Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
консультация на тему

Акулина Наталья Николаевна

В данной статье описана физкультурно-оздаровительная деятельность, направленная на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1996»

(ГБОУ Школа № 1996)

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «РОСТОК»

Консультация

«Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»

Инструктор по физической культуре (плавание):

Акулина Н.Н.

Москва, 2015

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Задачи здоровьесбережения:

  • сохранить здоровье детей;
  • создать условия для их своевременного и полноценного физического и психического развития;
  • обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик:

Медико-профuлактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии, направленны на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии, направленны на закаливание детей и профилактику хронических заболеваний с учетом их индивидуальных особенностей:

  

Точечный массаж ладоней

Для выполнения точечного массажа необходимо изготовить ладошку- массажер с использованием шарика «Су- Джок» и аппликатора Кузницова. Массажер должен быть изготовлен в виде детской ладошки, к кончикам пальцев которой необходимо пришить аппликаторы, а к середине - половинку шарика «Су - Джок» (аппликаторы и шарики можно приобрести в специализированных магазинах). Ребенок кладет руку на ладошку - массажер и совершает легкие надавливания до появления тепла. Время надавливания длится от 1 до 5 секунд с частотой до 10 надавливаний за одно занятие.

Противопоказания к массажу:

1. Доброкачественные и злокачественные образования любой локализации.

2. Воспалительные заболевания с высокой температурой.

3. Заболевания крови.

4. Активной формой туберкулеза.

5. Органические заболевания сердца и почек.

6. Состояния острого психического возбуждения.

7. Инфекционные заболевания.

8. Возраст до 2 лет.

Закаливание смородиной

Ягоду, когда поспеет, необходимо собрать, осторожно промыть и перебрать, не повредив ее, просушить, а затем заморозить. Саму процедуру закаливания начинать следует в ноябре и ежедневно на протяжении четырех месяцев, вплоть до прихода весны, пред прогулкой за 20-30 минут, дать ребенку одну замороженную смородинку, а когда горлышко адаптируется то две. Главное правило, которое следует объяснить ребенку: ягодку необходимо постепенно рассасывать, а не проглатывать сразу.

Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой

(с 1.10 по 1.05)

Приготовление раствора:

1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.

Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления.

Йога в игре

1. «Поза кошечки».

Ребенок в позе спящей кошечки (лежа на боку, ноги согнуты в коленях и подтянуты к груди; руки, согнуты в локтях, скрещены возле груди) лежит и мурлычет. «Котенок» встает на колени и выгибает спинку со звуком «ш- ш- ш. ». Упражнение обучает приемам саморасслабления.

2. Поза «змеи».

«Змея» плотно прижата животом к полу, упор на вытянутых руках. Голова гордо поворачивается влево - вправо (шипит). Упражнение тонизирует и является профилактическим при заболевании почек.

3. «Собачка».

И, П.- упор на руки и ноги, ягодицы подняты кверху. «Собачка лает, виляет хвостиком. Во время виляния «хвостом» ягодицы движутся влево и вправо. Укрепляются мышцы рук и ног, улучшается кровоснабжение.

Дыхательная и звуковая гимнастика

Цель - научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

1. Сильный вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, на выдохе постучать 5 раз. Тоже с правой ноздрей.

2. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно затянуть звуки «м- м- м- м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

4.Энергично произносить «п – б». Произношение этих звуков укрепляют мышцы губ.

6. Энергично произносить «т- д ». Упражнения служит для укрепления мышц языка.

7. Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н- г». Укрепляются мышцы полости глотки.

8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно - легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Психогимнастика

  1. Игра «Веселая пчелка»

 Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з», представляем, что пчелка села на нос, ногу, руку. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.

  1. «Остров плакс»

Головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание - вдох без выдоха (3- 5 минут). Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.

  1. «Холодно - жарко»

 Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2- 3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

  1.  «Шарик»

 Один ребенок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением. Остальные дети представляют себя воздушными шариками, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щеки. Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела. Шарик лопнул. Дети медленно расслабляют мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускаются на пол.

  1. «Зернышко»

Ребенок сворачивается калачиком, сжимается. Но вот пригрело солнышко, полил дождик, «зернышко» зевает широко, с удовольствием начинает двигаться, затем медленно потягивает «ножки - корешки» и «ручки- росточки» и начинает поворачиваться, поднимаясь к солнышку.

Гимнастика маленьких волшебников

  1. «Потягивание»

Выполняется лежа. Тянем правую ногу пяткой вперед, левую руку вверх вдоль туловища. На выдохе произносим: «Ид- да- а». Это должно вызвать чувства удовлетворения.

