Весёлая физкультура в квартире
консультация по физкультуре по теме

Шанина Наталья Николаевна

физическое развитие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselaya_fizkultura_v_kvartire.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Веселая физкультура в квартире!

    Физкультурно – оздоровительный досуг детей в семье чрезвычайно разнообразен. Он может быть связан с подготовкой и проведением каких-либо семейных торжеств, плановых и неожиданных событий (победа в соревнованиях, проводимых в детском саду, выпуск из детского сада и др.). Кроме того, потребность в общении и совместных занятиях возникают ежедневно в вечерние часы, когда вся семья собирается после работы, а также в выходные дни. В хорошую погоду организовать семейный отдых лучше всего на открытом воздухе.

    А если на улице ненастье, возникает целый ряд проблем, связанных, прежде всего, со сложностью разрешения противоречия между высокой естественной потребностью детей в активной двигательной деятельности и площадью современных квартир. В этом случае родители часто отдают предпочтение организации спокойных занятий (по рисованию, лепке, просмотру мультфильмов и телепередач, чтению, настольно-печатных играм).

     Такая же ситуация складывается и в образовательных учреждениях. Не умаляя достоинств вышеупомянутых видов деятельности, следует подчеркнуть важность двигательной для развивающегося организма ребенка. По данным исследований Ю.Ф.Змановского, Л.В.Кармановой, В.Я.Лыковой, В.А.Шишкиной и др., двигательный режим детей, воспитывающихся в детском саду, не удовлетворяет их потребности в движении. Ограничение активности в детском саду, и дома ведет к невосполнимым потерям в его здоровье и гармоничном физическом и общем развитии.

      Нередко от взрослых можно слышать окрики в адрес детей: «Не бегай!», «Сядь!», «Не лезь!». Педагоги и родители часто больше внимания уделяют эстетике помещения, загромождают его дорогостоящей мебелью, и ребенку нет места с его неуемной энергией. Безусловно, не каждый решится отодвинуть импортную стенку и поставить перекладину, тем более разместить целый спортивный комплекс. Однако крепкое здоровье и хорошее настроение детей – достойная награда за такую жертву.

      Известный специалист в области физического воспитания детей и подростков В.С.Скрипалев предложил оригинальную конструкцию спортивного комплекса для обычной квартиры. В книге «Наш семейный стадион» (1986) автор убедительно доказывает преимущества физических упражнений, выполняемых на спортивном комплексе, перед обычным бегом и даже подвижными играми. По мнению В.С.Скрипалева: «Самое простое – повторить то, что нам подсказала природа: вернуть ребенку дерево, некогда развивавшее его прародителей…» В спорт уголке Скрипалева снаряды расположены таким образом, чтобы получилось гимнастическое дерево. С одного снаряда можно перелезть на два соседних. Предложенная конструкция, расположенная всего на трех квадратных метрах, состоит из 11 снарядов, на которых можно выполнить, по утверждению автора, более 5000 упражнений-перелазов!

     Перечислим семь движений, являющихся базовыми для новых комбинаций и вариантов: вис (на перекладине, на кольцах), прыжок, вращения (поясной лопинг), качание (на качелях), катание (на комнатной горке), равновесие (на наклонной треугольной лесенке) и лазание (с использованием всех перечисленных выше снарядов). Под всеми снарядами натягивается батут, который страхует и обеспечивает амортизацию при соскоке.

      Для того чтобы «стадион в квартире» использовался ежедневно и имел популярность у всех членов семьи, занятиям на нем можно придать сюжетно-образный характер. Известно, что малышей наиболее привлекает выполнение развлекательных упражнений в соответствии с принятой ролью. Они с удовольствием имитируют повадки кошки, белочки, обезьянки , перелезающей с ветки на ветку. Включаясь в сюжет, предложенный родителями или навеянный сказкой, мультфильмом, дети охотно отвлекаются на предложение «собачки» залезть на верхушку снаряда – «дерева» и т.п. Снаряды украшаются и разнообразятся атрибутами, изготовленными старшими братьями и сестрами. Это поддерживает интерес детей к гимнастическим упражнениям и сплачивает всех членов семьи. «Спортивный стадион» для детей 5-7 лет можно трансформировать в парусный корабль и отправиться на нем в кругосветное путешествие, полное приключений и неожиданностей. Немного фантазии – и комплекс превратится в джунгли, а дети – в краснокожих и бледнолицых. Эти и многие другие сюжеты эмоционально привлекательны для детей, и они, не зная устали, будут с пользой проводить время на снарядах, незаметно овладевая все новыми и новыми движениями, развивая свое воображение, творчество, самостоятельность и инициативу.

      Другим, не менее ценным приемом поддержания интереса к процессу, а главное – результатом двигательной деятельности детей, является ведение дневниковых записей о спортивных достижениях и личных рекордах. Именно такой опыт был освоен и рекомендован Б.П. Никитиным, а вслед за ним и многими семьями, в которых с уважением относятся к физкультуре, спорту, сохранению семейных традиций.  

