"Восстановление дыхания после активной деятельности"
консультация на тему
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, формирование знаний по проведению дыхательной гимнастики на восстановление дыхания после активной деятельности на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhanie.docx | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Восстановление дыхания после активной деятельности»
(Мастер – класс для педагогов ДОУ)
Подготовила и провела:
Инструктор по ФК
Гречко Елена Александровна
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, формирование знаний по проведению дыхательной гимнастики на восстановление дыхания после активной деятельности на практике.
Задачи:
-познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики на восстановление дыхания после активной деятельности с детьми дошкольного возраста;
- обучить приёмам проведения дыхательных упражнений для восстановления дыхания;
- показать значение дыхательной гимнастики, как одного из средств профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
План проведения мастер – класса
Теоретическая часть
1. Физиологические особенности дыхания.
2. Дыхательная гимнастика для восстановления дыхания при активной деятельности
Практическая часть
3. Дыхательные упражнения на восстановление дыхания после активной деятельности с детьми (старшего) дошкольного возраста. Особенности проведения дыхательной гимнастики.
4. Заключение.
- Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер – классе, темой которого является «Восстановление дыхания после активной деятельности». На занятиях по ФК дыхательная гимнастика имеет большое значение, но и при повседневной жизненной активности ритм дыхания влияет на состояние и развитие всего организма (в частности подрастающего).
Физиологическое дыхание складывается из вдоха (во время которого грудь расширяется и воздух проникает в лёгкие) и выдоха (грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух), которые сменяют друг друга. Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена. Ваша задача научить ребёнка хорошо очищать лёгкие и восстанавливать сбиты ритм дыхания. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают следующие типы дыхания:
Брюшной тип «диафрагмальный» – ребенок дышит, надувая и втягивая живот. (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений, в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя).
Грудной тип «реберное», «ключичное» – ребенок дышит, приподнимая и опуская грудную клетку. (в дыхательных движениях участвует межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается); (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц при неподвижной грудной клетке, в основном вентилируются верхушки легких и немного - их средняя часть).
Смешанный тип – ребенок совмещает вышеуказанные типы дыхания. (при этом равномерно вентилируются все части легких).
Таким образом, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть - зависит от типа дыхания.
- Считается нормальным и правильным, если ребенок делает глубокий вдох и плавно выдыхает. Брюшное дыхание оптимально для детей, именно так и должны дышать маленькие детки.
Ритм дыхания. Здоровые активные дети обычно дышать по схеме: удлиненный вдох – пауза –короткий выдох. Так уж устроен наш организм, что вдох является возбуждающим активность фактором, а выдох играет успокаивающую и расслабляющую роль
Неправильный дыхательный ритм. Характеризуется нечетким, рваным темпом, с неодинаковыми вдохами и выдохами или периодической их задержкой. Если дыхание ребенка к тому же поверхностное и частое, то риск подхватить простудное заболевание или вирус повышается неоднократно. К тому же очаги воспаления могут возникать не только в легких, но и в миндалинах, пазухах носа и даже внутренних органах. Объясняется это тем, что неправильное дыхание не только не обновляет «атмосферу» легочного пространства, но и приводит к нарушениям движения диафрагмы, которые отвечают за нормальную работу сердца и кровообращение в брюшной полости. Получается, что иного выхода, как научить ребенка правильно дышать, нет!
Определить частоту дыхания у вашего ребенка необходимо для того, чтобы понять насколько хорошо вентилируются его легкие. В том случае, если вы заметили увеличение частоты дыхания ребенка относительно нормы, то это говорит о том, что оно поверхностное. И такое дыхание может легко провоцировать создание «подходящей» среды для развития различных болезнетворных микроорганизмов.
Для детей разных возрастных категорий установлены следующие нормы показателя «вдох-выдох» за 60 секунд:
• новорожденный (возраст до 1 месяца) – 50-60;
• 1–6 месяцев – 40-50;
• 6–12 месяцев – 35-45;
• 1–4 года – 25-35;
• 5–10 лет – 20-30;
• от 10 лет – 18-20.
