Гигиенические процедуры
консультация на тему

Зарецкая Татьяна Викторовна

Гигиенические процедуры  в детском саду и дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл гигиена177.49 КБ

Предварительный просмотр:

Гигиенические процедуры.

https://buyanova-ds41himki.edumsko.ru/uploads/3000/9962/section/525890/.thumbs/kartinki-po-samoobslujivaniyu-dlya-detey-44998-large.jpg?1507137546

   Знакомить малыша с умывальной комнатой в детском саду лучше совместно с мамой. Расскажите им, что в этой комнате вы моете руки и умываете лицо. Покажите ребенку его полотенце, рассмотрите кран и раковину, мыльницу с мылом. Обратите внимание на то, что в этом возрасте дети чувствуют и тяжело переживают любой физический дискомфорт. Поэтому при обучении гигиеническим процедурам особенно важен индивидуальный подход. Обратите внимание на температуру воды. Каждому ребенку нравиться вода определенной температуры. При обучении гигиеническим процедурам следите за состоянием своей кожи и ногтей, так как кожа ребенка очень нежна и ее легко поранить.

   При обучении процедурам начните с себя. Вымойте руки, объясняя ребенку, что вы делаете и для чего. Потом полюбуйтесь своими чистыми руками. При обучении гигиеническим процедурам важно научить ребенка получать удовольствие от чистоты своего тела, чистоты одежды. Важно сформировать у него положительное отношение к предметам личной гигиены как средству защиты здоровья.

Мытье рук и умывание.

   Для более легкого усвоения навыков, связанных с усвоением действий, действия членят на несколько операций. Создается определенный алгоритм.

Рассмотрим алгоритм умывания.

  1. Сначала засучиваем рукава.
  2. Мочим кисти рук водой.
  3. Намыливаем руки: сначала ладошки, а потом каждый пальчик.
  4. Кладем мыло в мыльницу, если это не жидкое мыло.
  5. Тщательно ополаскиваем руки, не разбрызгивая воду.
  6. Берем полотенце и насухо вытираем руки.

http://images.myshared.ru/7/819685/slide_11.jpg

   Если ребенок боится умываться, то лицо лучше протереть влажной салфеткой, а потом постепенно подводить его к умыванию водой. При этом не забывайте о комфортной температуре воды.

   Обширное умывание не только гигиеническая процедура. Если это делать водой определенной температуры, то она становиться закаливающей процедурой. Процедуру проводят после прогулки или сна. Для этого ребенок остается в трусиках и маечке. Ребенок поочередно, движением от кончиков пальцев к локтю, обмывает руки водой. Затем, набрав в пригоршни воды, обмывает шею от основания головы к плечам. Потом мокрыми ладошками растирает верхнюю часть груди.

   Сделать умывание приятной процедурой помогают стихи и произведения устного народного творчества.

Ой, лады, лады, не боимся мы воды.

Чисто умывайся, (имя ребенка) улыбайся.

   

Приказ.

Кран, откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь, ушки! Мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

Туалет носа.

   Этой процедуре учим ребенка с первых дней пребывания в детском саду, так как грязный нос затрудняет дыхание ребенка. Дыхание носом тренирует диафрагму, а при дыхании ртом грудная клетка расширяется слабо и может остаться недоразвитой. Постоянное дыхание ртом может вызвать у ребенка деформацию лица, оно становиться узким и вытянутым, верхняя челюсть развивается неправильно, зубы растут криво. У детей с дефектом носового дыхания уже в раннем возрасте отмечаются рассеянность, подавленность, раздражительность, плаксивость, плохое настроение, у них ослабевает память.

   Рассмотрим алгоритм туалета носа – высмаркивание.

  1. Смочить носик водой.
  2. Зажать ноздрю пальцем и выдуть из другой содержимое.
  3. Зажать другую ноздрю пальце и сделать то же самое.
  4. Промыть носик водой.

   Туалет носа совершается перед принятием пищи, выходом на прогулку и после, после дневного сна, а также по мере необходимости.

Профилактические процедуры.

   При объявлении карантина на вирусные инфекции детей учат обрабатывать носик оксолиновой мазью. Мазь выдавливают на кончик мизинчика, и ребенок ею обрабатывает носовые проходы. А втягивание из ладошки ноздрями поочередно морской воды избавляет детей от насморка. На 1 литр волы добавляют 1 ч.л. морской соли и проводят процедуру. Можно вместо втягивания воды заливать в одну ноздрю эту воду из спринцовки. При этом нельзя наклонять голову сильно вниз, так как вода может залиться в горло. При такой процедуре одна ноздря тоже закрывается пальчиком.

Гигиена полости рта.

Полоскание полости рта.

   Благодаря этой процедуре мы бережем зубы и развиваем мышцы полости рта и мимику. Надо приучить детей полоскать рот сразу же после приема пищи. Тогда эта процедура будет эффективной против кариеса зубов. Для полоскания рта детям даются небольшие чашки с водой комнатной температуры или настоем трав (ромашки, шалфея, календулы, коры дуба) в объеме 50-60 мл.

    Алгоритм полоскания зубов.

  1. Набрать в рот глоток воды.
  2. Движением мышц щек и рта двигаем воду от одной щеки к другой несколько раз.
  3. Затем «прогоняем» воду вверх-вниз между губами и зубами.
  4. Затем «прогоняем» воду пульсирующими движениями слева направо до упора.

   Делать надо для эффективности данной процедуры 5-6 глотков.

   Чтобы дети хотели это делать, надо чаще их хвалить и чашки с водой ставить так, чтобы они находились на пути следования в умывальную комнату, создать эффект наталкивания: увидел – захотел это сделать.

   Обучение надо проводить только индивидуально. Сначала это надо делать мокрой щеткой без зубной пасты. Важно научить ребенка правильно выполнять движения чистки зубов, чтобы не повредить зубную эмаль.

Во-первых, надо рассмотреть с ребенком в зеркале его зубы, при помощи чистых пальцев дать ребенку возможность обследовать их: потрогать острые края, поводить пальчиком по внешней и внутренней стороне зубов. Потом проводим обучение этой процедуре в несколько этапов.

1-й этап.

  1. Сначала даем ребенку рассмотреть зубную щетку, потом показываем, как ее промывать под водой.
  2. Показать, как чистить зубы на какой-либо игрушке, где видны зубы.
  3. Показать, как надо ухаживать за щеткой: промыть под водой, намылить и оставить в стаканчике. Мыло выполняет роль консерванта зубной щетки от микробов.

2-й этап.

  1. Воспитатель показывает на себе, как правильно чистить зубы. Объясняет, что надо начинать чистку зубов с коренных, затем – передних, начиная с внутренней стороны. Щетка движется вдоль зубов от десен вниз, как будто подметает зубы. Обратите внимание ребенка, что щетка проникает между зубами, так как там всегда остаются остатки пищи.
  2. Ребенок сам чистит зубы щеткой без зубной пасты.

3-й этап.

  1. Сначала дети наносят пасту на зубы при помощи указательного пальца и втирают ее в течение 1 минуты.
  2. Чистят зубы, используя зубную щетку.

   Зубы необходимо чистить каждый раз после приема пищи. У стоматологов есть тест контроля чистки зубов. Надо развести медицинский йод кипяченой водой в пропорции 1:1, смочить ватный тампон этим раствором и провести по передним зубам от клыка до клыка. Если зубы полностью окрасились в интенсивно желтый цвет, то уход за зубами нерегулярный. Если зубы пожелтеют на ¼, то ребенок их чистит неумело. Если зубы остались белыми, то ребенок чистит их правильно и регулярно.

   Еще стоматологи советуют для снятия зубного налета полоскать рот раствором пищевой соды.

http://ds134.ucoz.ru/_nw/4/35948336.jpg

Приемы укрепления зубов.

  1. Выполнять упражнения по тренировке зубов – энергичное жевание, отведение челюсти в стороны.
  2. Необходимо есть после еды твердую пищу, например, яблоко или морковь.
  3. Напитки, содержащие вещества для укрепления зубов, пить медленно, задерживая их во рту (молоко, чай).
  4. Полоскать рот после каждого приема пищи водой, лучше минеральной типа «Боржоми», «Нарзан» или раствором пищевой соды (1/4 ч.л. на стакан воды).
  5. Чистить зубы 2-3 раза в день.
  6. После чистки зубов, для укрепления эмали, 2 минуты втирать в эмаль пальцем зубную пасту.
  7. Не есть много сладостей и мучных изделий.
  8. Между приемами пищи полоскать рот раствором поваренной соли терпимой солености.

