УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация на тему
В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.docx | 292.29 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МОТОРИКИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Пальчиковые игры» – культурное наследие немецкого народа, почти забыты в настоящее время. Однако заметим: история существования их исчисляется столетиями.
Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить в семье, в детских садах и яслях. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе (ветер, дождь, солнце, падающие листья). В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Сошлемся на пример известной «сороки-воровки», которая кашку варила, деток кормила… Ведь не раз мы с вами убеждались, с каким интересом реагирует ребенок, когда кто-либо из нас, загибая детские пальчики, приговаривает эти строки. Почти идентична этой рифмовке немецкая, рассказывающая о всех пальцах. Вот ее примерное содержание:
Большой пальчик сливы трясет,
Второй их собирает,
Третий их домой несет.
Четвертый высыпает.
Самый маленький – шалун
Все, все, все съедает.
Некоторые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям учиться ориентироваться в понятиях, скажем, «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «под», «над» и т. д. Особенно важны для развития и воспитания детей элементы творчества, которые возникают во время «пальчиковых игр». Это обстоятельство позволяет без специального реквизита инсценировать рифмовки и рифмованные истории.
Если ребенок усвоит одну какую-нибудь «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других рифмовок, песенок и рассказов. Дети от года до двух лет воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые производятся двумя руками, скажем, одна рука делает домик, а другая кошку, вбегающую в этот домик. Четырех - пятилетние дошкольники предпочитают игры со множеством событий. Более того, охотно подпевают тексты рифмовок в нужном ритме. Ну а старшие ребята, как правило, оформляют игры реквизитом – мелкими предметами, домиками, пластмассовыми шариками.
* * *
К нашим рекомендациям приложены рисунки. Что же изображено на них? Это возможные виды движений.
Рука – пальцы
1. Поставленная вертикально рука с широко разведенными пальцами обозначает начало игры.
2. Рука с согнутыми двумя пальцами – приветствие.
3. Наклонное положение кисти руки – флажок.
4. Сомкнутые друг с другом два пальца руки, например большой и указательный, – приветствие.
5. Изображение птицы – кормление птенца.
6. Округленные два пальца – окно, очки.
7. Два, три пальца руки касаются друг друга – щупальцы.
8. Указательный и большой пальцы руки – бегущий человек.
9. Вращательные движения высоко поднятым вверх указательным пальцем – пчелиный рой.
Кулак – рука
10. Два кулака с высоко поднятыми вверх большими пальцами – беседующие между собой персонажи – человечки, животные.
11. Большие пальцы, спрятанные в кулак, – животные в своем жилище.
12. Правая ладонь, сжатая в кулак, левая плотно прижатая сверху, – стол.
13. Правая ладонь, сжатая в кулак, левая прижатая вертикально к правой, – стул, кресло.
14. Одна рука сжатая в кулак, немного приоткрытая сверху, – горшочек, корыто.
15. Палец второй руки в отверстии – пьющий человечек.
16. Соединенные, округленные ладони – тарелка, гнездо.
17. Соединенные, округленные ладони (см. рис. 16), но большие пальцы спрятаны вовнутрь – гнездо птицы, яйцо в гнезде.
18. Сведенные кончики пальцев рук, прижатые друг к другу в горизонтальном положении, – дверь, ворота.
19. Кончики пальцев рук, соединенные в наклонном положении ладоней, – крыша, башня, дом.
20. Положение рук то же, что и на рисунке 19, но указательные пальцы выпрямлены вперед, – магазин с прилавком.
21. Положение рук то же, что и на рисунке 19, но большие пальцы на «прилавке» (на указательных пальцах) – беседующие между собой покупатель и продавец.
22. Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга – мостик, тропинка, дом.
23. Разведенные книзу пальцы, опирающиеся на стол, – дом.
24. Рука, сжатая в кулак, большой палец закрыт остальными четырьмя пальцами – дом закрыт.
25. Положение руки то же, что и на рисунке 24, но большой палец выпрямлен – дом открыт.
26. Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому – зайчик.
27. Обе ладони соединены, пальцы округлены и слегка разведены – чашка, цветок.
28. Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз – корень растения.
29. Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, медленно поднимаются вверх, до высоты большого пальца – прорастает растение.
