Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников.
статья на тему

Костина Ирина Геннадьевна

Гендерный  подход в физическом воспитании дошкольников

В последние годы исследователи в области физического воспитания большой интерес проявляют к проблеме дифференцированного подхода в процессе физического воспитания мальчиков и девочек. Вопрос о дифференцированном подходе к мальчикам и девочкам в процессе занятий физическими упражнениями, поставленный еще в 70-е годы XX в., и сегодня не имеет однозначного решения. Большинство исследователей считают, что подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек не должен быть одинаковым. Но в чем должны проявляться отличия: в средствах, нагрузке, требованиях, распределении ролей, организации занятий и т.п., - до конца не определено.

По данным физиологов, различия в физиологических функциях между мальчиками и девочками отчетливо проявляются с началом полового созревания (к 11—12 годам). Различия в подготовленности и темпе развития мальчиков и девочек в этом возрасте определяются в основном их половыми особенностями.

В отношении периода дошкольного детства у детей до 7 лет также имеются половые различия в динамике формирования основных движений, физических качеств и двигательной активности.

Особенности развития движений у дошкольников в зависимости от пола одной из первых исследовала Е.Г. Леви-Гориневская. Ею были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков по результатам выполнения большинства контрольных упражнений.

В ходе дальнейших исследований ученые приходят к выводу  о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками (средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метаниях превышают результаты девочек; девочки же выполняют лучше мальчиков упражнения на гибкость и равновесие), о различиях их двигательной активностью в повседневной жизни и интересом к физическим упражнениям, подвижным играм,  и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания.

Изучая возрастно-половые особенности двигательной активности детей дошкольного возраста, ученые утверждают, что половые различия по продолжительности двигательной активности несущественны, по объему — более значимы, а по интенсивности — значительны (в пользу мальчиков).

По данным исследований М.А.Руновой средний объем двигательной активности детей за время пребывания в дошкольном учреждении у мальчиков 5 лет составляет 12650 движений, девочек – 11800 движений; мальчиков 6 лет – 13800 движений, у девочек – 13200; у детей 7 лет соответственно 14250 и 13600 движений.

В исследованиях, характеризующих возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей дошкольного возраста, отмечается ее зависимость от различных факторов, в том числе от сезонных явлений, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в детских учреждениях.

Многие исследователи в своих работах отмечают, что содержательная  сторона самостоятельной двигательной деятельности мальчиков и девочек имеет свою специфику, объясняя это разными интересами детей разного пола. В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры более спокойного характера: с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.).

Л.В. Карманова отмечает, что уже в пятилетнем возрасте наблюдается значительное различие между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. По ее мнению, это также можно объяснить тем, что девочки предпочитают данные упражнения, в то время как мальчики их практически не используют в самостоятельной деятельности.

Исследования А.П. Усовой свидетельствуют о высокой степени достоверности половых различий в развитии метания на дальность у детей 7 лет. Прирост показателей у девочек с 6 до 7 лет составил, по данным автора, всего 2,5%, в то время как у мальчиков – 17%.

Следует учитывать, что исторически метание было прерогативой мужчин, мальчикам нравятся подобные упражнения, и они чаще самостоятельно выполняют их.

В результате педагогических наблюдений М.А.Рунова  делает вывод о том, что в старшем возрасте стирается резкая грань в содержании самостоятельной деятельности мальчиков и девочек, ярко выраженная у пятилетних детей. Как у мальчиков, так и у девочек проявляется достаточно устойчивый интерес к одним и тем же спортивным играм и упражнениям. В зимнее время года большим успехом у них пользуются такие спортивные упражнения, как катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

В теплое время года дети любят игры с мячом, обручем, со скакалкой. В этих упражнениях участвуют как мальчики, так и девочки. Можно нередко видеть, как девочки учат мальчиков прыгать через скакалку разными способами, а мальчики обучают девочек езде на велосипеде.

По результатам своих исследований М.А.Рунова отмечает  наличие несущественных различий в средних величинах объема двигательной активности у мальчиков и девочек 5-7 лет. Так средний объем ДА мальчиков 6 лет в самостоятельной деятельности составляет 2500 движений, девочек  2210 движений. Средний объем ДА мальчиков и девочек 7 лет в самостоятельной деятельности составляет 3275 и 3040 движений соответственно. Таким образом, мальчики по сравнению с девочками более подвижны в самостоятельной деятельности. В организованной деятельности эти отличия менее заметны.

Наиболее благоприятным для девочек 5-6 лет, считает Т.Ю. Логвина, является режим средней двигательной активности (до двух с половиной часов в неделю занятий физическими упражнениями), а для мальчиков этого возраста - режим большой двигательной активности (до трех с половиной часов в неделю).

