Картотека гимнастики для глаз
методическая разработка (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Цель: проводится в целях предупреждения нарастающего утомления глаз, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения.
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глазки, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка». Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику. Главное, чтобы при выполнении голова была неподвижна.
Упражнения со зрительными стимулами (предметами)
На кончике указки прикреплен яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т.д.) и предлагается вместе с ним отправиться в путешествие; обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна. Педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились и т.д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен по цвету сливаться с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении упражнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.
Работа со схемами и малыми офтальмотренажерами.
В работе педагоги часто используют офтальмотренажеры, они могут быть сюжетными, графическими, модульными и выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно и т.д. Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, сплошные, прерывистые, закругленные спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами «запутанные» линии.
На схемах (лист ватмана размером 1Х2 м) изображаем какие – либо цветные фигуры: овал, восьмерку, волну, спираль, ромб и т.д. толщина линии примерно 1 см. плакаты размещены выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте (над доской, на боковой стене) и предлагаем «проходить глазами по линиям, а при повторном выполнении упражнения «побегать» глазами. Можно предложить детям игровой сюжет: «Едем в гости по разным дорожкам», «катаемся на машине», «Ищем дорогу в лесу» и т.д.
Педагог предлагает детям занять удобную позу, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной) упражнение повторяется 5-6 раз.
Картотека гимнастики для глаз
Упражнение № 1 (4-8 раз выполнять перевод взгляда с пальчика на окно)
Руку правую свою
Я подальше отведу, (правую руку поднимают на уровень глаз и выпрямляют)
Пальчик кверху подниму. (поднимают палец вверх)
Я на пальчик посмотрю,
Взгляда я не отведу, (смотрят на палец)
А теперь смотрю в окно –
Высоко и далеко… (смотрят в окно)
Вновь – на пальчик (смотрят на палец)
И в окно – высоко и далеко (смотрят в окно)
Раз-два, раз-два,
Продолжается игра! (весело хлопают в ладоши)
Упражнение № 2 (4-8 раз выполнять движение пальчика к носу и обратно и слежение за ним взглядом)
Руку правую свою
Я подальше отведу. (правую руку поднимают на уровень глаз и выпрямляют)
Пальчик кверху подниму, (поднимают палец вверх)
На него смотрю-смотрю. (смотрят на палец)
Теперь к носу продвигаю – (медленно приближают палец к носу)
Наблюдаю – наблюдаю, (смотрят на палец)
А теперь веду обратно, (медленно отводят палец от носа)
Снова – к носу - (медленно приближают палец к носу)
Всё понятно… (медленно отводят палец от носа)
А теперь смотрю в окно –
Высоко и далеко… (смотрят в окно)
Раз-два, раз-два,
Продолжается игра! (весело хлопают в ладоши)
Упражнение № 3 (4-8 раз выполнять движение пальчика вправо-влево, слежение за ним взором без поворота головы)
Я ребёнок очень внимательный,
Выполняю упражнения старательно.
Руку правую свою
Я подальше отведу, (правую руку поднимают на уровень глаз и выпрямляют)
Пальчик кверху подниму, (поднимают палец вверх)
На него смотрю-смотрю. (смотрят на палец)
Палец вправо продвигаю – (медленно продвигают руку вправо, следя за пальцем )
Наблюдаю,( наблюдают глазами, не поворачивая головы и туловища)
Палец влево продвигаю (медленно продвигают руку вправо, следя за пальцем
Наблюдаю, (наблюдают глазами, не поворачивая головы и туловища)
А теперь смотрю в окно –
Высоко и далеко… (смотрят в окно)
Раз-два, раз-два,
Продолжается игра! (весело хлопают в ладоши)
Упражнение № 4 (4-8 раз зажмуривать и открывать глаза, сжимать и разжимать кулачки)
Дети спокойно сидят на стульчиках лицом к окну.
Я сижу на своём стуле,
Слушаю внимательно,
Упражнения для глаз
Выполню старательно.
Я зажмурю глаза (крепко зажмуривают глаза, сжимают ладони в кулачки)
И открою их - (открывают глаза, разжимают ладошки)
Раз - (крепко зажмуривают глаза, сжимают ладони в кулачки)
Два… (открывают глаза, разжимают ладошки)
А теперь смотрю в окно –
Высоко и далеко… (смотрят в окно)
Раз-два, раз-два,
Продолжается игра! (весело хлопают в ладоши)
Упражнение № 5 (4-8 раз моргать, затем смотреть в окно).
Дети спокойно сидят на стульчиках лицом к окну.
Теперь нужно так играть:
Быстро – быстро поморгать. (моргают 4-8 сек.)
А теперь глядим в окно –
Высоко и далеко… (смотрят в окно)
Раз-два, раз-два,
Продолжается игра! (весело хлопают в ладоши)
Упражнение № 6 (4-8 раз закрывать глаза, затем смотреть в окно).
Дети спокойно сидят на стульчиках лицом к окну.
Сейчас будем отдыхать,
Будем глазки закрывать (закрывают глаза, «мечтают» о чём-либо приятном 8-12 сек)
Нужно глазки закрывать
И немножко помечтать.
А теперь глядим в окно –
Высоко и далеко… (смотрят в окно)
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра! (хлопают в ладоши)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Хомка - хомка хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт
Глазки свои хомка трет.
Поморгает – раз, два, три
Вдох и выдох. Посмотри
Далеко ручей бежит,
На носу комар пищит.
Смотрит хомка выше, ниже,
Вправо, влево, дальше, ближе…
Осмотрел он все кругом
Прыг! и в норочку бегом!
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
«Овощи»
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Обвести глазами круг.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Посмотреть влево- вправо
Влево — вправо.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 р
СТРЕКОЗА
Вот какая стрекоза- как горошины глаза.
Пальцами делают очки.
Влево- вправо, назад- вперед-
Глазами смотрят вправо- влево.
Ну, совсем как вертолет.
Круговые движения глаз.
Мы летаем высоко.
Смотрят вверх.
Мы летаем низко.
Смотрят вниз.
Мы летаем далеко.
Смотрят вперед.
Мы летаем близко.
Смотрят вниз.
ЛИСА
Ходит рыжая лиса
Щурит хитрые глаза.
Крепко зажмурить и открыть глаза
Смотрит хитрая лисица,
Ищет, чем бы поживиться.
Вытянуть вперёд руку, поднять большой палец. Водить вправо, влево, следя глазами.
Пошла лиска на базар,
Посмотрела весь товар.
Руку вверх, вниз, следить глазами.
Себе купила сайка
Лисятам балалайку.
Описать рукой круг по часовой и против часовой стрелки, следя глазами.
Правила пешехода
Для пешеходов, знаем, с ранних лет
Ритмично моргаем глазами
Всегда горит зеленый свет.
Широко открываем глаза
А если светофора нет,
Зажмуриваем крепко глаза
Тогда найдем мы «зебру»,
Окрашенную в белый цвет.
Широко открываем глаза
Идти по ней мы будем осторожно.
Ответьте: как же это можно?
Киваем головой
Сначала мы глаза налево отведем
И половину улицы с тобою мы пройдем.
Отводят глаза влево, фиксируют взгляд на указке педагога
Затем посмотрим вправо мы
И, если нет машин, то
Сможем мы дорогу перейти.
Отводят глаза вправо, фиксируют взгляд на указке педагога
«Елка».
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
ЛУЧИК СОЛНЦА
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Моргают глазками.
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
Делают круговые движения глазами.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Отводят взгляд влево.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
Отводят взгляд вправо.
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
* * *
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
* * *
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
Автобус.
Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет...
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Щётки по стеклу шуршат
Все капельки смести хотят.
Колёса закружились
Вперёд мы покатились.
Часы
Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так.
* * *
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
«Жук»
Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.
К журавлю жук подлетел,
Зажужжал и запел «Ж-ж-ж...»
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж...»
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно—
Хлоп-хлоп-хлоп,
Чтобы улететь он смог.
«Ж-ж-ж...»
"Дождик"
Капля первая упала - кап ! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)
И вторая пробежала - кап !
Мы на небо посмотрели, (то же самое)
Капельки кап - кап запели,
Намочились лица.
Мы их вытирали. (вытирают лицо руками)
Туфли - посмотрите - (показывают вниз и смотрят)
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем (движения плечами)
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим.
