Физкультминутка в детском саду
статья (старшая группа) на тему

Скороход Анна Федоровна

Физкультминутка в детском саду

     Физкультминутка - что это? Значение физкультминутки для здоровья детей. Для ребёнка вся жизнь протекает в игре. В игре он учится, в процессе игры мы его воспитываем и развиваем. Что же это такое - Физкультминутки для дошкольников? Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки.

 

Яблоня в моем саду

 Гнется низко на ветру.

 Наклонилась вправо,

 влево – Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперед их протянула.

 А как стихнет ветерок,

 Моя яблонька заснет

 

    Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).  

   Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей. Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин.

   Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния. Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова.

    Важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему. Снять напряжение, активизировать внимание детей Позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии.

 Можно выделить следующие виды физкультминуток:

• Упражнения для снятия общего и локального утомления;

 • Упражнения для кистей рук;

 • Гимнастика для глаз;

 • Упражнения, корректирующие осанку;

 • Дыхательная гимнастика.

 • Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.

1.     Упражнения для снятия общего или локального утомления

 

На реке живет енот,

Чешет лапкой он живот.

 Своим хвостиком виляет,

 Кверху лапки поднимает

. Шустро он по кочкам скачет

 И запас под корень прячет.

 Он среди воды живет,

Добродушный наш енот

 

 

 Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, во время физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей).

 

 Неуклюжий шел пингвин

Посреди холодных льдин.

 И по ледяной дорожке

Прыгал он на правой ножке.

 А теперь подскок на левой

И присел, согнув колени.

Встал, присел – И пять прыжков:

 Очень климат уж суров!

 

 

2.     Упражнения для кистей рук

Так проворны наши руки–

Нет им времени для скуки.

 Руки вверх, вперед, назад –

С ними можно полетать

 

 

 При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка - дошкольника еще недостаточно развиты.

 

3.     Гимнастика для глаз

Тихо в воздухе кружит.

 Он все ниже, ниже, ниже,

Все к земле он ближе, ближе.

Только дунет ветерок –

Лист поднимется с дорог.

Будет дуть осенний ветер,

Будет лист кружить на свете

 

 

 

 15 движений глазами справа-налево, затем слева-направо.

 

 Воробьишка потянулся,

 Распрямился, встрепенулся.

 Головой кивнул три раза,

 Подмигнул нам черным глазом,

Лапки в стороны развел

И по жердочке пошел.

Прогулялся и присел,

 Свою песенку запел:

 Чик-чирик-чирик-чирик

 

4.     Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанки

Нарушение осанки у дошкольников влечет за собой нарушение здоровья. Причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни дошкольника:

 • гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений.

• несоответствие размеров мебели росту ребёнка,

 • недостаточное освещение.

 Простые упражнения окажут благотворное воздействие на весь организм:

 

1. «Колка дров». И. п.: ноги на ширине плеч, руки в замок за голову. Резкий наклон туловища вперед сопровождается шумным выдохом.

 

2.«Обезьянки» - прыжки на двух ногах.

 Мы сегодня обезьянки,

 По-английски – просто манки.

 Покривляемся немножко

 И похлопаем в ладошки.

Головой кивнем друг другу

 И опять бежим по кругу

 

3. «Часы» - наклоны туловища вправо – лево и др.

 

 Тик да тик – часы стучат,

Целый день вперед спешат.

 Три часа на них сейчас,

 А потом и шесть как раз.

 Снова тикают часы –

Девять раз пробьют они.

 У часов тяжелый труд:

 Всё они идут, идут…

 

5.     Дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

 

Я с утра сегодня встал,

 С полки шар воздушный взял.

 Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

 Я все дую – шар все толще,

 Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок

 

 

1.Чудо – ветер. Дети делают вдох и дуют на ленточку, пушок и т. д.. Дует, дует ветерок, Полетит сейчас пушок.

 

 2.Ныряние. задержка дыхания.

 

6.     Использование музыки и танца для физкультминуток

 

С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Танцы полезны, потому что:

 • укрепляют сердечно-сосудистую систему,

 • поддерживают мышцы в тонусе,

 • развивают дыхательную систему.

 

Танцевальные движения делают тело легким, подвижным, выносливым, значительно улучшится координация движений и равновесие. Введение в структуру занятий физкультминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultminutka.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида № 23 « Дельфиненок»

«Физкультминутка в детском саду»

Воспитатель:

Скороход Анна Федоровна

г. Подольск

2017

Физкультминутка в детском саду

     Физкультминутка - что это? Значение физкультминутки для здоровья детей. Для ребёнка вся жизнь протекает в игре. В игре он учится, в процессе игры мы его воспитываем и развиваем. Что же это такое - Физкультминутки для дошкольников? Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки.

