Система работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»
рабочая программа по теме
Система работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_valeologii.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»
"Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."
В. С у х о м л и н с к и й
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе дошкольного образования.
К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, здоровый образ жизни находится далеко не на первом плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество.
Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму.
Ведь зачастую, проявлять беспокойство, мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый, пронизанный вдумчивой заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей.
Дошкольный возраст - важный период, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья. Задача укрепления здоровья детей дошкольного возраста является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма.
Это объясняется тем, что к ребенку для обеспечения высокого уровня интеллектуально-познавательного развития предъявляются высокие требования, реализовать которые может только здоровый дошкольник.
Вопросы здоровья детей и организации их жизни были предметом исследования педагогов прошлого: Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, отечественных ученых М.В.Ломоносова, И.И.Бецкого, Н. П. Гундобина, Н. И. Пирогова, П. Ф. Лесгафта, В. В. Гориневского и других. В начале XX века большой вклад в разработку этой проблемы внесли работы М.Монтессори, Р. Штейнера, С. Френе.
В современной педагогике эта проблема рассматривается многими отечественными исследователями: М. В.Антроповой, Е.А. Аркиным, И. А. Аршавским, Е. Н. Вавиловой, Ю. Ф. Змановским, Е. И. Иорданской, Д. В. Колесовым, Н. Н. Поддьяковым, А. Г. Хрипковой, Д. В. Хухлаевой, Л. И. Чулицкой и другими. В их работах поднимаются вопросы проведения активной оздоровительной работы среди дошкольников с использованием в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе, рационального, богатого витаминами питания, соблюдения санитарно-гигиенических требований.
Цель моей работы – воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни через знание основ валеологии.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
- Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.
- Формировать здоровьесберегающие навыки и привычки.
- Побуждать желание сочувствовать, сопереживать чужой боли.
- Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни.
Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика, обучение пониманию своего эмоционального состояния.
Большая роль в работе отводится созданию информационной «Среды здоровья» (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка.
Вся система работы по формированию привычки к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста разделена на 5 разделов:
I. «Я» Знай свое тело:
на занятиях по этому разделу дети получают элементарное представление о строении и функциях своего тела и основные правила заботы о нем.
II. «Физкульт-ура! » Занимайся физкультурой:
совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом, закаливающих процедур.
III. «Наш день» Соблюдай режим дня:
работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный раздел включены знания о правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.
IV «Опасность» Соблюдай правило «нельзя»: рассказы об источниках опасности в доме, группе, на улице, правила личной безопасности, планируются беседы с детьми, показ видеороликов.
V. Мой-до-дыр! » Соблюдай правила гигиены:
особое внимание уделяю воспитанию культурно-гигиенических навыков, формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
Все разделы объединяет единая цель: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Совместная деятельность взрослого и ребёнка содержит:
• организационный момент (эмоциональный настрой);
• гимнастика (пальчиковая, зрительная, дыхательная);
• игровой массаж;
• дидактическая игра или игра-беседа;
•сообщение нового материала через игру-беседу, театрализованное представление, сказочный сюжет;
• дидактическая или подвижная игра на закрепление;
• релаксация под музыку;
При проведении совместной деятельности учитываются:
1. выполнение санитарно-гигиенических требований:
• совместная деятельность проводятся в проветренном, чистом помещении (групповое помещение, музыкальный зал) ;
• дети должны быть одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения;
• совместная деятельность проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее, чем за 1 час до еды;
• музыка для релаксации должна быть негромкой;
• подбор упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей
2. учет психофизиологических и эмоционально-личностных особенностей детей.
• соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста;
• соответствие упражнений двигательным возможностям детей;
• учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, эмоциональное состояние и др.);
• учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности.
Особое внимание уделяю детям, ослабленным и имеющим заболевания.
Перспективное планирование по теме:
Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Возраст ная груп па | Раздел | Месяц | Тема | Задачи |
II млашая группа | I. «Я». Знай свое тело. | Сентябрь | «Я - человек». | Формировать представления о себе как отдельном человеке; рассказать о строении своего тела, способах заботы о себе и окружающем мире; |
Октябрь | «Мое имя». | |||
Ноябрь | «Зачем мне нужны руки». | |||
Декабрь | «Зачем мне нужны ноги». | |||
Январь | «Мои глаза». | |||
Февраль | «Мои волосы». | |||
Март | «Чтобы зубы были крепкими». | |||
Апрель | «Моя внешность». | |||
Май | «Я и мое настроение». | |||
II. «Физ культ- -ура! » Занимай ся физ- куль- турой. | Сентябрь | «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней». | Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения). | |
Октябрь | «Как вырасти здоровым». | |||
Ноябрь | «Что поможет быть здоровым». | |||
Декабрь | «Зимние игры и забавы». | |||
Январь | «Наша зарядка». | |||
Февраль | «Давайте жить дружно». | |||
Март | «О том, как мальчуган здоровье закалял». | |||
Апрель | «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит». | |||
Май | «Лето красное – для здоровья время прекрасное». | |||