Это послужило основанием для того, чтобы в большинство учебно-методических пособий по физической культуре дошкольников были включены различные нормативы физической готовности для девочек и мальчиков.

В общественном дошкольном воспитании всегда доминировало совместное воспитание детей. Многие исследователи, изучая особенности совместной деятельности мальчиков и девочек, делают вывод, что девочки и мальчики требуют разного подхода в воспитании, обучении, но их нельзя лишать контактов друг с другом.

Традиционная система физического воспитания, определяемая “Программой воспитания и обучения в детском саду”, не предлагает раздельных показателей двигательной подготовленности мальчиков и девочек, хотя для шестилеток, обучающихся в школе, это предусматривается.

Однако, большинство практических работников предпочитают работать в смешанной группе, считают целесообразным учитывать половые особенности дошкольников в процессе занятий, но не всегда знают, как это делать.

Н.И. Бочарова утверждает, что целесообразно осуществлять дифференцированное воспитание мальчиков и девочек по следующим направлениям:

1. Учет сензитивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах.

2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по половому признаку. Разница может проявляться лишь в дозировке нагрузки в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т. п. Более глубокая специальная подготовка может осуществляться через раздельную программу для мальчиков и девочек. Она может быть основана на использовании разных видов спортивных игр и упражнений, игр соревновательной направленности (с преимущественным развитием определенных качеств), элементов спортивной гимнастики и акробатики.

3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Указанные направления могут быть реализованы на обычных физкультурных занятиях, когда вводная и заключительная части, а также общеразвивающие упражнения и подвижные игры проводятся фронтально со всеми детьми, а обучение основным видам движений, спортивным упражнениям или элементам спортивных игр в основной части планируется отдельно для мальчиков и девочек.

Раздельное проведение занятий, по мнению Н.И.Бочаровой, лишает мальчиков и девочек эмоционального контакта, совместных переживаний и познания друг друга, а воспитателя — возможности формировать ценные нравственные качества, правильные взаимоотношения между разнополыми детьми.

Достаточно эффективной является организация работы с подгруппой детей (по половому признаку) на прогулке и в другие режимные моменты в форме подвижных игр, игровых упражнений и заданий.

По мнению С.Филиппова учет половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями можно вести по таким направлениям, как: подбор упражнений, нормирование физической нагрузки, методика обучения сложным двигательным действиям, педагогическое руководство двигательной деятельностью, участие детей в играх и соревнованиях, их двигательные предпочтения, взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений, система поощрений и наказаний, требования к качеству выполнения заданий, инвентарь и  оборудование, расстановка и уборка снарядов, диагностика физического состояния.

Для организации и проведения физкультурных занятий специалисты предлагают следующие варианты двигательной деятельности:

I блок - занятие всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия.

II блок- занятие по подгруппам (мальчики и девочки)

III блок - “интегрированный вариант” проведения занятия

Первый вариант занятий имеет свои разновидности, например:

в подготовительной и заключительной части занятий дети выполняют упражнения все вместе, а в основной они делятся на подгруппы;

все дети занимаются вместе, а общеразвивающие упражнения мальчики выполняют с отягощениями, учитывая исходные положения и дозировку.

Второй вариант, это занятия, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками или тематические занятия, где двигательная деятельность носит ярко выраженный поло ролевой характер.

Так называемый “интегрированный вариант” предполагает проведение занятия с подгруппой детей (мальчиков или девочек), где в одной из частей принимают участие дети другого пола, демонстрируя своё мастерство. На занятиях этого типа детям предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий - для мальчиков; пластичность, выразительность, грациозность - для девочек. При разработке комплексов упражнений педагоги учитывают двигательные предпочтения мальчиков (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье) и девочек (упражнения с мячом и скакалкой, танцевальные движения).

Н.И. Бочарова  указывает на то, что в последнее время распространение получила секционная и кружковая работа. Так, секции по художественной, ритмической гимнастике, фигурному катанию, хореографии посещают преимущественно девочки, а мальчики занимаются спортивными играми с мячом и шайбой, упражнениями на тренажерах, легкой атлетикой.

Таким образом, уже с дошкольного возраста, педагоги должны активно формировать соответствующее полу ролевое поведение мальчиков и девочек на занятиях физическими упражнениями, что значительно повысит качество и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernyy.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерный  подход в физическом воспитании дошкольников

В последние годы исследователи в области физического воспитания большой интерес проявляют к проблеме дифференцированного подхода в процессе физического воспитания мальчиков и девочек. Вопрос о дифференцированном подходе к мальчикам и девочкам в процессе занятий физическими упражнениями, поставленный еще в 70-е годы XX в., и сегодня не имеет однозначного решения. Большинство исследователей считают, что подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек не должен быть одинаковым. Но в чем должны проявляться отличия: в средствах, нагрузке, требованиях, распределении ролей, организации занятий и т.п., - до конца не определено.

По данным физиологов, различия в физиологических функциях между мальчиками и девочками отчетливо проявляются с началом полового созревания (к 11—12 годам). Различия в подготовленности и темпе развития мальчиков и девочек в этом возрасте определяются в основном их половыми особенностями.

В отношении периода дошкольного детства у детей до 7 лет также имеются половые различия в динамике формирования основных движений, физических качеств и двигательной активности.

Особенности развития движений у дошкольников в зависимости от пола одной из первых исследовала Е.Г. Леви-Гориневская. Ею были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков по результатам выполнения большинства контрольных упражнений.

В ходе дальнейших исследований ученые приходят к выводу  о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками (средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метаниях превышают результаты девочек; девочки же выполняют лучше мальчиков упражнения на гибкость и равновесие), о различиях их двигательной активностью в повседневной жизни и интересом к физическим упражнениям, подвижным играм,  и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания.

Изучая возрастно-половые особенности двигательной активности детей дошкольного возраста, ученые утверждают, что половые различия по продолжительности двигательной активности несущественны, по объему — более значимы, а по интенсивности — значительны (в пользу мальчиков).

По данным исследований М.А.Руновой средний объем двигательной активности детей за время пребывания в дошкольном учреждении у мальчиков 5 лет составляет 12650 движений, девочек – 11800 движений; мальчиков 6 лет – 13800 движений, у девочек – 13200; у детей 7 лет соответственно 14250 и 13600 движений.

В исследованиях, характеризующих возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей дошкольного возраста, отмечается ее зависимость от различных факторов, в том числе от сезонных явлений, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в детских учреждениях.

Многие исследователи в своих работах отмечают, что содержательная  сторона самостоятельной двигательной деятельности мальчиков и девочек имеет свою специфику, объясняя это разными интересами детей разного пола. В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры более спокойного характера: с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.).

Л.В. Карманова отмечает, что уже в пятилетнем возрасте наблюдается значительное различие между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. По ее мнению, это также можно объяснить тем, что девочки предпочитают данные упражнения, в то время как мальчики их практически не используют в самостоятельной деятельности.

Исследования А.П. Усовой свидетельствуют о высокой степени достоверности половых различий в развитии метания на дальность у детей 7 лет. Прирост показателей у девочек с 6 до 7 лет составил, по данным автора, всего 2,5%, в то время как у мальчиков – 17%.

Следует учитывать, что исторически метание было прерогативой мужчин, мальчикам нравятся подобные упражнения, и они чаще самостоятельно выполняют их.

В результате педагогических наблюдений М.А.Рунова  делает вывод о том, что в старшем возрасте стирается резкая грань в содержании самостоятельной деятельности мальчиков и девочек, ярко выраженная у пятилетних детей. Как у мальчиков, так и у девочек проявляется достаточно устойчивый интерес к одним и тем же спортивным играм и упражнениям. В зимнее время года большим успехом у них пользуются такие спортивные упражнения, как катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

В теплое время года дети любят игры с мячом, обручем, со скакалкой. В этих упражнениях участвуют как мальчики, так и девочки. Можно нередко видеть, как девочки учат мальчиков прыгать через скакалку разными способами, а мальчики обучают девочек езде на велосипеде.

По результатам своих исследований М.А.Рунова отмечает  наличие несущественных различий в средних величинах объема двигательной активности у мальчиков и девочек 5-7 лет. Так средний объем ДА мальчиков 6 лет в самостоятельной деятельности составляет 2500 движений, девочек  2210 движений. Средний объем ДА мальчиков и девочек 7 лет в самостоятельной деятельности составляет 3275 и 3040 движений соответственно. Таким образом, мальчики по сравнению с девочками более подвижны в самостоятельной деятельности. В организованной деятельности эти отличия менее заметны.

Наиболее благоприятным для девочек 5-6 лет, считает Т.Ю. Логвина, является режим средней двигательной активности (до двух с половиной часов в неделю занятий физическими упражнениями), а для мальчиков этого возраста - режим большой двигательной активности (до трех с половиной часов в неделю).

Это послужило основанием для того, чтобы в большинство учебно-методических пособий по физической культуре дошкольников были включены различные нормативы физической готовности для девочек и мальчиков.

В общественном дошкольном воспитании всегда доминировало совместное воспитание детей. Многие исследователи, изучая особенности совместной деятельности мальчиков и девочек, делают вывод, что девочки и мальчики требуют разного подхода в воспитании, обучении, но их нельзя лишать контактов друг с другом.

Традиционная система физического воспитания, определяемая “Программой воспитания и обучения в детском саду”, не предлагает раздельных показателей двигательной подготовленности мальчиков и девочек, хотя для шестилеток, обучающихся в школе, это предусматривается.

Однако, большинство практических работников предпочитают работать в смешанной группе, считают целесообразным учитывать половые особенности дошкольников в процессе занятий, но не всегда знают, как это делать.

Н.И. Бочарова утверждает, что целесообразно осуществлять дифференцированное воспитание мальчиков и девочек по следующим направлениям:

1. Учет сензитивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах.

2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по половому признаку. Разница может проявляться лишь в дозировке нагрузки в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т. п. Более глубокая специальная подготовка может осуществляться через раздельную программу для мальчиков и девочек. Она может быть основана на использовании разных видов спортивных игр и упражнений, игр соревновательной направленности (с преимущественным развитием определенных качеств), элементов спортивной гимнастики и акробатики.

3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Указанные направления могут быть реализованы на обычных физкультурных занятиях, когда вводная и заключительная части, а также общеразвивающие упражнения и подвижные игры проводятся фронтально со всеми детьми, а обучение основным видам движений, спортивным упражнениям или элементам спортивных игр в основной части планируется отдельно для мальчиков и девочек.

Раздельное проведение занятий, по мнению Н.И.Бочаровой, лишает мальчиков и девочек эмоционального контакта, совместных переживаний и познания друг друга, а воспитателя — возможности формировать ценные нравственные качества, правильные взаимоотношения между разнополыми детьми.

Достаточно эффективной является организация работы с подгруппой детей (по половому признаку) на прогулке и в другие режимные моменты в форме подвижных игр, игровых упражнений и заданий.

По мнению С.Филиппова учет половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями можно вести по таким направлениям, как: подбор упражнений, нормирование физической нагрузки, методика обучения сложным двигательным действиям, педагогическое руководство двигательной деятельностью, участие детей в играх и соревнованиях, их двигательные предпочтения, взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений, система поощрений и наказаний, требования к качеству выполнения заданий, инвентарь и  оборудование, расстановка и уборка снарядов, диагностика физического состояния.

Для организации и проведения физкультурных занятий специалисты предлагают следующие варианты двигательной деятельности:

I блок - занятие всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия.

II блок- занятие по подгруппам (мальчики и девочки)

III блок - “интегрированный вариант” проведения занятия

Первый вариант занятий имеет свои разновидности, например:

в подготовительной и заключительной части занятий дети выполняют упражнения все вместе, а в основной они делятся на подгруппы;

все дети занимаются вместе, а общеразвивающие упражнения мальчики выполняют с отягощениями, учитывая исходные положения и дозировку.

Второй вариант, это занятия, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками или тематические занятия, где двигательная деятельность носит ярко выраженный поло ролевой характер.

Так называемый “интегрированный вариант” предполагает проведение занятия с подгруппой детей (мальчиков или девочек), где в одной из частей принимают участие дети другого пола, демонстрируя своё мастерство. На занятиях этого типа детям предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий - для мальчиков; пластичность, выразительность, грациозность - для девочек. При разработке комплексов упражнений педагоги учитывают двигательные предпочтения мальчиков (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье) и девочек (упражнения с мячом и скакалкой, танцевальные движения).

Н.И. Бочарова  указывает на то, что в последнее время распространение получила секционная и кружковая работа. Так, секции по художественной, ритмической гимнастике, фигурному катанию, хореографии посещают преимущественно девочки, а мальчики занимаются спортивными играми с мячом и шайбой, упражнениями на тренажерах, легкой атлетикой.

Таким образом, уже с дошкольного возраста, педагоги должны активно формировать соответствующее полу ролевое поведение мальчиков и девочек на занятиях физическими упражнениями, что значительно повысит качество и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

О дифференцированном подходе к физическому воспитанию девочек и мальчиков....

«Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников»

Уважаемые Коллеги!Формирование у детей гендерной воспитанности можно обеспечить и во время физических занятий, так как это  значительно повысит  качество и и эффективность физкул...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

консультация для воспитателей по вопросам обеспечения гендерного подхода в физическом воспитании старших дошкольников...

Материалы к консультации для педагогов «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»

Материалы к консультации для педагогов «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

История педагогики показывает, что во все периоды разви­тия общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на разных функциях, кото­рые в будущем пред...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников.

В последние годы исследователи в области физического воспитания большой интерес проявляют к проблеме дифференцированного подхода в процессе физического воспитания мальчиков и девочек....

Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников.

В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола, однако содержание работы с дошкольниками по половому признаку разработано ещё недоста...