   Ребенка дошкольного возраста необходимо показывать стоматологу 2-3 раза в год. Надо помнить, что ребенок, у которого не болят зубы, не боится посещения этого врача.

Гигиена в туалете.

   Знакомство с этой комнатой лучше тоже проводить в присутствии мамы. Покажите ребенку его горшок и место, где он стоит. Расспросите маму, чем пользовался ребенок дома: горшком или унитазом. Самостоятелен ли он в этой процедуре, как помогала ему мама. Спросите у мамы, просится ли он в туалет, просыпается ли во время сна или его надо будить.

   Помните, что в этом возрасте ребенку трудно контролировать себя, поэтому о посещении туалета ребенку надо напоминать. Но если ребенок не хочет, то не следует его заставлять сидеть на горшке. Во время туалета взрослый должен присутствовать в туалетной комнате. Надо помнить о том, что рука ребенка коротка, и он не может вытереть задний проход самостоятельно, а остатки фекалий будут раздражать кожу ребенка. Поэтому после испражнений ребенка следует подмыть или вытереть влажной салфеткой. Если на коже есть раздражение, то смазать детским кремом.

   Научите ребенка обрабатывать себя после мочеиспускания туалетной бумагой. Это надо делать нежно, слегка дотрагиваясь до половых органов, промачивая капельки мочи. Ребенок не будет забывать это делать, если туалетная бумага будет находиться на уровне его глаз.

    Надо научить детей правильно раздеваться в туалетной комнате:

- девочки: подняли юбочки (платьице) и спустили чуть ниже колен колготки, затем сняли трусики и спустили их до снятых колготок.

- мальчики: спустили шортики чуть ниже колен, затем колготки, затем трусики.

   Следующее действие – одевание. Все в обратном порядке.

   Учим детей обязательно мыть руки после туалета.

Предметы личной гигиены.

   Взрослым нельзя нарушать требования к предметам личной гигиены. Полотенце, расческа, носовой платок, салфетка у каждого ребенка должны быть свои – личные.

   Носовые платки.

   Они должны находиться в групповой одежде ребенка, а также в верхней одежде, в которой дети выходят на прогулку. Но в группе должны быть и одноразовые платки, и салфетки, так как иногда родители забывают дать их детям.

   Чтобы правильно научить ребенка пользоваться носовым платком, необходимо иметь большой платок, пусть это будет мужской носовой платок. По данным эпидемиологов, носовой платок, сложенный вдвое, задерживает до 55% выдыхаемых микробов, а сложенный вчетверо – до 90%.

Высмаркиваться нужно в платок, сложенный вдвое, при кашле и чихании платок надо складывать в 4 раза. При высмаркивании одна ноздря зажимается пальцем. Использованный матерчатый платок кладут в целлофановый пакет и отдают родителям для стирки. Если платки не кипятить, то микробы и вирусы сохраняются в них до двух недель.

   Расчески.

   Необходимо помнить, что расческа также является предметом личной гигиены. Полезны для волос расчески из дерева, металлические и пластмассовые электризуют волосы. К выбору расчесок надо тоже подходить индивидуально в зависимости от длины и густоты волос. Лучше иметь расчески с редкими и тупыми зубьями. Для того, чтобы ребенок сам расчесывался, необходимо иметь зеркала во всех помещениях. Расчески надо хранить в шкафчике в специальном футляре. Не забывайте в конце недели напоминать родителям о необходимости обработки расчесок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педсовете из опыта работы. Тема: "Как мы расширяем представления детей о важности для здоровья движений, гигиенических процедур, сна и питания"

Сообщение на педсовете из опыта работы по теме "Как мы расширяем представления детей о важности для здоровья движений, гигиенических процедур, сна и питания" подготовила воспитатель средней группы "Со...

Закаливающие гигиенические процедуры после дневного сна

Закаливающие гигиенические процедуры после дневного сна...

Закаливающие гигиенические процедуры после дневного сна в ДОУ

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей....

Памятка для родителей о значимости гигиенических процедур в период пандемии коронавируса

Памятка для родителей  о значимости гигиенических процедур в период пандемии коронавируса[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20878424","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}...