.
- Приложение № 1
Комплексы утренней гимнастики для детей 6-7 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дошкольное детство - особый период в жизни ребенка. Именно в это время закладывается фундамент здоровья будущего взрослого человека, формируются физические качества, двигательные умения и навыки. Основными задачами дошкольных учреждений является охрана и укрепление здоровья дошкольника, его всестороннее, своевременное и гармоничное развитие, функциональное совершенствование основных физиологических систем детского организма. Большая роль в воспитании здорового, гармонично развитого, сильного выносливого ребенка принадлежит физической культуре, а именно: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные развлечения и праздники.
Формирование полноценных двигательных навыков является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи.
Гимнастика представляет собой систему специально подобранных упражнений, всесторонне воздействующих на организм человека, усиливающих его основные функциональные процессы, способствующих его гармоническому развитию, повышению жизненного тонуса. Путем гимнастических упражнений формируются жизненно-необходимые двигательные навыки. Красота и точность движений, развиваются основные двигательные качества – ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость. Гимнастика начинается с самого раннего детства и продолжается в течение всех возрастных периодов.
Задачей гимнастики является:
- укрепление здоровья;
- физическое совершенствование;
- и осуществление разносторонне физической подготовленности человека к многообразной деятельности.
Помимо этого, гимнастика имеет специфические задачи:
- формирование правильной осанки;
- профилактики и коррекция различных деформаций тела.
Одежда детей для утренней гимнастики должна соответствовать требованию гигиены: она должна быть сменной, чистой, легкой и не стеснять движения, в чешках, а еще лучше босиком.
При подборе упражнений для комплекса утренней гимнастики необходимо учесть следующее:
- они должны соответствовать требованиям программы по гимнастике для детей данного возраста;
- должны быть простыми по форме и в основном знакомы детям.
Возраст | Время проведения | Количество ОРУ | Количество повторений |
4 -5 лет Средняя группа | 5 – 8 минут | 6 – 7 | 4 – 6 раз |
5 – 6 лет Старшая группа | 8 – 10 минут | 6 – 8 | 5 – 8 раз |
6 – 7 лет Подготовительная к школе группа | 10 – 12 минут | 8 – 10 | 8 – 10 раз |
Структура проведения:
1.Разминка, подготавливающая детей к длительному бегу в медленном темпе. Ходьба с выполнением упражнений по сигналу, динамическая игра и т.
2.Бег на месте.
3.Бег в медленном темпе по кругу, змейкой, по диагонали. В течение года доводят свой бег до 4-5 мин.
4.Расслабление, переход на ходьбу или упражнения на восстановление дыхания в ходьбе.
5.Комплекс оздоровительных общеразвивающих упражнений. Последовательность упражнений: 1-2 упр. для мышц рук и плечевого пояса, которые способствуют расширению грудной клетки; затем 3-5 упр. , укрепляющих мышцы живота, спины, ног. Упражнения для крупных групп мышц сочетаются с движениями для мышц шеи, кистей и пальцев рук, стопы.
6.Малоподвижная игра или восстановление дыхания в ходьбе.
7.Дополнительное оздоровительное упражнение (на дыхание, массаж, пальчиковая гимнастика, ритмическая игра, мимические упр.)
При проведении ОРУ рекомендуется использовать такие способы организации детей и виды построений (круг, шеренга, колонны), которые соответствуют их возрастным способностям.
Иногда перед комплексом есть небольшое стихотворение, это помогает мобилизации внимания детей.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых (И.П.Павлов, А.А.Лентьев, А.Р.Лурия). Развивать общую и мелкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям.
Особое внимание необходимо обращать на качество выполнения движений, следить за правильным дыханием детей. В соответствии с анатомо-физиологическими особенностями органов дыхание у дошкольников в покое дыхание более поверхностное, поэтому и кислород к тканям и органам поступает в меньших количествах. При систематических утренних гимнастиках вырабатывается стереотип, обеспечивающий правильное ритмическое сочетание углубленного дыхания с движениями. Но в то же время не следует тревожиться, если при выполнении физических упражнений дети дышат ртом, так как обычно дыхание через рот чередуется у детей с дыханием через нос. Сочетание попадание в ротовую полость потоков холодного и теплого воздуха является прекрасным закаливающим средством для верхних дыхательных путей, предупреждая появление простудных заболеваний и ОРВИ.
Но лучше приучать дышать детей через нос. При дыхании через нос, воздух, проходя узкие каналы носа, согревается, очищается от пыли, благодаря ресничками, имеющимся на слизистой оболочке носа, и поступает в легкие теплым и чистым.
Дети дошкольного возраста имеют склонность задерживать дыхание при выполнении непривычного упражнения, требующего от них некоторого усилия и напряжения.
