Использование инновационных технологий в физкультурно оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста
статья на тему
Выступление из опыта работы на тему: "Использование инновационных технологий в физкультурно -оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkulturno-ozdorovitelnaya_rabota.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №69»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:
«Использование
инновационных технологий
в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
/из опыта работы/
Подготовила: Нуйкина Н.Г.,
воспитатель
ГО САРАНСК
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит очень остро. Ведь здоровье детей – это будущее нашей страны. Однако здоровье не существует само по себе, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе с самого раннего детства. Результаты статистики свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей практически нет. Конечно, причин тому множество: экологические, социальные, генетические, медицинские. Одна из таких причин невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст самое благоприятное время для формирования основ здорового образа жизни, т.е. выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Основной целью оздоровительной работы считаем:
Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Задачи:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие моторных и сенсорных функций.
2. Формирование двигательной активности, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных функций.
4. Воспитание гармонично – развитой личности.
Предполагаемые итоги комплексной оздоровительной работы
1. Формирование у детей представления о здоровом образе жизни.
2. Обеспечение оптимального уровня двигательной активности.
3. Формирование основ гигиенической культуры.
4. Воспитание у детей потребности в здоровье /соматическом, физическом, психическом/.
5. Положительная динамика в снижении заболеваемости и оздоровлении детей.
При подборе и разработке методического, дидактического и практического материалов, в своей работе, используем следующие образовательные, парциальные программы и технологии:
1. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б.
«Развивающая педагогика оздоровления» /дошкольный возраст/: Программно-методическое пособие. М.: 2000 г.
2. Лазарев М.Л.
«Здравствуй». Программа оздоровления детей дошкольного возраста. М.: 2003 г.
3. Яковлева Л.В., Юдина Р.А.
«Физическое развитие и здоровье детей 3 – 7 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений в 3ч. М.: 2003 г.
4. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.
«Са-Фи-дансе».
Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогических детских и школьных учреждений. СПб.: 2000г.
5. Волошина Л.Н.
«Играйте на здоровье!». Программа и технология физического воспитания детей 5 – 7 лет. М.: 2004 г.,
а так же:
- Рекомендации Министерства Образования РФ /инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» № 65/23-16 от 14.03.2000 г. /;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» Сан ПиН 2.4.1.3049 - 13 от 15.05.2013 г.
Познакомились и изучили целый ряд авторских методик оздоровления /по К.П.Бутейко, А.Н.Стрельниковой, Б.Толкачеву, Уманской/, где предпочтение отдается развитию двигательной активности, приобретению навыков правильного дыхания, профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний.
Цикличность воспитательно - оздоровительной работы составляет четыре года, и начинается эта работа с первого родительского собрания, которое проходит не в сентябре нового учебного года, а в мае, когда список детей уже известен. На этом подготовительном этапе, как мы его называем, знакомим родителей с системой воспитательно-оздоровительной работы в группах, проводим тесты – скрининги для родителей, на основании которых составляются рекомендации по оздоровлению детей, так же хочется отметить, что вся оздоровительная работа проводится в тесном сотрудничестве и под строгим контролем врача – педиатра детской поликлиники № 3.
Первым этапом оздоровительной деятельности в новом учебном году является обследование состояния здоровья каждого ребенка, в том числе физическое развитие и функциональное состояние детского организма, проводится комплексная оценка состояния здоровья ребенка, определение группы здоровья, даются соответствующие рекомендации узкими специалистами (хирург, ЛОР, окулист).
На каждого ребенка, кроме паспорта здоровья, составляется индивидуальная карта здоровья, которая является формой фиксации состояния здоровья ребенка по наблюдениям педагогов. В карту вносятся экспертные оценки по исследуемым факторам на начало, середину и конец учебного года. Предыдущие данные являются диагностическими для последующих на основании которых разрабатываются индивидуальные оздоровительные мероприятия, кроме того ведется общая диагностическая карта по оздоровительной работе, экспертиза которой проводится в трех уровнях (высокий, средний, низкий). На основании проведенных диагностик составляется мониторинг оздоровительной работы за год.
В начале цикла составляется перспективный план , так же составляются тематический план, план воспитательно-оздоровительной работы на год, на неделю.
Оздоровительно-воспитательную работу данного проекта мы разделили на три направления:
1. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий.
2. Интеграционная деятельность.
3. Совместная работа с семьей.
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий делится на три группы:
1. профилактическая
2. интенсивная
3. специальная
Целью первой группы является повышение адаптационных возможностей организма ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды, создание условий для последующей работы.
