Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «двигательный дефицит»: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера, телевизора. Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной проблемой. Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения” показывает беспокойство государства за будущее нашей страны. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом. Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги). Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Типовом положение о дошкольном образовательном учреждении» (Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562) , Законе «Об образовании» (2013) - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", где родители являются первыми педагогами своих детей. Перечислим основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей по формированию ЗОЖ: • составление характеристик семей воспитанников (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.); • организация диагностической работы по изучению потребностей семей в здоровом образе жизни; • использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работы с семьей по формированию системы знаний и умений здорового образа жизни у детей; • организация психолого-педагогического просвещения родителей; • создание системы массовых досугово - оздоровительных мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и здорового досуга родителей и детей; • выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания; • внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни; • оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, диагностике и предупреждении негативных проявлений у детей; • использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми досуговую деятельность, направленную на повышение их авторитета. Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи представляет собой комплекс взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной деятельности. Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном образовании накоплен обширный опыт сотрудничества с родителями, привлечения их внимания к жизни ребенка в детском саду с помощью различных форм, методов и приемов работы с родителями. Метод – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Другими словами, понимание того, «как работать». Прием – относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре; элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации. То есть, «что непосредственно делать». Форма – способ существования процесса, оболочка его внутренней сущности, логики и содержания. Форма связана: - с количеством участников, - временем и местом проведения процесса, - порядком его осуществления. Другими словами, «как будет проходить и называться мероприятие». Хорошо, если педагоги используют оптимальное сочетание форм сложившейся традиционной системы работы с родителями с нетрадиционными формами взаимодействия с семьей, которые основываются на совместной деятельности и обмене опытом, мыслями, чувствами, переживаниями. В практике взаимодействия детского сада и семьи сложились наиболее рациональные формы работы, которые можно поделить, в зависимости от количества участников, на виды: массовые, групповые, индивидуальные.
«Формы работы с родителями по количеству ее участников» --Массовые • совместные мероприятия педагогов и родителей родительские собрания («Мы за здоровый образ жизни» ) • конференции • консультации • вечера для родителей («Веселые старты», «В гостях у доктора Айболита») • школа для родителей • клубы по интересам («Здоровая семья») • совместные мероприятия педагогов, родителей и детей • Дни открытых дверей • Тематические акции («Здоровый образ жизни», «Подари спортивную игру детскому саду») • Радиовещание по радиосети дошкольного учреждения («Здорово здоровым быть!», «Что мы знаем о здоровье?») ---Групповые • КВН, викторины по здоровому образу жизни • консультации • совместное творчество • праздники • родительские собрания • выпуск семейных газет («Вырасти в действительно здоровой семье – вот настоящая удача из удач», «Папа, мама, я – спортивная семья») • концерты (агитбригада «Движенье – это здоровье») • соревнования • родительские клубы и др. ---Индивидуальные • беседы • посещения на дому • выполнение индивидуальных поручений
В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
«Интерактивные формы работы с родителями по формированию основ здорвоого образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» • родительские собрания в нетрадиционных формах (игры, семинары–практикумы, тренинги и др.); • Дни здоровья и марафоны «Здоровое поколение»; • праздники здоровья; • туристические походы, спортивные соревнования; • выставки детских работ; • спортивные и другие праздники («Папа, мама, я – спортивная семья» и др.); • «Круглые столы»; • «Устные журналы» для родителей; • клубы «Молодая семья», «За здоровый образ жизни» и др. (см. приложения); • выпуск журналов «Азбука дорожная – азбука надёжная», «В здоровом теле – здоровый дух» и др.; • выпуск газет «Добрая дорога детства» и «Мудрая сова»; • семейные фотовыставки «Наша дружная семья»; • выпуски «Полезной книги для родителей», бюллетеней, рекомендаций; • конкурсы на лучшие семейные проекты, поделки; • совместные занятия с детьми и родителями по физической культуре по познанию; • мини-турпоходы; • открытые занятия для родителей (как детей, посещающих дошкольное учреждение, так и для вновь прибывших); • «Прямой телефон» и телефон доверия; • «День радости»; • консультативные Дни «Сотрудничество»; • Дни открытых дверей; «Добро пожаловать в д/сад»; • выпуск семейных газет; • родительская газета «Здоровье»; • семейные старты; • родительская гостиная; • «Семейный музей»; • «Семейный театр»; • «Почта для родителей»; • открытый микрофон «Детский сад и семья: мы рядом»; • родительская Академия «Здоровье», «Дети – зеркало родителей», «Школа здоровья»; • ведение «Дневников здоровья», дневников «Шаг за шагом» и многие другие.
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Новые формы взаимодействия с родителями способствуют реализации принципа партнерства, диалога. Разнообразие, интерактивность форм взаимодействия с родителями, позволяют воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.
Литература: 1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94. 2. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6 3. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с. 4. Никишина И. В. Настольная книга современного педагога.
|