С возрастом количество дыхательных движений у детей уменьшается. Подросток дышит так же, как взрослый человек. Поэтому если для новорожденного младенца 60 вдохов в минуту является нормой, то для родителей десятилетнего ребенка это станет причиной похода ко врачу.
Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.
Что касается дыхательного ритма, то наилучший темп – один вдох на каждые 3-4 шага при умеренной скорости бега, а вообще темп дыхания подбирается исходя из скорости движения. При достаточной тренированности он остается неизменным во время всей пробежки.
После прекращения выполнения упражнения происходят обратные изменения в деятельности тех функциональных систем, которые обеспечивали выполнение данного упражнения. Вся совокупность изменений в этот период заключена в понятии восстановление.
Восстановление – процесс, протекающий как реакция на утомление и направленный на восстановление нарушенного гомеостаза и работоспособности.
Чтобы восстановить дыхание после тренировки и снизить нагрузку на сердце, необходимо обязательно проводить заминку. Заминка позволяет также развить гибкость мышц и улучшить подвижность суставов.
Цель заминки - постепенно снизить интенсивность обмена веществ, дать организму возможность плавно перейти в спокойное состояние. Правильно проведенная заминка повышает эффективность самой тренировки. Заминочные упражнения снимают «забитость» мышц, повышают их эластичность. Следует помнить, что если резко перейти в режим «отдыха» (например, сразу лечь после быстрого бега), то можно даже потерять сознание.
Длительность заминки пропорциональна времени основной части тренировки. К примеру, если дети бегали 10 минут, то такая тренировка требует 3-4-минутной заминки. Если бегали дольше, время на заминку надо увеличить.
Лучше всего начинать заминку с легкого бега. Бег - универсальный вид аэробных нагрузок, который задействует все группы мышц.
После бега нужно немного просто походить. Дышать при этом размеренно: на вдохе поднимите руки вверх, на выдохе опустите. Ходьба в спокойном темпе занимает 1-2 минуты. Это должно хорошо восстановить дыхание.
Так как после бега на любую дистанцию дыхание учащается,чтобы ускорить процесс восстановления дыхания после бега, нужно придерживаться вот таких правил:
1) После бега сразу не останавливайтесь и не садитесь! –Заминка!
Сначала пройдите пешком пару минут, чтобы восстановить сердцебиение и дыхание.
2) После бега пройти пешком и дышать таким образом: глубокий вдох носом, выдох ртом. Так восстановления пойдет быстрее.
3) Можете делать махи руками, некоторым это так же помогает восстановить дыхание
С детьми в игровой форме в заключительной части можно «побежать и пойти в поход» и т.д.; с игровой площадки улицы можно пробежаться медленно в группу по возвращению.
- А сейчас давайте перейдём к практической части мастер-класса.
Я хочу представить вашему вниманию специальные дыхательных упражнений, используемый мной в работе с детьми на восстановление дыхания после интенсивного бега или подвижных игр по мимо пробежки, (ходьбы) или после нее.
Для начала нужно научить детей прислушиваться и понимать свое дыхание и его ритм.
А.Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
С чего же начать? Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря необходимо научить детей правильно дышать.
Цель этих упражнений – увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка учим дышать при закрытом рте. Тренируем носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Я предлагаю вам самим проделать это , на первый взгляд простое упражнение. (воспитатели повторяют это упражнение 4-5 раз).
1 Послушаем свое дыхание
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.
Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
• куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
• какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);
• какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
• какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);
• тихое, неслышное дыхание или шумное.
Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.
Для восстановления дыхания после бега подойдет:
2 Метод чередования:
Многие бегуны используют методы чередования вдохов и выдохов через определенные интервалы. Самый распространенный метод: на четыре шага — вдох носом, на четыре шага — выдох ртом. Начинаем восстановление в процессе заминки (от бега к ходьбе).