В систему профилактической группы входят:
- закаливание /воздух, вода, солнце/
- здоровое питание
- фитотерапия
- ароматерапия
Закаливание – система мероприятий направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособления организма по многим факторам с тем, чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли не вызывали резких изменений в растущем организме ребенка. Для закаливания используют факторы внешней среды в следующей последовательности: воздух, вода, солнце. Каждый фактор может быть использован как отдельно, так и в виде комплексных процедур.
Используем в своей работе закаливание воздухом.
- прогулка в любую погоду в соответствующей сезонной одежде
- сон с доступом свежего воздуха
- воздушный и температурный режим помещений
- хождение босиком
На последнем мероприятии хотелось остановиться подробнее.
При хождении босиком используется нестандартное оборудование «дорожка здоровья», которая состоит из трех ящиков, наполненных песком, галькой, синтетической травой – все эти компоненты легко обрабатываются и могут использоваться как на улице, так и в помещении. Применение нестандартного оборудования является одной из форм нетрадиционной методики оздоровления.
Закаливание водой:
- умывание и другие гигиенические процедуры
- полоскание рта и горла
- закаливание контрастной водой с добавлением морской соли «тепло – холод – тепло» - это очень эффективное средство для закаливания стоп и носоглотки.
Закаливание солнцем:
- световоздушные ванны
- солнечные ванны (строго дозируемые)
- отдых в тени
Для обеспечения здорового питания необходимо два условия:
- наличие в пище всех необходимых ингредиентов
- рациональный режим питания
Все эти условия выполняются в детском саду, т.е. традиционная кухня детского сада вполне соответствует физиологическим особенностям ребенка, питание в детском саду организовано согласно основным санитарно-гигиеническим требованиям, где разработан суточный набор продуктов, рекомендуемый для питания детей дошкольного возраста, поэтому ребенок в детском саду получает здоровое, рациональное питание, кроме того хочется добавить, что в нашем ДОУ систематически проводится витаминизация, а так же сокотерапия, в полдник дети едят фрукты (круглогодично), так же используем фитонциды (лук, чеснок).
Целью фитотерапии является укрепление защитных свойств организма, профилактика простудных заболеваний, способствование очистке организма от шлаков. Использовать лекарственные растения можно только с учетом основным принципов.
1. Назначение проводится индивидуально каждому ребенку с учетом терапевтического действия и строго под контролем врача – педиатра.
2. Учитывается основное и сопутствующее заболевание ребенка.
3. При наличии любых признаков непереносимости растительных трав прием их отменяется.
Для быстрой реабилитации ребенка после болезни применяются следующие лекарственные растения:
1. Противовоспалительные:
зверобой, календула, липа, мать- и - мачеха, ромашка, череда и др.
2. Противовирусные:
лук, чеснок.
3. Отхаркивающие:
подорожник, девясил, солодка, алтей лекарственный.
4. Витаминные комплексы:
рябина, земляника, смородина, шиповник, черника и др.
Фитотерапия является одной из форм нетрадиционной методики оздоровления.
Ароматерапия
Приятные запахи приносят успокоение, здоровье, внутреннюю гармонию. Ароматерапия – методика реабилитации, занимающая промежуточное место между медикаментозными и немедикаментозными способами воздействия на организм. При проведении ароматерапии используются ароматическая лампа и ингаляторы, ионизаторы воздуха.
Необходимо помнить о мерах предосторожности:
1. Не наносите на кожу или слизистую оболочку неразбавленное масло.
2. Не используйте эфирное масло в дозах, превышающих терапевтические дозы.
3. Проверьте, нет ли аллергии к впервые используемому аромату (одну каплю эфирного масла нанесите на носовой платок и в течение дня подносите его к носу ребенка на 20-30 секунд, с интервалом в один два часа).
4. Прячьте эфирное масло от детей.
5. Нельзя постоянно и без разбора пользоваться ароматическими свойствами эфирных масел, все должно зависеть от физического и душевного состояния, индивидуальной переносимости ребенка.
Приведем перечень масел, используемых при хронической усталости, состоянии стресса, снижении иммунитета:
Розовое масло – 1
Шалфейное – 0,75
Кориандровое – 0,6
Мятное – 0,4
Пихтовое – 0,3
Лавандовое – 0,2
Анисовое – 0,2
В детском саду применяем ароматерапию, которую проводим по методике, разработанной заведующим дошкольным отделением детской поликлиники № 3 (под контролем врача – педиатра).