Тянем правую ногу пяткой вперед, правую руку вверх, вдоль туловища. На выдохе произносим «Пингалла».

Тянем обе ноги пяточками вперед и двумя руками вдоль туловища. На выдохе произносим «Шусумна».

  1. «Массаж живота» (Скульптор замешивает глину)

Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.

  1. «Массаж в области груди»

Выполняется сидя, ноги согнуты «по- турецки». Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».

  1. «Лебединая шея».

 Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей лебедя.

  1. «Чебурашка»

Поза та же. Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины, лепим ушки внутри по бороздкам (воздействуем на точки кишечника, выходящие на ушные раковины).

  1. «Массаж головы»

 Поза сидя на коврике, ноги расставлены на ширины плеч. Прорабатываем активные точки на голове сильным нажатием пальцев (моем голову). Как «граблями», ведем к середине головы, затем расчесываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.

  1. «Лепим красивое лицо»

Поза сидя на ковре, ноги «по- турецки». Поглаживаем нос, щеки, лоб, крылья носа, чтоб кожа была упругой. Надавливаем пальцами активные точки переносицы, середину бровей, разглаживаем брови, глаза, похлопываем по щекам, подергиваем нос.

  1. «Массаж рук»

«Моем» кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец.

  1. «Качалка»

 Лежа на спине. Подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с бока на бок. Происходит улучшение работы позвоночных дисков, выведение шлаков из организма.

  1. «Велосипед»

 Лежа на спине, «крутим» педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж- ж- ж). Упражнение улучшает кровообращение в ногах, восстанавливает работу кишечника.

Игровой массаж

(Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской)

Массаж рук «Поиграем с ручками»

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует

прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной

устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

  •  Растираем ладони до приятного тепла.
  • Большим и указательным пальцами одной руки массируем - растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
  • Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
  • Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
  • Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
  • Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
  • Встряхиваем руки, расслабляем их и отдыхаем.

Массаж точек ушей «Поиграем с ушками»

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине, связанных

рефлекторно почти со всеми органами тела. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

 Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

  • «Похлопаем ушками». Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
  • «Потянем ушки». Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
  • «Покрутим козелком». Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, и указательным пальцем прижимает козелок выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.
  • «Погреем ушки». Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
  • Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз.

«Босоножье»        .

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

группа

теплый период

время

холодный период

время

ранний возраст

ходьба и бег по одеялу и деревянному настилу

5-30

минут

ходьба, бег по ковру в носках

5-30

минут

младшая группа

ходьба и бег по теплому песку и траве

5-45

минут

ходьба по ковру босиком

5-30

минут

средняя группа

ходьба и бег по мокрому и сухому песку, траве, асфальту

5-60

минут

ходьба по ковру босиком и в носках по полу, бег босиком.

5-30

минут

старшая и

подготовительная группа

ходьба и бег по различным покрытиям, воде

5-90

минут

ходьба и бег босиком

5-30

минут

Мудры

  1. Мудра «Жизни»

Подушечки безымянного, мизинца и большого пальцев соединяем вместе, а оставшиеся свободно выпрямляем.

Полезна при заболевании мочеполовой системы и позвоночника. Повышает энергетический потенциал, очищает организм от токсинов.

  1. Мудра «Энергия»

Подушечки среднего и безымянного пальцев, а также большого пальцев соединены вместе, оставшиеся пальцы выпрямляем.

Обновляет силы, восстанавливает обменные процессы, повышает иммунитет.

  1. Мудра «Три колонны космоса»

Средний и безымянный пальцы правой руки накладывают поперек на соответствующие пальцы левой руки. Тыльной стороной левого мизинца прижимаем основание тыльной поверхности правого среднего и безымянного пальцев. Правым мизинцем фиксируем эту фигуру (прижимаем кончик левого мизинца). Концевую фалангу правого указательного пальца зажимаем между левыми большим и указательным пальцами.

  1. Мудра «Черепаха»

Помогает при астении, переутомлении, нарушении деятельности сердечно-сосудистой системы. Сохраняет энергию, повышает жизненный тонус.

Пальцы правой руки переплетаем с пальцами левой руки. Большие пальцы обеих рук соединяем.

Дыхательная гимнастика А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

Уникальная методика дыхательных упражнений, так называемая «актерская» дыхательная гимнастика, была разработана педагогом-вокалиетом А. Н. Стрельниковой несколько десятилетий назад:

• Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

• Улучшает дренажную функцию легких; устраняет некоторые морфологические изменения в бронхо-легочной системе;

• Способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани, устранению застойных местных явлений;

• Положительно влияет на обменные процессы, играющие

важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

• Налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

• Исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

• Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.

ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ:

1.Упражнение «Ладошки» (разминочное).

И. П. - встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза экстрасенса.

Сделать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжать ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулачки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаются, кисти рук на мгновенье расслабляются.

Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они также свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный» воздух.

Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (соответственно, 4 пассивных выдоха), сделайте паузу - отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.

2. «Воздушный шарик»

На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и, подпрыгнув, подуть на шарик.

3. «Бульканье»

Стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка (коктейльная трубочка). Глубоко вдохнуть через нос и сделать глубокий длинный вы-

дох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук.

4. «Совушка-сова»

Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох). По сигналу «день» дети-«совы» медленно поворачивают голову влево и вправо. По сигналу «ночь» дети смотрят вперед взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у.. .у...ффф». Повторяют 2-4 раза.

  1. «Шарик лопнул»

Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и

глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик

через рот «ффф...», медленно соединяя ладони под шариком. Затем

по хлопку ведущего шарик лопается - дети хлопают в ладоши. Из

шарика выходит воздух: дети произносят звук «шшш...», делая губы

хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-5 раз.

  1. «Поезд»

Подражая гудку паровоза, дети продвигаются вперед («гу-гу») сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут.

Звуковая гимнастика ЛОБАНОВА

Гимнастика состоит из специальных упражнений, связанных

с произнесением звуков и их сочетанием в определенной работе

и строго определенным способом.

При произнесении звуков вибрация голосовых связок передается на легкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку, эта вибрация действует на бронхи и тем самым способствует профилактике бронхита.

Для звуковой гимнастики характерны следующие особенности

дыхания: вдох через нос (1-2 с) пауза, активный выдох через рот

(2-4 с), пауза. Вдох плавный, бесшумный, равномерный, глубокий. Выдох

больше вдоха вдвое. Звуковые упражнения нужно выполнять медленно, спокойно, без напряжения, каждый звук должен произноситься строго определенным образом, только тогда звуковая гимнастика дает лечебный результат.

Гласные звуки произносятся в последовательности - у, о, а, е, и.

Согласные звуки произносятся в последовательности - б, д, г, в, з.

Согласные сонорные - м, н, л, р.

Упражнения действуют подобно вибромассажу.

Для глухих звуков - и, т, к, ф, с - требуется наибольшая сила артикулярности, а значит, и наибольшее напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы.

Гимнастика ДО-ИНЬ

Для ослабленных детей, сочетает комплекс движений для мышц и суставов с элементами самомассажа, с ярко выраженным тонизирующим эффектом.

Основная поза - сидя, скрестив ноги по-турецки.

Очистительное дыхание

Упражнения составлены на основе древнекитайских оздоровительных систем, способствуют регуляции дыхательной и других функций организма, а также оказывают успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, снимают усталость. Мысленное представление тока дыхания развивает сосредоточенность. Нелегко представить образ дыхания: постарайтесь увидеть его в образе голубого ручейка. Направляя этот ручеек во время выдоха на напряженные мышцы, вы поможете им расслабиться, снять напряжение.

И. П. - стоя. Глубоко вдохните носом. Прямые руки поднимите над головой, ладони можно соединить. Сделайте полный выдох (вдвое длиннее вдоха) через рот с произнесением «ха», при этом резко наклониться вперед и опустить руки. Движение напоминает рубку дров. Детям нужно сказать, что при выдохе они выбрасывают из себя недомогание, усталость, болезни.

И. П. - стоя. Поднять руки вверх, представить, что при вдохе через ладони в тело входят лучи солнца. При выдохе туловище наклонить вперед, представить, что болезни покидают тело, оставляя внутри золотой свет солнца.

И. П. - стоя. Сделали глубокий вдох через нос. Представили, что

пропустили воздух через грудную клетку в солнечное сплетение.

Выдох через рот за три раза со звуковым сопровождением (с, з, ж).

 

Вывод:

 Использование в работе нетрадиционных здоровьесберегающих технологий безусловно приводит к положительной динамике показателей физического развития. Однако позвольте заметить, что организация закаливания – трудоёмкий процесс, требующий большого внимания, терпения, временных затрат. Но методически грамотно организованное, оно приносит самый важный эффект – сохранение и укрепление здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реально...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании...

«Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте....

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

в работе прослеживается решение проблемы здоровьесбережения на разных  этапах развития общества, а также освещается работа в этом направлении в современных условиях...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиии

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиии...

Здоровьесберегающие технологии современного дошкольного образования.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах ...