Выступление на педагогическом совете на тему : «Развивающая среда при ознакомлении детей с народом Поволжья»
занимательные факты по теме
Наш детский сад посещают и русские, и татары, и мордва, и чувашские детишки, представители южно-восточных народов, мы столкнулись с проблемой формирования культуры межнациональных отношений. Ее решение потребовало особых социальных навыков, как от детей, так и от взрослых, и было невозможно без использования потенциала культурного наследия народов Поволжья. Мы знакомим детей с русской, татарской, мордовской и чувашской, башкирской, удмуртской национальными культурами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_povolzhe.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2» Белочка»
г. Нурлат Республики Татарстан»
Выступление на педагогическом совете на тему :
«Развивающая среда при ознакомлении детей с народом Поволжья»
Воспитатель: Дарьина С. Г.
2014 год
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Без внедрения новых идей и технологий в работе нашего учреждения невозможно. Вот уже несколько лет педагогический коллектив детского сада работает в режиме развития.
Одним из направлений нашей работы является «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья.» как части патриотического воспитание .В условиях поликультурного региона, каким и является Поволжье, образование должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Регион Поволжья можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. Исходя из многолетнего опыта дошкольного образования, можно утверждать, что дошкольникам доступны патриотические чувства, поэтому начинать работу в этом направлении необходимо уже в детском саду. Только, воспитав в маленьком гражданине любовь к своей Родине, мы воспитаем в нем толерантное отношение к другим народностямя.
В настоящее время предлагается много путей и способов решения проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Воспитывать его нужно с раннего детства. Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
В то же время такая предметная среда позволяет нам решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
С целью развивающей направленности предметной среды мы учли следующие условия:
- сочетание многофункциональных и легкотрансформируемых элементов;
- доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка;
возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции
Наш детский сад посещают и русские, и татары, и мордва, и чувашские детишки, представители южно-восточных народов, мы столкнулись с проблемой формирования культуры межнациональных отношений. Ее решение потребовало особых социальных навыков, как от детей, так и от взрослых, и было невозможно без использования потенциала культурного наследия народов Поволжья. Мы знакомим детей с русской, татарской, мордовской и чувашской, башкирской, удмуртской национальными культурами.
Конечно, мы столкнулись с множеством проблем.
Но решая задачу по ознакомлению с родным краем, мы обратились за помощью в местный музей краеведения, в районную библиотеку .
В группе мы собрали и систематизировали богатый материал для работы с детьми, многое сделали своими руками: пополнили краеведческий уголок материалом «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья», «Национальный костюм народов Поволжья», «Национальный орнамент», «Сказки поволжских народов», «Пословицы и поговорки народов Поволжья», «Игры народов Поволжья»; создали галерею детского творчества; оформили стенд фотографий.
Дети познакомились с мини-музеем «Татарская изба», принимают участие в оформлении и создании мини-макетов «Народное подворье», побывали на выставке кукол в национальных костюмах, представленной сотрудниками детского сада.
Мы разработали тематическое планирование занятий и их содержание, которое помогает систематизировать материал, повторяется в каждой группе, но в разном объеме. Разработали конспекты занятий с использованием практического материала. Отдельные занятия были приурочены к конкретным событиям и праздникам народов Поволжья («Навруз», «Сабантуй»). Мы разработали этапы в рамках внедрения ФГТ, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Татарстан.
Основные этапы и сроки реализации в течение учебного года.
№ п/п | Время проведения. | Народы. | Возрастные группы. | Объем знаний. | Итоговые праздники. |
1 | Сентябрь Октябрь | Татарстана | II младшая Средняя Старшая Подготовительная | Материальная культура (поселение, жилище, одежда, украшения, утварь, транспортные средства). Духовная культура, язык (сказки, пословицы, поговорки, подвижные игры, музыкальные произведения). Искусство (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы, и изобразительного искусства). Общечеловеческие нравственные качества, нормативная культура (правила общения между людьми внутри своего этноса и вне его). | Сюмбеля. |
2. | Ноябрь Декабрь | России | II младшая Средняя Старшая Подготовительная | Пришла коляда – открывай ворота. | |
3. | Январь | Татарстана | II младшая Средняя | Каргатуй. | |
Башкортостана | Старшая Подготовительная | ||||
4. | Февраль | Россия | II младшая Средняя | Масленица. | |
Башкортостана | Старшая | ||||
Чувашии | Подготовительная | ||||
5. | Март | Татарстана | II младшая Средняя | Толсур. | |
Чувашии | Старшая | ||||
Удмуртии | Подготовительная | ||||
6. | Апрель | России | II младшая Средняя | Пеледыш пайрым (праздник цветов). | |
Чувашии | Старшая | ||||
Марий эл | Подготовительная | ||||
7. | Май | Татарстана | II младшая Средняя Старшая | Все народы – в гости к нам! | |
России | II младшая Средняя Старшая | ||||
Мордовии | Подготовительная |
Составили и оформили картотеку бесед, сделали дидактические игры ( « Назови орнамент», « Подбери одежду», « Составь пазл», « Назови народность», « Найди отличия» и т. д. Эти дидактические игры помогают педагогам обогатить и закрепить знания детей о народах, проживающих в Поволжье, найти отличия и сходства истории и современности, обогатить речевой запас, показать красоту родного языка.
Подвижные народные игры помогают детям черпать силу из нашего прошлого, из нашей национальной культуры.
При ознакомлении с малыми фольклорными формами, сказками народов Поволжья, мы используем в работе нетрадиционные формы: опорные схемы и моделирование.
В нашем детском саду проведение фольклорных праздников и развлечений совместно с родителями стало традицией. Родители не только помощники, но и равноправные участники. Воспитатели вместе с родителями проводим праздники, родительские посиделки, готовим выставки. В празднике «Осенняя ярмарка» принимают участие не только дети, но и взрослые. Вместе с родителями организуем выставку-поделок , изготовленных руками родителей и детей.
Своим опытом мы делимся с другими педагогами нашего детского сада. Организуем выставки методических пособий и литературы, показываем знания детей в различных видах деятельности: занятия, инсценировки сказок народов Поволжья.
Мы , педагоги преследуем главную цель – объединить в единую систему семью, детский сад, ближайшее социальное окружение; воспитать всем вместе толерантного и ответственного гражданина, любящего свой народ, свою Родину.
Опыт работы мы обобщили и представили в сборнике- презентации «Приобщение детей к культуре и традициям народов Поволжья»
Работать в этом направлении интересно и воспитателям, и детям, и родителям, поэтому мы будем и в дальнейшем продолжать начатое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Саморазвитие. Тема: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».
Проблема формирования правильной осанки в настоящее время чрезвычайно актуальна, решать которую необходимо с дошкольного возраста....
Выступление на педагогическом совете на тему "Развитие коммуникативных навыков у детей в процессе игры".
Сообщение на педагогическом совете для педагогов....
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»...
Выступление на педагогическом совете по теме "Развивающая предметно-пространственная среда по патриотическому воспитанию"
Развивающая предметно-пространственная среда по патриотическому воспитанию....
выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника».
Человек – самое уникальное и прекрасное творение природы и социума. А самое главное и ценное в человеке – его индивидуальность, представляющая из себя целостное сочетание биологической и л...