Ко второй группе физкультурно-оздоровительных мероприятий – интенсивной – относятся:
- оздоровительный бег
- утренняя гимнастика
- дыхательная гимнастика
- точечный массаж, самомассаж, дренаж
- офтальмотренаж (зарядка для глаз)
- кинезиологическая гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- динамические паузы
- лечебная физкультура
Цель оздоровительного бега (дозированного): дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия; тренировать дыхание, улучшать газообмен, укреплять мышцы, кости, суставы. Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердца, легкие, вызывает активное потоотделение; вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более интенсивным нагрузкам, однако его надо строго дозировать, регулировать физическую нагрузку и вовремя переходить на ходьбу.
Цель утренней гимнастики: повысить психоэмоциональный и мышечный тонус, развивать приспособляемость к возрастающим физическим нагрузкам, активизировать обменные процессы. Ее можно проводить в форме ритмической гимнастики, включать в нее дыхательные упражнения, точечный массаж, дренаж.
Целью дыхательных упражнений является обеспечение полноценной работы бронхов, очищение слизистой дыхательных путей, укрепление дыхательной мускулатуры. Чтобы эффективнее решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а так же выносливости при физических нагрузках, мы познакомились с разными методиками проведения дыхательной гимнастики, изучили процесс дыхания и его значимость для развития детского организма, старались понять роль дыхательных упражнений для оздоровления детей в условиях детского сада. Известно много методик дыхательной гимнастики (по К.П.Бутейко, А.Н.Стрельниковой, системе йоги и др.), но нам думается, что механически следовать какой-либо из них не целесообразно, надо брать оттуда только то, что доступно детям дошкольного возраста. От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга, такие упражнения составляют кинезиологическую гимнастику, о которой будем говорить ниже. Для тренированности дыхательной мускулатуры проводим с детьми дыхательные звуковые упражнения. Например, имитация через дыхание урагана, легкого ветерка, надувание шариков и т.д. Произнесение гласных звуков с дыханием без напряжения голосовых связок. «Рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур. Но хочется сказать, что в начале оздоровительного цикла, знакомим детей с разными типами дыхания и мы учимся дышать по-разному, например, обучая грудному дыханию, предлагаем держать ладони на груди, «понюхать как пахнут цветочки», сделать вдох, а затем «сдуть пух с одуванчиков» (выдох). Упражнение «Покачай ладошку» помогает педагогом обучить детей брюшному дыханию. Лежа на спине, дети должны положить руку на живот и покачать ее, надувая и опуская животик с помощью дыхания. Дыхательная гимнастика нравится детям, успокаивает и сосредотачивает их, а главное приносит пользу здоровью.
О точечном массаже и дренаже не будем много рассказывать, лишь скажем, что применяем систему Уманской, рекомендованную нам на семинаре - практикуме, проводимым в физкультурно – оздоровительном диспансере, добавив, что это очень кропотливая работа – обучить правильной технике выполнения точечного массажа, чтобы он приносил пользу здоровью.
Для снятия стрессов у детей, педагоги используют элементы самомассажа, которые проводятся в игровой форме: «Поиграем с носиком», «Поиграем с ручками», «Поиграем с ушками», такие упражнения не занимают много времени, их можно проводить в перерывах между режимными моментами, они очень эффективны и активизируют работу всего организма.
Если говорить о кинезиологической гимнастике, о которой мы упоминали выше, то она делится на несколько блоков.
Первый блок – упражнения на развитие межполушарного взаимодействия – улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий мозга, способствуют улучшению запоминания. Приведем в пример несколько упражнений:
1. «Качание головой»
Покачаем головой – неприятности долой.
2. «Кивки»
Покиваем головой, чтобы был в душе покой.
3. «Поворот»
Ты головку поверни, за спиной что? Посмотри.
4. «Потанцуем»
Любим все мы танцевать – руки, ноги поднимать.
5. «Отдохни» (лежа)
Сам себя ты успокой, тихо песенку пропой. (в сочетании со звуковой гимнастикой)
Второй блок – Упражнения для развития творческого (наглядно-образного мышления), развивает правое полушарие мозга.
Третий блок – Упражнения для развития абстрактно-логического мышления, развивает левое полушарие.
1. «Язычок»
Язычок вы покажите – на него все посмотрите.
2. «Ротик»
Чтобы лучше нам жевать, надо ротик открывать.
Эти упражнения улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, развивают математические способности. Упражнения просты в выполнении, их можно использовать в разные режимные моменты.
Для профилактики близорукости, как возможного последствия длительной зрительной нагрузки, педагоги используют офтальмотренаж – специальную гимнастику для глаз. Длительность этой зарядки 2-3 минуты, возможно сочетание различных упражнений. Например, одновременно с упражнениями пальчиковой гимнастики, фиксируя взгляд на пальцах кисти рук, или берется картинка, на которой изображен силуэт, например животного, или какого-либо предмета, ребенок должен указкой провести по контуру (очень медленно) или в группе на стене «здоровья» наклеивают линии различной конфигурации – волнистые, зигзагообразные, и т.д., ребенок глазами ведет от начала линии и до конца линии. Не забывайте, что и в начале, и в конце линии должна быть соответствующая картинка.
Важное значение для профилактики утомления детей имеет динамическая перемена или пауза, т.е. организованный отдых, продолжительностью 25-35 мин., из которых 20 мин. отводится на двигательную активность.
Лечебная физкультура – это применение средств физической культуры и нетрадиционных методов оздоровления с целью профилактики различных заболеваний. Занятия лечебной физкультурой способствуют укреплению и повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а так же к последующим заболеваниям и их осложнениям. Одной из форм, проведения занятий лечебной физкультурой является работа физкультурно-оздоровительного кружка «Гимнастика для здоровья». Достижения результатов этой формы работы предполагает решение следующих задач:
1. Общее укрепление ослабленных детей, их опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного корсета позвоночника.
2. Укрепление дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям.
3. Развитие двигательных качеств и умений, укрепление связочно-мышечного аппарата и коррекция осанки и плоскостопия.
4. Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование здорового образа жизни.
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 30 мин. во второй половине дня. Дети отбирались в кружок по состоянию здоровья на начало учебного года, после осмотра и консультаций с врачом – педиатром и медицинской сестрой.
Всю работу по формированию здорового образа жизни, развитию физических качеств, оздоровлению организма детей руководитель кружка решила оценить по трем уровням, при помощи составленной диагностики, три раза в год (начало, середина, конец года).
«Высокий уровень»
Дети полностью самостоятельны в выполнении различных упражнений, построении, перестроении, проявляют эмоциональное состояние в движении, имеют углубленное представление о здоровье и ЗОЖ, о правилах гигиены, ОБЖ, инициативны.
«Средний уровень»
Дети требуют небольшого внимания педагога в выполнении упражнений, построении, проявляют эмоциональное состояние в движении, имеют некоторые представления о здоровье и ЗОЖ, проявляют некоторую самостоятельность.
«Низкий уровень»
Дети требуют повышенного внимания педагога в выполнении упражнений, руководства в проведении всей системы игр, проявляет некоторую самостоятельность, но не инициативны.
Результаты кружковой работы за год представлены в диагностической карте, на основе которой строится мониторинг по физкультурно-оздоровительной работе кружка. В начале года составляется перспективный, тематический планы работы, в течение года ведется календарный план. Все планы разрабатывались и строились по основному дидактическому принципу «от простого к сложному». Сначала дети знакомились, затем разучивали и учились правильно выполнять упражнения на равновесие, координацию, расслабление и др., затем спортивно-прикладные (ходьба, бег, лазание, подлезание, перелезание, ползание и т.д.), общеразвивающие и общеукрепляющие, выполняли упражнения дыхательной, звуковой, кинезиологической гимнастик, а так же офтальмотренаж, выполняли упражнения по профилактике сколиоза, плоскостопия, с помощью нестандартного физкультурного оборудования. Руководителем физкультурно – оздоровительного кружка был разработан и применен на практике цикл игровых упражнений ( на месте, малоподвижные, подвижные и т.д.) для профилактики простудных заболеваний. Дети с большим желанием и интересом посещали занятия кружка.
Занятия физкультурно-оздоровительного кружка строились в системе, опираясь на рабочую программу, разработанную руководителем данного кружка и принятой на педагогическом Совете.
Результаты работы физкультурно-оздоровительного кружка были показаны на «Днях открытых дверей» для родителей в середине и в конце учебного года.
Говоря о нестандартном оборудовании, считаем, что его применение играет большую роль в профилактике и коррекции опорно-двигательных нарушений. Для профилактики плоскостопия применяем палки различной толщины, разнообразные резиновые коврики с шипами и без них, дорожки со следами, с пуговицами, имеются ребристые доски, толстые шнуры и т.д.
Для формирования правильной осанки ежедневным правилом стало ее проверка. После дневного сна ребенку предлагается встать к стене спиной, касаясь ее пятками, ягодицами и затылком, стоять так 10-15 сек. (используется специальная подставка). После сна проводится корригирующая гимнастика. Упражнения этой гимнастики очень нравятся детям и они с удовольствием их выполняют.
К третьей специальной группе относятся:
- музыкотерапия (проводится совместно с музыкальным руководителем)
- арттерапия
- песочная игротерапия
- бассейн
- теннис
Музыкотерапия – это воздействие музыкой на ребенка в целях оздоровления всего организма. С ее помощью можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движения, сочетать ритм музыки с ритмом движений, темп музыки с темпом движения.
Арттерапия создает условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения. Арт – терапия позволяет ребенку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным.
Учеными получены данные, что после занятий арттерапией, происходят изменения и состава крови, и дыхания, и общего состояния организма в положительную сторону, не зря говорится, что арттерапия это излечение искусством.
Песочная игротерапия – это рисование песком на зеркальной или стеклянной поверхности; развивает глазомер, мелкую моторику рук, внимание, логическо-образное мышление, память, речь детей.
Педагогически целесообразной моделью формирования ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста выступает интеграционная деятельность, т.е. система оздоровительных интегрированных, игровых познавательных занятий, кружковая работа (о которой мы уже рассказали), партнерская совместная деятельность педагога и ребенка. Вся интеграционная деятельность построена с применением нетрадиционных методик оздоровления. Разрабатывая оздоровительные интегрированные и игровые познавательные занятия, мы использовали парциальные программы и технологии, названные выше.
Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:
- сохранение и укрепление здоровья детей, развитие сенсорных и моторных функций;
- формирование двигательной активности, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
- привитие навыков элементарного самомассажа, точечного массажа, дренажа;
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формирование гармоничной личности (умение дружить, чувство уважения, доброты, самокритичности).
В структуру оздоровительных занятий по развитию двигательной активности тесно вплетены различные виды деятельности: комплексы ОРУ, аэробики, ритмической гимнастики; наряду с дыхательными и двигательными упражнениями ребенок поет, танцует, импровизирует. Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.
Нами были разработаны цикли оздоровительных интегрированных занятий.
«Радуга здоровья»;
«Самые ловкие, самые быстрые, самые смелые…»
«Путешестве в Спортландию» и т.д.
В этом же блоке оздоровительных занятий по развитию двигательной активности нами были разработаны циклы занятий с простейшими тренажерами. У нас в детском саду нет в наличии тренажеров сложного устройства, но мы имеем и используем тренажеры простейшего типа: детские эспандеры (для развития мышц плечевого пояса); диски «Здоровья» (для укрепления мышц туловища и ног, и тренировки вестибулярного аппарата); гантели (для укрепления рук и плечевого пояса); массажеры «Колибри» (для профилактики плоскостопия, массажа ступней ног); мячи-массажеры (для массажа разных частей тела); резиновые кольца (для развития мышц кистей рук); ортопедические мячи (для профилактики и коррекции опорно-двигательного аппарата).
Цикл игровых познавательных занятий реализует следующие задачи:
- формирование первоначальных представлений о строении тела и функциях органов человека
- развитие умения обосновывать и соблюдать правили гигиены;
- развитие творческого, критического мышления, вариативных представлений о поведении человека в различных ситуациях;
- постоянное внимание к речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы и задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий;
- развитие интеллектуальных функций: мышления, память, воображение, восприятие, ориентировки в пространстве и т.д.
Занятия познавательного цикла знакомят детей со строением тела человека, безопасным поведением в быту и на природе. В структуру познавательных игровых занятий были включены дидактические игры, игры по системе ТРИЗ, самостоятельные исследования и опытно-экспериментальная деятельность, «круглые столы», викторины, а так же элементы фитотерапии, арттерапии, музыкотерапии и т.д. Опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. В каждом познавательном занятии представлены динамические и оздоровительные паузы, точечный массаж, элементы дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, гимнастики для глаз и т.д. Педагогами были разработаны циклы познавательных занятий:
«Я здоровье берегу , сам себе я помогу…»;
«Познай самого себя»;
«Путешествие в страну Здоровья»;
«Волшебные травы» и др.
Некоторые из перечисленных занятий были показаны на городских семинарах-практикумах для воспитателей, старших воспитателей, для слушателей КПК МРИО, для студентов МГПИ им.М.Е.Евсевьева.