 

Яблоня в моем саду

 Гнется низко на ветру.

 Наклонилась вправо,

 влево – Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперед их протянула.

 А как стихнет ветерок,

 Моя яблонька заснет

    Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).  

   Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей. Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин.

   Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния. Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова.

    Важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему. Снять напряжение, активизировать внимание детей Позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии.

 Можно выделить следующие виды физкультминуток:

• Упражнения для снятия общего и локального утомления;

 • Упражнения для кистей рук;

 • Гимнастика для глаз;

 • Упражнения, корректирующие осанку;

 • Дыхательная гимнастика.

 • Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.

  1. Упражнения для снятия общего или локального утомления

На реке живет енот,

Чешет лапкой он живот.

 Своим хвостиком виляет,

 Кверху лапки поднимает

. Шустро он по кочкам скачет

 И запас под корень прячет.

 Он среди воды живет,

Добродушный наш енот

 Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, во время физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей).

 Неуклюжий шел пингвин

Посреди холодных льдин.

 И по ледяной дорожке

Прыгал он на правой ножке.

 А теперь подскок на левой

И присел, согнув колени.

Встал, присел – И пять прыжков:

 Очень климат уж суров!

  1. Упражнения для кистей рук

Так проворны наши руки–

Нет им времени для скуки.

 Руки вверх, вперед, назад –

С ними можно полетать

 При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка - дошкольника еще недостаточно развиты.

  1. Гимнастика для глаз 

Тихо в воздухе кружит.

 Он все ниже, ниже, ниже,

Все к земле он ближе, ближе.

Только дунет ветерок –

Лист поднимется с дорог.

Будет дуть осенний ветер,

Будет лист кружить на свете

 

 15 движений глазами справа-налево, затем слева-направо.

 Воробьишка потянулся,

 Распрямился, встрепенулся.

 Головой кивнул три раза,

 Подмигнул нам черным глазом,

Лапки в стороны развел

И по жердочке пошел.

Прогулялся и присел,

 Свою песенку запел:

 Чик-чирик-чирик-чирик

  1. Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанки

Нарушение осанки у дошкольников влечет за собой нарушение здоровья. Причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни дошкольника:

 • гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений.

• несоответствие размеров мебели росту ребёнка,

 • недостаточное освещение.

 Простые упражнения окажут благотворное воздействие на весь организм:

1. «Колка дров». И. п.: ноги на ширине плеч, руки в замок за голову. Резкий наклон туловища вперед сопровождается шумным выдохом.

2.«Обезьянки» - прыжки на двух ногах.

 Мы сегодня обезьянки,

 По-английски – просто манки.

 Покривляемся немножко

 И похлопаем в ладошки.

Головой кивнем друг другу

 И опять бежим по кругу

3. «Часы» - наклоны туловища вправо – лево и др.

 Тик да тик – часы стучат,

Целый день вперед спешат.

 Три часа на них сейчас,

 А потом и шесть как раз.

 Снова тикают часы –

Девять раз пробьют они.

 У часов тяжелый труд:

 Всё они идут, идут…

  1. Дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

Я с утра сегодня встал,

 С полки шар воздушный взял.

 Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

 Я все дую – шар все толще,

 Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок

1.Чудо – ветер. Дети делают вдох и дуют на ленточку, пушок и т. д.. Дует, дует ветерок, Полетит сейчас пушок.

 2.Ныряние. задержка дыхания.

  1. Использование музыки и танца для физкультминуток 

С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Танцы полезны, потому что:

 • укрепляют сердечно-сосудистую систему,

 • поддерживают мышцы в тонусе,

 • развивают дыхательную систему.

Танцевальные движения делают тело легким, подвижным, выносливым, значительно улучшится координация движений и равновесие. Введение в структуру занятий физкультминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физминутки (физкультминутки) в детском саду

Физминутки" (физкультминутки) находятся различные упражнения основанные на зрительно-поисковых стимулах, применяемые на конкретных занятиях для переключения внимания детей, развития общей координации ...

Логоритмические и фонетические физкультминутки в детском саду и дома.

Логоритмические и фонетические физкультминутки в детском саду и дома. Пособие для родителей....

Физкультминутки в детском саду.

Что такое физкультминутка ?Значение физкультминутки для здоровья детей.Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в ...

Физкультминутки в детском саду

Физкультминутки и " пальчиковые игры" для детей дошкольного возраста....

Физкультминутки в детском саду

Насколько важны и необходимы физкультминутки во время занятий  в детском саду....

Физкультминутки в детском саду

Перспективное планирование с учетом тематических недель...

Физкультминутки в детском саду

Этот материал будет полезен учителям -логопедам для использования его на образовательной деятельности для смены видов деятельности и также воспитателям всех групп детского сада....