Шахматы№4. « Проспекты, улицы и переулки «Шахматной Страны».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Джебраилова Севиль Ага кызы

« Проспекты, улицы и переулки «Шахматной Страны».

Цель: Упражнять детей в быстром и правильном нахождении вертикалей и диагоналей  полей. Знакомство с нотами шахматной доски. Уметь самостоятельно выполнять задания.

Материал: шахматная доска, шахматные фигуры, диограммы

                                                          Методика проведения.

Воспитатель: Ребята, Шахматная Страна, состоит не только из одних полей, клеточек, ещё дополнительно на том же в пространстве много всевозможных путей – дорог, который идут слева направо (или справа налево),  и называют горизонтальными линиями. Воспитатель по диаграмме показывает все горизонтальные линии и объясняет детям, что в шахматах принята пользоваться буквами из латинского алфавита, который ставятся они с обоих сторон доски. А прямые вертикальные линии обозначаются, в отличие от горизонтальных, не цифрами, а буквами. Чтобы дети быстрее запомнили расположение полей, переулков, проспектов и улиц, на демонстрационной шахматной доске проводиться игра с детьми «Шахматное лото». Игра проводиться команда на команду. Воспитатель называет поле и приглашает ребенка из каждой команды, который должен поставить фигуру правильно. Побеждает тот, чья команда отгадает большое число полей. Игра проводиться на демонстрационной доске. С нотами шахматной доски воспитатель ознакомить детей основательно, не торопясь. Воспитатель упражняет детей называть четыре центральных поля, назвать по краю всей доски подряд все поля и т.д. Отвечают дети, стоя спиной к доске, не глядя на нее.

Физминутка:      К речке быстро мы спустились,                   

                             Наклонились и умылись.

                             Раз, два, три, четыре,

                             Вот как славно освежились.

                             А теперь поплыли дружно.   

                             Делать так руками нужно:

                             Вместе - раз, это брасс,

                             Одной, другой – это кроль.

                             Вышли на берег крутой

                             И отправились домой.

Последовательно на демонстрационной доске проводиться с детьми игра «Пройди и назови поле». Две команды, имея фигуру отправляются в пут; одна с поля a1- по темным полям, другая с поля a8 – по светлом полям. Ребенок переставляет фишку на одно поле и называет его. Только если поле названо правильно, по  шахматному, он имеет право сделать очередной ход. Выигрывает тот, кто первый пройдет все 32 полей  своего цвета по одному разу. В конце игры воспитатель объявляет победителя. И так, шахматная доска располагается перед игроком всегда так, чтобы угловое поле справа было светлого цвета - объясняет воспитатель детям.                                                           

                                Хочешь, в новый мир- игру, дверь тебе я отопру?  

                                 Что с собой нам взять? Желанье и терпения чуть-чуть.

                                 Шахматы – игры названье,

                                 В шахматы мы держим путь!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_4.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

       « Проспекты, улицы и переулки «Шахматной Страны».

Цель: Упражнять детей в быстром и правильном нахождении вертикалей и диагоналей  полей. Знакомство с нотами шахматной доски. Уметь самостоятельно выполнять задания.

Материал: шахматная доска, шахматные фигуры, диограммы

                                                          Методика проведения.

Воспитатель: Ребята, Шахматная Страна, состоит не только из одних полей, клеточек, ещё дополнительно на том же в пространстве много всевозможных путей – дорог, который идут слева направо (или справа налево),  и называют горизонтальными линиями. Воспитатель по диаграмме показывает все горизонтальные линии и объясняет детям, что в шахматах принята пользоваться буквами из латинского алфавита, который ставятся они с обоих сторон доски. А прямые вертикальные линии обозначаются, в отличие от горизонтальных, не цифрами, а буквами.                                                                                         Чтобы дети быстрее запомнили расположение полей, переулков, проспектов и улиц, на демонстрационной шахматной доске проводиться игра с детьми «Шахматное лото». Игра проводиться команда на команду. Воспитатель называет поле и приглашает ребенка из каждой команды, который должен поставить фигуру правильно. Побеждает тот, чья команда отгадает большое число полей. Игра проводиться на демонстрационной доске.           С нотами шахматной доски воспитатель ознакомить детей основательно, не торопясь. Воспитатель упражняет детей называть четыре центральных поля, назвать по краю всей доски подряд все поля и т.д. Отвечают дети, стоя спиной к доске, не глядя на нее.

Физминутка:      К речке быстро мы спустились,                    

                             Наклонились и умылись.

                             Раз, два, три, четыре,

                             Вот как славно освежились.

                             А теперь поплыли дружно.    

                             Делать так руками нужно:

                             Вместе - раз, это брасс,

                             Одной, другой – это кроль.

                             Вышли на берег крутой

                             И отправились домой.

Последовательно на демонстрационной доске проводиться с детьми игра «Пройди и назови поле». Две команды, имея фигуру отправляются в пут; одна с поля a1- по темным полям, другая с поля a8 – по светлом полям. Ребенок переставляет фишку на одно поле и называет его. Только если поле названо правильно, по  шахматному, он имеет право сделать очередной ход. Выигрывает тот, кто первый пройдет все 32 полей  своего цвета по одному разу. В конце игры воспитатель объявляет победителя.                                                              И так, шахматная доска располагается перед игроком всегда так, чтобы угловое поле справа было светлого цвета - объясняет воспитатель детям.                                                            

                                Хочешь, в новый мир- игру, дверь тебе я отопру?  

                                 Что с собой нам взять? Желанье и терпения чуть-чуть.

        Шахматы – игры названье,

        В шахматы мы держим путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения НОД в старшей группе по шахматам.Тема: «Шахматная страна»

Конспект проведения НОД в старшей группе по шахматам.Тема: «Шахматная страна»...

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»

Цель занятия:Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Закрепить правила игры. Прививать интерес к мудрой и полезной...

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных матиматических представлений в подготовительной группе с элементами обучения детей в игре шахматы....

конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" шахматы "Приключение в шахматной стране"

коеспект занятия по обучению детей элементарной игре в шахматы расчитанно для группы общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет....

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна» Тема занятия: Шахматная страна

МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Воспитатель: Савина Е.И.Конспект занятия с элементамиобучения детей игре в шахматы подготовительной группы«Шахматная страна»...

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»

Цель занятия: Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения....