Инновационные здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании дошкольников
статья на тему
Статья посвящена внедрению инновационных технологий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников нв музыкальных занятиях и в досуговой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_v_zdorovesberegayushchem_protsesse_dou12.docx | 23.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Инновационные здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании дошкольников.
От состояния здоровья во многом зависит благополучие общества. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности нервных процессов(сила, уравновешенность, подвижность).Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховыми рецепторами, воздействует не только на эмоциональное,но и общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Невролог, психиатр и психолог-Бехтерев Владимир Михайлович доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. Советский физиолог Петр Кузьмич Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
Основоположник «Теории и методики музыкального воспитания в детском саду» Н.Ветлугина подчеркивала, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию ,уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка - одно из средств физического развития детей.
Целью здоровье сберегающих технологий является: развитие эстетических чувств и сохранение психологического здоровья дошкольников. Задачи, которые решаются на музыкальных занятиях имеют свои оздоровительные аспекты.
-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.
-создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
-с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма( активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)
-формировать правильную осанку, гигиенические навыки. Музыкальная здоровьесберегающая деятельность в детском саду- это организованный педагогический процесс,направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаются музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты ,мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира. Улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика
Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
-укрепление физиологического дыхания детей (без речи)
-формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох-долгий выдох)
-тренировка силы вдоха и выдоха
-развитие продолжительного выдоха
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляция неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе, слишком большой вдох, учащенность дыхания, укороченность выдоха, неумение делать незаметный добор воздуха, неправильная осанка.
В певческом дыхании можно выделить 3 основных звена:1)вдох,2)сохранение вдоха на протяжении всей музыкальной фразы и 3) выдох с резонированием звука и поддержкой столба дыхания.
Артикуляционная гимнастика
Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:
-развитие певческих способностей детей
-формирование артикуляцию различных звуков
-закрепление артикуляционных укладов этих звуков в словах, слогах, фразах
-развитие музыкальной памяти, запоминание текста песен, внимание
-совершенствование дикции детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ
-обучение правильной расстановки акцентов при пропевании слов ,фраз
-совершенствование пространственного ориентирования в координатах : вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед, назад
Основная цель артикуляционной гимнастики-выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению звуков.В логопедической группе этому виду здоровьесберегающих технологий отводится особое место, так как дети отстают от сверстников и в музыкальном развитии: аритмичность, плохой мелодический слух и память, интонационная невыразительность присутствуют у этих детей Особенности речевого аппарата таких детей заключается в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов, а также зажатость плечевых мышц, что затрудняет выработку правильного певческого дыхания . Артикуляционная гимнастика в значительной мере активизирует речевой аппарат. Например:
-высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до все более отстоящей поверхности.
-покусывание языка боковыми зубами.
-круговые движения языком между зубами и щеками;
-цоканье и пощелкивание языком. Оздоровительные и фонопедические упражнения
Это упражнения для горла, интонационно-фонетические(корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох), игры со звуком. Разработки В.Емельянова и М.Ю. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортснно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.
Игровой массаж
Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому ребенку. Делая самомассаж определенной части тела, он воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что ребенок делает что-то прекрасное, развивает у него позитивное отношение к собственному телу, что очень интересно в игре. Игровой массаж по А.Уманской ,М.Картушиной, А.Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и своего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
Пальчиковые игры
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры, развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук ( подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе фольклора.
Речевые игры
Позволяют овладеть детям всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т.Боровик, Т.Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные или колористические средства. Формирование речи идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать или заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности.
Музыкотерапия - важная составляющая здоровьесберегающего процесса. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает их напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Результатами здоровьесберегающей работы являются:
-Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
-Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
-Повышение уровня речевого развития;
-Снижение уровня заболеваемости( в большей степени простудными болезнями) -Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение новых методик и технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. Автор О.П.Радынова "Музыкальные шедевры"
"Музыкальные шедевры" Автор О.П.РадыноваТехнология развития творческого слушания музыки, формирование основ музыкальной культуры у детей ...
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания дошкольников. Консультация для воспитателей.
Консультация для воспитателей....
Конспект НОД по музыкальному воспитанию в средней группе «Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников»
Конспект занятия в средней группе....
«Сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном воспитании дошкольников»
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях...
Музыкальные игры. Классификация. Роль в музыкальном воспитании дошкольников.
Краткое содержание консультации:1. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника2. Классификация игр3. Музыка и движение4. Музыкальные игры, их задачи, виды5. Примеры музыкальных игр...
Консультация для воспитателей "Сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном воспитании дошкольников"
Консультация для воспитателей...
Методическая разработка (для музыкальных руководителей) "Элементы проектирования в музыкальном воспитании дошкольников"
Конспект методического объединения музыкальных руководителей района по теме: «Элементы проектирования в музыкальном воспитании дошкольников»...