Статья на тему: "Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"
статья по теме
"Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_zdorovesberezhenii_shishkinoy_o.v.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
"СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ."
О.В. Шишкина
Одной из приоритетных проблем современного дошкольного образования является проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Большинство детей дошкольного возраста имеют разные нарушения в психофизическом развитии. Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому очень важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.
Дошкольным образовательным учреждениям необходимо постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Такой комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
Основная задача педагогов дошкольных учреждений – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Для реализации главной цели необходимо решать следующие задачи:
- обеспечение каждому ребенку возможности сохранения и укрепления здоровья в период нахождения его в детском саду;
- диагностика и коррекция отклонений в состоянии здоровья каждого ребенка;
- обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности;
- повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика простудных заболеваний;
- воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни, валеологической культуры;
- повышение уровня компетентности воспитателей по вопросу здоровьесбережения у дошкольников;
- воспитание нравственно-волевых качеств личности.
Основные направления работы по здоровьесбережению:
1. Лечебно-профилактическое: фитотерапия, витамонотерапия; прием настоек и отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей.
2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка: психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня.
3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса: учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.
4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания: знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни.
В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей.
В основном, используются следующие современные здоровьесберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Ритмопластика.
- Стретчинг.
- Динамические паузы.
- Подвижные и спортивные игры.
- Пальчиковая гимнастика.
- Гимнастика для глаз.
- Дыхательная гимнастика.
- Гимнастика корригирующая.
- Гимнастика ортопедическая.
- Гимнастика пробуждения.
- Оздоровительный бег.
- Релаксация: минуты тишины, музыкальные паузы.
- Прогулки – путешествия.
- Экскурсии.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
- Физкультурные занятия.
- Игротренинги и игротерапия.
- Коммуникативные игры.
- Самомассаж.
- Занятия из серии «Здоровье».
3. Коррекционные технологии:
- Арт-терапия.
- Кинезиология.
- Технологии музыкального воздействия.
- Технологии воздействия цветом.
- Технологии коррекции поведения.
- Сказкотерапия.
-Су-джок терапия.
- Биоэнергопластика.
Важно, чтобы каждая из применяемых технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Использование современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении позволяет детям успешно адаптироваться в дошкольном учреждении, раскрыть творческие способности, научиться быть здоровыми.
Литература:
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т.7. - №2. - С.21-28.
2. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. – М.: «Астрель», 2003.
3. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
4. Мелехина Н.А., Колмыкова Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. – СПб.: «Детство-пресс», 2012.
5. Хабирова Ф.Г. и др. Система обучения здоровью в образовательных учреждениях. – Казань: «Школа», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реально...
Статья "Методика песочной терапии как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании"
Методика песочной терапии является одной из приоритетных здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья. Игры с песком развивают восприятие, мышление...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"
Статья "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"...
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка как вид здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников-актуальная тема для разговора во все времена. Это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство &nda...
Статья. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании...
Статья. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании...