Сказкотерапия "Зайка-зазнайка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Занятие по сказкотерапии в старшей группе. Направлено на развитие у детей мимики, жестов, эмоциональных и театрализованных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия «Зайка-зазнайка»

(занятие с детьми старшей группы)

Программные задачи

1. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа.

2. Учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, интонации (хвастовство, испуг, радость и т.д.).

3. Закреплять умение передавать ритмизацией движения героев (зайка прыгает, лисичка бежит, медведь идет и т.д.).

4. Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (птица тушит пожар, отдых на солнышке и т.д.).

Эмоциональная задача

Побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний (хвастовство, пробуждение, испуг и т.д.).

Словарная работа: зайка-зазнайка, задирать нос, душа в пятки ушла.

Предварительная работа: чтение сказки «Зайка-зазнайка», ритмизация образа героя, слушание музыкальных отрывков к упражнениям на напряжение и расслабление мышц, пантомимические этюды «Хвастовство», «Пробуждение», «Испуг».

Используемые материалы: О.А.Шорохова «Играем в сказку», М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».

Ход занятия

  Педагог встречает детей под спокойную музыку, рассаживает полукругом и предлагает поиграть в игру «Назови имя соседа ласково».

  А теперь поиграем в игру «Театральная разминка».

Раз, два, три , четыре, пять –

Вы хотите поиграть?

Называется игра «Разминка театральная».

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису,

Или на волка, или на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т.д.).

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?

(жесты, мимика)

– Что такое мимика, друзья? (выражение нашего лица)

– Верно. Ну а жесты? (это движения). Все правильно. Молодцы!

Одну простую сказку,

А может, и не сказку,

А может, и героя

Хочу вам показать.

Его я помню с детства,

А может, и не с детства,

А может, и не помню,

Но буду вспоминать!

 – Ребята, посмотрите, из какой сказки пришел к нам зайка? Правильно, «Зайка-зазнайка». Вот сегодня я предлагаю вам рассказать эту сказку с помощью мимики и жестов. Но сначала скажите, почему сказка называется «Зайка-зазнайка»? (Зайка гордился тем, что он самый быстрый и выше всех прыгает). Правильно.

 – Про него говорили: «Ты самый быстрый, ты самый ловкий». Зайка только и делал, что задирал нос. Проснется утром зайка и кричит на весь лес: «Я самый быстрый, я самый ловкий».

  Воспитатель (рассказывает знакомую детям сказку «Зайка-зазнайка»; читает предложения 1 – 3). Положите свои руки на стол и пальчиками постучите, как зайка быстро бегал и высоко прыгал.

Упражнение на ритмизацию «Движение героев сказки»

  Дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем ритмизуют образ героя: легко, быстро, высоко поднимая пальцы рук – прыгает зайка.

 

Воспитатель (читает предложения 4 – 6).  В сказке говорится про зайку, что он задирал нос. Как вы понимаете это выражение? Как можно сказать по-другому? (важничал, хвастался, гордился). Как бы вы сыграли хвастливого зайку? Какое лицо было у зайки: грустное или веселое? У него голова опущена или поднята? Попробуйте похвастаться гордо, важно, как зайка: «Я самый быстрый, я самый ловкий».

Этюд «Хвастовство»

  Дети изображают радостного и хвастливого зайку: улыбка на лице, смотрит прямо перед собой, грудь выпячивает вперед (дети выполняют задание педагога).

 

Воспитатель (читает предложения 7 – 8, 9 – 10). Ребята, встанем в круг и покажем солнышко: сначала, когда оно только просыпалось, затем, как оно ярко сияет высоко в небе.

Этюд «Пробуждение»

«Вдруг лучик солнца попал в дерево. Звери закричали: «Пожар! Пожар!». Ребята, какими бы голосами вы озвучили слова лесных жителей: большого медведя и испуганной лисички-сестрички? Попробуйте испуганно прокричать низким голосом, как медведь и звонким голосом, как лисичка-сестричка: «Пожар! Пожар!».

  Дети встают в узкий круг, держатся за руки и присаживаются, изображают просыпающееся солнышко. Далее ребята расширяют круг, встают, поднимают руки, имитируя яркое солнышко высоко в небе (дети выполняют задание педагога).

 

Воспитатель (читает предложения 11 – 19). Ребята, как бы вы сыграли испуганного зайку? Какие у него глаза: широко открыты или прищурены?

  Дети. Широко открыты.

  Воспитатель. Зайка гордо и прямо стоит или весь съежился и дрожит от страха?

Пантомимический этюд «Испуг»

  Дети изображают испуг: голова откинута назад и втянута в плечи, брови вздернуты, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

  Воспитатель (читает предложения 17, 18). Если вы внимательно послушаете музыку, то вспомните что делала в сказке птица.