30. Положение рук то же, что на рисунке 29, но пальцы медленно тянутся вверх до положения «чашечки цветка» (см. рис. 27).
31. Рука на столе ладонью вниз, три первых пальца вытянуты вперед, два последних согнуты – большой зайчик.
32. Положение рук то же, что на рисунке 31, но указательный палец вытянут вперед, остальные бегут по столу – бежит лошадка, собачка.
33. Положение правой руки то же, что на рисунке 32, но указательный и средний пальцы левой руки широко разведены, «посажены» на указательный палец правой руки – всадник на лошади.
34. Локоть левой руки на столе, рука сжата в кулак, указательный и большой пальцы вытянуты вверх, локоть двигается вперед – бегущая женщина. Правая рука изображает собачку.
35. Локоть правой руки на столе, пальцы широко разведены – дерево. Два пальца левой руки взбираются вверх по предплечью – малыш взбирается на дерево.
36. Правая рука прижата к столу ладонью вниз, указательный и средний пальцы широко разведены и выпрямлены вперед-вверх – улитка с рожками.
37. Положение правой руки то же, что на рисунке 36, левая рука лежит на тыльной стороне правой – домик улитки.
38. Средний и безымянный пальцы прижаты согнутым большим пальцем к ладони, мизинец и указательный палец вытянуты вверх – кошка.
39. Кончики большого, среднего и безымянного пальцев соединены вместе, указательный и мизинец слегка согнуты – собачка.
40. Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед – полет птицы.
41. Пальцы одной руки слегка приоткрыты и согнуты; другая рука покоится между большим и указательным пальцем – птица, высиживающая птенцов.
42. Большой палец одной руки плотно обхвачен пальцами другой руки – птица в гнезде, человек в доме.
43. Ладони плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты – кораблик.
44. Руки приподняты вверх, скрещены, пальцы разведены – солнечные лучи.
45. Пальцы обеих рук скрещены – елка, ветки деревьев.
46. Руки сцеплены пальцами внутрь. Тыльные стороны кистей рук наружу, большие пальцы приподняты кверху – пассажиры в автобусе.
Приведем несколько «пальчиковых игр», заимствованных нами из книги Марги Арндт и Вальтраута Зингера (Берлин: Фольк удн Виссен, 1984).
«Пекарь»
Ритмично похлопывать ладошками друг о дружку, приговаривая примерно следующее:
«Пеку, пеку калачи!» –
Кричит пекарь у печи.
Если хочешь печь калач,
Семь продуктов ты припрячь.
Яйца, соль и молоко
Положи недалеко,
Маргарин, жир, масло
И шафран прекрасный.
Все продукты замешай,
Золотистым в печь сажай.
Калачник – колечком,
Катись, калач, в печку.
К концу сделать движение, напоминающее посадку хлеба в печку.
«Где живет сапожник!»
Кто-то из играющих ставит два полусогнутых пальца на руку другому и шагает ими снизу вверх по руке с остановками в соответствующем месте, приговаривая: «Где живет сапожник?» – «Немного дальше», – слышится в ответ. – «Где живет сапожник?» – «Немного дальше» и т. д.
Прошагав пальцами к голове партнера, он задает вопрос: «Звонить или стучать?» В зависимости от ответа играющий легонько дергает партнера за волосы или за ухо или хлопает по щеке.
«Пять человечков»
Пальцы левой руки – человечки. Указательным пальцем правой руки указывают на каждый палец левой руки начиная с большого. Игра будет интереснее, если на каждый палец надеть шляпку, склеенную из бумаги.
Человечки в лес пошли,
Всего их было пять.
Пасхального зайца они
Хотели там поймать.
Первый – толстяк, ворчливый был,
На бочку очень похож,
Он недовольно говорил:
«Где зайца тут найдешь?»
Второй – «Вот он, вот он!» – кричал.
А третий – длинный, рыжий,
Трусливо плача, отвечал:
«Нигде его не вижу».
Четвертый так сказал: «Друзья,
Мне кажется все глупым.
Обратно возвращаюсь я,
Не быть бы мне надутым».
А самый маленький, чудной,
Ну кто бы мог подумать,
Поймал он зайца и домой
Принес на завить людям.
Засмеялись все тогда:
«Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»
Интонация разговорной речи человечком обязательно четко выражается. Первый – басит, ворчит, второй – кричит взволнованным голосом, третий – жалобно стонет, четвертый говорит зло, грубо, пятый – весело.
