Формирование навыков поведения за столом у детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Маракаева Светлана Евгеньевна

Воспитывая ребёнка раннего возраста, педагогам и родителям надо помнить, что они первые, кто должен умело, очень тонко и осторожно придать ребёнку те черты и особенности, которые расцветут и окрепнут у него в дошкольном возрасте. Именно в раннем возрасте должно быть положено начало этой воспитательной работе, так как чем позже она будет начата, тем труднее будет её осуществить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение Новоспасский детский сад №7

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

«Формирование навыков

поведения за столом

у детей раннего

возраста»

                                                       Подготовила

воспитатель Маракаева С.Е.

Воспитывая ребёнка раннего возраста, педагогам и родителям надо помнить, что они первые, кто должен умело, очень тонко и осторожно придать ребёнку те черты и особенности, которые расцветут и окрепнут у него в дошкольном возрасте.

Именно в раннем возрасте должно быть положено начало этой воспитательной работе, так как чем позже она будет начата, тем труднее будет её осуществить.

Малышам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности – всё это создаёт благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих очень большое значение для развития детей.

  • Наличие культурно-гигиенических навыков – важное условие для поддержания здоровья, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний.
  • Ежедневно повторяя одни и те же действия, ребёнок совершенствует движения: они становятся более точными, ловкими, координированными.
  • Ребёнок шире познаёт окружающий мир, так как, пользуясь разными предметами (ложка, салфетка и т.д.), знакомясь с их свойствами (мокрые, сухие, чистые), осмысливает простые связи между явлениями (не наклонился над тарелкой – рубашка грязная).
  • Культурно-гигиенические навыки способствуют развитию речи: воспитатель наряду с показом и непосредственной помощью пользуется словом (называет блюда, поясняет действия, указывает на основные признаки).
  • Благодаря кльтурно-гигиеническим навыкам развиваются, приобретают силу и устойчивость такие психологические функции, как внимание и воля (это связано с тем, что детям раннего возраста требуется постоянное воспитательное воздействие).
  • Овладение культурно-гигиеническими навыками приводит к удовлетворению стремления к самостоятельности (что формирует положительное отношение к процессам воспитания).

        Ребёнок, лишенный во время еды активности, кушает вяло (и взрослые прибегают к различным ухищрениям, чтобы его накормить).

Поэтому воспитатель должен знать ценность культурно-гигиенических навыков, а также то, какие из них доступны ребёнку того или иного возраста, и уметь обеспечить их своевременное развитие.

Обучать детей питаться самостоятельно необходимо с одного года. В это время нужно следить за ребёнком: сколько пищи он набирает; как открывает рот; как кладёт в рот ложку; не спешит ли он. Докармливать ребёнка можно свой ложкой (но есть хлеб он должен самостоятельно).

Посуда должна быть удобной для самостоятельной еды: достаточно большие тарелки, ложки типа десертных, усточчивые лёгкие чашки с широким дном и удобной ручкой.

Главное внимание в этом возрасте уделяется развитию жевательных мышц, умению ребёнка тщательно пережевывать пищу. Тест: стограммовое яблоко двухлетний ребёнок съедает за 20 минут, трёхлетний – за 15 минут.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПИТАНИЯ

При правильной организации питания уже к двенадцати месяцам дети должны быть приученными к разнообразному ассортименту продуктов.

В начале второго года детей кормят 4 – 5 раз в день (через каждые 4 часа). Длительность промежутков между приёмами пищи может колебаться в пределах 30 минут. Ребёнку в этом возрасте достаточно получать 300 – 400 граммов пищи в один приём. Слабых детей с пониженным аппетитом можно кормить чаще, небольшими порциями. Чёткий режим вырабатывает прочный рефлекс 2на время» (способствует выделению пищеварительного сока  в определённые часы, соответствующие кормлению).

Так как прорезывание молочных зубов заканчивается лишь к двум годам (а у некоторых детей к началу третьего года), то примерно до одного года восьми месяцев ребёнку дают пищу, не требующую энергичного жевания: каши и т.д. Но по мере развития жевательного аппарата необходимо давать плотную пищу и приучать к жеванию (иначе ребёнок будет отказываться от твёрдой пищи и маленький комок вызовет у него рвотный позыв).

