Мастер-класс "Использование игровых приемов и методов в адаптационный период"
материал по теме
Систематизация представлений педагогов об использовании игровых приемов и методов, напрвленных на охрану и укрепление физического и психичесокго здоровья детей раннего возраста в адаптационный период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование игровых приемов и методов, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста в адаптационный период»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 103»
г. Воркуты
Савина Татьяна Алексеевна
Цель: Систематизация представлений педагогов об использовании игровых приемов и методов с детьми раннего возраста в адаптационный период
Задачи:
- Познакомить с игровыми упражнениями и методами, используемыми в раннем возрасте и направленными на благоприятное прохождение адаптационного периода.
- Закрепить знания участников мастер-класса по проведению дыхательных упражнений
- Повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса
Материалы: султанчики, вертушки для проведения дыхательных упражнений; мячи-ёжики, мячи-мякиши
Участники мастер-класса приглашаются занять свои места
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер – класс будет посвящён оздоровлению детей раннего возраста посредством использования игровых прием и методов.
По признанию специалистов всего мира, ранний возраст – это самый уникальный период в жизни человека. В этом возрасте наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, определяющих всё дальнейшее развитие организма маленького человека.
Все мы знаем, что адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом.
Поведение ребёнка в этом возрасте очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть, спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим. На самое печальное – это нескончаемые простуды. Родители в растерянности, бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребёнка только ухудшает ситуацию. Острые респираторные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. Это связано как с анатомо-физиологическими особенности, так и низким уровнем общей сопротивляемости организма ребёнка, его иммунобиологических свойств. Поэтому целесообразно уже с раннего возраста уделять должное внимание формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне общему оздоровлению организма, облегчению адаптационного периода в целом.
Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами работы с детьми в адаптационный период (Участники мастер-класса выполняют задания)
В этот период мы также, как и вы, стараемся сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Приглашаем все усилия и умение для создания атмосферы тепла и уюта в группе, чтобы дети могли найти для себя занятия по душе. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявление заботы к каждому малышу.
Уважаемые коллеги! Я хочу представить гипотезу игровые приемы и методы проведения оздоровительной гимнастики, направленные на укрепление мышечного тонуса детей и дыхательные упражнения, как средство снижения заболеваемости в адаптационный период.
Много лет я проработало инструктором по лечебной физкультуре с детьми дошкольного возраста и знаю, что правильно подобранные игровые комплексы оздоровительной гимнастики, помогают справиться с разными недугами. Это не только проблемы костно-мышечной системы ребёнка, но и развитие органов дыхания, профилактика простудных заболеваний, работа с детьми – аллергиками.
Движение для детей является основным источником радости, а, как известно, положительные эмоции очень важны и для развития сердечно-сосудистой нервной системы. Но, так как костная, мышечная системы малышей ещё только формируются необходимо быть осторожными в подборе физических упражнений. Для этого мы подобрали игровые упражнения и разработали игровые комплексы для занятий с детьми в течение дня, которые включают в себя элементы лечебной физкультуры. В основном это упражнения в разгрузочных положениях тела – стоя на четвереньках (кошечка, «большая собака» в лечебной физкультуре это «поза собака»), лёжа на спине. Такие положения являются не только разгрузочными для позвоночника, но и используются, как и дренажные положения для лучшей вентиляции лёгких и отхода мокроты.
(Участники мастер-класса выполняют упражнения)
Включение тактильных ощущений в комплексы упражнений снижает тревогу ребёнка и позволяет установить контакт. Мы используем массажные мячи «ёжики» разных размеров, но удобных для использования детьми раннего возраста (диаметр до 5-7 см.), изготовили с помощью родителей набивные мячи (по типу мячей-мякишей). Кроме стандартных функций игрового предмета, мячик массирует кончики на ладошках. Вместе с детьми прокатываем их от кончика пальцев рук к плечу; по ножкам; катаем в ладошках; подружившись с другими детьми – катаем «ёжиков» по спинкам и т.д.
Набивные мячики используются нами в подвижных играх и индивидуальных занятиях, эти мячи замечательны тем, что они не «убегают» от малышей далеко, бросать их можно в любом направлении, не боясь ударить другого ребёнка.
