Русские шашки
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

ВЕРЕМЕЕНКО ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

Шашечный кружок в детском саду предусматривает изучение детьми материала по теории и истории шашек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolye_shashki_gotovo.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 21 «Золотая рыбка»

Рабочая программа

кружка «Русские шашки»

для детей 5-6 лет

                                                        составила:

                                                                    Веремеенко О.Ю.

                                                                     

г.Ачинск

2016-2017г

Пояснительная записка.

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка в детском саду и предусматривает изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга детей , воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

В процессе занятий шашками дети получают комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Шашисты овладевают важными логическими операциями: , сравнением, обобщением, обоснованием выводов.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, усидчивости. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль педагог должен постоянно подчёркивать во время занятий в кружке,

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Программа предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны детям не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.

Цель программы:

• Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

Обучающие:

• Обучение основам шашечной игры;

• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

• Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, усидчивости, трудолюбия, коллективизма;

• Выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

• развитие стремления детей к самостоятельности;

• Развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

• Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Тематическое планирование

(1 год обучения – возраст дошкольников 5-6лет)

№ п.п.

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

«По  дороге  знаний»

Познакомить с историей возникновения игры. Понятие о здоровом образе жизни.

2

2

Сказка начинается  «Королевство  шашек».

Познакомить  с понятиями  шашка, жителями  шашечной  страны. Просмотр  видеофильма «Про  поросенка, который  умел  играть  в  шашки».

4

3

 «Путешествуем  по  сказочному  королевству» -  «Шашечная доска и шашки.

Познакомить с общими понятиями:   шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение сказки «Королевство шашек»

2

 «Волшебные  ниточки  сказочного  королевства» - «Шашечные дороги».

Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске.

2

 «Шашечные дороги».

Познакомить с понятием «горизонталь»  игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально».

2

4

«Шашечные ходы».

Познакомить  с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия).

4

5

 «Путешествие в  мир   открытий» -  Шашечные поля.

 Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название  Поля обозначены цифрами и буквами Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра.  Игра: «Самый меткий стрелок».  Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали.

2

6

 «Знатоки  шашек ».

Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

4

7

 «Там  на  невиданных  дорожках» - «Диагональ».

Познакомить с понятием диагональ- косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей.

Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол

3

8

 « Основы шашечной игры: сила флангов».

Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

3

9

«Шашечное понятие – Центр. Центральные шашки».

Познакомить с шашечным понятием центр.  Шашки, расположенные на этих полях называются центральными шашками. Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.        

4

10

«Поля с краю доски - Бортовые поля».

 Поля первой и последней горизонтали. Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

4

11

 «Дамка и её путь».

Черные поля последней для соперников горизонтали  – поля превращения простой шашки в дамку. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

4

12

«В  гости  к   друзьям»  - «Как ходят шашки».

Познакомить с правилами : шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено!

Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

4

13

«Правила  хорошие, знать  каждому  положено»- Основные правила шашечной игры

Познакомить с основными правилами: Если шашка соперника стоит вплотную  к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя,  а рубить нужно.

Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов пешками.

2

14

« Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии».

Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

4

15

« Основные приёмы борьбы на шашечной доске».

Познакомить с правилом: Если после  того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов.

2

16

« Основы шашечной игры: как пройти в дамки».

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Познакомить с правилом Простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле.

4

17

«Этикет  игрока» - Правила поведения во время игры.

Познакомить с правилами поведения во время игры

Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга  за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой.            

Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру.

Правило 2:  Взялся – ходи!

Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку.

Правило 4:  Если у Вам требуется помощь судьи или помощника судьи, можете поднять руку или просто позвать судью.

Правило 5:  Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями

2

18

 «Как  справится  с  задачей?»

Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

2

19

 «Веселый  бой»

Стихотворение Юровской Е.М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки»

1

20

Викторина «Королевство шашек»

Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки». Закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.

1

21

 «Подготовка к соревнованиям между  командами  ДОУ».

Практическое закрепление материала.

4

22

 «Весёлый  турнир»

Практическое закрепление материала.

4

23

 «Соревнования»

Подведение итогов года. Соревнования между игроками в  детском  саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры».

2

Итого:

72

Ожидаемые результаты:

Знание теории и практики шашечной игры.

Умение производить расчеты на несколько ходов вперед.

Овладение элементарными навыками игры в шашки.

Умение моделировать комбинации игры.

Методическое обеспечение

1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.

2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.

3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.

4. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.

5. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.

6. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.

7. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.

8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.

9. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.

10. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.

11. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.

12. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.

Список рекомендованной литературы для детей  и родителей

  1. В.Я. Вигман. Радость творчества, «ФИС» ,1986.
  2. А.Н. Виндерман, Б.М.Герцензен. Шашки для всех, «ФИС»,1963.
  3. Д. Саргин, П. Бодянский, А. Шошин. Русские шашисты, «ФИС»,1987.
  4. Э.Г. Цукерник. Антология шашечных комбинаций, «ФИС»  1987.
  5. Б.М. Блиндер, Избранные партии, окончания и  этюды, «ФИС»,1963
  6. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
  7. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3
  8. Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соревнование-турнир по русским шашкам

В нашем образовательном комплексе ГБОУ Школа №492 в дошкольных отделениях в октябре 2015 года прошел турнир по Русским шашкам среди воспитанников подготовительных групп. Ребята с удовольствием приняли...

Приказ " О подведении итогов турнира по русским шашкам "Золотая шашка" среди воспитанников старшего дошкольного возраста МАДОУ Детский сад №3 Ромашка "

Приказ " О подведении итогов турнира по русским шашкам "Золотая шашка" среди воспитанников старшего дошкольного возраста МАДОУ Детский сад №3 Ромашка "...

Приказ о проведении турнира по русским шашкам "Золотая шашка"

приказ о проведении турнира по русским шашкам "Золотая шашка"...

Приказ "О подведении итогов турнира по русским шашкам "Золотая шашка" среди воспитанников старшего дошкольного возраста"

Приказ "О подведении итогов турнира по русским шашкам "Золотая шашка" среди воспитанников старшего дошкольного возраста"...

Приказ "О проведении турнира по русским шашкам "Золотая шашка" среди воспитанников старшего дошкольного возраста"

Приказ "О проведении турнира по русским шашкам "Золотая шашка" среди воспитанников старшего дошкольного возраста"...