Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды
консультация на тему

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и

ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно,

что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во

многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон

данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей

культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание

ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и

природной среды. Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа

сохранилась везде на нашей планете: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке – где мы

плаваем: в городе – где мы живём. Мы должны заботиться и о себе, своём здоровье,

окружающих людях, чистоте воздуха и воды.

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть

сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть

с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами

отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и

ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего

возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером

демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение

будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально,

духовно.

Есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет,

что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.

В настоящее время в педагогике возникло особое направление: “педагогика

оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка,

здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления: сформировать у

дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения

элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих

технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности:

физические упражнения;

физкультминутки и паузы;

эмоциональные разрядки;

гимнастика (оздоровительная после сна);

пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

лечебная физкультура;

подвижные и спортивные игры;

массаж;

самомассаж;

психогимнастика;

сухой бассейн и др.

Ежедневно в своей работе с детьми используйте такую форму, как пальчиковые игры.

Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения

работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев

рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. В группах

создайте картотеку стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой

моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используйте

пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в

утренний отрезок времени, в играх старайтесь выполнять упражнения с предметами:

прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками

и т.д. Например: “Узловка” (пальчиковая игра). Берём верёвку диаметром 4-6 мм и

завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает

узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье на канате), и так движется дальше (со

словами):

Лезет, лезет альпинист –

В этом деле он артист.

По скале и по верёвке

Он наверх залезет ловко!

Для укрепления зрения используйте следующие моменты: зрительные паузы, в любое

время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

Коррекционные физминутки – для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т.к.

необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием

воображения, фантазии. (“Жук”, “Прогулка в зимнем лесу”, “Самолёт”, “Ладошки”,

“Цветы”). Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях.

Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях

глаза. Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной

зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания

картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите

несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение.

Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную

активность в течение дня.

Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это

тепло, оптимизм, радость.

Синий, голубой, зелёный – действуют успокаивающе. Это общение, надежда,

вдохновение.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая

обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий,

игр. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены

задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)

Чаще используйте минутки покоя:

- посидим молча с закрытыми глазами;

- посидим и полюбуемся на горящую свечу;

- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

- помечтаем под эту прекрасную музыку.

Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от

простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые

точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек

повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка

надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз

против часовой стрелки. В группе есть картотека схем этих точек, а также детей знакомим

с лечебными точками на утренней гимнастике и на занятиях. Массаж делайте 1-2 раза в

день.

Ежедневно проводите закаливание. Мы знаем, что закалённый человек быстро и без

малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры

воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к

влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности

адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других

заболеваний.

Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно используйте

“Гимнастику маленьких волшебников”. Дети здесь не просто “работают” - они играют,

лепят, мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви. Делая

массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребёнок воздействует на весь

организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то

прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к

собственному телу. Эту гимнастику дети могут выполнят в любое свободное время от

занятий.

Наши дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много:

систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.

В течение дня изыскивайте минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя

следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать,

открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития

и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет

детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия

действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к

окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Используйте мелодии на

занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна. Так, прослушав запись

“Колыбельной мелодии”, дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают.

Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты

расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений

заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Для этого мы

широко используем кассету “Волшебство природы”.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

Регулярные прогулки на свежем воздухе;

Экскурсии;

Походы;

Солнечные и воздушные ванны;

Водные процедуры;

Фитотерапия;

Аромотерапия;

Витаминотерапия

Закаливание

Бассейн и др.

Г.А. Сперанский писал: “День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его

здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не

менее 3-х часов. С детьми старались как можно больше находиться на свежем воздухе.

Через экскурсии в лес, прогулки, походы, занятия на свежем воздухе, развлечения

дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботятся о своём

здоровье. В лесу дети получали солнечные и воздушные ванны, что благотворно

действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает

сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Естественные ароматы леса

благотворно влияют на ребёнка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети

узнают о пользе чистого воздуха, о лечебных травах, цветах, о пользе деревьев.

Рассуждают: можно ли жечь мусор? Откуда появился плохой воздух?

Большой оздоровительный эффект имеет “Аромотерапия” - процесс дыхания

ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи

сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу

сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя – очищает

пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы,

сосны, кедра, можжевельника родители приносят из леса, и сами ставят в приёмной,

спальне для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).

Еженедельно в группе, в спальне сжигайте небольшое количество кусочков древесины,

коры. Этим мы уничтожаем вирусы и микробы. Перед приходом детей в детский сад

опрыскивайте группу маслом ромашки, герани, что действует на детей успокаивающе.

Предлагайте детям вдыхать кедровое, лимонное, камфорное масло – организм

стимулируется этими ароматами. Заведите в группе “Волшебный колодец”. Родители

принесут: свежую ягоду, морковь, яблоки. Всё это рассмотреть, определить на запах, на

вкус. Объяснить, что всё это полезно для здоровья человека и заменить “конфетку” на

стакан ягодного напитка, на морковный сок, на ягоду.

В течение дня дети получают удовольствие от ягод смородины, от напитка из плодов

шиповника, клюквы, облепихи, брусники. Оздоровительные силы природы

активизируют биологические процессы в организме ребёнка, повышают общую

работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процессы утомления.