(Участники мастер-класса выполняют упражнения)
1.Тактильные игры:
«Поиграем с ёжиками»
ОРУ с мячом – ёжом
- Ёжик в руки мы берём, гладим по колючкам (поглаживание ладошками), а теперь катаем в руках (катание ладошками) – 15сек.
- Ёжика одной рукой берём и другой передаём (перекладывание мяча из одной руки в другую над головой, руки в стороны) – 3-4 раза.
- Ёжик спрятали за спину. Где наш ёжик? Убежал? Показали – вот он. – 3 раза.
- Ой, устали наши ножки, сядем, отдохнём немножко. Ножки вытянем дорожкой – пустим ёжика гулять. Покатаем ёжика по прямой дорожке: катится, катится, докатился до горки, постоял немножко и обратно побежал (сидя, ноги вытянуты прямые, колени вместе, прокатит мяч по прямым ногам от носков вверх, колени не сгибать, потянуться) – 3-4 раза.
- Вдруг увидел ёжик волка – прыг под мосток ловко (ноги согнуть в колени, мяч спрятать под коленями). Где наш ёжик? Вот он (рассвести колени в стороны, показать) – 3-4 раза.
- Ёжик хочет поиграть – будет мы его катать (катание стопами) – 15 сек.
- А теперь покажем, какие у нас сильные ножками (поднят стопами ёжик) – 2-3 раза.
Подвижная игра «Весёлые мячи»
Набивные мячи рассыпаем по группе, дети собирают мячи.
Изготовили «Тактильный (или сенсорный) дождь», который применяется нами в зависимости от желаемого результатами, - можно пройти через ленты с ребёнком, чтобы он мог успокоиться, или наоборот используем как элемент весёлой игры:
Дождик, дождик, поливай
Нашу Лизу веселей!
Лиза, Лиза, вырастай
Нам на радость поскорей!...
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри!
Он пускает пузыри.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам придумать свои варианты использованию данного пособия.
(Участники предлагают варианты)
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, настроения. Иногда ребёнку нужно просто постоять в «дождике», чтобы уединиться. Освоившись, дети сами придумывают интересные варианты игры.
Дыхательная гимнастика в процессе игровых упражнений ЛФК развивает ещё несовершённую дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
Ребёнка необходимо с первых дней учить правильно, дышать через нос. НО существует проблема, наши дети очень маленькие и объяснить технику дыхания им сложно. Для этого мы с самого начало в игровых упражнениях использовали различные атрибуты: султанчики, вертушки, пёрышки.
Дыхательные упражнения очень утомляют детей и могут вызвать головокружения, потому не стоит их выполнять более 3 минут, постепенно увеличивая время занятия (в дошкольном возрасте) до 10 минут. Требовать от детей раннего возраста точного выполнения упражнений не стоит, главное заинтересовать детей на совместное выполнение упражнений вместе с взрослым, научить его элементарно делать глубокий вдох (понюхать цветочек) и выдох (сдуть пушинку). Занятия с детьми проводятся индивидуально или малыми группами. Дыхательную гимнастику желательно проводить увеличивается за счёт увеличения числа образно-игровой форме. Нагрузка постепенно увеличивается за счёт увеличения числа повторений и усложнения повторений
(Участники мастер-класса выполняют упражнения с различными атрибутами)
2.Дыхательные упражнения
Подуем на кулачок
Эту игру необходимо предварительно показать ребёнку.
Перед ребёнком собранная в кулачок кисть. Малыш делает глубокий вдох через нос, и дует через чуть приоткрытый рот, кисть начинает раскрываться. Повторить 2 раза.
Надуваем шарик
Предлагаем детям соединить по очереди пальчик на двух руках – «пальчики поздоровались».
Дети делают вдох через нос, и начинают надувать «шарик», кисти рук изображают шар. Затем дети поднимают руки, тянуться за шариком и отпустить его.
Повторить 2 раза.
Надуваем большой шар
И.П. стоя – дети делают вдох через нос и одновременно поднимают руки вверх, на выдохе опускают руки вниз произнося звук – пф-пф-пф (этот звук является разгрузочным после дыхательных упражнений)
Повторить 1-2 раза.
Стоить отметить, что часто болеющим детям особенно рекомендуется дыхательная гимнастика по методу Б.С.Толкачёва. Желательно использовать в каждодневной практике упражнения с озвученным выдохом: «р-р-р», «п-ф-ф-ф», «тик-так» и т.д.
В конце комплекса упражнений мы используем разнообразные, доступные возрасту, релакционные упражнения. Несмотря на то, что дети маленькие, часть упражнений построено на образах, главное, чтобы эти образы были знакомы детям.
Поиграем в песочек
Дети сидят на коврике, в удобном положении. Имитируем движения сбора песка и его дальнейшего рассыпания, стряхивания, очищения ладошек.
«Божья коровка»
На первой игре ребёнке знакомим с божьей коровкой, показываем, как она ползает по ладошке, по пальчикам, затем улетает.
В последующих играх вместе с ребёнком представляем, как ползает божья коровка по пальчикам, ребёнок поднимает руку и божья коровка улетает.
Данные виды упражнений мы используем как в комплексе, так и по отдельности в течение дня, в зависимости от цели воспитателя и настроение детей.
Анализируя заболеваемость детей в адаптационный период за прошедшие три года (данные мониторинга на экране), можно сделать вывод, что использование игровых методов лечебной гимнастики способствовало установлению благоприятного микроклимата в группе, установлению положительного эмоционального контакта взрослого с ребёнком.
Я хочу поблагодарить, участников мастер-класса и спросить смогла ли я сегодня доказать свою гипотезу «Использование методов лечебной гимнастики, направленных на укрепление мышечного тонуса детей и дыхательных упражнений, как средство снижения заболеваемости в адаптационный период».
Если смогла доказать положите в корзину радостный смайлик, если нет грустный, если у вас остались вопросы – задумчивый.
Приложение
Основные правила при проведении дыхательных упражнений
- Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
- Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.
- Дышать надо медленно, это необходимо дл насыщения организма кислородом.
- Выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие.
- Дышать надо носом.
Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:
- все упражнения выполняются легко, естественно, без усилий и напряжения;
- находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении).
Заниматься желательно в удобной спортивной одежде.
Методика проведения дыхательной гимнастики
Методика дыхательной гимнастики Бориса Сергеевича Толкачёва
Данный метод физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется простым сочетанием физических упражнений с озвученным выходом.
Методика дыхательной гимнастики Константина Павлова Бутейко
Суть метода заключается в освоении неглубокого дыхания и задержки выдоха.
Методика дыхательных упражнений йогов
Двухфазное йоговое дыхание предполагает раздельный попеременный вдох то одной, то другой ноздрёй.
Методика парадоксальной дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой
Суть этой методики – в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно. Это самая сложная гимнастика, которая используется в старшем дошкольном возрасте.
Методика звукового дыхания Михаила Львовича Лазарева
Направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счёт звуковой вибрации. Разные звуки порождают разные вибрации, которые, в свою очередь влияют на наше самочувствие.
Чтобы эффективнее решать задачи укрепления здоровья детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, необходимо ознакомиться с различными методиками проведения дыхательной гимнастики, но механически следовать какой-либо из них, думается, нецелесообразно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы взаимодействия специалистов ДОУ и родителей в процессе адаптационного периода.
Сообщение для родителей....
Игровая деятельность детей раннего возраста в адаптационный период
Консультация для начинающих воспитателей по работе с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду с практическим материалом....
Игровые развивающие сеансы в адаптационный период(из опыта работы)
Игровые развивающие сеансы в адаптационный период(из опыта работы)...
Опыт работы Соболевой А.В. на тему "Музыкально-игровая деятельность как средство преодоления трудностей адаптационного периода у детей раннего возраста"
Адаптация к ДОУ - процесс сложный. Малыши раннего возраста, впервые пришедшие в ясли - самые уязвимые наши воспитанники, требующие особого внимания и поддержки. Все взрослые: родители, воспитатели и с...
Игровые образовательные ситуации в адаптационный период. Занятия для младших дошкольников
ИОС № 1ЗАДАЧИ: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, вооб-ражения.ОБОРУДОВАНИЕ: мяч, музыкальное сопровождение.ХОД ЗАНЯ...
Доклад " Здоровьесберегающие методы и приемы в адаптационный период из опыта работы"
Доклад "Здоровьесберегающие методы и приемы в адаптационный период из опыта работы "...