консультация по антивитальному поведению
методическая разработка на тему
консультация для воспитателей по антивитальному поведению из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_antivitalnomu_povedeniyu.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Формированиеу воспитанников навыков жизнестойкости и антивитального поведения через систему воспитательной работы.
В современных образовательных условиях целенаправленное формирование у обучающихся жизнестойкости, как «интегральной характеристики личности, позволяющей сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития» (Книжникова С.В.), является актуальной задачей педагогического коллектива любой образовательной организации. Решение данной задачи возможно в комплексном взаимодействии: родители обучающихся, педагоги (классные руководители, учителя-предметники), социальные педагоги, педагоги-психологи.
Жизнестойкость следует понимать как системное психологическое свойство, возникающее у человека вследствие особого сочетания установок и навыков, позволяющих ему превращать проблемные ситуации в новые возможности (С.А.Богомаз, 2008)
В отечественной психологической и педагогической литературе устойчивость личности к экстремальным ситуациям определяют новым понятием- жизнестойкость.
Жизнестойкость -этоспособность поддерживать нормальный уровень жизнедеятельности ,и развиваться ,эффективно преодолевая стрессовые ситуации. Это личностная черта, проявляющаяся на поведенческом уровне: через вовлеченность в деятельность ,контроль принятия риска. Выраженность этих поведенческих проявлений препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет восприятия критических ситуаций как менее значимых.(1 слайд)
Формирование жизнестойкости опирается на аксиологический подход к категории «ценность»: ценность человеческой жизни, цели и смысла жизни. Формируется отношение к общечеловеческим ценностям, определяется выбор социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора, индивидуальные приемы психологической защиты и совладающего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В нашем календарном плане каждую среду мы планируем и проводим занятия по «Формированию навыков жизнестойкости и профилактике антивитального поведения» используя программу «Учимся успешно преодолевать трудности», и программу «Личностной тревожности у подростков» Курилиной Н.В.Эти программы предназначены для проведения коррекционно профилактических занятий с воспитанниками д/домов с подростками 11-15 лет испытывающими тревожность в обучении и общении.
Этот выбор обусловлен особенностями подросткового периода, связанного с развитием саморефлексии, становлением индивидуальной и социальной идентичности, повышающим и проявление антивитального поведения (не направленного на жизнь) у подростков ссформированными качествами жизнестойкости .
Цель программы - повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения.
Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:
- Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);
- Формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;
- Организация и включение подростков в ценностно значимую для них деятельность.
Общение в жизни подростков играет важную роль .Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и соц.среды.
В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий ,но не исключаем и индивидуальной.
Как показывает опыт особую трудность в общении испытывают дети которым не хватает внимания. Замкнутые, зажатые ,с чувством тревожности, c заниженной самооценкой.
Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствии длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками ,что формирует антивитальное поведение у детей.
Особенности формирования антивитального поведения.
*личные неудачи
*ссоры
*конфликты с друзьями
*травля, в том числе и в соц.сетях
*нестабильная обстановка в семье, в школе ,тяжелая жизненная ситуация.
(Слайд)
Для большинства воспитанников испытывающих трудности в обучении и поведении характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не умеют и не желают признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешить конфликты.
Поэтому наши занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. На занятиях воспитанники получают знания о том как общаться, упражняются в применении различных способов поведения. Овладевают навыками эффективного общения.
Формы проведения занятий с воспитанниками.(слайд)
*организация просветительной работы
*домашние часы
*беседы-рассуждения
*обсуждение различных ситуаций
*анкетирование,тестирования
*игры
*дискуссии
*профилактические беседы.
*занятия с психологом
*занятия с медиком
*индивидуальная и коррекционная работа
*постоянный контроль детей группы риска
*занятость всех воспитанников в кружках и секциях.
На занятиях детям дается возможность получить конкретные знания , осознать и решить свои личные проблемы, а так-же выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Обыгрывание ситуаций с воспитателями.
- Игра «Мяч»
1-й вариант. Ребята стоят в кругу, ведущий — в центре — бросает мяч и формулирует ситуацию. Ребенок дает ответ и бросает мяч ведущему.
2-й вариант. Ведущий бросает мяч и формулирует ситуацию, а ребенок отвечает позитивно. Если группа не соглашается, то ребенок снова отвечает, и так до тех пор, пока не найдет позитивный способ разрешения проблемы.
Примеры ситуаций:
- получил двойку;
- поскользнулся и упал в людном месте;
- хочет на дискотеку, а надо сидеть с младшим братом (сестрой);
- конфликтует с учителем;
- дали кличку;
- потеря большой суммы денег (или дорогой вещи) и т.д.
Педагог должен сделать вывод: не бойтесь трудностей. У каждого человека всегда есть выбор: делать что-то легкое или то, что труднее. Главное, чтобы принятое решение вело вверх, а не тянуло вниз, чтобы после решения вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужно только осознание необходимости самосовершенствования и вера, что вы можете изменить ситуацию.
Безвыходных ситуаций не бывает.
«Нужна ли агрессия?»
Притча о змее.
Конструктивная агрессия- направлена на защиту себя и других
Деструктивная агрессия- насилие, жестокость, самоутверждение за счет униженных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Поведение детей в разном возрасте"
Поведение ребенка в разном возрасте...
Консультация "Коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация "Коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"...
Консультация "Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста".
В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, ком...
Консультация для родителей "Поведение за столом"
В консультации предоставлен мариал, в котором рассказывается как правильно вести себя за столом....
Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»
Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов ...
Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»
Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов ...