Статья "Методика закаливания"
статья (средняя группа) на тему
Согласно статистике, за последние 10 лет участились случаи простудных заболеваний, причем зачастую такая безопасная болезнь как ОРВИ все чаще протекает в осложненной форме. Наиболее подвержены заболеваниям дети младшего возраста, чья иммунная система еще недостаточно окрепла.
Самый верный способ укрепить иммунитет и повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям – начать закаливание.
Раннее закаливание позволяет укрепить иммунную систему и, тем самым, реже болеть. Чем раньше проводятся закаливающие процедуры, тем скорее формируется сопротивляемость холоду. Также у закаленного ребенка быстрее образуются полезные условные рефлексы, необходимые для экстренной мобилизации внутренних ресурсов организма.
Система закаливания разрабатывается и периодически корректируется медицинскими работниками детского учреждения в соответствии с имеющимися условиями. Она последовательна: от щадящих процедур переходит к более интенсивным. Основной принцип – постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. Предпочтение отдаётся контрастному воздушному закаливанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metodika_zakalivaniya.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласно статистике, за последние 10 лет участились случаи простудных заболеваний, причем зачастую такая безопасная болезнь как ОРВИ все чаще протекает в осложненной форме. Наиболее подвержены заболеваниям дети младшего возраста, чья иммунная система еще недостаточно окрепла.
Самый верный способ укрепить иммунитет и повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям – начать закаливание.
Раннее закаливание позволяет укрепить иммунную систему и, тем самым, реже болеть. Чем раньше проводятся закаливающие процедуры, тем скорее формируется сопротивляемость холоду. Также у закаленного ребенка быстрее образуются полезные условные рефлексы, необходимые для экстренной мобилизации внутренних ресурсов организма.
Система закаливания разрабатывается и периодически корректируется медицинскими работниками детского учреждения в соответствии с имеющимися условиями. Она последовательна: от щадящих процедур переходит к более интенсивным. Основной принцип – постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. Предпочтение отдаётся контрастному воздушному закаливанию. Физкультурные занятия, гимнастика после сна проводятся только в трусиках, спят дети без маечек, чтобы, встав с постели, получить контрастную воздушную ванну, так как температура под одеялом приблизительно + 38 С. Температура воздуха в спальне старшей группы приблизительно от + 16С, а младшей от +18 С. Такая же температура поддерживается и в физкультурном зале. В групповых помещениях, коридорах температура несколько выше +20 – 22 С.
Водные процедуры вводятся постепенно. В первой младшей группе детей учат полоскать рот, мыть прохладной водой руки по локоть, шею, верхнюю часть груди, ходить по мокрым дорожкам.
Первая младшая группа:
1 квартал: постепенное обучение полосканию рта, элементами обширного умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком, воздушные ванны после сна и во время ежедневных физкультурных занятий.
2 квартал: ходьба по мокрым дорожкам от 15 до 20 секунд.
3 квартал: ходьба по мокрым дорожкам до 1 минуты.
4 квартал: солнечные и воздушные ванны, купание в бассейне по схеме, предложенной врачом детского сада.
Вторая младшая группа:
1 полугодие: влажное обтирание после утренней гимнастики, ходьба по мокрым дорожкам до 1,5 минуты во время гимнастики после сна, обучение элементам обширного умывания.
2 полугодие: игры на мокрых дорожках до 2 – 2,5 минут. Обширное умывание после дневной гимнастики.
Средняя группа:
Сухое растирание после утренней гимнастики, физкультурного занятия, игры на мокрых дорожках во время гимнастики после сна до 4 – х минут, обширное умывание.
Старшая группа:
1 полугодие: обширное умывание и растирание после утренней гимнастики, физкультурного занятия, обливание прохладной + 18С водой.
2 полугодие: погружение ног и ходьба по прохладной + 18 с воде.
Подготовительная группа:
Обширное умывание после утренней гимнастики, физкультурного занятия, погружение ног в воду по окончании дневной гимнастики начиная с 2-й группы дети после обеда и полдника полощут рот.
В летний период врачом детского учреждения определяется количество солнечных и воздушных ванн для каждой возрастной группы, а так же место и время их проведения. В жаркие дни дети купаются в бассейне или обливаются водой не менее 2-х раз в день.
Для ослабленных или пришедших после болезни детей схема закаливания может быть изменена по рекомендации врача.
Некоторые приёмы закаливания.
- Обширное умывание.
Ребёнок должен:
- Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
- Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
- Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
- Намочить обе ладошки и умыть лицо.
- Ополоснуть, «отжать» руки, вытереть насухо.
Примечание: Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по 2 раза, проговаривая «раз», «два» и т.д.. В старшей группе они просто старательно обмываются водой из – под крана.
- Ходьба по мокрым дорожкам.
Дорожки шьются из старых махровых полотенец, байковых одеял. Их должно быть 4 штуки длиной 4-5 метров. Одновременно должно быть использоваться только 2 дорожки, остальные находятся в стирке.
Для проведения процедуры одна дорожка намачивается, вторая остается сухой. Дети топают несколько секунд по мокрой дорожке, затем прыгают на сухую и тщательно вытирают стопы.
По мере привыкания процедура повторяется несколько раз. Хорошо использовать игры – речевки «Баба сеяла горох…» и др. Подготавливает и расстилает дорожник помощник воспитателя. Она же сдает их в прачечную или простирывает их и сушит их самостоятельно.
- Обливание ног.
В ногомойку ставят трапик, стул, два ведра с водой и ковш. Пол застилается ковриком, старым одеялом или простыней. Ребенок садится на стул, зачерпывает воду ковшом и обливает одну стопу, затем другую, насухо вытирает ноги полотенцем.
По мере привыкания к процедуре он обливает уже голень и стопу. На каждую ногу расходуется два ковша воды.
И наконец, ребенок просто обмывает голень и стопу водой из – под крана.
Обливание стоп не проводится, пока каждый ребенок не научится правильно вытирать, а затем энергично растирать ноги.
- Погружение ног в воду.
В ногомойку наливается вода. Ребенок входит в воду с одной стороны, выходит – с другой и насухо вытирает ноги. По мере привыкания он может немного постоять в воде.
- Влажное обтирание.
Необходимо 4 комплекта варежек. Они шьются из старых махровых полотенец. Воспитатель одевает на одну руку влажную варежку, на другую – сухую и растирает ребенка. Затем обе варежки сбрасываются в специальную емкость и сдаются в стирку.
- Ходьба босиком.
В начале детей приучают некоторое время ходить в носочках по ковру или паласу. Затем просто по полу. Лучше это делать во время ежедневного физкультурного занятия.
Затем дети ходят босиком. Обычно на это затрачивается около 2х до 3х месяцев в зависимости от подбора детей.
- Сон без маечек.
Проводится круглый год. На случай понижения температуры в спальной комнате должны быть подготовлены теплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему:"Закаливание.Традиционные и нетрадиционные методы закаливания".
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья.При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины.Закаливание является эффективным способом оздоровления детей. Многие из ...
Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста» «Закаливание детского организма» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е.
Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста»«Закаливание детского организма» Подготовила и прове...
Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"
Цель проекта: представить систему работы воспитателя по закаливанию, выявления методик и средств закаливания....
Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"
Тема проекта: "Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей в ДОУ"Цель работы:представить систему работы воспитателя по закаливанию детей в ДОУ, выявление методик и средств закаливания....
Методическая разработка закаливания детей младшего возраста после сна на основе разработанной системы закаливания В.Г. Алямовской
В.Г. Алямовская о закаливании в дошкольном учреждении: «Любое дошкольное учреждение имеет все необходимое для создания в нем целенаправленной системы закаливания детей раннего возраста, поскольку для ...
Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»
Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...
Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ "
ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТЗимой дети болеют особенно часто. Помочь поддержать их организм могут простые процедуры закаливани...