Хочется отметить, что все оздоровительные мероприятия должны органически правильно и педагогически целесообразно входить во все режимные моменты. Для этого педагогами были составлены разнообразные планы: план оздоровительных мероприятий в течение дня, план воспитательно-оздоровительной работы на неделю, на месяц, на год. Но хочется добавить, что все эти оздоровительные мероприятия, проводимые и в традиционной и в нетрадиционной формах должны быть доступны пониманию детей, выполнятся на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа: «Не навреди». Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.
Говоря о совместной работе с семьей, хочу подчеркнуть, что ни одна даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Совместную работу с семьей, педагоги строят на следующих основных положениях:
1. Единство.
Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны не только нам, как педагогам, но и родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы.
2. Системность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье. Учет способностей ребенка и интересов семьи.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.
В соответствии с перечисленными положениями в работу с семьей мы включили:
1. Целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального, воздушного и температурного режима и т.д.
2. Участие родителей в составлении индивидуальных планов оздоровления детей, с ознакомлением их с результатами диагностик состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития.
3. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, дренаж и разнообразные виды закаливания).
4. Ознакомление родителей с лечебно - профилактическими мероприятиями, которые проходят в группе, в детском саду, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, ароматерапия и т. д.).
В этих целях широко используются:
- информация для родителей на стендах, папках-передвижках;
- анкетирование;
- консультации;
- устные журналы и дискуссии;
- семинары-практикумы;
- «Дни открытых дверей» для родителей с просмотром разнообразных занятий, закаливающих процедур;
- физкультурные досуги и праздники с участием родителей;
- участие в семейном клубе «Здоровая семья».
На основании анализа результатов наблюдений и повторной индивидуальной и общей диагностике в середине и в конце учебного года даются дополнительные рекомендации по оздоровлению детей.
Таким образом, данный алгоритм оздоровительной работы не только позволяет на деле осуществить индивидуальных подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных методик оздоровления.
В результате проводимой комплексной оздоровительной работы, получены следующие результаты:
– Положительная динамика в снижении заболеваемости (см. мониторинг);
- Повышение процента посещаемости (см. мониторинг);
-Положительный результат в общем оздоровлении детей (см. мониторинг);
- Достигнут оптимальный уровень двигательной активности детей;
- Соблюдается общественная и личная гигиена в повседневной жизни.
И в заключении хочется отметить, что осуществляя оздоровительную деятельность, педагоги проводят большую работу по созданию благоприятных условий для развития позитивных личностных качеств детей для поддержания их эмоционально-комфортного состояния, ориентируются не только на усвоение детьми знаний и представлений, но и становлении их мотивационной сферы здорового образа жизни, учитывают, что дети, изучая себя, особенности своего организма, получая и используя знания о нетрадиционных методах оздоровления психологически и физически готовиться к тому, чтобы проводить активную деятельность в формировании и сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.
Литература.
1. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б.
«Развивающая педагогика оздоровления» /дошкольный возраст/: Программно-методическое пособие. М.: 2000 г.
2. Лазарев М.Л.
«Здравствуй». Программа оздоровления детей дошкольного возраста. М.: 2003 г.
3. Яковлева Л.В., Юдина Р.А.
«Физическое развитие и здоровье детей 3 – 7 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений в 3ч. М.: 2003 г.
4. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.
«Са-Фи-дансе».
Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогических детских и школьных учреждений. СПб.: 2000г.
5. Волошина Л.Н.
«Играйте на здоровье!». Программа и технология физического воспитания детей 5 – 7 лет. М.: 2004 г.,
а так же:
6. - Рекомендации Министерства Образования РФ /инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» № 65/23-16 от 14.03.2000 г. /;
7. - «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» Сан ПиН 2.4.1.1249 от 20.06.2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».
Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения инноваци...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Использование НИТ на занятиях по физкультуре....
Использование фитнес-технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опыт работы по использованию фитнес-технологий в физкультурно-оздоровительной работе....
Использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Организованнная образовательная деятельность по физической культуре с детьми подготовительной к школе группы в спортивном и тренажерном зале для участников круглого стола...
Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: повышение интереса детей к занятиям физической культурой, оптимизация их двигательной активности посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования. Задачи:целенапра...
План по самообразованию "Фитнес-технологии как средство физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
План по саобразованию инструктора по физической культуре в ДОУ...
Презентация. Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство двигательной активности детей.
Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство двигательной активности детей....