(После этого упражнения нужно немножко походить и восстановить свое дыхание, лучше всего при вдохе поднимать руки вверх, а при выдохе - опускать).
Самое простое упражнение после шагов – это размеренные вдохи и выдохи, которые производятся на 4 счета с перерывом в 2 счета между ними. Зарядка делается в течение 5-ти минут. С малышом такие упражнения проводятся в игровой форме – ребенок дышит, а мама или папа считают.
3 Если ритм сбит и ребенку не хватает кислорода он не может «захватить его» используем «Смешанное дыхание» вместо дыхания ртом: дышите одновременно и ртом и носом.
При этом примерно 70% воздуха будет попадать через рот, а 30% - через нос.
Конечно, постоянно контролировать такое дыхание очень сложно, и все равно большая часть будет вдыхаться через рот. Но все-таки это один из лучших вариантов. Такое дыхание позволяет увеличить объем вдыхаемого кислорода в разы и скорость его доставки в легкие. При этом часть воздуха будет очищаться. Не стоит использовать его в холодное время.
4 Так же для восстановления дыхания после физической нагрузки рекомендуется сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2 секунды, а потом короткими прерывистыми движениями выдыхать воздух через рот. Здесь можно использовать некоторые упражнения из Восточной дыхательной гимнастики, например:
Исходное положение основная стойка. Вдох - руки вверх, к плечам - задержка дыхания, выпад вперед с вытянутыми руками - медленный выдох. (В игровой форме «Воин»)
5 Поза «наклон слегка вперёд с упором на колени»: дыхание в такой позе понижает частоту нашего пульса более чем на 22 удара в минуту по сравнению с отдыхом в выпрямленном положении.
Согласно всё тому же исследованию, дыхание с лёгким наклоном вперёд идеально подходит для быстрого восстановления по нескольким причинам. Во-первых, дыхание в таком положении помогает движению вашей диафрагмы, что в результате позволяет захватывать большее количество воздуха в лёгкие с каждым вдохом.
Во-вторых, это положение позволяет мышцам брюшного пресса каждый раз вытеснять из лёгких большее количество углекислого газа вместе с выдохом. И это очень важно, так как CO2 является побочным продуктом тренировок. Для того чтобы избавиться от него, вашему сердцу приходится работать более усердно, накачивая больше насыщенной кислородом крови в лёгкие и унося оттуда как можно больше углекислого газа. В любом случае, чем большее количество газа вы пропускаете через свои лёгкие во время дыхания, тем быстрее приходит в норму ваш пульс, так как сердцу не приходится прилагать дополнительные усилия.
И последнее: положение с наклоном вперёд посылает нашему мозгу сигнал о том, что пришло время расслабиться. Это отключает симпатическую нервную систему, которая как раз и отвечает за активное сердцебиение и адреналиновый всплеск, и запускает парасимпатическую нервную систему, которая замедляет дыхание и помогает телу расслабиться.
Четыре специальных упражнений для восстановления дыхания:
1. Ноги на ширине плеч, руки свободно свисают по бокам. Поочередно делать шаг левой и правой ногой вперед, становясь на носки и одновременно разводя руки в стороны, ладонями вверх. При движении вперед — вдох через нос, при возвращении в исходное положение — выдох через рот. Стараться дышать животом. Упражнение выполняется, как правило, до полного восстановления контроля за дыханием. Темп выполнения упражнения произвольный.
2.Ноги на ширине плеч, руки свободно свисают по бокам. Руки поднимаются вверх. В высшей точке ладони вместе. Одновременно с этим движением - глубокий вдох через нос. Выдержав паузу, одновременно с маховым движением обеими руками вниз- в сторону, и, выполняя полуприсяд, - резкий выдох через рот. Повторить 3—5 раз. Упражнение позволяет очень быстро восстановить контроль за дыханием.
