ЗОЖ (здоровый образ жизни)
статья (подготовительная группа) по теме
формирование навыков ЗОЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_zdorovogo_obraza_zhizni.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков здорового образа жизни
у детей младшего школьного возраста
Цели и задачи
Главная цель программы — формирование ответственности у самого ребенка за своё здоровье, оценки своих возможностей; развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
Навыки здорового образа жизни формируются в основном в практической деятельности, в повседневной жизни, в поведении на экскурсиях, прогулках, уроках, в семье. Поэтому работу стараюсь, вести по системе, которая включает и занятия курса «Здоровый образ жизни», уроки «Мир вокруг нас», физкультуры, а также внеклассную работу.
Пример взрослых, родителей, с которыми ребёнок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях — один из решающих факторов, способствующих становлению у школьников здорового образа жизни. Поэтому вся работа строится в тесном контакте с родителями.
Таким образом, здоровый образ жизни — понятие индивидуальное и общественное, отражающее поведение, как каждого человека, так и общества в целом. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Неразрывна связь здоровья и всестороннего развития учащихся с богатством и разнообразием природы. Эту идею реализую при изучении курса «Экология для младших школьников». Основные цели данного курса — сформировать элементарные представления о сущности экологических проблем; воспитать навыки и привычки правильного поведения в природе; научить детей предотвращать несчастные случаи и заболевания, вызванные природными явлениями и экологическими ситуациями. В своей работе я наибольшее предпочтение отдаю активным методам обучения: практической деятельности, дидактическим и сюжетно-ролевым играм, обучению группами.
Здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Именно поэтому, в процессе обучения и воспитания занимаюсь формированием элементарных представлений о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, «образе» поведения, исключающем вредные привычки, стараюсь отработать навыки и умения поведения в экстремальных ситуациях, научить учеников оказывать первую доврачебную помощь себе и другим людям.
В течение года, на занятиях «Движение — это жизнь», «Здоровье твоих рук», «Отдыхать нужно уметь» мы возвращаемся к вопросу о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
Каждый из нас тысячами невидимых нитей связан с другими людьми: дома, в школе, на работе, на улице, в магазине, в транспорте и т.д. Чьи-то взгляды (дружелюбные, безразличные, угрюмые, сердитые), улыбки или насмешки, добрые или грубые слова — это психологическая среда, от которой в определенной мере зависит наше самочувствие и здоровье. Обеспечивая школьников (в доступной их возрасту форме) знаниями и представлениями об особенностях психической жизни человека, о возможностях и резервах собственного «Я», основной своей задачей считаю оказание существенного влияния на становление физического и психического здоровья, а также рефлексивного мышления обучающихся.
Главная задача - расширить представления учащихся о стрессе; научить способам «избегания» потенциально опасных и оскорбительных для человека ситуаций и приёмам правильных действий и поступков в неожиданно возникающих стрессовых ситуациях.
Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура — просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным.
Что же происходит, если человек мало двигается? При дефиците движений здоровье человека ухудшается во всех его проявлениях. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
Учебно-воспитательная работа:
Одним из важнейших факторов является личный пример классного руководителя.
1. Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):
Профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;
Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
Привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.).
2. Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:
Физкультминутки во время занятий;
Проветривание и влажная уборка помещений;
Аромотерапия, витаминотерапия;
Функциональная музыка;
Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.
Признаками здоровья являются:
- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
- функциональное состояние и резервные возможности организма;
- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Образ жизни - тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.
Мы считаем прав, говоря об образе жизни С.В.Попов, что следует помнить о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).
Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).
Важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Пути и способы решения:
Здоровьесбережение не должно носить характер акций, разовых мероприятий. Здоровьесбережение – это постоянная системная работа. Необходимы комплексные систематические меры:
• Необходимо разработать комплекс мер по реализации требований к качеству материальных ресурсов, выдвинутых в инициативе президента РФ Медведева Д.А. «Наша новая школа».
• Формирование системного представления о путях реализации здоровьесберегающего образования в современных условиях, активное использование имеющегося опыта, наработок, способствующих формированию здоровья школьника.
• Необходимо систематически организовывать послеурочную деятельность учащихся.
В определённой степени эту проблему решат общеобразовательные стандарты второго поколения. В них включены регламенты внеучебной (внеурочной) деятельности школьников (10 часов в неделю), которая согласна проекту нового Базисного образовательного плана становится обязательным элементом школьного образования. Часы отводимые на занятия должны проводиться в форме экскурсии, походов, кружков, секций, круглых столов, проектной деятельности и прочее. Проведение этих занятий может быть обеспеченно не только учителем начальной школы, но и педагогом учреждения дополнительного образования.
• Педагогическому коллективу необходимо овладеть навыками конструирования здоровьесберегающей среды во всех трёх направлениях:
- через содержание и формы учебной деятельности;
- через обустройство кабинета;
- через стиль взаимодействия с учениками и коллегами.
• Необходимо определить следующие направления профилактического воздействия, целью которого должно быть воспитание личности, способной принимать ответственные решения за своё здоровье:
- совершенствование личности – способной принимать на себя ответственное решение за свою жизнь, безопасность и здоровье через использование современных технологий личностного развития (интерактивные методы, ролевые игры, дискуссии, личностные проекты и т.д.);
- расширение представлений и обогащение кругозора детей современными научными знаниями в области здорового образа жизни на протяжении всего периода обучения в школе, а также создание обучающей предметной среды;
- систематическое, ориентирование на возрастные особенности школьников развитие мотивации к здоровому образу жизни как необходимой предпосылке сохранения и укрепления здоровья.
- более полное использование возможностей учебно-воспитательного процесса и творческого потенциала всего педагогического коллектива школы.
Список источников:
- Айдаркин Е.К. Интегральная оценка уровня здоровья человека на основе технологии индивидуальных психофизиологических портретов // Здоровьесберегающие технологии – основа качества образования: Сб. науч. трудов / Под ред. Е.К. Айдаркина, Л.Н. Иваницкой. М.,2006. С.12-14.
- Дмитриев А.А. Оздоровительная направленность обучения как один из важнейших принципов педагогической валеологии. Проблемы педагогической валеологии: Сб. науч. трудов / Под ред. В.В.Колбанова. СПб., 1997. С15-17.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии М.,2004. С37-39.
- Кузнецова Л.М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования // Перемены, 2000.№2, С.148-149
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...
Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.
Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...
«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».
Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?
Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое здоровый образ жизни?
Что такое здоровый образ жизни?...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?
Разработала: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна...