Психоэмоциональное здоровье педагога ДОУ
статья на тему
В статье проведен анализ причин и факторов психоэмоционального выгорания педагогов в условиях современного дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_provedeniya_pedsoveta_po_zdorove_sberezheniyu.docx | 41.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Психоэмоциональное здоровье педагога ДОУ
«Главное для вашего здоровья- это то, чтобы в числе его врагов
не оказались вы сами»
Народная мудрость
Мы много и часто говорим об охране и укреплении здоровья детей и не всегда задумываемся что решение этой задачи, как и многих других в дошкольном образовании
напрямую зависит от эмоционального, физического и психического здоровья педагога.
Быть здоровым – это значит иметь физический и эмоциональный потенциал для реализации своих способностей, успешного преодоления трудностей, проблем, стрессов, плодотворной творческой деятельности на благо общества.
По сведениям ВОЗ в мире происходит стремительный рост психических заболеваний и
особенно среди людей имеющих «стрессовые профессии», среди которых:
- профессии,связанные с риском для жизни (своей и окружающих),
-диспетчеры,операторы,
- профессии,связанные с измененным режимом работы,
- ПЕДАГОГИ.
Вся наша жизнь складывается из многочисленных стрессов. Стресс может нести как
позитивную так и негативную нагрузку для человека. Кратковременный стресс, по мнению ученых, стимулирует деятельность иммунной системы и полушарий головного мозга. Длительный разрушает психику и негативно влияет на фиизическое здоровье. Человек может длительное время жить в стрессовой ситуации, разрушая себя, как личность и профессионала.
Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной сфере личности.
По словам В.А.Сухомлинского – это «работа сердца и нервов», в которой ежечасно расходуются
огромные душевные силы. Ежедневное общение с родителями, ответственность за жизнь детей, эмоциогенный характер общения с воспитанниками, большой объем документации, проверки создают постоянное психологическое напряжение.
Умение владеть собой, держать себя в руках является непременным условием успешной педагогической деятельности. Профессиональный долг обязывает педагога в любых ситуациях преодолевать вспышки недовольства, отчаянья, несогласия. Порой деструктивные эмоции подавляются в приказном порядке, и конечно эффект от этого достигается противоположный -эмоциональное напряжение внутри усиливается. Не справляясь с внутренними переживаниями педагог пытается подавить хотя бы внешние проявления эмоций. Однако внешнее благополучие при внутреннем разладе обходится слишком дорого: «невысказанные»эмоции,обрушиваясь на организм, наносят удары, от которых человек долго не может оправиться. Общепризнано, что постоянное сдерживание проявлений гнева приводит к образованию очагов напряженности в организме и, как следствие, к развитию таких заболеваний, как гипертония, язва желудка, мигрень, ишемия, сахарный диабет.
Профессиональная деятельность педагога характеризуется огромной нагрузкой на
психоэмоциональную сферу. Это связано с эмоционально насыщенной деятельностью,
необходимостью постоянно концентрировать внимание, повышенной ответственностью за жизнь и здоровье детей, что отрицательно сказывается на физическом самочувствии и проявляется сначала в нервозности, раздражительности, усталости, а в дальнейшем -разного рода недомоганиях и заболеваниях неврогенного характера.
Долговременная стрессовая реакция на трудности называется в психологии «синдромом эмоционального выгорания». Как правило, у педагогов это характеризуется хронической усталостью, снижением работоспособности, подавленностью, страхом показаться недостаточно компетентным.
Термин «синдром эмоционального выгорания» был введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергом для характеристики психологического состояния здоровых людей,
Находящихся в интенсивном общении с клиентами. Наблюдая за работой волонтеров, ухаживающих за тяжелобольными людьми он заметил по истечении месяца снижение интереса к деятельности и проявлению эмпатийных качеств, что возникло в результате эмоционального истощения в ответ на постоянные психотравмирующие факторы.
Психологи называют синдром эмоционального выгорания платой за сочувствие.В настоящее время термин понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на длительные психотравмирующие воздействия. Согласно современным исследованиям синдром эмоционального выгорания трактуется как процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энегрии.