(Дети слушают музыкальный отрывок из Die Walkure Ride Akt 3 Р. Вагнера).

Какое настроение передает эта музыка: веселое, спокойное, напряженное или грустное? Какой темп музыки: быстрый или медленный?

  Дети. Музыка напряженная и быстрая.

  Воспитатель. Правильно. Вспомните, что могло происходить в сказке под напряженную и быструю музыку: светит солнышко или птица тушит пожар?

  Дети. Птица тушит пожар.

  Воспитатель (читает предложения 19 – 22). Ребята, давайте под музыку покажем, как птица тушила пожар. Представьте, что вы добрая, большая птица, которая хочет помочь лесным жителям.

Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

  Под отрывок Die Walkure Ride Akt 3 Р. Вагнера дети изображают птицу, тушащую пожар: набирают воздух, надувают щеки и резко выдыхают, как будто поливают водой горящее дерево. Под «Балетную сюиту» А.К. Глазунова дети встают полукругом, расслабляют мышцы губ и носа, подбородок вытягивают вперед, глаза оставляют полуоткрытыми, имитируя отдых на солнышке.

Текст сказки «Зайка-зазнайка»

  Жил-был зайка (1). У него были длинные ушки и маленький хвостик (2). Зайка быстро бегал и высоко прыгал (3). Про него говорили: «Ты самый быстрый, ты самый ловкий» (4). Зайка только и делал, что задирал нос (5). Проснется утром зайка и кричит на весь лес: «Я самый быстрый, я самый ловкий» (6).

  Однажды лесные жители грелись на солнышке (7). Было жарко (8). Вдруг лучик солнца попал в дерево (9). Звери закричали: «Пожар! Пожар!» (10). Прибежали медвежата к зайке и стали его просить: «Зайка, ты самый ловкий, ты самый быстрый (11). Побеги на речку, принеси воду, прыгни высоко, потуши пожар» (12). Прибежали лисички-сестрички к зайке и стали его просить: «Зайка ты самый ловкий, ты самый быстрый (13). Побеги на речку, принеси воду, прыгни высоко, потуши пожар» (14). Зайка так испугался, что душа в пятки ушла (15). Прижал он хвостик и спрятался за пенек (16).

  Летела большая птица (17). Увидела огонь (18). Полетела на речку, набрала в клюв воды и потушила пожар (19). Все радовались, только зайка-зазнайка грустил (20). Ему было стыдно (21). Никогда он больше не задирал нос (22).



Предварительный просмотр:

Сказкотерапия «Зайка-зазнайка»

(занятие с детьми старшей группы)

Программные задачи

1. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа.

2. Учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, интонации (хвастовство, испуг, радость и т.д.).

3. Закреплять умение передавать ритмизацией движения героев (зайка прыгает, лисичка бежит, медведь идет и т.д.).

4. Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (птица тушит пожар, отдых на солнышке и т.д.).

Эмоциональная задача

Побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний (хвастовство, пробуждение, испуг и т.д.).

Словарная работа: зайка-зазнайка, задирать нос, душа в пятки ушла.

Предварительная работа: чтение сказки «Зайка-зазнайка», ритмизация образа героя, слушание музыкальных отрывков к упражнениям на напряжение и расслабление мышц, пантомимические этюды «Хвастовство», «Пробуждение», «Испуг».

Используемые материалы: О.А.Шорохова «Играем в сказку», М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».

Ход занятия

  Педагог встречает детей под спокойную музыку, рассаживает полукругом и предлагает поиграть в игру «Назови имя соседа ласково».

  А теперь поиграем в игру «Театральная разминка».

Раз, два, три , четыре, пять –

Вы хотите поиграть?

Называется игра «Разминка театральная».

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису,

Или на волка, или на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т.д.).

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?

(жесты, мимика)

– Что такое мимика, друзья? (выражение нашего лица)

– Верно. Ну а жесты? (это движения). Все правильно. Молодцы!

Одну простую сказку,

А может, и не сказку,

А может, и героя

Хочу вам показать.

Его я помню с детства,

А может, и не с детства,

А может, и не помню,

Но буду вспоминать!

 – Ребята, посмотрите, из какой сказки пришел к нам зайка? Правильно, «Зайка-зазнайка». Вот сегодня я предлагаю вам рассказать эту сказку с помощью мимики и жестов. Но сначала скажите, почему сказка называется «Зайка-зазнайка»? (Зайка гордился тем, что он самый быстрый и выше всех прыгает). Правильно.

 – Про него говорили: «Ты самый быстрый, ты самый ловкий». Зайка только и делал, что задирал нос. Проснется утром зайка и кричит на весь лес: «Я самый быстрый, я самый ловкий».

  Воспитатель (рассказывает знакомую детям сказку «Зайка-зазнайка»; читает предложения 1 – 3). Положите свои руки на стол и пальчиками постучите, как зайка быстро бегал и высоко прыгал.

Упражнение на ритмизацию «Движение героев сказки»

  Дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем ритмизуют образ героя: легко, быстро, высоко поднимая пальцы рук – прыгает зайка.

 

Воспитатель (читает предложения 4 – 6).  В сказке говорится про зайку, что он задирал нос. Как вы понимаете это выражение? Как можно сказать по-другому? (важничал, хвастался, гордился). Как бы вы сыграли хвастливого зайку? Какое лицо было у зайки: грустное или веселое? У него голова опущена или поднята? Попробуйте похвастаться гордо, важно, как зайка: «Я самый быстрый, я самый ловкий».

Этюд «Хвастовство»

  Дети изображают радостного и хвастливого зайку: улыбка на лице, смотрит прямо перед собой, грудь выпячивает вперед (дети выполняют задание педагога).

 

Воспитатель (читает предложения 7 – 8, 9 – 10). Ребята, встанем в круг и покажем солнышко: сначала, когда оно только просыпалось, затем, как оно ярко сияет высоко в небе.

Этюд «Пробуждение»

«Вдруг лучик солнца попал в дерево. Звери закричали: «Пожар! Пожар!». Ребята, какими бы голосами вы озвучили слова лесных жителей: большого медведя и испуганной лисички-сестрички? Попробуйте испуганно прокричать низким голосом, как медведь и звонким голосом, как лисичка-сестричка: «Пожар! Пожар!».

  Дети встают в узкий круг, держатся за руки и присаживаются, изображают просыпающееся солнышко. Далее ребята расширяют круг, встают, поднимают руки, имитируя яркое солнышко высоко в небе (дети выполняют задание педагога).

 

Воспитатель (читает предложения 11 – 19). Ребята, как бы вы сыграли испуганного зайку? Какие у него глаза: широко открыты или прищурены?

  Дети. Широко открыты.

  Воспитатель. Зайка гордо и прямо стоит или весь съежился и дрожит от страха?

Пантомимический этюд «Испуг»

  Дети изображают испуг: голова откинута назад и втянута в плечи, брови вздернуты, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

  Воспитатель (читает предложения 17, 18). Если вы внимательно послушаете музыку, то вспомните что делала в сказке птица.

(Дети слушают музыкальный отрывок из Die Walkure Ride Akt 3 Р. Вагнера).

Какое настроение передает эта музыка: веселое, спокойное, напряженное или грустное? Какой темп музыки: быстрый или медленный?

  Дети. Музыка напряженная и быстрая.

  Воспитатель. Правильно. Вспомните, что могло происходить в сказке под напряженную и быструю музыку: светит солнышко или птица тушит пожар?

  Дети. Птица тушит пожар.

  Воспитатель (читает предложения 19 – 22). Ребята, давайте под музыку покажем, как птица тушила пожар. Представьте, что вы добрая, большая птица, которая хочет помочь лесным жителям.

Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

  Под отрывок Die Walkure Ride Akt 3 Р. Вагнера дети изображают птицу, тушащую пожар: набирают воздух, надувают щеки и резко выдыхают, как будто поливают водой горящее дерево. Под «Балетную сюиту» А.К. Глазунова дети встают полукругом, расслабляют мышцы губ и носа, подбородок вытягивают вперед, глаза оставляют полуоткрытыми, имитируя отдых на солнышке.

Текст сказки «Зайка-зазнайка»

  Жил-был зайка (1). У него были длинные ушки и маленький хвостик (2). Зайка быстро бегал и высоко прыгал (3). Про него говорили: «Ты самый быстрый, ты самый ловкий» (4). Зайка только и делал, что задирал нос (5). Проснется утром зайка и кричит на весь лес: «Я самый быстрый, я самый ловкий» (6).

  Однажды лесные жители грелись на солнышке (7). Было жарко (8). Вдруг лучик солнца попал в дерево (9). Звери закричали: «Пожар! Пожар!» (10). Прибежали медвежата к зайке и стали его просить: «Зайка, ты самый ловкий, ты самый быстрый (11). Побеги на речку, принеси воду, прыгни высоко, потуши пожар» (12). Прибежали лисички-сестрички к зайке и стали его просить: «Зайка ты самый ловкий, ты самый быстрый (13). Побеги на речку, принеси воду, прыгни высоко, потуши пожар» (14). Зайка так испугался, что душа в пятки ушла (15). Прижал он хвостик и спрятался за пенек (16).

  Летела большая птица (17). Увидела огонь (18). Полетела на речку, набрала в клюв воды и потушила пожар (19). Все радовались, только зайка-зазнайка грустил (20). Ему было стыдно (21). Никогда он больше не задирал нос (22).