Поэтому важно научить ребенка не задерживать дыхание при выполнении упражнений.Вдох совпадает с моментом расширения грудной клетки и расслабления мышц брюшной полости. Звуки и слова так же придают упражнениям эмоциональную окраску.
Дыхательные упражнения с произношением звуков на выдохе рефлекторно уменьшает спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Вибрация их стенок при звуковой гимнастике действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не имеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани.
Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. У ребенка более быстрый темп дыхания, чем у взрослого, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.
Комплексы утренней гимнастики проводятся под непосредственным руководством педагога. В начале разучивания комплекса упражнений дети выполняют по показу педагога, вместе с ним. По мере запоминания последовательности упражнений, в старшем дошкольном возрасте дети руководствуются словесными инструкциями педагога, замечаниями, уточнениями.
Комплексы направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправления неправильных поз, развитие статической и динамической выносливости, упорядоченного темпа движения, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие координации и так далее.
Комплексы ОРУ можно включать на вечерней прогулке, на физкультурных занятиях, а также включать их отдельными фрагментами в разные виды деятельности детей в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.
Комплексы оздоровительной утренней гимнастики для детей 6-7 лет
Подготовительная к школе группа
Комплекс №1
1. Вводная часть
Ходьба в колонне по одному в обход зала (площадки) в чередовании с бегом; ходьба на носках, пятках, бег врассыпную. Бег на месте.
2 ОРУ без предметов
№ | Выполнение | Кол-во раз | Рекомендации |
1 | И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища. 1-2 — дугами наружу руки вверх, подняться на носки; 3-4 — вернуться в исходное положение | 6-7 | |
2 | И. п. - основная стойка, руки на поясе. 1-2 — приседая, колени развести в стороны, руки вперед; 3-4 — выпрямиться, исходное положение | 6-7 | |
3 | И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — руки в стороны; 2 — наклониться вперед - вниз, коснуться пальцами носков ног; 3 — выпрямиться, руки в стороны | 5-6 | |
4 | И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — поворот туловища вправо, правую руку ладонью кверху; 2 — исходное положение; 3-4 — то же в другую сторону | 6 | |
5 | И. п. — основная стойка, руки на поясе. Прыжки на двух ногах на месте на счет1-8 | повторить 3-4 раза в чередовании с небольшой паузой |
- Заключительная часть. Ходьба в колонне по одному. Упражнение на восстановление дыхания.
Массаж пальцев «Прогулка»
Подготовительная группа КОМПЛЕКС № 2
Основные движения | Кол-во выполнения | Дозировка время | Рекомен-дации | |
Вводная часть | 1. Ходьба в колонне по одному, по сигналу воспитателя с выполнением упражнений для рук, не прекращая ходьбы; бег врассыпную. Динамическое упражнение «В гости к Цокотухе» (бег с закидыванием ног, ходьба на носках, топающий шаг, ходьба на пятках. | 2 мин | ||
Основная часть | ОРУ с флажками 2. И. п. – основная стойка, флажки внизу. 1 – флажки вперед; 2 – флажки вверх; 3 – флажки в стороны; 4 – исходное положение 3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, флажки у груди. 1 – поворот вправо (влево), правую руку в сторону; 2 – исходное положение . 4. И. п. – основная стойка, флажки внизу. 1–2 – присесть, флажки вынести вперед; 3–4 – исходное положение 5. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. 1 – флажки в стороны; 2 – наклон вперед к левой (правой) ноге; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение 6. И. п. – основная стойка, флажки внизу. прыжки на двух ногах, небольшая пауза, затем повторить прыжки. 7. И. п. – основная стойка, флажки внизу 1–2 – правую ногу отставить назад на носок, флажки вверх; 3–4 – вернуться в исходное положение. То же левой ногой | 6-7 раз 6 раз 5-7 раз 4-6 раз На счет 1-8 6-8 раз | 7,5мин | |
Заключительная часть | 8. Ходьба в колонне по одному. Восстановление дыхания Мимическая гимнастика «Облако» П.и. «Ястреб и ворона» | 2,5 мин |
Подготовительная группа
КОМПЛЕКС № 3
Основные движения | Кол-во выполнения | Дозировка время | Рекомендации | |
Вводная часть | 1. Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя: «Аист!» остановиться, поднять согнутую в колене ногу, руки в стороны, продолжение ходьбы. На сигнал: «Лягушки!» остановиться, присесть, положить руки на колени. Бег врассыпную. | 2 мин | ||
Основная часть | ОРУ с мячом большого диаметра 2. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч внизу. 1–2 – поднимаясь на носки, поднять мяч вверх; 3–4 – вернуться в исходное положение 3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках перед собой. Поворот вправо (влево), ударить мячом о пол, поймать двумя руками. 4. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках у груди. 1 – присесть, уронить мяч, поймать его; 2 – вернуться в исходное положение 5. И. п. – сидя ноги врозь, мяч внизу. 1 – поднять мяч вверх; 2 – наклониться вперед, коснуться мячом пола; 3 – выпрямиться, поднять мяч вверх; 4 – вернуться в исходное положение 6. И. п. – лежа на спине, мяч за головой, руки прямые. 1 – поднять правую (левую) ногу вперед-вверх, коснуться мячом; 2 – исходное положение | 6-7 раз по 3–4 раза в каждую сторону 6-8 раз 5-6 раз 5-6 раз | 7,5мин | Темп произвольный |
Заключительная часть | 7. Игровое упражнение «Передай мяч!» Дети распределяются на несколько групп (по 5–6 человек). У одного из игроков мяч большого диаметра, и он перебрасывает его игрокам поочередно . Восстановление дыхания Массаж шеи «Петушок» | 2,5мин | построение– в круг, полукруг, шеренгу). |
Подготовительная к школе группа
Комплекс № 4
- Вводная часть.
Ходьба и бег в колонне по одному между кубиками, поставленными в одну линию(8-10 шт.); И. у. «Присядь комочком» на сигнал воспитателя; ходьба и бег врассыпную. Бег на месте.
Упражнения на восстановление дыхания
ОРУ с кубиком
№ | Выполнение | Кол-во раз | Рекомендации |
1 | И. п. — стойка ноги врозь, кубик в правой руке внизу. 1-2 — руки через стороны вверх, переложить кубик в левую руку; 3-4 — опустить через стороны руки вверх. То же левой рукой | 8 | |
2 | И. п. — стойка ноги врозь, кубик в правой руке. 1 — руки в стороны; 2 — наклониться вперед, положить кубик на пол; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — наклониться вперед, взять кубик левой рукой. То же левой рукой | 6 | |
3 | И. п. — стойка на коленях, кубик в правой руке. 1 — поворот вправо, поставить кубик у пятки правой ноги; 2 — выпрямиться, руки на пояс; 3 — поворот вправо, взять кубик правой рукой, вернуться в исходное положение, переложить кубик в левую руку. То же влево | По 3 | |
4 | И. п. - основная стойка, кубик в обеих руках внизу. 1 — присесть, вынести кубик вперед, руки прямые; 2 — вернуться в исходное положение | 6 | |
5 | И. п. — основная стойка перед кубиком, руки произвольно. Прыжки на правой и левой ноге (на счет 1-8) вокруг кубика в обе стороны в чередовании с небольшой паузой | 2-3 | |
6 | И. п. — стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. 1 — руки вперед, переложить кубик в левую руку; 2 — руки назад, переложить кубик в правую руку; 3 — руки вперед; 4 — опустить руки в исходное положение | 8 |
3. Заключительная часть. Ходьба в колонне по одному с кубиком в поднятой рук. Восстановление дыхания
Самомассаж тела «Мочалочка».
Подготовительная к школе группа
Комплекс № 5
- Вводная часть.
Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную. По сигналу воспитателя построение в колонну по одному в движении — найти свое место в колонне. Ритмическая игра «Дятел». Бег на месте. Упражнения на восстановление дыхания
2.ОРУ с обручем
№ | Выполнение | Кол-во раз | Рекомендации |
1 | И. п. — основная стойка, обруч внизу. 1 — обруч вверх, правую ногу в сторону на носок; 2 — вернуться в исходное положение. 3-4 — то же левой ногой | 6-8 | |
2 | И. п. — основная стойка, обруч в правой руке, хват сверху. 1 — присесть, обруч в сторону; 2 — исходное положение, взять обруч в левую руку. То же влево | по 3 раза в каждую сторону | |
3 | И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч в согнутых руках у груди. 1 — поворот туловища вправо, руки прямые; 2 — исходное положение. То же влево | 8 раз | |
4 | И. п. — лежа на спине, обруч в прямых руках за головой. 1-2 — согнуть ноги в коленях и поставить на них обруч; 3-4 — исходное положение | 6-8 раз | |
5 | И. п. — стоя перед обручем, руки свободно вдоль туловища. Прыжок на двух ногах в обруч, из обруча; поворот кругом, повторить прыжки. Выполняется только под счет воспитателя в среднем темпе несколько раз подряд. |
3.Заключительная часть.. Игра «Летает — не летает». Восстановление дыхания.
Гимнастика для глаз «Белка»
Подготовительная к школе группа
Комплекс № 6
- Вводная часть
Ходьба в колонне по одному с выполнением заданий по команде воспитателя: на сигнал «Бабочки!» остановиться и помахать руками, как крылышками, на сигнал «Лягушки!» остановиться и присесть, руки положить на колени. Бег на месте.
Упражнения на восстановление дыхания
- ОРУ с элементами движений восточных танцев «Алладин» (муз. Леонтьева В.)
№ | Выполнение | Кол-во раз | Рекомендации |
2 | И. п. — 1-я позиция ног (свободная), руки ладонями вверх; 2-я позиция – ноги полусонуты, колени слегка в сторону: 1 — круговое движение кистью вниз 2 — вернуться в и.п. То же другой рукой | По 5 раз каждой рукой | |
3 | И. п. — то же. 1 — поворот головы вправо 2 — влево; 3 — 4 — повторить 5-8 – руки перевести вверх, покачивание головой | По 4 в каждую сторону | |
4 | И. п. — то же 1 — поворот туловища вправо, правая нога на носок, левая рука вперед, правая назад, руки согнуты в локтях, ладони вверх 2 —И.п.; | По 4 раза в каждую сторону | Опорная нога от пола не сдвигается |
5 | И. п. — то же 1 — приставной шаг вправо, руки скрестно перед собой; 2 — исходное положение 3-4 –повторить движения. Продвигаться сначала два шага вправо, два влево; 5-8 – руки перевести вверх, вращение туловища в одну сторону. То же в другую сторону | 8 раз | |
6 | И. п. — сидя по турецки, руки на коленях 1-4 волна туловищем вперед 5-8 –вернуться в и.п.. | 6 раз | |
7 | И.п. – как в первом упр. 1- упор руками вправо, левая нога вверх, носок на себя 2 -и.п. То же с другой ногой | По 4 раза |
3.Заключительная часть. Ходьба в колонне по одному, флажки в правой руке над головой (помахивая). Восстановление дыхания
Дыхательное упражнение «Ежик» . После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых-пых», энергично работая мышцами живота
Подготовительная к школе группа
Комплекс № 7
- Вводная часть
Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную с остановкой по сигналу воспитателя в том месте, где застала их команда. Ходьба на наружных краях стоп. Бег на месте.
- ОРУ с гимнастической палкой
№ | Выполнение | Кол-во раз | Рекомендации |
2 | И. п. — основная стойка, палка внизу хватом на ширине плеч. 1 — палку вверх; 2 — сгибая руки, палку назад на лопатки; 3 — палку вверх; 4 — исходное положение | 6-8 | |
3 | И. п. — стойка ноги на ширине ступни, палка внизу. 1 — палку вверх; 2 — присесть, палку вынести вперед; 3 — встать, палку вверх; 4 — исходное положение | 6 | |
4 | И. п. — сидя, палка перед грудью в согнутых руках. 1 — палку вверх; 2 — наклониться вперед, коснуться пола (рис. 38); 3 — палку вверх; 4 — исходное положение | 6 | |
5 | И. п. — лежа на животе, ноги прямые, палка в согнутых руках перед грудью 1-2 — прогнуться, палку вперед-вверх; 3-4 — исходное положение | 6-8 | |
6 | И. п. — основная стойка, палка хватом на ширине плеч внизу. 1 — прыжком ноги врозь, палку вверх; 2 — прыжком в исходное положение (рис. 39). Выполняется на счет 1-8 | повторить 2-3 раза | Темп умеренный. |
3.Заключительная часть.. Ходьба в колонне по одному. Восстановление дыхания Массаж лица «Бурундук»
Подготовительная группа
КОМПЛЕКС № 8
Основные движения | Кол-во выполнения | Дозировка время | Рекомендации | |
Вводная часть | 1. Ходьба в колонне по одному, по кругу с поворотом по команде воспитателя; ходьба и бег врассыпную. Ритмическая игра «Дятел» | 1,5 мин | ||
Основная часть | ОРУ с кеглями 2. И. п. – основная стойка, кегли внизу. 1 – кегли в стороны; 2 – кегли вверх; 3 – кегли в стороны; 4 – вернуться в исходное положение 3. И. п. – стойка ноги врозь, кегли внизу. 1 – кегли в стороны; 2 – наклон вперед к правой ноге, поставить кегли у носка; 3 – выпрямиться, руки на пояс; 4 – наклониться, взять кегли, вернуться в исходное положение. То же к левой ноге 4 . И. п. – стоя в упоре на коленях, кегли у плеч. 1 – поворот вправо, поставить кеглю у пятки правой ноги; 2 – поворот влево, поставить кеглю у пятки левой ноги; 3 – поворот вправо, взять кеглю; 4 – поворот влево, взять кеглю 5. И. п. – сидя ноги врозь, кегли у груди. 1–2 – наклон вперед, коснуться кеглями пола между носков ног (рис. 30); 3–4 – вернуться в исходное положение 6. И. п. – основная стойка, кегли внизу. 1 – присесть, кегли вынести вперед; 2 – исходное положение (6–7 раз). 7. И. п. – основная стойка, кегли на полу. Прыжки на правой и левой ноге вокруг кеглей в обе стороны (рис. 31). Повторить 2–3 раза. | 6-7 раз 4-6 раз 4-6 раз 6 раз 6-7 раз Повторить 2-3 раза | 8 мин | Рис. 30 Рис. 31 |
Заключительная часть | 8. Ходьба в колонне по одному. Восстановление дыхания Гимнастика для глаз «Белка» | 2,5 мин |
Подготовительная к школе группа
Комплекс № 9
- Вводная часть
Ходьба и бег в колонне по одному между предметами — змейкой; ходьба и бег врассыпную, ходьба в колонне по одному. Динамическое упражнение «В гости к Цокотухе» (бег с закидыванием ног, ходьба на носках, топающий шаг, ходьба на пятках. Бег на месте.
Упражнения на восстановление дыхания
- ОРУ без предмета
№ | Выполнение | Кол-во раз | Рекомендации |
1 | И. п. — основная стойка, руки согнуты к плечам. 1-4 — круговые движения руками вперед; 5-8 — то же назад | 5-6 | |
2 | И. п. — стойка ноги врозь, руки за головой. 1 — шаг вправо; 2 - наклониться вправо; 3 —выпрямиться; 4 — исходное положение То же влево | 6 | |
3 | И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 — руки в стороны; 2 — наклониться к правой ноге, хлопнуть в ладоши за коленом; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — исходное положение. То же в левой ноге | 3-4 | |
4 | И. п. — лежа на спине, руки прямые за головой. 1-2 — поднять правую прямую ногу вперед-вверх, хлопнуть в ладоши под коленом правой (левой) ноги; 3-4 — исходное положение | 6 раз | |
5 | И. п. — основная стойка, руки в стороны. 1 — прыжком ноги врозь, хлопок над головой; 2 — исходное положение. На счет 1-8, повторить | Повторить2-3р |
3.Заключительная часть.. Ходьба в колонне по одному. Восстановление дыхания
Мимическая гимнастика «Облако»
Подготовительная к школе группа
Комплекс №11
1. Вводная часть
Игровое упражнение «Быстро в колонну!». Построение в три колонны, перед каждой ориентир — кубик (кегля) разного цвета. По сигналу все играющие разбегаются в разные стороны площадки (зала), через 20-25 с воспитатель произносит: «Быстро в колонну!», и каждый должен занять свое место в колонне. Выигрывает та колонна, которая быстро и правильно построилась. Игра-упражнение повторяется 2-3 раза. Бег на месте.
2. ОРУ с малым мячом
№ | Выполнение | Кол-во раз | Рекомендации |
1 | И. п. — основная стойка, мяч в левой руке. 1-2 — руки через стороны вверх, переложить мяч в правую руку; 3-4 — опустить руки вниз в исходное положение. То же, перекладывая мяч из правой руки в левую | 8 | |
2 | И. п. — стойка ноги на ширине плеч, мяч в левой руке. 1 — руки в стороны; 2 — наклониться вперед - вниз, переложить мяч в правую руку; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — вернуться в исходное положение. То же, перекладывая мяч из правой руки в левую | 6 | |
3 | И. п. — основная стойка, мяч в правой руке внизу. 1 — руки в стороны; 2 — присесть, мяч переложить в левую руку; 3 — встать, руки в стороны; 4 — вернуться в исходное положение. То же, мяч в левой руке | 5-6 | |
4 | И. п. — стойка на коленях, мяч в правой руке. 1-8 — прокатить мяч вправо (влево), поворачиваясь и следя за мячом. То же, мяч в левой руке | По 6 | |
5 | И. п. — лежа на спине, мяч в обеих руках за головой. 1-2 — поднять правую прямую ногу, коснуться мячом носка ноги; 3-4 — опустить ногу. То же другой ногой | 6-8 |
3.Заключительная часть. Игра «Совушка». Восстановление дыхания Гимнастика для глаз «Пчела-оса»
Подготовительная к школе группа
Комплекс № 12
- Вводная часть
Ходьба и бег по кругу, взявшись за руки, с поворотом в обе стороны по сигналу воспитателя. Ходьба по ребристой доске. Бег на месте.
- ОРУ со скакалкой
№ | Выполнение | Кол-во раз | Рекомендации |
1 | И. п. — стоя, ноги врозь, ступни параллельно, скакалка, сложенная вдвое, в руках за спиной. 1-2 — подняться на носки, скакалку вверх 3-4 - вернуться в и.п. | 10раз | |
2 | И.п. – ноги на ширине плеч, скакалка, сложенная вдвое, на шее. Поворот вправо(влево); правую(левую) руку в сторону | 5 раз в каждую сторону | |
3 | И. п. — О.С, скакалка сложенная вдвое, в руках. Скакалку поднять вверх, положить за плечи, присесть, спина прямая, встать, руки вверх, и.п. | 8 раз | |
4 | И. п. — Стоя, ноги шире плеч, стоять на скакалке, концы ее в руках. Наклон вперед, левым кулаком коснуться носка правой ноги, правую руку с нятянутой в 4 скакалкой отвести назад, и.п. То же наклон к левой ноге | 5раз | |
5 | И. п. — Лежа на спине, скакалка, сложенная вдвое, в руках. Скакалку вверх, ноги продеть под скакалку, опустить прямые ноги со скакалкой вниз, сесть, вернуться в и.п. | 8раз | |
6 | И.п. – стоя, скакалка сзади, держать ее за концы. Прыжки на месте через вращающуюся скакалку на одной ноге, поочередно | 2 раза по 30 прыжков |
3.Заключительная часть. Ходьба в колонне по одному. Восстановление дыхания
Коммуникативная игра «Фонарик». Дети в кругу «зажигают фонари», по очереди прикасаясь ладошкой к ладошке соседа и произнося при этом громко звук «з»
Подготовительная группа
КОМПЛЕКС № 13
Основные движения | Кол-во выполнения | Дозировка время | Рекомендации | |
Вводная часть | 1. Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную. Ходьба по дорожкам здоровья. Динамическое упражнение «Важный пес» | 2 мин | ||
Основная часть | 2. И. п. – сидя на скамейке верхом, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – руки за голову; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение 3. И. п. – сидя на скамейке верхом, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – наклониться вправо (влево), коснуться пола; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение 4. И. п. – сидя верхом, руки за головой. 1 – поворот вправо, руку в сторону; 2 – выпрямиться в исходное положение. То же влево 5. И. п. – стоя лицом к скамейке, руки вдоль туловища. 1 – шаг правой ногой на скамейку; 2 – шаг левой ногой на скамейку; 3 – шаг со скамейки правой ногой; 4 – шаг со скамейки левой ногой. Повернуться кругом, лицом к скамейке и повторить упражнение 6. И. п. – лежа перпендикулярно к скамейке, ноги прямые, хват руками за края скамейки. 1–2 – поднять прямые ноги вверх-вперед; 3–4 – исходное положение (6 раз). 7. И. п. – стоя сбоку скамейки, руки произвольно. Прыжки на двух ногах; на правой, затем на левой ноге вокруг скамейки. 8. Ходьба в колонне по одному между скамейками. | 8 раз 6-8 раз 6 раз 8 раз 6 раз | 7,5 мин | |
Заключительная часть | 7. Игровое упражнение «Великаны и гномы». Восстановление дыхания Мимическое упражнение «Рисунок» | 2,5мин |
Подготовительная группа
КОМПЛЕКС № 14
Основные движения | Кол-во выполнения | Дозировка время | Рекоменда-ции | |
Вводная часть | Игра «Догони пару». Дети становятся в две шеренги на расстоянии 1 м одна от другой. По команде воспитателя: «Раз, два, три – беги!» первая шеренга убегает. Каждый ребенок второй шеренги догоняет ребенка первой шеренги, стоявшего напротив него, прежде чем тот пересечет линию финиша (расстояние – 10 м). | 2 мин | ||
Основная часть | ОРУ с платочком 2. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, платочек в обеих руках, хват за концы сверху. 1 – поднять платочек вперед; 2 – платочек вверх; 3 – платочек вперед; 4 – исходное положение 3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, платочек в правой руке внизу. 1–2 – поворот вправо, взмахнуть платочком; 3–4 – исходное положение. Левой рукой то же. 4. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, платочек в обеих руках хватом сверху за концы. 1–2 – присесть, вынести платочек вперед; 3–4 – исходное положение 5. И. п. – стойка ноги врозь, платочек у груди хватом за концы сверху. 1–3 – наклон вперед, помахать платочком вправо (влево); 4 – исходное положение (5–6 раз). 6. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, платочек в правой руке. Прыжки на двух ногах с поворотом вправо и влево вокруг своей оси, помахивая платочком (с небольшой паузой). | 6-7 раз 7 раз 5-6 раз 6-7 раз | 8,5мин | |
Заключительная часть | 7. М/п и. «Донеси платочек» Дети захватывают платочек пальцами одной ноги, донести его (любым способом) до указанного места Ходьба в колонне по одному, помахивая платочком над головой. Восстановление дыхания | 1,5мин |
Подготовительная группа
КОМПЛЕКС № 16
Основные движения | Кол-во выполнения | Дозировка время | Рекомендации | |
Вводная часть | 1. Ходьба и бег в колонне по одному с ускорением и замедлением темпа движения по сигналу воспитателя(темпу музыки) Ходьба с хлопком под коленом | 1,5мин | ||
Основная часть | ОРУ с кольцом (кольцеброс) 2. И. п. – основная стойка, кольцо в прямых руках перед собой хватом двумя руками за середину снаружи. 1–2 – повернуть кольцо выкрутом рук до положения обратным хватом; 3–4 – вернуться в исходное положение 3. И. п. – основная стойка, кольцо в обеих руках хватом руками за середину снаружи. 1 – присесть, кольцо вверх; 2 –И.п. 4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, кольцо в правой руке. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, переложить кольцо в левую руку; 3 – руки в стороны; 4 – руки вниз 5. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, кольцо в правой руке. 1 – поднять левую согнутую ногу, переложить под ней кольцо в другую руку; 2 – опустить ногу, руки вниз. То же правой ногой 6. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, кольцо внизу хватом обеих рук за середину снаружи. 1 – прямые руки вперед; 2 – наклониться, коснуться кольцом пола; 3 – выпрямиться, кольцо вперед; 4 – исходное положение 7. И. п. – основная стойка, кольцо на голове, руки на поясе. 1 – шаг правой ногой вправо; 2 – приставить левую ногу; 3 – шаг левой ногой влево; 4 – приставить правую ногу, И.п. | 5-7 раз 5-6 раз 6-7 раз 6 раз 6 раз 6-7 раз | 6 мин | |
Заключительная часть | 8. Игра «Фигуры». Восстановление дыхания Мимическое упражнение «Злой волшебник» | 2,5 мин |
Подготовительная к школе группа
Комплекс № 17
- Вводная часть
Ходьба в колонне по одному с изменением темпа движения: на быстрые удары в бубен
— ходьба мелким, семенящим шагом, на медленные удары — широким свободным шагом; ходьба и бег врассыпную. Бег на месте. Упражнения на восстановление дыхания
2.ОРУ в парах
№ | Выполнение | Кол-во раз | Рекомендации |
1 | И. п.— основная стойка, повернувшись лицом друг к другу, держась за руки. 1 — руки в стороны; 2 — руки вверх; 3 — руки в стороны; 4 — исходное положение | 6 | |
2 | И. п. — То же. 1-2 — поочередное приседание, не отпуская рук партнера 3-4 — вернуться в исходное положение | 6 | |
3 | И. п. — стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, руки скрестить. 1 — поворот туловища вправо (влево); 2 — исходное положение | 6 | |
4 | И. п. — лежа на спине, ногами друг к другу, зажимая стопами ноги партнера (нога одного ребенка между ног другого), руки за головой согнуты. 1-2 — поочередно приседать; 3-4 — исходное положение | 4-5 | |
5 | И. п. - основная стойка, повернувшись лицом друг к другу, руки вдоль туловища, держась за руки. 1 — выпад вправо, руки в стороны; 2 — исходное положение. То же влево | 6 |
3.Заключительная часть.. Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнений для рук по команде воспитателя. Восстановление дыхания
Гимнастика для глаз «Сова»
Комплекс ритмической гимнастики для детей старшего дошкольного возраста КАРТОЧКА № 10
Комплекс № 1
Содержание | Дози-ровка | Организационно-методические указания |
Вводная часть Построение в шеренгу, равнение расчет на первый, второй, третий, поворот на право ходьба по залу Звучит музыка «Раз – два – три» Ходьба обычная с энергичным движением рук. -танцевальным шагом с хлопками перед собой ; - на носках руки полочкой; - в полу приседе руки вперед; -Скрестным шагом, руки свободны Ходьба обычная Бег – легкий на носках, руки на поясе; подскоки с энергичным движением рук; -с высоким подъемом ног; -с выбрасыванием ног вперед и в стороны. -прыжки попеременно на правой и левой ноге. - боковой галоп. | 2мин По 8 счетов | Точно выполнять задание инструктора, Добиваться правильной осанки, следить за соблюдением дистанции . |
Основная часть Звучит песня Дети Орленка(И.Жиганов –О.Юдахина)» Дети переходят на ходьбу, перестраиваются в три колонны. 1.«Не зевай и за мною повторяй» И.п. – о.с., руки внизу; 1- наклон головы вперед, руки вперед; 2- посмотреть вверх, руки отвести назад; 3- наклон головы вправо, правая рука в сторону; 4- наклон головы влево, левая рука в сторону. | 4 раза | Подбородком коснуться груди, на каждый счет колени слегка сгибать. |