На формирование синдрома эмоционального выгорания педагога влияют внешние и внутренние факторы
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР
- изменения в системе общественных ценностей; - повышенные эмоциональные нагрузки и темп современной жизни; - непрестижность профессии педагога в обществе; - недооценка общественной значимости дошкольного образования; - неудовлетворенность социальным окружением - «чисто женский коллектив»; - завышенная численность детей в группе. |
МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ФАКТОР
- условия жизни и быта; - необходимость работы выше нормы; - материально-техническое обеспечение педагогической деятельности; - низкий уровень жизни.
|
ФАКТОР ОТВЕТСТВЕННОСТИ
- повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей; - ответственность за выполнение множества крупных и мелких задач; - ответственность за самообразование. |
ФАКТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- возможная конфликтность в системах: РУКОВОДИТЕЛЬ-ПОДЧИНЕННЫЙ – перегруженность поручениями, невнимание к личности подчиненного, отсутствие стимулов, нечеткая организация работы коллектива. КОЛЛЕГА-КОЛЛЕГА - психологическая несовместимость, отсутствие системы психологического образования педагогов, недобросовестное отношение к работе. ПЕДАГОГ-РЕБЕНОК - нарушение дисциплины, особенности современных детей, незнание внутреннего мира ребенка. ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛИ – низкий уровень общей и педагогической культуры, необоснованные требования к воспитателю. |
Проявления эмоционального выгорания у педагогов сегодня обусловлены повышенными требованиями общества к воспитателю, его профессионализму, несоответствие между змоциональными затратами и материальными стимулами, незащищенность педагога, отсутствие престижности профессии в обществе.Крайне негативно влияет на психику феминизация сферы дошкольного образования.
А доминирующим внешним фактором, который самым негативным образом сказывается на здоровье педагога, это рутинная деятельность, отсутствие творческой целенаправленной деятельности .
К внутренним факторам, влияющих на возникновение эмоционального выгорания относятся особенности эмоциональной сферы и уровень эмоциональной культуры.
Как правило, в основе профессионального выгорания страхи , сверхпереживания и
низкий уровень эмоциональной культуры.
Проявления СЭВ психологи разделяют на 3 группы:
Физические (усталость, снижение работоспособности, бессонница, недомогания)
Психологические(агрессия, цинизм, апатия,негативное отношение к окружающим,неверие в себя)
Поведенческие (отсутствие интереса к работе, отсутствие творчества, низкое качество выполнения профессиональных обязанностей, дистанция в общении с клиентами и коллегами)
Наличие эмоциональной напряженности наиболее ярко проявляется у начинающих педаго-
гов. Напряженные ситуации педагогической деятельности вызывают неадекватную оценку
происходящего, неадекватные действия по отношению к детям, окрики, одергивание,
в крайней степени напряжения – рукоприкладство. Появление признаков выгорания у начинающих обусловлено несоответствием действительности с их ожиданиями, связанными с нехваткой профессиональных навыков планирования образовательного процесса , , организации практической деятельности с детьми, отсутствие опыта коммуникации с родителями и неумение эффективно использовать рабочее время.
При отсутствии системы работы по коррекции таких поведенческих реакций и психологической поддержки со стороны руководства , психолога, коллег у педагога со временем могут сформироваться такие личностные качества как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности, беспомощность и боязнь проблемных ситуаций, и как следствие рутинность в работе и отсутствие каких-либо творческих
проявлений.
У опытных педагогов признаки эмоционального опустошения чаще проявляются на фоне возрастного кризиса.
Эмоциональное выгорание наступает у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей
импульсивных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов
выгорания проходит медленнее.
Развитию синдрома эмоционального выгорания способствует и слабая мотивация к
профессиональной деятельности. В данном случае не проявляется сопереживание и
соучастие к детям и развивается крайняя форма выгорания, которая выражается в
безразличии, равнодушии, душевной черствости.
Наиболее подвержены выгоранию те, кто реагирует на напряженные ситуации
импульсивно, агрессивно, а также «трудоголики». В данном случае работа до самозабвения
приводит к эмоциональному бессилию, изнеможению, негативному отношению к детям,
негативному самовосприятию в профессиональном плане, заниженной самооценке,
агрессивным чувствам упадническому настроению цинизму пессимизму,психосоматическим
заболеваниям. Еще Сенека сказал: «Душа – это Бог , нашедший приют в теле человека».
И если больна душа, не может быть здоровым тело.
В таких случаях необходимо всерьез задуматься о здоровье педагога и его профессио-
нальном долголетии. Профессиональная помощь при эмоциональном выгорании предпо-
лагает применение лекарств , а также различных видов психотерапии.
Однако в большинстве случаев изначально нужна не медицинская помощь, а социально-
психологическая - по выработке необходимых качеств и навыков, направленных на охрану
эмоциональных резервов организма. Умение обратить стресс во благо профессионального и
личностного развития одно из условий психифизического здоровья педагога.
