Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды
консультация на тему
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и
ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно,
что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во
многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон
данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей
культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание
ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и
природной среды. Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа
сохранилась везде на нашей планете: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке – где мы
плаваем: в городе – где мы живём. Мы должны заботиться и о себе, своём здоровье,
окружающих людях, чистоте воздуха и воды.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть
сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть
с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами
отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и
ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего
возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером
демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение
будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально,
духовно.
Есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет,
что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: “педагогика
оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка,
здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления: сформировать у
дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения
элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих
технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:
1. Средства двигательной направленности:
физические упражнения;
физкультминутки и паузы;
эмоциональные разрядки;
гимнастика (оздоровительная после сна);
пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
лечебная физкультура;
подвижные и спортивные игры;
массаж;
самомассаж;
психогимнастика;
сухой бассейн и др.
Ежедневно в своей работе с детьми используйте такую форму, как пальчиковые игры.
Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения
работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев
рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. В группах
создайте картотеку стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой
моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используйте
пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в
утренний отрезок времени, в играх старайтесь выполнять упражнения с предметами:
прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками
и т.д. Например: “Узловка” (пальчиковая игра). Берём верёвку диаметром 4-6 мм и
завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает
узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье на канате), и так движется дальше (со
словами):
Лезет, лезет альпинист –
В этом деле он артист.
По скале и по верёвке
Он наверх залезет ловко!
Для укрепления зрения используйте следующие моменты: зрительные паузы, в любое
время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.
Коррекционные физминутки – для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т.к.
необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием
воображения, фантазии. (“Жук”, “Прогулка в зимнем лесу”, “Самолёт”, “Ладошки”,
“Цветы”). Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях.
Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях
глаза. Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной
зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания
картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите
несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение.
Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную
активность в течение дня.
Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это
тепло, оптимизм, радость.
Синий, голубой, зелёный – действуют успокаивающе. Это общение, надежда,
вдохновение.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая
обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий,
игр. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены
задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)
Чаще используйте минутки покоя:
- посидим молча с закрытыми глазами;
- посидим и полюбуемся на горящую свечу;
- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
- помечтаем под эту прекрасную музыку.
Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от
простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые
точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек
повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка
надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз
против часовой стрелки. В группе есть картотека схем этих точек, а также детей знакомим
с лечебными точками на утренней гимнастике и на занятиях. Массаж делайте 1-2 раза в
день.
Ежедневно проводите закаливание. Мы знаем, что закалённый человек быстро и без
малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры
воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к
влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности
адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других
заболеваний.
Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно используйте
“Гимнастику маленьких волшебников”. Дети здесь не просто “работают” - они играют,
лепят, мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви. Делая
массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребёнок воздействует на весь
организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то
прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к
собственному телу. Эту гимнастику дети могут выполнят в любое свободное время от
занятий.
Наши дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много:
систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.
В течение дня изыскивайте минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя
следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать,
открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития
и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет
детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия
действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к
окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Используйте мелодии на
занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна. Так, прослушав запись
“Колыбельной мелодии”, дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают.
Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты
расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений
заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Для этого мы
широко используем кассету “Волшебство природы”.
Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:
Регулярные прогулки на свежем воздухе;
Экскурсии;
Походы;
Солнечные и воздушные ванны;
Водные процедуры;
Фитотерапия;
Аромотерапия;
Витаминотерапия
Закаливание
Бассейн и др.
Г.А. Сперанский писал: “День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его
здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не
менее 3-х часов. С детьми старались как можно больше находиться на свежем воздухе.
Через экскурсии в лес, прогулки, походы, занятия на свежем воздухе, развлечения
дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботятся о своём
здоровье. В лесу дети получали солнечные и воздушные ванны, что благотворно
действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает
сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Естественные ароматы леса
благотворно влияют на ребёнка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети
узнают о пользе чистого воздуха, о лечебных травах, цветах, о пользе деревьев.
Рассуждают: можно ли жечь мусор? Откуда появился плохой воздух?
Большой оздоровительный эффект имеет “Аромотерапия” - процесс дыхания
ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи
сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу
сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя – очищает
пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы,
сосны, кедра, можжевельника родители приносят из леса, и сами ставят в приёмной,
спальне для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).
Еженедельно в группе, в спальне сжигайте небольшое количество кусочков древесины,
коры. Этим мы уничтожаем вирусы и микробы. Перед приходом детей в детский сад
опрыскивайте группу маслом ромашки, герани, что действует на детей успокаивающе.
Предлагайте детям вдыхать кедровое, лимонное, камфорное масло – организм
стимулируется этими ароматами. Заведите в группе “Волшебный колодец”. Родители
принесут: свежую ягоду, морковь, яблоки. Всё это рассмотреть, определить на запах, на
вкус. Объяснить, что всё это полезно для здоровья человека и заменить “конфетку” на
стакан ягодного напитка, на морковный сок, на ягоду.
В течение дня дети получают удовольствие от ягод смородины, от напитка из плодов
шиповника, клюквы, облепихи, брусники. Оздоровительные силы природы
активизируют биологические процессы в организме ребёнка, повышают общую
работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процессы утомления.