«Дружные пальчики»
Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному начиная с мизинца. В конце игры пальцы снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.
Примерное содержание рифмовки:
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот – указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
«Лакомка»
Левую руку сжать в кулак, положить на стол (вертикально), слегка приоткрыв сверху (см. рис. 14). Указательный и средний пальцы правой руки изображают кошку (см. рис. 38). Кошка подкрадывается к горшку. Со словами «сунув голову в горшок» указательный и средний пальцы правой руки вводятся в кулак левой руки. На слова «Ой-ой-ой! Ай-я-я-я! Не вынуть голову» кулак левой руки, сжимая пальцы правой, поднимается вверх. На слова «Бумс! Бац…» руки разводятся в стороны.
Примерное содержание рифмовки:
Стоит на кухне за столом
Горшок со свежим молоком.
Тайком пробралась в кухню кошка –
Отведать молока немножко.
Наклонилась, пьет вершок,
Сунув голову в горшок.
А потом – ой-ой-ой! ай-я-я-я! –
Не вынуть голову.
Бежит кошка во двор,
Натолкнулась на забор.
Бумс! Бац! Тук, тук, ток!
Раскололся тот горшок.
Побежала кошка в дом
Опять за вкусным молоком,
Гапса, гопса, гопса-са,
Вот такие чудеса.
«Мышки-шалунишки»
Произнося текст рифмовки, сначала закрывают глаза руками, затем хлопают один раз ладонями, выражая озабоченность, после чего подпирают щеки руками, выражая удивление. Затем, согласно тексту, разыгрывается «пальчиковая игра»: домик – обеими ладонями изображается острая крыша (см. рис. 19); стол – правая рука сжимается в кулак, левая – прижимается сверху (см. рис. 12); скамейка – одна рука кладется ладонью вниз, другая прижимается ладонью с одной боковой стороны пальцами вверх; стул – правая рука сжимается в кулак, левая прижимается перпендикулярно к правой (см. рис. 13); шкаф – кулаки кладутся друг на друга.
Слова «лакомиться» и «ловить» сопровождаются соответствующими движениями.
Этой игре примерно соответствует следующая рифмовка:
В нашем маленьком домишке
Завелись серые мышки,
Так и шмыгают кругом –
Все на кухне кувырком.
То топочут за столом,
Лакомятся молоком,
На скамейку сесть хотят
И пугают нам ребят.
То на шкаф залезут мышки,
То на стуле – шалунишки,
Так и хочется поймать,
А они – шмыг – и под кровать.
«Часы»
Во время этой игры ведущий и дети подражают тиканью часов, сопровождая текст (в соответствующем месте) движением руки или головой в ускоряющем темпе.
Большие часы идут:
Тик-так, тик-так.
Маленькие часы идут:
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
А маленькие ручные часы:
Тик-ке, так-ке, тик-ке, так-ке,
Тик-ке, так-ке, тик.
Теневая игра
Комната, в которой проводится теневая игра, затемняется. Источник света (торшер, настольная лампа) освещает экран (светлую стенку) на рас-стоянии 3–4 м. Между экраном и источником света (на расстоянии 1,5–2 м от экрана) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран. Правильное размещение рук между стенкой и источником света зависит от силы источника света.
Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками. Исполнители должны располагаться так, чтобы тень, падающая на экран, отражала только положение кисти и предплечья. Больший эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния руки от источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур.
Примерные положения рук:
1. Орел. 6. Змея.
2. Рыбка. 7. Змея.
3. Тигр. 8. Лама.
4. Волк. 9. Гусь.
5. Собачка. 10. Заяц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Упражнения для развития мелкой мотрики руки для детей дошкольного возраста. Упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаются стихотворным текстом....
Картотека упражнений по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста Т.А.Ткаченко
Упражнения направленны на развитие мелкой моторики....
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Картотека может быть полезна педагогам и родителям, заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции реч...
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму....
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. ...
Мастер класс для родителей :«Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Мелкой моторикой называют умения воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения.Наибольший эффект получается в результате проведения игр и упражнений.Точные и хорошо скоординированные движения ...
Консультация "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста".
Консультация "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"....