III. «Наш день». Соблюдай режим дня. | Сентябрь | Твой «режим дня». | Формирование у детей соблюдения режима дня, навыков самообслуживания, предупреждение переутомления детей, организация правильного питания. | |
Октябрь | «Зачем соблюдать режим дня». | |||
Ноябрь | «На зарядку становись». | |||
Декабрь | «Мои увлекательные занятия». | |||
Январь | «Грязные руки». | |||
Февраль | «Про девочку, которая плохо кушала». | |||
Март | «Спать пора». | |||
Апрель | «Пришла весна – ребятишкам не до сна». | |||
Май | «Баю - баюшки - баю». | |||
IV.«Опас-ность». Соблюдай правило «нельзя». | Сентябрь | «Ребенок дома». | Рассказать о правилах поведения на улицах города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руки с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед. Рассказать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя». | |
Октябрь | «Спички». | |||
Ноябрь | «Осторожно:огонь!» | |||
Декабрь | «Электроприборы». | |||
Январь | «Удобная обувь, одежда». | |||
Февраль | «Правила поведения на улице города». | |||
Март | «Светофор». | |||
Апрель | «Будь внимательнее! » | |||
Май | «Я маленький пешеход». | |||
V.«Мой-дод-ыр! » Соблюдай правила гигиены. | Сентябрь | «Наши верные друзья». | Рассказать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов; умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища. | |
Октябрь | «Чистота – залог здоровья». | |||
Ноябрь | «Водные процедуры по утрам». | |||
Декабрь | «Умывание». | |||
Январь | «Купание». | |||
Февраль | «Уход за телом». | |||
Март | «Правило поведения за столом». | |||
Апрель | «Чистота игровой комнаты». | |||
Май | «Что такое хорошо, что такое плохо». | |||
Средняя группа | I. «Я». Знай свое тело. | Сентябрь | «Кто Я? » | Продолжить идентифицировать свое имя с собой» познакомит с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов (подняты брови, сжаты губы, надуты щеки) ; Ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому. Уточнить знания ребенка об имени, фамилии, возрасте, своем доме. |
Октябрь | «Мое имя, фамилия, отчество». | |||
Ноябрь | «Моя внешность». | |||
Декабрь | «Мимики, жесты». | |||
Январь | «Правила ухода за своим телом». | |||
Февраль | «Я умею одеваться и раздеваться». | |||
Март | «Вот я какой». | |||
Апрель | «Я расту». | |||
Май | «Как мы дышим и зачем? » | |||
II. «Физ культ- -ура! » Занимай ся физ- куль- турой. | Сентябрь | «Человек – живой организм». | Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек - живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью) ; познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха. С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением и самочувствием. Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности | |
Октябрь | «Самомассаж от простуды». | |||
Ноябрь | «Закаляйся». | |||
Декабрь | «Правильное дыхание». | |||
Январь | «Ноги, руки, туловище, голова». | |||
Февраль | «Волк стучится к козлятам». | |||
Март | «Здоровой будь». | |||
Апрель | «На зарядку становись! » | |||
Май | «Бегать я люблю босой». | |||
III. «Наш день». Соблюдай режим дня. | Сентябрь | «Режим дня – помощник нашего здоровья». | Формировать соблюдения режима дня, направить на правильное организацию сна, рассказать о потребностях организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. | |
Октябрь | «Дремота и зевота». | |||
Ноябрь | «Больная ножка». | |||
Декабрь | «Дети, которые плохо едят в детском саду». | |||
Январь | «За ужином». | |||
Февраль | «Кто умеет? ». | |||
Март | «Зачем мы спим? ». | |||
Апрель | «Приятного аппетита». | |||
Май | «Режим дня – помощник нашего здоровья». | |||
IV.«Опас-ность». Соблюдай правило «нельзя». | Сентябрь | «Правила дорожного движения». | Познакомить с правилами дорожного движения, рассказать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замерзло лицо на морозе – разотри его шарфом, а не снегом; озябли ноги – попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги – переоденься в сухое. | |
Октябрь | «Для чего нам светофор? ». | |||
Ноябрь | «Горят огни на перекрестках» | |||
Декабрь | «Дядя Степа - милиционер». | |||
Январь | «Будь осторожен дома». | |||
Февраль | «Когда тебе грозит опасность». | |||
Март | «Я собираюсь на прогулку». | |||
Апрель | «Весной на улице». | |||
Май | «Осторожно: лето! » | |||
V.«Мой-дод-ыр! » Соблюдай правила гигиены. | Сентябрь | «Правила поведения за столом». | Рассказать о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана. Спокойно садиться за стол, правильно пользоваться вилкой, ложкой, есть аккуратно, не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами, не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать, не мешать другим детям; пользоваться салфеткой, спокойно выходить из-за стола, говорить «спасибо». | |
Октябрь | «Культура еды». | |||
Ноябрь | «Последовательность одевания, умывания, правил гигиены». | |||
Декабрь | «Самостоятельно мыть руки, лицо, шею». | |||
Январь | «Не мешать за столом». | |||
Февраль | «Чистюля - енот». | |||
Март | «Помощь маме». | |||
Апрель | «Уборка в доме». | |||
Май | «Сохрани свое здоровье». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»
«Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»...
Система работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий через различные виды детской деятельности....
программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»
Создание условий для повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, с и...
Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровье и Я».
Здоровье это не просто отсутствие той или иной болезни. Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие ...
Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровячок»
Цель программы – воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни через знание основ валеологии.Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:Содействовать сохранению и ...
Система работы по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
В статье рассматривается комплексный подход к формированию здорового образа жизни дошкольников в различных видах детской деятельности. Материал включает в себя описание форм, средств и методов формиро...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования Кружок по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников 6-7 лет «ЗДОРОВЯЧОК»
Данная программа также позволяет педагогу тщательно анализировать оздоровительную работу в группе, продумывать новые способы мотивации детей к занятиям, которые будут вызывать у дошкольников чувства р...