Вместе с родителями создайте в группе “Уголок здоровья”. Расположите в нём: осиновые

плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия), кора, бусы, чётки, бумага,

схемы для выражения эмоций, массажеры, схемы для точечного массажа и т.д. Все эти

предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь

этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.

- Цветные камушки, листочки – приготовлены для удовольствия, радости, тепла.

- Губки, бумага – для снятия стресса.

- Шарики, массажеры – для развития мелкой моторики и т.д.

В уголке здоровья поместите книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы. Рассматривая

их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.

Оформите дидактические игры:

“Структура человеческого тела”

“Спорт – это здоровье”

“Чистим зубы правильно”

“Бережём уши” и т.д.

Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят

культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.

Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют

развитие адаптивных свойств организма:

личная гигиена;

проветривание;

влажная уборка;

режим питания;

сон;

правильное мытьё рук;

обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;

обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах,

ожогах и т.д.

ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

Все навыки, умения, привычки закрепляйте и используйте в работе с детьми в

валеологических и экологических проектах.

Работа по проектам: “Начни с зарядки”, “Чистые руки”, “Гигиена приёма пищи”, “Для

чего мы чистим зубы”, “Охрана здоровья”, “Если хочешь быть здоров – закаляйся”,

“Страна здоровья” - организует деятельность детей, направляет на развитие и

совершенствование умений, навыков. Дети, составляя проекты, закрепят правила личной

гигиены, культуры поведения. Проекты: “Вдыхай бодрящий аромат”, “Мой дом – мой

друг”, стимулируют детей к здоровому образу жизни, формируют активное отношение к

окружающему миру, сопереживания и сопричастности к нему. Участие детей в

выполнении проектов, способствует установлению активной позиции, в самосоздании

экологически здоровой среды, а также к здоровому образу жизни. Выполняя проекты,

дети делают маленькие шаги к культуре здоровья, приобретают навыки

здоровьетворческой деятельности. В ходе реализации проектов дети придумывают

эмблемы, выбирают цели проектов, находят с родителями книги, иллюстрации,

пословицы, загадки, выполняют интересные рисунки. Этот материал оформите в “уголке

здоровья”, в “книжках – раскладушках”, используйте в дидактических играх, на

непосредственно образовательной деятельности. НОД познавательного цикла о здоровье

стройте с учётом потребностей детей в саморазвитии, в сотрудничестве, в подражании, в

приобретении опыта:

На НОД “Правила поведения на воде” и “Воздух и здоровье” - даём понятия об

использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить и заботиться об

окружающей среде, о своём здоровье.

На НОД “Для чего мы чистим зубы” и “Гигиена приёма пищи” - дети приобщаются к

культуре поведения, личной гигиене.

На НОД “Земная аптека” дети познакомятся с лекарственными растениями близкого

окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них

не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку,

одуванчик, крапиву и рассказывают, как лечились этими растениями. Лекарственные

растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные и птицы. Знания

детей, полученные на познавательных занятиях, используйте в играх, дома при лечении

собственных недомоганий. Дети получат достаточно знаний, многому научатся в

дальнейшем, и будут опираться на свой опыт.

Мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, поэтому создайте в группе

“Фитомодели” из комнатных растений, которые станут не только украшением интерьера,

но и помощниками в оздоровлении детей. Все растения подбирайте с учётом

благотворительного влияния на самочувствие и здоровье детей.

На НОД и в свободное время расскажите детям о пользе комнатных растений, приучайте

ухаживать за растениями. Расскажите детям, что растения подавляют жизнедеятельность

опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения

озонируют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья,

излечивает многие заболевания.

Поможет в работе по воспитанию здорового образа жизни специальный альбом: “Я, и моё

здоровье”, в который записываются антропометрические данные, обводятся кисти руки,

стопы детей. Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время

закаливания и т.д., рисунки: “Что я люблю больше всего?”, “Я на прогулке”, “Город и я”,

“Моё настроение”. Записываются воспитателями и родителями впечатления об

интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье.

Пусть родители выполняют задание вместе с детьми. Помогая своим детям, родители тем

самым развивают у них познавательную активность, показывают свою

заинтересованность. Дети очень любят, когда мама, папа помогают ему подготовить что-

то по поручению воспитателя. На родительских собраниях, групповых и индивидуальных

консультациях учите оценивать здоровье ребёнка. Вместе составьте памятки здоровья

(“паспорт здоровья”). Родителям предложите картотеки различных гимнастик,

упражнений для занятий дома, литературу, брошюры, консультации.

Для родителей оформите в “Уголке здоровья” рекомендации, советы:

папки – передвижки;

приглашайте на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий,

прогулок и т.д.;

проводите анкетирования.

Все эти приёмы позволят вам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить

заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас одна цель –

воспитывать здоровых детей.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, ...

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды.

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды.В настоящее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей, появляется всё больше детей с частыми простудными за...

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды

Перспективное планирование по методической теме "Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды" в средней группе...

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды

Консультация для воспитателей о здоровьесберегающей технологии....

Консультация для педагогов" Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды"

Цель:  Повышение и развитие профессиональных знаний по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни через создание развивающей средыНормой жизни и поведения каждого человека должно быть соз...