Об управлении стрессом очень метко сказал канадский биолог Ганс Селье «Стрессом нужно управлять, управляемый стресс имеет аромат и вкус жизни».
Одним из направлений деятельности по преодолению выгорания является формирование у педагогов эмоциональной культуры. Эмоциональная устойчивость позволяет противостоять выгоранию и эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности. Умение держать себя в руках как правило позволяет педагогу принимать правильные взвешенные решения.И наоборот, по закону эмоционального подавления логики при всплеске эмоций и раздраженностичеловек теряет логичность и агрументированность речи
Эмоциональная экспрессивность - это выразительность поведения:походка, мимика, речь, жесты,свобода движений, гибкость интонаций эмоциональная чуткость.
Оптимальное сочетание эмоциональной устойчивости и эмоциональной экспрессивности
характеризуется как эмоциональная гибкость. Данное качество личности по- другому можно
назвать динамизмом.Оно проявляется в инициативе и гибкости,умении легко устанавливать
контакт с другими, быстро анализировать ситуацию,срочно менять стратегию педагогического воздействия в изменившеймся ситуации.
Эмоциональная культура педагога отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную личностную зрелость и определяет его имидж и помогает снизить нечгативные риски профессиональной деятельности.
«Владеющий собой и себя победивший побеждает все»
Елена Рерих
Факторы, снижающие риски эмоционального выгорания в коллективе
Существует аксиома «здоровый педагог-успешный педагог».
В нашем образовательном учреждении разработана и реализуется система работы по охране и укреплению психоэмоционального здоровья педагога.
Она выражается в оказании индивидуальной психологической помощи педагогам, а также
в постоянной тренинговой работе по различным направлениям касающихся личностного и профессионального становления педагогов. Тренинг-один из активных методов раскрытия возможностей человека, его личностного потенциала, а также своевременной проработки личностных и профессиональных проблем.
Содержание тренингов различно и, как правило, обусловлено составом педагогического
коллектива, проблемами, связанными с возрастным составом и уровнем профессионального
мастерства педагогов. В разное время с педагогами были проведены тренинги личностного и профессионального роста, «Имидж педагога», «Социально-коммуникативная компетентность педагога», «Конфликты в работе педагога», «Правила общения в ДОУ».
Решению вопросов укрепления психофизического здоровья посвящена страничка педсоветов различной направленности «Будь здоров, педагог!», в рамках которой педагоги овладевают
техниками укрепления здоровья, приемами психологической разгрузки различными видами стимулирующих гимнастик, делятся опытом личных моделей здоровья. Темы страничек: «Здоровый педагог, какой он?», «Тайм- менеджмент в работе педагога», « Мысли позитивно»
С другой стороны - обеспечение условий для профессионального роста педагогов,поддержки авторства и творчества. С этой целью в ДОУ организуются деловые игры, презентации педагогического опыта , тематические недели, социально-педагогические проекты, работа творческих групп. Педагоги дошкольного учреждения принимают активное участие в городских методических объединениях, конкурсах профессионального мастерства.
Вопрос охраны и укрепления здоровья педагога всегда в фокусе внимания руководителя, старшего воспитателя , психолога. Создание атмосферы творчества, взаимовыручки, поддержка наставничества, сохранение традиций учреждения укрепляют отношения в коллективе, помогают избегать конфликтных ситуаций и дают возможность каждому педагогу проявить себя
и справиться с тудными ситуациями используя поддержку коллектива.
Такие факторы, как создание позитивного социально-психологического климата,гуманизация взаимоотношений в коллективе, повышение уровня навыков конструктивного общения, оптимизация творчества педагогов, традиции взаимопомощи и уважения, поддержка наставничества и здоровых традиций создают у педагогов положительный жизненный тонус, в коллективе - творческую обстановку и способствуют успешному решению основных проблем профессиональной деятельности, приобретению навыков регуляции поведения и стабилизации психологического состояния в сложных профессиональных и личностных ситуациях.
ЛИТЕРАТУРА:
Баева И.А. «Психологическая безопасность в образовании»: СПб.,2002
Баринова Н.М. «Как не сгореть на работе?»:журнал «Ребенок в детском саду»№ 10-2016
Голиков Н.А. «Педагогика оздоровления в условиях полифункционального образовательного учреждения»:Тюмень, 2006.
А.А. Майер «Профессиональные деформации педагога дошкольного образования.
