Артикуляционная гимнастика
картотека на тему
Предварительный просмотр:
Статические упражнения
для развития отдельных компонентов
артикуляционного и моторного праксиса.
Тянем губы мы к ушам, Улыбнемся малышам. Тянем губы прямо к ушкам. И сердиться нам не нужно.
Из зубов заборчик строй – Ровный, белый, некосой. Губки широко открой, Чтоб заборчик видеть свой.
Язычок наш как лопатка – Очень ровный, очень гладкий. А такой лопаткой И копать приятно.
Я послушный язычок Превращаю в желобок. Узкий, узкий желобок. По нему ручей течет.
Мы чаек горячий Будем пить на даче. Чашечку мы держим Крепче, крепче, крепче.
Вырос гриб большой в лесу, В садик гриб я принесу. 1, 2, 3, 4, 5 – Гриб мне надо удержать.
Горка длинная у нас! Мы прокатимся сейчас. Ты на горке удержись, Плавно, медленно катись.
Я иголку острую Для шитья готовлю. Крепко я её держу, Никого не уколю. | Губы в улыбке, зубы не видны. Все пальцы, кроме больших, рук сцеплены, локти отведены с усилием в стороны. Верхние и нижние зубы обнажены; губы растянуты в улыбке. Правая рука лежит на левой, так чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая – сверху ладонью вверх. Язык лежит на нижней губе, кончик – узкий, а боковые края загнуты в желобок. Ладони соединены – от кистей до кончиков мизинцев. Рот широко открыт; передний и боковой край широкого языка подняты, но не касаются зубов. Локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая – «лежит» на кулаке («чашечка»). Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка. Одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая – «лежит» на кулаке («шляпка»). Рот открыт; кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), кисть второй «лежит» на первой, а пальцы касаются стола («горка»). Рот приоткрыт; узкий напряженный язык выдвинут вперед, губы не касается. Ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), пальцы другой собраны в «пучок» и «воткнуты» в другую руку. | |
9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | «Трубочка» «Хоботок» «Птенчики» «Трубочка для языка». «Стрелочка», «Жало» «Бублик», «Рупор» «Кролик» | Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Вытягивание сомкнутых губ вперед. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. Рот открыт, боковые края языка загнуты вверх. Рот приоткрыт; узкий напряженный язык выдвинут вперед. Зубы сомкнуты; губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Зубы сомкнуты; верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. |
Динамические упражнения
для развития отдельных компонентов
артикуляционного и моторного праксиса.
1. «Вкусное варенье» Мы сегодня ели Вкусное варенье. А теперь по кругу Мы оближем губы. 2. «Качели» Эх, раз! Еще раз! Мы качаемся сейчас. Вверх, вниз мы летим, Тормозить мы не хотим. 3. «Гармошка» На гармошке мы играем, Рот пошире открываем, Челюсть вверх, челюсть вниз, Ты, смотри, не ошибись. 4. «Лошадка» Скачем, скачем на лошадке. Очень чокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает. 5. «Непослушный язычок» Провинился язычок, Ничего сказать не смог. Мы его похлопаем, Губками пошлепаем. 6. «Барабан» В барабан мы бьем Нашим язычком. Громкий, громкий звук, Слышен звонкий стук. 7. «Чищу зубы» Чищу зубы чисто, чисто С снаружи, и внутри; Я хочу, чтобы всегда Были белые они. 8. «Часики» Мой веселый язычок Словно маятник часов: Вправо – влево, вправо – влево Он всегда ходить готов. | Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком), затем в левую. Рот открыт; напряженным языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам. Руки, ладонями вниз, не касаясь стола, производят те же движения. Язык «присасывается» к небу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка. Руки сжаты в «замок», кисти то отводятся в стороны, разжимая «замок», то возвращаются в исходное положение. Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Широкий язык «лежит» на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя); ладони рук ударяют по столу. Язык ударяется по верхней стороне (д – д - д). Пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка. Языком проводим сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней. Ладонь правой руки проводит сначала по внешней, затем по внутренней поверхности левой руки. Рот приоткрыт; губы растянуты в улыбке; узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта, под счет педагога. Руки ладонями вниз, не касаясь стола, «качаются» то вправо, то влево. |
9. 10. 11. 12. 13. | «Змейка» «Футбол», «Спрячь конфетку» «Катушка» «Маляр» «Оближем губки» | Рот широко открыт; узкий язык сильно вытянуть вперед и убрать в глубь рта. Рот закрыт; напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. Рот открыт; кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Рот открыт; широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого неба. Рот приоткрыт; облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. |
Статико - динамические упражнения
для развития отдельных компонентов
артикуляционного праксиса.
(Основаны на синхронных и асинхронных движениях рук и
органов артикуляции)
1. «Улыбка - трубочка» Тянем губы мы к ушам, Улыбнемся малышам. А теперь сужаем губы, Словно дуем, дуем в трубы. 2. «Заборчик – улыбка - трубочка» Из зубов заборчик строй, Губы широко открой. А теперь смыкаем зубы Будем в трубу дуть стараться. 3. «Часики - качели» Вправо, влево язычок, Словно маятник часов. Вверх – вниз, вверх – вниз, На качелях удержись. 4. «Чашечка» Крепче «чашечку» держи! Язычок не урони! А руками помоги, Чай все время подноси. 5. «Иголочка» Я иголкой острой шью, Никого не уколю. Я иголочку втыкаю, Ей руками помогаю. 6. «Горка» Язычок мы горочкой Строим потихонечку. Ну, а руки не держи, Весело ее кати. 7. «Грибок» Язычком грибок держу, Ни за что не положу! А руками соберу Грибочков много я в лесу. | Губы то в улыбочке, то трубочкой. Все пальцы рук, кроме больших, сцеплены, локти с усилием отведены в стороны; «трубочка» - кисти рук соединяются, образуя из ладоней «круг» Губы в улыбке, верхний ряд зубов прикасается к нижним; затем зубы смыкаются - «улыбка - трубочка». «Заборчик» - правая рука лежит на левой. Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, затем вверх, вниз. Руки ладонями вниз, не касаясь стола, также раскачиваются вправо, влево, вверх, вниз. Язычок выполняет движение «чашечка»; ладони в форме «чашечек» попеременно подносятся ко рту. Язычок выполняет движение «иголочка»; левая рука лежит на столе, а пальцы правой сжаты в «пучок» и имитируют движение иголки. Язычок выполняет движение «горка»;правая рука в форме «горки» упирается в стол, а левая, сжата я в кулак, имитирует катание с горки. Язычок выполняет движение «грибок»; руки попеременно строят «грибок» на столе. |
Литература: Дошкольное воспитание
6/2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...