Способность различать в игре овощи и фрукты появляется довольно рано. Дети, как правило, делят их на любимые и нелюбимые.

Необходимо, чтобы пища была вкусно приготовлена и имела эстетический вид при подаче на стол.

Заботьтесь о том, чтобы процесс питания был для ребёнка максимально привлекательным, и взрослым важно создать положительно-эмоциональное отношение к процессу (потешки, прибаутки), и помните, что работа по формированию культурно-гигиенических навыков должна вестись непрерывно, а не от случая к случаю.

Только единство требований к ребёнку раннего возраста и методов работы с ним могут обеспечить успех. Воспитатель должны помнить, что навыки в этом возрасте легко формируются, но при незначительном изменении привычных условий быстро исчезают.

Дети раннего возраста трудно привыкают к новым для них блюдам. Труднее всего – к овощам. Их надо предлагать очень настойчиво. В случае отказа маскировать, соединяя с мясом, крупой. Котлеты, рыбу, мясо подавать удобными для еды кусочками.

Помните: большие порции способствуют снижению аппетита и служат причиной нарушения нормальных функций пищеварительных органов. Между кормлениями дети не должны получать сладость, фрукты. Их предлагайте на десерт и в полдник. Жидкость в рационе детей раннего возраста должна быть включена в количестве, которое бы полностью удовлетворяло их потребности.

Соблюдение режима является условием полноценного физического развития и жизнерадостного настроения, хорошего аппетита, спокойного сна малышей.

Главное в воспитании детей раннего возраста – придерживаться принципов последовательности и постепенности.

Принцип последовательности реализуется в умении выполнять действия в определённом порядке: убрать игрушки, вымыть руки, сесть за стол, взять хлеб, ложку и т.д. Выработка хороших привычек у детей раннего возраста – важное условие формирования характера.

Принцип постепенности заключается в привлечении детей к соблюдению режима малыми группами (чем меньше дети, тем меньше группа). Это даёт возможность больше внимания уделять каждому ребёнку, способствует планомерной работе с детьми.

Существование принципов последовательности и постепенности предусматривает соблюдение определённых правил.

  • Соблюдение режима должно проходить в игре.
  • Вначале к столу приглашается подгруппа самых маленьких, ослабленных, возбудимых или медлительных детей.
  • Необходимо соблюдение единства требований со стороны взрослых в ДОУ.

Задачи воспитателей:

  • удовлетворение органических потребностей детей;
  • создание положительного отношения детей к еде;
  • своевременное формирование культурно-гигиенических навыков в соответствии с возрастом детей;
  • развитие двигательной активности детей, ориентировки в окружающем;
  • формирование правил поведения и взаимоотношений детей друг с другом и со взрослым.

Основные принципы:

  • создание у детей предварительной установки;
  • всё должно протекать без суеты, в спокойной обстановке, не причиняя детям неприятных ощущений;
  • речь воспитателя (неторопливая, ласковая) должна сопровождать процесс кормления;
  • прогулка и игры перед едой должны быть спокойными, не возбуждать детей, так как это снижает выделение пищеварительного сока;
  • в ходе еды необходимо формировать у ребёнка уверенность в том, что всё получится; воспитатель должен радоваться успехам ребёнка.

При проведении режимных процессов следует руководствоваться следующими правилами.

  • Строго придерживаться режима дня (неуклонное его соблюдение упорядочивает поведение ребёнка: он привыкает к определённому распорядку дня и спокойно ему подчиняется).

                Но воспитателю всегда необходимо учитывать состояние ребёнка (более маленьких, физически слабых, очень нетерпеливых при виде еды надо накормить, умыть, уложить первыми и поднять, одеть первыми, не дожидаясь,  пока проснуться остальные).

