«ТОПушки»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Мартынова Татьяна Валерьевна

Телесно-ориентированная психотерапия – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике. Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. А это дополнение является особенно важным, когда речь идет о маленьких клиентах психолога – о детках.

Связь тела и эмоций не односторонняя. Если эмоции влияют на тело, то и через тело можно влиять на эмоциональное состояние.

Условно работу в рамках данного направления можно разделить на активную и пассивную. Во время пассивной специалист создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены – смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное, а, следовательно, и эмоциональное напряжение.

При этом малыш не теряет осознания происходящего, в отличие от различных гипнотических техник, а всего лишь находится в состоянии расслабления, или по-научному «кинестетического транса». Это позволяет снять все переживания родителей относительно вмешательства в его психику, опасности применения данного метода и пр.

Также телесно-ориентированный подход может быть очень эффективен при работе с застенчивыми, неуверенными в себе детками, у которых есть проблемы с отстаиванием своего мнения, защитой себя. Ну и, безусловно, с агрессивными и капризными детками. Ведь в основе всех этих детских проявлений лежат все те же эмоциональные трудности.

Таким образом, телесно-ориентированная терапия рекомендуется так же, если Ваш малыш склонен к частым заболеваниям, страдает каким-то психосоматическим расстройством или испытывает эмоциональные трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy_top_s_mamami.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

                        «ТОПушки»

  Пояснительная записка

Телесно-ориентированная психотерапия – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике. Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. А это дополнение является особенно важным, когда речь идет о маленьких клиентах психолога – о детках.

Связь тела и эмоций не односторонняя. Если эмоции влияют на тело, то и через тело можно влиять на эмоциональное состояние.

Условно работу в рамках данного направления можно разделить на активную и пассивную. Во время пассивной специалист создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены – смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное, а, следовательно, и эмоциональное напряжение.

При этом малыш не теряет осознания происходящего, в отличие от различных гипнотических техник, а всего лишь находится в состоянии расслабления, или по-научному «кинестетического транса». Это позволяет снять все переживания родителей относительно вмешательства в его психику, опасности применения данного метода и пр.

Также телесно-ориентированный подход может быть очень эффективен при работе с застенчивыми, неуверенными в себе детками, у которых есть проблемы с отстаиванием своего мнения, защитой себя. Ну и, безусловно, с агрессивными и капризными детками. Ведь в основе всех этих детских проявлений лежат все те же эмоциональные трудности.

Таким образом, телесно-ориентированная терапия рекомендуется так же, если Ваш малыш склонен к частым заболеваниям, страдает каким-то психосоматическим расстройством или испытывает эмоциональные трудности.

Совместное занятие мам и малышей.

Все упражнения необходимо выполнять в медленном темпе. Нельзя делать движения в спешке. Психолог сам демонстрирует напряжение и расслабление мышц. Необходимо помнить, что при чрезмерно длительном напряжении могут возникать болевые ощущения, что является нормальным явлением. Об этом необходимо спокойно сказать ребенку. Возможна ситуация, когда ребенок не захочет выполнять необходимые действия, поскольку они у него не получаются. Настаивать не стоит. Лучше поискать приемлемый для него способ выполнения упражнения.

Цель: развитие эмоциональной сферы. Снятие психологического напряжения, снятие заторможенности, скованности, осознание своего тела, его возможности, принять его, научиться, им управлять. Способствовать сплочению детско-родительских отношений, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Форма работы:  Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.  Мышечная релаксация по представлению. Саморегуляция – научить ребёнка помогать самому себе, познакомить с методами саморегуляции.

Категория участников: дети от 3 до 8 лет и мамы любого возраста

Количество человек: 6-12 (совместно с мамами)

Задачи:

1. Снятие нервно-мышечного напряжения, распускание мышечных зажимов.

2. Обучение приемам, приводящим к релаксации.

3. Профилактика хронического утомления.

4. Освобождение от негативных эмоций, создание условий для прилива сил.

5. Оздоровление организма.

Оборудование: музыкальный центр, большой ковер.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Приветствие. Здравствуйте, дорогие мамы и детки! Я рада приветствовать вас в нашем просторном зале. Давайте поприветствуем друг друга. По очереди, представляемся и приветствуем всех находящихся в зале. (Пример: «Я, мама Таня – говорит мама, и «Я, Агата – говорит ребенок. «Мы рады сегодня встретиться с вами со всеми - вместе»).

2. Основная часть.

Отправляемся в путешествие, но для начала нужно подкрепиться. Приготовим суп. Детки ложатся на коврики, а мамы делают массаж,

Чики-чики-чики-ща, (похлопывание спинки)
Вот капустка для борща! (пощипывание спинки)
Покрошу картошки,
Свёколки, моркошки
, (ребрами ладошек)
Полголовки лучку
Да зубок чесночку
 –  (кулачками похлопывание по спине)
Чики-чок!Чики-чок!
И готов борщичок!
 (поглаживание спины)

  1. Упражнение «Зайки».

Смотрит зайчик в огород.
Что на грядках там растет?
Вот горох, морковь, капуста...
В огороде стало пусто 

(мамы сопровождают упражнение потешками)
Мама садится на пол, раздвинув ноги, и ставит между ними ребенка, держа его за руки. Здесь возможны два следующих упражнения:

- ребенок на двух ногах перепрыгивает поочередно через левую и правую ногу мамы;

- когда ребенок подпрыгивает вверх, мама сдвигает ноги. Ребенок, приземляется, раздвинув ноги. Затем садится на обе ее ноги.

  1.  Упражнение «Мама медведица и медвежонок»

Ничего не бывает на свете
Лучше маленьких  тёплых медведей!
Не дерутся они, не кусаются,
И от этого очень мне нравятся!
Они толстыми мягкими лапами
Никогда никого не царапают.
От них бед никаких не бывает,
И от грусти они помогают. 

Мама становится на колени, руками упирается в пол, превращаясь  в «лошадку». Ребенок пролезает у нее под животом, взбирается на спинку и снова пролезает у нее под животом.

  1. Упражнение «Резвая лошадка»

"Ты куда спешишь, лошадка?" -
"У меня с утра зарядка!
Тороплюсь я в чисто поле,
Чтобы там побегать вволю!" 

Мама становится в позу «лошадки», а ребенок взбирается ей не спину, держась руками за шею, после чего по счету «раз, два, три» мама начинает раскачиваться, чтобы «сбросить» своего «седока».

4. Упражнение «Грустно мне, скучно мне»

Грустно мне, скучно мне,
Не хочу сердиться.
Чтобы петь и плясать
Нужно помириться!

Мама и ребенок садятся на пол спиной друг к другу и вытягивают ноги вперед. Затем, согнув ноги и упираясь руками в пол, стараются потеснить друг друга спинами. Мама естественно, соизмеряет свои силы, чтобы дать ребенку максимально использовать это упражнение.

5. Упражнение «Я дрозд, ты дрозд»

Я дрозд, ты дрозд,

у меня нос и у тебя нос,

 у меня щёчки аленькие

и у тебя щёчки аленькие.

 Мы с тобой два друга.

Любим мы друг друга.

При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и маму (ребенка), прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щёчкам, обнимаются. А сейчас мамы будут учить летать своих птенцов. Мама ложится на спину, и вытягивает ноги, а ребенок взбирается на них и берет руками за руки мамы. Затем она сгибает ноги и раскачивает их вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок должен сохранить равновесие.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»:  

Цель: способствовать эмоциональному сближению родителей и детей.

Родители будут ожидать вас в «домиках». По сигналу «Солнышко!» вы выбегаете в центр зала и изображаете, как детвора летом бегает, прыгает, плавает, катается на велосипеде. По сигналу «Дождик!» должны быстро бежать в домики, чтобы не намокнуть под дождем. (Когда дети подбегают к родителям, те обнимают их)

                А сейчас я вам расскажу сказку про зайку, который не любил ложиться спать. Мамы превращаются в маму – зайку, а детки в маленьких зайчиков.

Сказка про зайку.

 (для детей, которые не хотят ложиться спать.)

Зайка очень любил играть в разные игры. С папой он играл в догонялки. Это веселая игра, только маме почему-то она не очень нравилась. Маме больше нравилось играть в прятки. Зайке прятки тоже очень нравились. Ему вообще нравилось играть, а укладываться спать не нравилось. Поэтому Зайка всегда грустил, когда вечером мама говорила: — Зайка, пора умываться и чистить зубки, скоро ложиться отдыхать.   Ему было печально. Мама говорила, что ложиться отдыхать надо, чтобы были силы. Но у Зайки и так было очень, ну очень много сил. Иногда Зайка пытался сказать маме об этом и даже показывал, как много у него этих самых сил. Он мог бы бегать и прыгать еще очень долго. Но маму было не уговорить: — Зайка, пора умываться и чистить зубки, скоро ложиться отдыхать, — снова и снова повторяла она.   Зайка собирал свои игрушки и грустный отправлялся умываться. Однако не все было так грустно и печально. Были в укладывании спать и приятные для Зайки моменты. Когда Зайка надевал пижамку и ложился в постель, мама приходила к нему в комнату, садилась рядом, нежно брала его за лапку и пела ласковым голоском колыбельную песенку. Мама знала колыбельных песен много-много, но самой любимой песенкой Зайки была колыбельная про Кота. В песенке у Кота была чудесная колыбелька и постелька, но у Зайки обязательно была лучше. Поэтому, когда мама садилась на край постели, Зайка быстро-быстро загадывал: — Сегодня про Кота! Мама нежно улыбалась: — Хорошо, мой дорогой.  

У кота ли, у кота

Колыбелька золота.

У дитяти моего

Есть по краше его.

У кота ли, у кота

Периночка пухова.

У мово ли у дитяти

Да помягче его.

У кота ли, у кота

Подушечка хороша.

У дитяти моего

Есть получше его.

У кота ли, у кота

Занавесочка чиста.

У мово ли у дитят

Есть почище его.

Есть почище его

Да покраше его.

 Мама еще немного сидела рядом с Зайкой, нежно гладила его по спинке и лапкам, заботливо укутывала одеялом. — Мама, а завтра ты споешь эту песенку еще раз? — Посмотрим, если успеешь загадать… — Тогда я загадываю прямо сейчас, — бормотал сквозь сон Зайка. — Хорошо, Зайка, договорились, — с улыбкой говорила мама. — Спокойной ночи, мой любимый. А Зайка уже ничего не отвечал, потому что уже крепко спал. Мама гасила свет и еще раз нежно целовала своего спящего Зайку в ушко.  

Автор Анна Бердникова

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

Психолог предлагает оценить занятие. Если занятие понравилось пусть дети поаплодируют, если нет – потопают ногами. Уточнить, что понравилось больше всего, что не понравилось и почему.

Прощание.

Давайте сядем в круг так, чтобы можно было дотянуться руками друг до друга.  Закройте глаза, протяните руки в стороны и коснитесь ими рук, кто стоит с вами рядом, попрощайтесь с ними руками. До свидания!

Используемая литература:

1. И. В. Ганичева “Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми” – Москва, 2004.

2. Земцова Е. А. “ Способы преодоления психоэмоционального напряжения педагогов” – Минск: Красико – Принт, 2012.

Источники материала: 

1.https://ncuxolog.ru/zajkina-kolybelnaya - семейный сайт ncuxolog.ru

2. http://lib100.com/book/art_therapy/techniques/ 

3.  http://www.therapy.by/therapy/telesno-orientirovannaya_terapiya/

4. http://www.uaua.info/planirovaniye-semji/beremennost/article-11385-emotsionalnyie-problemyi-u-detey-telesno-orientirovannaya-terapiya-kak-metod-korrektsii/

5. http://psyera.ru/2453/uprazhneniya-po-telesno-orientirovannoy-terapii

6. https://odepressii.ru/lechenie/skazkoterapiya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Топ-топушки

Рекомендации родителям по профилактике плоскостопия. Представлен комплекс упражнений с подробным описанием и фотографиями....