Вместе с родителями создайте в группе “Уголок здоровья”. Расположите в нём: осиновые
плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия), кора, бусы, чётки, бумага,
схемы для выражения эмоций, массажеры, схемы для точечного массажа и т.д. Все эти
предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь
этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.
- Цветные камушки, листочки – приготовлены для удовольствия, радости, тепла.
- Губки, бумага – для снятия стресса.
- Шарики, массажеры – для развития мелкой моторики и т.д.
В уголке здоровья поместите книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы. Рассматривая
их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.
Оформите дидактические игры:
“Структура человеческого тела”
“Спорт – это здоровье”
“Чистим зубы правильно”
“Бережём уши” и т.д.
Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят
культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.
Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют
развитие адаптивных свойств организма:
личная гигиена;
проветривание;
влажная уборка;
режим питания;
сон;
правильное мытьё рук;
обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;
обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах,
ожогах и т.д.
ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
Все навыки, умения, привычки закрепляйте и используйте в работе с детьми в
валеологических и экологических проектах.
Работа по проектам: “Начни с зарядки”, “Чистые руки”, “Гигиена приёма пищи”, “Для
чего мы чистим зубы”, “Охрана здоровья”, “Если хочешь быть здоров – закаляйся”,
“Страна здоровья” - организует деятельность детей, направляет на развитие и
совершенствование умений, навыков. Дети, составляя проекты, закрепят правила личной
гигиены, культуры поведения. Проекты: “Вдыхай бодрящий аромат”, “Мой дом – мой
друг”, стимулируют детей к здоровому образу жизни, формируют активное отношение к
окружающему миру, сопереживания и сопричастности к нему. Участие детей в
выполнении проектов, способствует установлению активной позиции, в самосоздании
экологически здоровой среды, а также к здоровому образу жизни. Выполняя проекты,
дети делают маленькие шаги к культуре здоровья, приобретают навыки
здоровьетворческой деятельности. В ходе реализации проектов дети придумывают
эмблемы, выбирают цели проектов, находят с родителями книги, иллюстрации,
пословицы, загадки, выполняют интересные рисунки. Этот материал оформите в “уголке
здоровья”, в “книжках – раскладушках”, используйте в дидактических играх, на
непосредственно образовательной деятельности. НОД познавательного цикла о здоровье
стройте с учётом потребностей детей в саморазвитии, в сотрудничестве, в подражании, в
приобретении опыта:
На НОД “Правила поведения на воде” и “Воздух и здоровье” - даём понятия об
использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить и заботиться об
окружающей среде, о своём здоровье.
На НОД “Для чего мы чистим зубы” и “Гигиена приёма пищи” - дети приобщаются к
культуре поведения, личной гигиене.
На НОД “Земная аптека” дети познакомятся с лекарственными растениями близкого
окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них
не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку,
одуванчик, крапиву и рассказывают, как лечились этими растениями. Лекарственные
растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные и птицы. Знания
детей, полученные на познавательных занятиях, используйте в играх, дома при лечении
собственных недомоганий. Дети получат достаточно знаний, многому научатся в
дальнейшем, и будут опираться на свой опыт.
Мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, поэтому создайте в группе
“Фитомодели” из комнатных растений, которые станут не только украшением интерьера,
но и помощниками в оздоровлении детей. Все растения подбирайте с учётом
благотворительного влияния на самочувствие и здоровье детей.
На НОД и в свободное время расскажите детям о пользе комнатных растений, приучайте
ухаживать за растениями. Расскажите детям, что растения подавляют жизнедеятельность
опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения
озонируют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья,
излечивает многие заболевания.
Поможет в работе по воспитанию здорового образа жизни специальный альбом: “Я, и моё
здоровье”, в который записываются антропометрические данные, обводятся кисти руки,
стопы детей. Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время
закаливания и т.д., рисунки: “Что я люблю больше всего?”, “Я на прогулке”, “Город и я”,
“Моё настроение”. Записываются воспитателями и родителями впечатления об
интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье.
Пусть родители выполняют задание вместе с детьми. Помогая своим детям, родители тем
самым развивают у них познавательную активность, показывают свою
заинтересованность. Дети очень любят, когда мама, папа помогают ему подготовить что-
то по поручению воспитателя. На родительских собраниях, групповых и индивидуальных
консультациях учите оценивать здоровье ребёнка. Вместе составьте памятки здоровья
(“паспорт здоровья”). Родителям предложите картотеки различных гимнастик,
упражнений для занятий дома, литературу, брошюры, консультации.
Для родителей оформите в “Уголке здоровья” рекомендации, советы:
папки – передвижки;
приглашайте на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий,
прогулок и т.д.;
проводите анкетирования.
Все эти приёмы позволят вам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить
заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас одна цель –
воспитывать здоровых детей.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, ...
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды.
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды.В настоящее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей, появляется всё больше детей с частыми простудными за...
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды
Консультация для воспитателей...
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды
Перспективное планирование по методической теме "Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды" в средней группе...
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды
Консультация для воспитателей о здоровьесберегающей технологии....
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов" Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды"
Цель: Повышение и развитие профессиональных знаний по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни через создание развивающей средыНормой жизни и поведения каждого человека должно быть соз...