Под кусточком посидим. (приседают)
"Отдыхалочка"
Мы играли, рисовали ( выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть - чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
"Ночь"
Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)
Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
(повторить 3 - 4 раза)
"Прогулка в лесу"
Мы отправились гулять. Шагают на месте
Грибы - ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, смотрят вверх
Вот грибок растет на пне, смотрят вниз
Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх
Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз
Слева ель растет - старушка, смотрят вправо
Справа сосенки - подружки. смотрят влево
Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз
Все равно я вас найду! влево - вправо, вверх - вниз.
"Тишина"
Мы устали все чуть - чуть.
Предлагаю отдохнуть.
Отдыхайте наши уши
Тишину мы будем слушать.
И глаза мы закрываем,
И они пусть отдыхают.
В тишине представить море,
Свежий ветер на просторе.
За волной плывет волна,
А в округе тишина.
И они пусть отдыхают.
В тишине представить море,
Свежий ветер на просторе.
За волной плывет волна,
“Цветы”
Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх) Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро) Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза) Тихо засыпают, головой качают (смотреть по сторонам).
«Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали - Поморгать глазами.
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно - Посмотреть влево – вправо.
Ах, как солнце высоко - Посмотреть вверх.
Мы глаза сейчас закроем - Закрыть глаза ладошками.
В классе радугу построим - Посмотреть по дуге вверх -
Вверх по радуге пойдем - Вправо и вверх – влево.
Вправо, влево повернём – Поворачиваем вправо, влево
А потом скатимся вниз - Посмотреть вниз.
Жмурься сильно, но держись. Зажмурить глаза, открыть и
поморгать ими.
Гимнастика для глаз “Весёлая неделька”
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
В правую руку свой мячик возьми, (Взор следует за мячом)
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись. (В какой руке у нас сейчас мяч?)
Правого плечика мячик коснётся.
И ненадолго за спину вернётся.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Закрываем оба глаза.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Нарисуем букву о, получается легко.
Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Вправо, влево повернем,
Глаза смотрят вправо- влево.
Заниматься вновь начнем.
Глазами смотрят вверх, вниз.
ЗАЯЦ
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
Смотрят вверх.
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.
Ай-да, заинька, умелый! Глазками моргает.
Моргают глазками.
Глазки закрывают.
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
(Мы будем прыгать, как зайчики)
БЕЛКА
Белка дятла поджидала,
Резко перемещают взгляд вправо- влево.
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри!
Смотрят вверх-вниз.
Вот орехи-1,2,3.
Пообедал дятел с белкой
Моргают глазками.
И пошел играть в горелки.
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.
СТРЕКОЗА
Вот какая стрекоза- как горошины глаза.
Пальцами делают очки.
Влево- вправо, назад- вперед-
Глазами смотрят вправо- влево.
Ну, совсем как вертолет.
Круговые движения глаз.
Мы летаем высоко.
Смотрят вверх.
Мы летаем низко.
Смотрят вниз.
Мы летаем далеко.
Смотрят вперед.
Мы летаем близко.
Смотрят вниз.
КОШКА
Вот окошко распахнулось,
Разводят руки в стороны.
Кошка вышла на карниз.
Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.
Посмотрела кошка вверх.
Смотрят вверх.
Посмотрела кошка вниз.
Смотрят вниз.
Вот налево повернулась.
Смотрят влево.
Проводила взглядом мух.
Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
Дети приседают.
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.
Смотрят прямо.
И закрыла их руками.
Закрывают глаза руками.
ДОЖДИК
Дождик, дождик, пуще лей.
Смотрят вверх.
Капель, капель не жалей.
Смотрят вниз.
Только нас не замочи.
Делают круговые движения глазами.
Зря в окошко не стучи.
БУРАТИНО
Буратино потянулся,
Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев.
Вправо- влево повернулся,
Вниз- вверх посмотрел
И на место тихо сел.
Не поворачивая головы, смотрят вверх- вниз, вправо- влево.
ТЕРЕМОК
Терем- терем- теремок!
Движение глазами вправо- влево.
Он не низок, не высок,
Движение глазами вверх- вниз.
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит.
Моргают глазами.
ВЕТЕР
Ветер дует нам в лицо.
Часто моргают веками.
Закачалось деревцо.
Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.
Ветер тише, тише, тише…
Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше.
Встают и глаза поднимают вверх.
ЛУЧИК СОЛНЦА
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Моргают глазками.