   Методика ведения дневниковых записей может быть различной. Некоторые, очень загруженные семьи могут ограничиться короткими записями в специально купленном семейном или детском альбоме, в котором уже есть специальные разделы (показания роста, массы, сроки овладения ходьбой, прыжками, плавание, катанием на велосипеде и т.п.).

    К пяти- шести годам ребенок уже начинает проявлять интерес не только к процессу занятий физическими упражнениями, но и к своим достижениям. Старший дошкольник начинает сравнивать свои показатели с результатами братьев, сестер, друзей. У него появляется стремление к самосовершенствованию. Если такое желание стимулируется взрослыми, то оно превращается в потребность ежедневно заниматься физкультурой, у ребенка формируются бойцовские качества, воля, самостоятельность, инициативность.

    Безусловно, не стоит преувеличивать возможности ребенка и ждать от него серьезных результатов. Здесь на помощь как всегда приходит игра, увлекательный сюжет-соревнование, доброе общение. Если в семье есть дети-близнецы, то можно устроить соревнования между ними; если разница в возрасте год и более, то лучше вести дневниковые записи по каждому ребенку, фиксируя его личные результаты и достижения. Такие личные дневники можно завести на каждого ребенка (в эту игру могут быть включены и родители) или использовать один журнал «Наши рекорды» на всю семью.

     Дети могут принять самое непосредственное участие в красочном оформлении его страниц. Помещая туда свои зарисовки, наклейки, делая простейшие записи.

     Каждый месяц (неделю, сезон) всей семьей подводятся результаты «Чему мы научились». Каждый член семьи демонстрирует свои возможности (в подтягивании, лазании по канату, шесту, в выполнении разных акробатических номеров и др.).

     В дневник (журнал) можно заносить данные антропометрических измерений по годам (полугодиям), фиксировать показатели прыжков в длину, высоту. Метании на дальность, скорость бега на 10, 20 м, сроки и особенности овладения спортивными видами физических упражнений (лыжами, плаванием, велосипедом), элементами спортивных игр (футбола, ручного мяча, баскетбола, тенниса, бадминтона).

     Такие записи, которые ведутся долгие годы, превращаются в своеобразную семейную летопись, архив, передаваемый из поколения в поколение от детей к внукам и правнукам. Ребенок, воспитывающейся в такой семье. Вырастает на добрых традициях, которые он уже несет своим детям. Это и является залогом семейного здоровья и благополучия.

     Другой формой проведения домашнего физкультурного досуга являются подвижные игры и игровые упражнения. С учетом ограниченной площади и возможностей квартиры рекомендуется отбирать игры и упражнения малой и средней подвижности. Участниками могут быть только дети или вся семья. Это могут быть игры в кольцеброс, кегли. Очень большой популярностью пользуются народные игры «Жмурки», «Фанты», игры в камешки, современные «Найди и промолчи», «Не оставайся на полу».

    В короткие зимние вечера можно организовать семейные чтения художественной и научно-популярной литературы по вопросам укрепления здоровья. Такие совместные чтения и обсуждение прочитанного помогают сформировать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью. Родителям рекомендуется собрать небольшую библиотечку с лучшими образцами детской классической художественной литературы (книги К.Чуковского, А.Барто, С.Маршак, С.Михалкова и др.), современных писателей (И.Семеновой, Г.Остера, Г.Юдина и др.), детский энциклопедий о человеке.

     О чтении лучше всего договориться заранее и наметить время и место, где соберется вся семья. Это может быть большой диван, ковер, круглый стол. Заранее планируется, какая книга будет сегодня прочитана и обсуждена. Тема может быть подсказана проблемами в здоровье у одного члена семьи и др.

   Чтение и обсуждения не должны превращаться в назидания и упреки. Обсуждение произведений может быть сведено затем к формулировке семейных правил или кодекса здоровья, касающихся режима дня, закаливания, питания и других составляющих здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультура в квартире

В статье говорится о том, как пробудить интерес к занятиям физкультурой в семье....

"Весёлая физкультура в квартире" - информация для родителей

Физкультурно-оздоровительный досуг детей в семье чрезвычайно разнообразен.В хорошую погоду организовать семейный отдых лучше всего на открытом воздухе.А если на улице ненастье, возникает целый ряд про...

Консультация для родителей "Весёлая физкультура в квартире"

Информация о том, как можно организовать физкультурно-оздоровительный досуг детей в квартире....

Консультация для родителей "Весёлая физкультура в квартире"

Полезная информация для родителей по приобщению детей к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста....

Рекомендации для родителей "Весёлая физкультура в квартире"

Рекомендации для родителей "Весёлая физкультура в квартире"...

Буклет "Веселая физкультура в квартире"

Консультация - буклет для родителей "Веселая физкультура в квартире"...

Консультация для родителей «Весёлая физкультура в квартире»

Если на улице ненастье, возникает целый ряд проблем, связанных, прежде всего, со сложностью разрешения противоречия между высокой естественной потребностью детей в активной двигательной деятельности и...