Тренинг для педагогов: " Профилактика эмоционального выгорания"
методическая разработка на тему
Педагоги на тренинге научатся практическим приёмам снятия эмоционального выгорания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_vygoranie.docx | 536.6 КБ |
Предварительный просмотр:
++
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30»
Тренинг для педагогов:
«Профилактика эмоционального выгорания».
Составила:
педагог-психолог
Чистякова Н.И.
Г. Балахна
Тренинг для педагогов: «Профилактика эмоционального выгорания»
Цель: создать условия для личностного роста педагогов и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости.
Задачи:
- Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом «эмоционального выгорания»;
- Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.
- Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
Продолжительность: 2 часа
Участники: педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 30»
Ведущий: педагог-психолог.
Оборудование и материалы:
карточки с эмоциями
магнитофон («Эолия. Любовь на ветру»)
листы альбомные, краски, кисточки
картинки разрезные, магниты(20)
Формы, методы и приемы работы
- Позитив-технологии (методы НЛП)
- Медитативные и релаксационные техники
- Элементы арт-терапии
- Метод рефлексии (обсуждение)
Ход тренинга.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Здравствуйте».
Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.
Материалы: мячик.
Инструкция: Сейчас я предлагаю поздороваться, но так, чтобы приветствие не повторилось ни разу в нашем кругу. Я начинаю, а затем передаю мячик по кругу и так, пока он не вернется ко мне (Например: здравствуйте, доброго дня, привет и т. д.)
Основная часть.
1.Сообщение цели.
Сегодня мы проведем нашу встречу в форме тренинга. Участники тренинга будут иметь возможность поделиться и обменяться между собой знаниями и проблемами, а также поработать вместе для поиска решения.
Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
На нашей встрече мы немного поразмышляем, немного отдохнём, восполним энергию для дальнейшей работы.
Тренинговая форма работы требует доверия к группе, поэтому нам нужно выработать общие правила для работы.
2.Введение правил работы:
-Правило «здесь и теперь».
Во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь.
- Искренность и открытость.
Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Каждый имеет право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.
- Говорю за себя «Я». Все высказывания должны строиться с использованием «я».
В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы».
- Активность. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники.
-Безоценочность суждений.
-Внимательно слушать.
- Не перебивать.
- Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.
- Правила приняты. Спасибо. Каждый участник должен их придерживаться.
3. Упражнение «Картинка».(5 мин)
Цель: упражнение направлено на раскрепощение, сплочение, неформальное общение, самосознание.
Материалы и оборудование: Педагогам раздаются картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.
Инструкция: «Выберите 1 или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или она вам просто понравилась».
- Расскажите, почему вы выбрали эту картинку.
Ожидаемый результат: педагоги эмоционально раскрепощаются, становятся сплоченнее.
4. Психологическая игра (15 мин) Цель — развитие креативности и эмпатии. Эта двойная цель достигается за счет того, что на разных этапах игры реализуются разные стратегии: на первом этапе в фокусе работы психолога — метафорическое мышление и творческие способности каждого участника в отдельности, на втором — процесс совместного творчества Необходимое оборудование: листы бумаги формата А 4 и авторучки по числу участников. Первый этап. «Жизнь — это...» Ведущий. Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь красивые метафоры — это не только атрибут художественного произведения, но и постоянный спутник почти любого нашего высказывания. Сколько выражений мы произносим, даже не задумываясь о том, что это метафоры! «Поговорить с глазу на глаз», «начать с чистого листа», «столкнулся с преградой», «витала в облаках», «вилами по воде писано», «искать общий язык» — как часто это звучит в наших разговорах. Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «расцвечивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей. А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир. Попробуем и мы с вами поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим мироощущением и пониманием собственной жизни. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое. Ведущий раздает участникам листы бумаги и авторучки. Желательно, чтобы на этом этапе игры участники группы сидели за индивидуальными столиками. 1-е задание Ведущий. Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, связанной... с питанием. Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие жизни через метафору из области питания. (3–4 минуты) -А сейчас желающие могут озвучить свои определения. (Жизнь — это винегрет эмоций, мыслей и поступков. Жизнь — это орех с очень прочной скорлупой и неизвестной сердцевиной.) 2-е задание Ведущий. Теперь нужно закончить это предложение метафорой какой-либо геометрической фигуры.(3-4 мин) (Жизнь — это кристалл, в каждой грани которого человек видит свои разные отражения. Жизнь — это пирамида: взбираясь к вершине, человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться.) 3-е задание Ведущий. Третьим заданием будет завершение этого предложения метафорой из области человеческих отношений.(3-4 мин) Жизнь — это множество ниток между человеком и другими; нитки бывают тонкими и толстыми и иногда рвутся, но если ниток нет, то нет и жизни. 4-е задание Ведущий. Следующее задание будет отличаться от предыдущих. Прочтите еще раз те три определения жизни, которые вы придумали, и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них. Например, во фразе «Жизнь — это ломаная, проведенная нами на полотне реальности», очевидно, что ключевое слово «ломаная». Таким образом, у вас получится три слова или словосочетания. А теперь придумайте метафорическое определение жизни, в котором использовались бы все три слова или словосочетания. После выполнения задания участники также озвучивают свои метафоры. Например, у одного из членов тренинговой группы получились такие ключевые слова: «орех», «ломаная», «путь». Итоговым метафорическим определением жизни у него стало следующее: «Жизнь — это огромный шар, похожий на грецкий орех, который приходится катить по ломаному пути, а узнать, что у него внутри, удается только в самом конце — и то не всегда». Подведение итогов По завершении игры необходимо провести ее обсуждение. Важнейшие вопросы: – Что было для вас трудным? Интересным – Что нового вы узнали о себе? О других? –– Удалось ли вам почувствовать другого человека, присоединиться к его метафорическому взгляду на жизнь? – Что этому помогло или помешало? – Какой опыт вы приобрели в результате этой игры?
Нужно встать всем в круг, держась за руки, а потом начинать запутываться. -Запутываемся. - Получился один большой «зверь». «Где у зверя голова?», «Где у зверя хвост?», «Где у зверя право?», «Где у зверя лево?». А сейчас зверь должен начать двигаться. Он должен пройти 5 шагов вперед, 5 шагов назад, столько же вправо и влево. Потом он должен пробежать несколько метров (зависит от размеров помещения, где проводится игра). Эта игра поможет улучшить взаимопонимание ее участников. 5.Упражнение «Откровенно говоря» (5- 7 мин). Цель: Вербализация и осознание проблемы педагогов. Материалы: карточки с незаконченными фразами. Инструкция: «Вам нужно вытянуть любую каточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу, откровенно и честно». Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи. -Оказывается, мы все очень похожи и проблемы наши тоже очень похожи. 6. Упражнение «Портрет педагога в начале года и в конце года» -А сейчас я предлагаю вам разделить на 2 группы и собрать картинки из частей. Как вы думаете, на кого похожа эта сова? А эта?
Участники делятся на две группы и встают в две шеренги напротив. Выходит человек и говорит, какая он посуда и как он хочет, чтобы его помыли. Затем он проходит через “посудомоечную машину”, где все его гладят, массируют, “трут” и т.п. именно так, как он пожелал. Последние два человека в шеренгах играют роль сушки – они его бережно обнимают. Человек, прошедший через “посудомоечную машину”, становится “сушкой”. 8. Упражнение — медитация «Сад моей души» (15 минут). 1 часть упражнения – медитативная и релаксационная визуализация текста. Цель: снятие напряжение, восстановление гармоничного состояния. Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации Инструкция: «Сейчас я вам зачитаю текст – медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу». Текст к упражнению «Сад моей души»Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам. Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой. Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.(пауза) А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место. Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального напряжения. 2 часть упражнения – арт-терапия. Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисунок того что они представили – цветок, или сад. -Поделитесь своими впечатлениями, чувствами, образами. 9.Упражнение «Моя аффирамация».(5 мин) Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями – аффирмации Инструкция: «Я Вам предлагаю вытянуть ту карточки с позитивными утверждениями- аффирмациями, если вам она не нравится, то можете вытянуть другую, которая Вам близка. И зачитайте их». - Какие у Вас ощущения от этого упражнения? Трудно было ли прочитать фразу? Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта. Положительный настрой. Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой. Рефлексия (мячик по кругу) -Что поняли? Осознали? -Что запомнилось. Понравилось? - Обратная связь (заполнение анкет). Спасибо всем за работу! Не забывайте, что мы – единое целое, каждый из нас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Ритуал прощания: «Подарок другу» или «Искорка добра» Спасибо всем за работу! |
Приложения.
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ! | Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ! | |||
Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА! | Я ВЕРЮ В СЕБЯ! | |||
Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ! | МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ! | |||
У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ! | Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ! | |||
Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ! | Я СЧАСТЛИВА! | |||
Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ! | Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР! | |||
У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ! | СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ! | |||
Я ОЧЕНЬ УМНАЯ! | МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ! | |||
Я УМЕЮ СЛУШАТЬ! | ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ! | |||
Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ! | Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ! | |||
Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО! | Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ! | |||
Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА! | Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ! | |||
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ! | Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ! | |||
Я САМАЯ ОБОЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ! | Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО! | |||
КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ! | Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА! | |||
Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ! | Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ! | |||
Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ! | Я САМАЯ ОБОЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ! | |||
Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ! | Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ! | |||
Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ! | Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ! | |||
У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР! | Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ! | |||
МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ! | Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ! | |||
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ! | Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ! |
МЕТАФОРА МОЕЙ ЖИЗНИ МЕТАФОРА МОЕЙ ЖИЗНИ
1. Жизнь-это | 1. Жизнь-это |
2. Жизнь-это | 2. Жизнь-это |
3. Жизнь-это | 3. Жизнь-это |
4. Жизнь-это | 4. Жизнь-это |
МЕТАФОРА МОЕЙ ЖИЗНИ МЕТАФОРА МОЕЙ ЖИЗНИ
1. Жизнь-это | 1. Жизнь-это |
2. Жизнь-это | 2. Жизнь-это |
3. Жизнь-это | 3. Жизнь-это |
4. Жизнь-это | 4. Жизнь-это |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания....
Тренинг для педагогов " Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"...