  • Режим следует вводить не спеша, без причинения ребёнку неприятных ощущений, так как условные связи у него образуются легко и быстро (если при кормлении или умывании у ребёнка возникли неприятные ощущения, то завтра от откажется есть, а попытка умыть его вызовет плач).
  • Ко всему новому ребёнок часто относится отрицательно, настороженно, поэтому необходимо приучать его постепенно.

                Всё, что мы проделываем с ребёнком насильно или в момент отрицательных эмоций, вызовет у ребёнка крик. Ничего нельзя делать насильно, когда ребёнок плачет или возбуждён. Надо сначала успокоить его.

  • Воспитатель должен учитывать, что состояние ребёнка влияет на формирование навыков.

Шумные подвижные игры, новые игрушки, только что начатые интересные занятия возбуждают детей, ребёнок с трудом может переключиться на другую деятельность. Поэтому перед кормлением, укладыванием спать надо привлекать детей к спокойным играм, дать хорошо знакомые игрушки, не затевать весёлых развлечений, не давать того, что могло бы надолго захватить внимание.

  • Дети не сразу могут включаться в действия, протестуют, если их вовлекать во что-то неожиданно, не предупредив (ребёнок не может быстро переключиться на другой вид деятельности). Нужно время, чтобы ребёнок настроился, понял требования взрослого. Поэтому прежде чем сажать его за стол, необходимо раздеть, умыть, предупредить его о предстоящем действии, т.е. создать у ребёнка «установку», чтобы подготовить его к переходу от игры к еде и т.д.
  • Все действия взрослых необходимо сопровождать соответствующими словами: «Сейчас идём за стол»; «Идём спать»; «Убирайте игрушки»; «Пора идти гулять» и т.д.

                Слова взрослого настраивают ребёнка на предстоящее действие, иначе ребёнок будет упрямится.

  • Все процессы необходимо организовать так, чтобы ребёнку не приходилось ждать (умылся – сел за стол, сел за стол – начал есть, разделся – лёг в постель).
  • Должно соблюдаться единство методики и постоянство воспитательных приёмов. (Всякое изменение привычных способов в обращении с ребёнком ведёт к срыву в его поведении.)
  • Нужно приобщать детей  к посильным для них действиям. Ребёнок от природы активен, это активность радует его. Он рано стремится всё сделать сам, не имея ещё необходимых навыков. Предоставляя ребёнку возможность действовать, мы способствуем развитию активности и самостоятельности. Если эту работу начать в более старшем возрасте, то достичь положительных результатов будет труднее, так как уровень развития ребёнка станет выше и возможность утвердить свою самостоятельность будет уже не привлекательна потому, что появится много других интересов.

СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

Аппетит  ребёнка раннего возраста, его сон, настроение и поведение во время еды во многом зависят от поведения взрослых и от отношения к этому детей.

Неправильные приёмы взрослых при организации питания могут привести к закреплению отрицательных привычек у детей.

Совет первый. «Я – сам»

                С полутора лет большинство детей умеют есть самостоятельно. Вы можете лишь докормить малыша другой ложкой – так, чтобы он не очень замечал, что ему помогают. А пить чай из чашки, из стакана дети умеют обычно раньше – к году.

                Настаёт день, когда малыш начнёт сам протестовать против того, что вы ему помогаете. «Сам! Сам!»  – скажет он. Что ж, сам так сам. От вас потребуется определённое терпение: в первое время некоторое количество пищи малыш будет размазывать по лицу, по нагруднику, по столу. Ничего не поделаешь – должен же он научиться есть самостоятельно. Зато вы избежите капризов за едой.

                Если с этой точки зрения мы взглянем на бытующий ещё в некоторых семьях обычай развлекать малыша за едой, то поймём в чём его вред: внимание сосредотачивается не на еде, а на чём-то интересном, к ней отношения не имеющем, еда же становится действием либо механическим, не вызывающим радости и удовольствия, либо – что ещё хуже – неприятной процедурой, которую приходится терпеть ради того, чтобы тебя позабавили.

                Чтобы малышу было интереснее есть, позвольте ему брать в руку то, что можно взять, - блинчик, пирожок, крутое яйцо. Когда ребёнок станет старше, на третьем году, он уже сам сможет участвовать в приготовлениях к еде: поставить на стол тарелку, чашку, принести ложки, достать салфетку, которую вы ему повяжете.

Совет второй. «Аккуратно и опрятно»

                Предоставив малышу самостоятельность, приучайте его к опрятности: испачкает лицо – вытирайте его салфеткой, прольёт что-нибудь на стол – наготове должна быть специальная тряпочка. Наводить порядок вы будете не молча, а проговаривая свои действия. Это важно для развития речи. С раннего возраста ребёнка следует приучать к правильной, красивой сервировке стола, воспитывать умение есть чисто, аккуратно. Удобная посуда, её смена для каждого блюда, красивая клеёнка, на которой не должно быть крошек, в большей мере способствует воспитанию аккуратности.

Совет третий. «Соблюдение правил»

Детей на третьем году жизни надо приучать к соблюдению правил поведения за столом: есть спокойно, не отвлекаясь, не выходить из-за стола, пока не закончил есть; уметь спокойно подождать, пока дадут следующее блюдо; выражать свои просьбы словами; говорить «спасибо» после еды; убирать свою салфетку; ставить на место стул и т.п. Шалости за столом недопустимы, их надо прекращать сразу. Если увещевания не помогают, следует спокойно сказать малышу: «Я вижу, ты есть не хочешь. Что же, иди играй». Не злоупотребляйте запретами. И в то же время не разрешайте малышу делать за столом всё, что он захочет.

Запреты необходимы тогда, когда избежать их нельзя, и то, что однажды запрещалось, не должно и в дальнейшем разрешаться.

Совет четвёртый. «Если ребёнок не ест»

        Что же делать, если вас тревожит недостаточный, плохой (подкреплённый точным подсчётом того, что ребёнок действительно съедает) аппетит малыша?

        Прежде всего попытайтесь выяснить причины. Возможно, ребёнок время от времени отказывается от еды потому, что он устал или расстроен чем-нибудь. Предложите ему спокойно: «Ты устал, давай-ка я покормлю тебя». Если малыш продолжает отказываться от еды  - не настаивайте, предложите ему отдохнуть, но без упрёков, без выговора и угрозы: «Ну, не хочешь есть, не надо, поешь потом».

Совет пятый. «Терпение»

Дети раннего возраста ещё не могут соотнести свои возможности с потребностями (ребёнку кажется, что он может сделать всё, а у него не получается). Это вызывает негативную эмоциональную реакцию ребёнка. Взрослым не надо сердиться на него, расценивая как каприз. Не надо настаивать на беспрекословном послушании без учёта этой особенности. Иначе ребёнок может дойти до нервного напряжения. Важно проявлять терпеливое, ровное отношение к ребёнку, сохранять положительные эмоции у детей.

Надо помнить, что все навыки формируются и закрепляются постепенно в процессе многократного повторения. Поэтому нельзя считать, что если ребёнок сегодня самостоятельно ест, то и завтра он сможет это сделать  без помощи и напоминаний. Требовать от детей раннего возраста самостоятельности в еде без участия взрослого нецелесообразно. Важно обеспечить спокойное, доброжелательное отношение к ребёнку.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на РМО "Формирование навыков культуры поведения за столом у детей раннего возраста"

Знакомство с режимом дня.Задачи стоящие перед воспитателями.Памятка для родителей. Основные принципы....

Конспект занятия с детьми группы младшего дошкольного возраста Тема: «формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста,

Программное содержание:Цель: формировать у детей представление о здоровом образе жизни.Задачи:1.Обучающая:Расширять представление детей о здоровом образе жизни, закреплять представление о полезны...

Формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста

Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.Процесс формирования здорового образа жизьни среди детей будет эффективным бедет при условии, если:- учитывать во...

Презентация "Формирование навыков самостоятельности в самообслуживании у детей раннего возраста"

Формирование у детей ясельного возраста навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту....

Статья: "Лепка как средство формирования навыков мелкой моторики рук у детей раннего возраста".

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:- повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;- развивают вооб...