Консультация для воспитателей «Физминутки нам нужны, для детей они важны» (Материал представлен на педагогическом совете ДОУ)
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Физминутки нам нужны, для детей они важны»
Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Она необходима и важна, это - “минутка” активного и здорового отдыха.
Физминутка – это весело, интересно и полезно!
По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения.
Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.
Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка!
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.
В детском саду на занятиях проводится физминутки с целью эмоциональной разрядки, развития мышечной активности, коррекции недостатков речи, предупреждения переутомления, физминутки включаются в середине занятий и проводятся 1,5 – 2 мин.
Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут, физминутки включаются в середине занятий и проводятся 1,5 – 2 мин.
Требования:
- должны быть простыми, удобными,
- должны включать движения вовлекающие все группы мышц,
- должны быть интенсивными,
- должны быть связаны с темой и содержанием занятия,
- движения и тексты должны быть доступными.
Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
Гимнастика для глаз.
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические средства, без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.
К сожалению, пока еще внедрение ЭОР в дошкольные учреждения оставляет желать лучшего, поэтому чаще всего мы педагоги самостоятельно изготавливаем различные зрительные таблицы и используем их в работе.
Старшие дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Но младшим детям намного интереснее, если упражнения будут сопровождаться стихотворным текстом.
Танцевальные физкультминутки.
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен и мультфильмов. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов
Физкультурно-спортивные физкультминутки.
В нашем учреждении с детьми проводится оздоровительная гимнастика. Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
Пальчиковая гимнастика.
Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд.
Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем крепче они их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? Лучшей физминуткой в школе раннего развития является пальчиковая гимнастика в стихах, которую дети выполняют с большим удовольствием.
Релаксационные упражнения.
Релаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц.
Детей необходимо научить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.
Различных физминуток множество. В наше время их можно найти и в книгах, в интернете. Но выбор самой эффективной, подходящей вашим детям физминутки зависит от того, каким видом деятельности вы занимаетесь с дошкольниками. Все педагоги согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физкультурной минутки дети нуждаются больше всего!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми, позволяют оказывать существенное влияние на качество дошкольного обучения.
Методы и приемы здоровьесберегающих технологий помогают детям чтобы они хорошо учились, чтобы год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар!
И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Физминутки нам нужны, для детей они важны"
Информация для чего нужны физминутки....
«ФИЗМИНУТКИ НАМ НУЖНЫ, ДЛЯ ДЕТЕЙ ОНИ ВАЖНЫ!»
Консультация для воспитателей по теме:«ФИЗМИНУТКИ НАМ НУЖНЫ, ДЛЯ ДЕТЕЙ ОНИ ВАЖНЫ!» По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большог...
"Физминутки нам нужны - для детей они важны!"
Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста.Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, ул...
Консультация для воспитателей "Гимнастика пробуждения после сна" (Материал представлен на педагогическом совете ДОУ)
Игры бодрящей гимнастики после сна...
ФИЗМИНУТКИ НАМ НУЖНЫ, ДЛЯ ДЕТЕЙ ОНИ ВАЖНЫ!
Физкультминутки на занятиях представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления воспитанников, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию вним...
ФИЗМИНУТКИ НАМ НУЖНЫ, ДЛЯ ДЕТЕЙ ОНИ ВАЖНЫ!
Эта статья поможет воспитателям ДОУ понять значение физкультурных минуток для дошкольников, составить картотеки по предложенной классификации....
Физминутки нам нужны - для детей они важны!
Консультация для воспитателей...