от профилактики к саморазвитию»: М., ТЦ «Сфера», 2015
Макарова Г.А. « Синдром эмоционального выгорания»:М.,Психотерапия,2000
Семенова Е.М. «Тренинг эмоциональнойустойчивости педагога» :М.,Психотерапия.,2006
СОВЕТЫ ПО МОБИЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ
РЕСУРСОВ
1.Замечайте свои достижения,успехи,хвалите себя,радуйтесь достигнутым целям.
2.Не пережевывайте в мыслях случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознайте их причину,сделайте вывод и найдите выход из ситуации .
3.Решайте конфликты своевременно и обдуманно.
4.Рационально используйте время.Научитесь делить крупные дела на несколько частей. Включайте в график приятные деяния. Не оставляйте незавершенных дел. Ищите помощников .
5.Формируйте активную жизненную позицию к стрессам.Помните,что стрессы –это «аромат и вкус жизни»
6.Определите предел своих возможностей.С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь. Берите тайм-ауты. Будьте в хорошей физической форме.
7.Возьмите за правило дольше и чаще общаться с людьми, которые Вам приятны.
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОХРАНЕНИЯ
1.Активная жизненная позиция в профессиональной жизни (избавление от
чувства «жертвы обстоятельств»);
2.Готовность к постоянному самоизменению;
3.Укрепление тех качеств ,которые особенно востребованы современным обществом (готовность включения в новые проекты,укрепление ресурса успеха и уверенности в своих силах);
4.Создание оптимистичной профессиональной перспективы.Усиление авторства своей жизни даже в сложных обстоятельствах;
5.Поддержание позитивной Я-концепции,усиление своих положительных качеств;
6.Внутренняя ответственность за физическое и психическое здоровье;
7.Способность жить в ладу с собой,внутренняя гармония,приятие реальных факторов; своей профессиональной жизни;
8.Установка на творчество (выживание через творчество);
9.Владение приемами самовосстановления (физического и психического):
10.Исключение из жизни саморазрушающих и самопоражающих стратегий поведения;
11.Усиление собственного жизненного потенциала и жизнестойкости.
ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.Постоянные мысли о работе.
2.Равнодушие к жизни .
3.Заниженная самооценка.
4.Конфликтность в общении с коллегами.
5.Раздражительность при контактах с детьми.
6.Проявление агрессивных чувств(напряженность,гнев)
7.Упадническое настроение(цинизм,пессимизм,апатия,депрессия).
8.Психосоматические недомогания(усталость,утомление,бессонница,
желудочно-кишечные расстройства,неврозы)
«Умение управлять своим настроением. равносильно умению управлять судьбой»
О.Мандино
АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЕМЫ
1.Учеба.
2.Творчество.
3.Физическая нагрузка.
4.Владение техниками снятия напряжения (дыхательная гимнастика,
мышечный релакс,релакс в воображаемой ситуации).
5.Психологическая поддержка со стороны коллег,руководства,семьи.
6.Владение психотехниками личностного развития.
7.Владение медитативными техниками(звук,свет,четки)
8.Арттерапии.
9.Аромотерапия.
10.Самомассаж и массаж в сочетании с водными процедурами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Психоэмоциональное здоровье дошкольника в ДОУ"
Цель: повышение психологической компетентности педагогов ДОУ.Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагогов в современном детском саду. ...
Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания»
Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок.Профилактика психоэмоционального выгорания»...
План методического объединения. Тема: «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания»
План методического объединения Тема: «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания» Подготовил: Белоусова Инна Владимировна, старш...
Деятельность педагога-психолога в условиях обновления дошкольного образования: сохранение психоэмоционального здоровья ребенка.
Здоровый образ жизни - единственно верное решение для любого нормального человека. Это постулат, в истинности которого не сомневается никто. Дошкольный возраст, занимая по шкале физического разви...
Деятельность педагога-психолога в условиях обновления дошкольного образования: сохранение психоэмоционального здоровья ребенка.
В статье представлены материалы из опыта работы педагога-психолога с детьми с ТНР....
«Деятельность педагога - психолога в условиях обновления дошкольного образования, сохранение психоэмоционального здоровья ребенка».
Консультация для педагогов «Деятельность педагога - психолога в условиях обновления дошкольного образования, сохранение психоэмоционального здоровья ребенка».Психолог в детском саду ...
Мастер-класс «Сохранение и укрепление психоэмоционального здоровья педагогов»
Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов-психологов по сохранению и укреплению психоэмоционального здоровья педагогов ДОУ....