3. Ноги на ширине плеч, руки свободно свисают по бокам. Руки свободно поднимаются вперед-вверх, до уровня плеч с одновременным вдохом через нос. Кисти рук расслаблены, ладонями вниз. Выдержав паузу, свободно наклониться вперед с одновременным свободным выдохом через рот. Руки продолжают свободное движение назад. Выпрямиться с одновременным вдохом через нос. Упражнение выполняется 3—5 раз.
4. Ноги на ширине плеч, руки свободно свисают по бокам. Руки свободно поднимаются через стороны вверх, ладонями вверх, с одновременным вдохом через нос. Вместе с выдохом через рот руки свободно опускаются через стороны вниз, ладонями вниз, с одновременным свободным выдохом через рот. Упражнение выполняется 5—7 раз. Для увеличения эффективности упражнения можно вставать на носки при его выполнении.
При восстановлении ритма нужно провести спокойное полное дыхание:
Дышим тихо, спокойно и плавно
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз).
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ
Правильное дыхание — одно из необходимых условий оздоровительного влияния занятий общеразвивающими упражнениями. Надо научиться в правильной последовательности наполнять легкие воздухом при вдохе и освобождать при выдохе.
Техника полного дыхания состоит в следующем.
Стать или сесть прямо. Вдыхая медленно через нос (при этом наполняется воздухом нижняя часть легких, диафрагма опускается, мягко надавливает на брюшную полость), выпятить вперед живот. Когда это движение закончено, продолжить вдох, расширяя и приподнимая грудную клетку.
Полное дыхание можно контролировать, положив одну руку на живот, другую на грудь. При вдохе нижней частью легких вместе с движением передней стенки живота движется и лежащая на ней рука. Другая рука остается в покое. Затем с расширением грудной клетки движется другая рука. Так же контролируется выдох.
После задержки дыхания на 2—3 сек. с втягивания живота начинается выдох, грудь остается неподвижной. Затем следует расслабить грудные мышцы и выдохнуть остаток воздуха.
После двух-трех глубоких дыханий надо перейти на обычное дыхание (полное, не углубленное). Большого количества полных, глубоких дыханий делать не следует, так как при этом произойдет чрезмерная вентиляция легких (гипервентиляция).
Цикл полного дыхания не рекомендуется применять непосредственно после большой физической нагрузки (таких интенсивных упражнений, как, например, подтягивание или бег), так как при этом еще больше учащается пульс. Поэтому здесь уместны упражнения на внимание, главным образом отвлекающие, и лишь после некоторого успокоения организма делается глубокое дыхание.
Полное дыхание применяется также в рабочее время в качестве активного отдыха, а также после интенсивной деятельности со значительным нервным возбуждением. Дышать надо обязательно через нос. Это оберегает от попадания в легкие пыли, а в холодное время года согревает вдыхаемый воздух.
Важную роль играет кожное дыхание, дополняющее легочное. Поэтому всегда следует заниматься в легком костюме, чтобы не был затруднен доступ воздуха к порам кожи.
В завершении можно полежать:
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать.
(дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)
- Я познакомила вас с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи.
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен, полезен и интересен. Я подготовила для вас памятки по проведению дыхательной гимнастики, а также картотеку дыхательных упражнений для всех возрастов детей.
- Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
- Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Яковлева Л. , Юдиной Р. Дошкольное воспитание. - 1997. - № 2. - С. 14-20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения на восстановление дыхания
Подобранные упражнения способствуют восстановлению дыхания детей, в игровой увлекательной форме корректируют звуковую культуру речи....
Игры на восстановление дыхания после игрового стретчинга
Игры- имитации для восстановления дыхания...
Упражнения на восстановление дыхания
Целью упражнений на восстановление дыхания является: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрир...
Упражнения на восстановления дыхания
Упражнения на востановления дыхания...
упражнения на восстановление дыхания
косплекс упражнений для восстановление дыхания...
Упражнения на восстановление дыхания
Упражнения на восстановление дыхания...