2.«Незнайки» И.п. – о.с., руки внизу, ладони слегка прижаты к бедрам; 1-4 – поднять правое плечо; 4-8 – поднять левое плечо; 8-12 – поднять оба плеча. | 4 раза | Спину держать прямо. На каждый счет колени слегка сгибать. |
3» Ножницы» И.п. -ноги на ширине плеч, руки прямые вытянуты вперед 1-4 скрещивать руки перед собой. 5-6 поворот корпуса вправо ,развести руки в стороны. 7-8 и.п. тоже с поворотом влево | 4 раза влево и вправо | Руки держать на уровне плеч, повороты глубокие , ноги не сдвигать |
4«Лыжники» И.п. – ноги на ширине плеч., руки внизу, ладони сжаты в кулачки; 1 – правая рука вперед, левую руку отвести назад; 2 – и.п. 3 – левая рука вперед, правую руку отвести назад; 4 – и.п | 8 раз | Следить за осанкой, смотреть перед собой. На счет 1,3 колени слегка сгибать. |
Песня кота Леопольда «В доме 8/16» (Б.Савельев- А.Хайт); 5 «.Приседай-ка» И.п- ноги на ширине плеч .руки за спиной. 1-присесть .руки вперед хлопок перед собой; 2 – и.п. | 1/34. 8раз | Пятки от пола не отрывать,спину держать прямо. |
6 «Согни колено» И.п -о.с .руки на поясе. 1-согнуть правую ногу, притянуть колено к груди. 2-и. п 3-4 – то же левой ногой; 5- мах вперед согнутой правой ногой ,хлопок под ней; 6 –и.п.; 7-8-то же левой ногой | 8 раз | Опорную ногу не сгибать, следить за осанкой. |
7. «Автобус» И.п. –о.с приставные шаги влево и вправо с хлопками | По 4 раза | Усложнение с пружинкой и в быстром темпе. |
Заключительная часть Ходьба танцевальным шагом. Выход из спортивного зала | ||
Комплекс ритмической гимнастики для детей старшего дошкольного возраста КАРТОЧКА № 15 Комплекс № 2 | ||
Ходьба змейкой, взявшись за руки. 2.Ходьба, взявшись за руки по спирали. 3.Ходьба по кругу, взявшись за руки (лицом в круг, спиной в круг). 4.«Воротики» - прохождение через воротики. 5.«Кружева» - дети стоя лицом в круг; цепочка детей обходит каждого ребенка змейкой. Перестроение в 3 колонны | ||
Танцевальная серия ( По полю полю Ариэль ). 1.Подскоки на месте с хлопками руки вверх | 8 | Амплитуда прыжка соответствует характеру музыки. |
2. Руки «Полочкой» руки в позиции»вперед»согнуть в локтях и сложить одна на другую) Выбрасывание ног вперед- на «раз»-точка опорной ногой, одновременно неопорная нога вытягивается вперед ,носок максимально вытянут .На «два»- смена опорной ноги .Неопорная нога ставиться в «точку» на носок. | 8 счетов | Носок оттянуть. |
3.Упражнение «Козлик» На «раз-прыжок «точка» На правой (левой)ноге Одновременно «точка» пяткой другой ноги рядом с опорной .Руки сгибаются в локтях и разводятся в стороны –вверх. На «два»- движение ног то же. | 8 счетов | Энергичное движение руками ,спину держать прямо. . |
4.Боковой приставной шаг с пружинкой 1- шаг вправо ,три хлопка 2- и п. 3-4- то же влево | По 4 раза | . |
5«Большая гармошка» И.п – ноги вместе ,руки полочкой. 1-развести носки в стороны 2-развести пятки 3- развести носки 4-развести пятки. Затем возвращаемся в и.п в таком же порядке. | По 2раза | |
6.«Ковырялочка» И.п –о.с руки на поясе. 1- правую ( левую) ногу согнуть в колене и поставить в сторону на носок невыворотно 2 – одновременно слегка согнуть колено левой ( правой ноги. Вытягивая прямую правую (левую) ногу, поставить ее на пятку . Сделать тройной притоп ,начиная с правой (левой ) ноги. Ходьба по кругу, дыхательные упражнения. | 4 раза | Следить за осанкой. |
Литература: Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений.
Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128с.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду:Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-192с.
Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7лет.-М.:ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
Зимонина В.Н. Расту здоровым. Программно-методическое пособие для детского сада: в 2 ч.Ч.2. – М.:ТЦ Сфера, 2013.
Программа дошокльного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...
Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.
Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)
Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы, с участием детей старшего дошкольного возраста...