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
Делают круговые движения глазами.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Отводят взгляд влево.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
Отводят взгляд вправо.
Уделяйте 3-4 минутки для глазок несколько раз в день и будьте здоровы!
Упражнение 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 2. Не поворачивая головы: посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 -4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
Упражнение 3. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
Упражнение 4. Перенести взгляд быстро по диагонали, направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.
Упражнение 5. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.
Упражнение 6. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх - вправо, вниз - влево и в обратную сторону: вверх - влево, вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль насчет 1-6.
Упражнение 7. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 -4 вверх, на счет 1 -6 прямо; после чего аналогичным образом вниз - прямо, вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6.
Упражнение 8. В игровой комнате на оконном стекле на уровне глаз ребенка крепятся красные круглые метки диаметром 3-5 мм. За окном намечается какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдали. Ребенка ставят около метки на стекле на расстоянии 30-35 см и предлагают ему посмотреть в течение 10 с на красную метку, затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и зафиксировать взор на нем в течение 10 с. После этого поочередно пере водить взгляд то на метку, то на выбранный предмет. Продолжительность этой гимнастики 1-1,5 мин.
Упражнение 9. В центре стены помещается машина (или голубь, или бабочка). В углах под потолком стены - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную пло¬щадку. Голубь может лететь на веточку или в домик. А бабочка - на цветок. Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взгляд ребенка последовательно на каждую метку, а можно - в случайном порядке. Скорость перевода взгляда не должна быть очень большой. Пе¬реводить взгляд надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз. Воспитатель должен вести контроль за тем, чтобы дети во время выполнения упражнения не поворачивали головы.
Упражнение 10. Закройте глаза ладонями, чтобы они не пропускали свет. Моргайте «в темноте» 1 -2 минуты.
Упражнение 11. Посмотрите вверх, не поднимая головы. Затем направьте взгляд вниз, налево и направо. Повторите 4-5 раз.
Упражнение 12. Посмотрите в окно: сначала на стекло (можно приклеить на него круг из бумаги диаметром 1 см), затем сквозь стекло -вдаль. Повторите 5 раз.
Упражнение 13. Нарисуйте глазами «ВОСЬМЕРКУ». Как бы прорисовывая цифру, Водите глазами, сначала медленно (3-4 раза), затем быстро (2-3 раза).
Упражнение 14. Моргайте, не открывая глаз. "Закройте веки и моргайте в течение одной минуты. Повторите упражнение 5-6 раз.
Упражнение 15. Зажмурьте глаза, а затем широко раскроите их. Повторяйте упражнение 7-8 раз.
Упражнение 16. Наложить ладони на закрытые глаза, не касаясь их.
Согревать глаза центром ладони 30 секунд.
Упражнение 17. Погладить пальцами веки, открыть глаза и быстро поморгать.
Упражнение 18. И. п. - вытянуть правую руку прямо перед собой, кисть на себя. Смотреть на ноготь среднего пальца. Не поворачивая головы, следить за этим ногтем - рука перемещается вправо в сторону, затем - влево. Сменить pуку, все повторить по 5 раз каждой рукой медленно.
«Тренировка»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх.
Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.
«Мой веселый, звонкий мяч»
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой, Не угнаться за тобой.
Посмотреть влево- вправо.
Посмотреть вниз — вверх
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз
Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза.
«Осень»
Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!
Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).
«Листочки»
Ах, как листики летят,
Всеми красками горят
Лист кленовый, лист резной,
Разноцветный, расписной.
Шу-шу-шу, шу- шу- шу.
Как я листиком шуршу.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш листок,
Полетел над головой
Красный, желтый, золотой.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как листиком шуршу.
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат,
Будем мы сейчас гулять
И букеты собирать
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как я листиком шуршу.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
Посмотреть влево – вправо.
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.
«Елка».
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
«Волшебный сон»
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
Руки за спинку, головки назад
Руки за спинку, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим — на парту гляди.
(Вниз.)
И снова наверх – где там муха летит?
(Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.
Комплекс специальных упражнений для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4—5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3—4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1—4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.
6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх ~ налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
«На море»
(Под медленную спокойную музыку.)
1. «Горизонт»
1—4 — чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.
2. «Лодочка»
1—4 — чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5-8 – повторить движения счета 1-4 в другую сторону.
3. «Радуга»
1—4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.
4. «Солнышко»
1—8. «На море солнышко» — чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
Затем можно повторить упражнение в другую сторону.
5. «Пловец плывет к берегу»
1 —4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.
5—8 — медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.
6. «Яркое солнышко»
1-8 – зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
СОЛНЫШКО
Солнышко, солнышко!
В небе свети!
Яркие лучики нам протяни!
Руки поднять вверх, качать вправо, влево, следя глазами.
Солнечный лучик быстро скакал
И на плечо он к ребятам попал.
Вытянуть вперёд правую руку. Медленно вести указательным пальцем правой руки от кисти до плеча, следя глазами.
Весело лучик песенку пел.
Каждый себе на плечо посмотрел.
Повторить тоже с левой рукой.
Солнышко скрылось,
Ушло на покой.
Мы же на место
Встанем с тобой.
Закрыть глаза.
СНЕЖИНКИ
Закружились, завертелись
Белые снежинки.
«Фонарики»
Вверх взлетели белой стаей
Белые пушинки.
Руки вверх, следить за ними глазами
Чуть затихла злая вьюга –
Улеглись по всюду.
Опустить руки, следя глазами
Заблистали, словно жемчуг
Все дивятся чуду.
Развести руки в стороны поочерёдно, следя глазами
Заискрились, засверкали
Белые подружки.
Выполнить руками «ножницы»
Заспешили на прогулку
Дети и старушки.
Шаги на месте
ДОЖДИК
Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап!
Поднять глаза вверх, опустить вниз, следя глазами
Мы на небо посмотрели:
Капельки кап – кап запели.
Поднять руки вверх и посмотреть на них
Намочились лица,
Мы их вытирали.
Вытирать лицо руками
Туфли, посмотрите
Мокрыми стали.
Смотреть вниз
От дождя мы убежим,
Под кусточком посидим.
Присесть
СНЕГОПАД
Белых хлопьев белый пух
Плавно и спокойно
Над деревьями кружит
И над колокольней.
Медленно опустить сверху вниз левую руку, затем правую, следя глазами
Каждый дом и каждый куст
Греет, одевает.
Поочерёдно вытягивать руки вправо, влево, следя глазами.
Снеговая шубка и
Шапка снеговая.
Вытянуть руку вперёд и коснуться лба
Белых хлопьев белый пух
С неба валит валом.
Укрывая белый свет
Белым одеялом.
Поднимать и опускать руку до пояса
Чтобы слева, впереди,
Позади и справа
Указательным пальцем коснуться правого плеча
Сладко спали до весны
Дерева и травы
Закрыть глаза руками
МЕДВЕДЬ
Медведь по лесу ходит,
От дуба к дубу бродит.
Ходьба на месте, водить глазами из стороны в сторону.
Находит в дуплах мёд
И в рот себе кладёт.
Вытянуть руки вперёд и поочерёдно подносить ко рту, следя глазами
А пчёлы жалят мишку
«Не ешь наш мёд, воришка!»
Круговые движения руками, следя глазами
Бредёт лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.
Ходьба вперевалочку
Ложится, засыпает
И пчёлок вспоминает
Закрыть глаза, руки под щёку
ЛИПЫ
(все движения сопровождаются взглядом)
Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг.
Нарисовать рукой в воздухе круг
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят.
Покачать руками над головой
После дождика и гроз
Липы льют потоки слёз.
Плавно, по очереди опустить руки вниз.
Кап и кап, кап и кап.
До чего же листик слаб.
Хлопать в ладоши, описывая круг
Он умоется дождём,
Будет крепче с каждым днём.
Закрыть глаза ладонями
«Часы»
Большие часы идут: тик-так. /медленно вращать глазами влево и вправо/
Маленькие часы идут: тик-так, тик-так. /вращать быстрее/
А маленькие ручные часики идут: тик-так, тик-так, тик-так./поморгать/
Упражнение № 1 (4-8 раз выполнять перевод взгляда с пальчика на окно)
Руку правую свою
Я подальше отведу, (правую руку поднимают на уровень глаз и выпрямляют)
Пальчик кверху подниму. (поднимают палец вверх)
Я на пальчик посмотрю,
Взгляда я не отведу, (смотрят на палец)
А теперь смотрю в окно –
Высоко и далеко… (смотрят в окно)
Вновь – на пальчик (смотрят на палец)
И в окно – высоко и далеко (смотрят в окно)
Раз-два, раз-два,
Продолжается игра! (весело хлопают в ладоши)
Упражнение № 2 (4-8 раз выполнять движение пальчика к носу и обратно и слежение за ним взглядом)
Руку правую свою
Я подальше отведу. (правую руку поднимают на уровень глаз и выпрямляют)
Пальчик кверху подниму, (поднимают палец вверх)
На него смотрю-смотрю. (смотрят на палец)
Теперь к носу продвигаю – (медленно приближают палец к носу)
Наблюдаю – наблюдаю, (смотрят на палец)
А теперь веду обратно, (медленно отводят палец от носа)
Снова – к носу - (медленно приближают палец к носу)
Всё понятно… (медленно отводят палец от носа)
А теперь смотрю в окно –
Высоко и далеко… (смотрят в окно)
Раз-два, раз-два,
Продолжается игра! (весело хлопают в ладоши)
Упражнение № 3 (4-8 раз выполнять движение пальчика вправо-влево, слежение за ним взором без поворота головы)
Я ребёнок очень внимательный,
Выполняю упражнения старательно.
Руку правую свою
Я подальше отведу, (правую руку поднимают на уровень глаз и выпрямляют)
Пальчик кверху подниму, (поднимают палец вверх)
На него смотрю-смотрю. (смотрят на палец)
Палец вправо продвигаю – (медленно продвигают руку вправо, следя за пальцем )
Наблюдаю,( наблюдают глазами, не поворачивая головы и туловища)
Палец влево продвигаю (медленно продвигают руку вправо, следя за пальцем
Наблюдаю, (наблюдают глазами, не поворачивая головы и туловища)
А теперь смотрю в окно –
Высоко и далеко… (смотрят в окно)
Раз-два, раз-два,
Продолжается игра! (весело хлопают в ладоши)
Упражнение № 4 (4-8 раз зажмуривать и открывать глаза, сжимать и разжимать кулачки)
Дети спокойно сидят на стульчиках лицом к окну.
Я сижу на своём стуле,
Слушаю внимательно,
Упражнения для глаз
Выполню старательно.
Я зажмурю глаза (крепко зажмуривают глаза, сжимают ладони в кулачки)
И открою их - (открывают глаза, разжимают ладошки)
Раз - (крепко зажмуривают глаза, сжимают ладони в кулачки)
Два… (открывают глаза, разжимают ладошки)
А теперь смотрю в окно –
Высоко и далеко… (смотрят в окно)
Раз-два, раз-два,
Продолжается игра! (весело хлопают в ладоши)
Упражнение № 5 (4-8 раз моргать, затем смотреть в окно).
Дети спокойно сидят на стульчиках лицом к окну.
Теперь нужно так играть:
Быстро – быстро поморгать. (моргают 4-8 сек.)
А теперь глядим в окно –
Высоко и далеко… (смотрят в окно)
Раз-два, раз-два,
Продолжается игра! (весело хлопают в ладоши)
Упражнение № 6 (4-8 раз закрывать глаза, затем смотреть в окно).
Дети спокойно сидят на стульчиках лицом к окну.
Сейчас будем отдыхать,
Будем глазки закрывать (закрывают глаза, «мечтают» о чём-либо приятном 8-12 сек)
Нужно глазки закрывать
И немножко помечтать.
А теперь глядим в окно –
Высоко и далеко… (смотрят в окно)
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра! (хлопают в ладоши)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека гимнастики для глаз
обязательно надо укреплять глазки наших деток...
Картотека « Гимнастика для глаз»
Гимнастика для глаз для дошкольников и младших школьников....
Картотека Гимнастика для глаз
В данной картотеке представлены упражнения для профилактики зрительного утомления и близорукости, а также снятия напряжения с глаз у детей. Картотека была составлена с целью здоровьсбережения детей в ...
картотека гимнастики для глаз
Данная картатека для глаз очень поможет в работе воспитателя....
Картотека гимнастики для глаз
Картотека гимнастики для глаз....
Картотека гимнастики для глаз
Здоровье не всё, но всё без здоровья - ничто!...
картотека ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Глазки тоже устают и они должны отдохнуть...