Проект "Пальчики -чистюли"
проект (младшая группа) на тему
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturno-gig._navyki.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра дошкольного образования
Творческий проект «Пальчики - чистюли»
младший дошкольный возраст
Исполнители:
Баранова Елена Гигорьевна
воспитатель МБДОУ №37, г. Белово
Юртаева Елена Анатольевна
воспитатель МБДОУ №37, г. Белово
Консультант:
Мельник Елена Ивановна,
ст. преподаватель
кафедры дошкольного
образования
Белово 2015
Содержание
- Актуальность проекта …………………………………………………3-4
- Содержание проекта …………………………………………………...5-6
- Перечень основных направлений проекта………………………………7
- Этапы реализации………………………………………………………8-9
- Список литературы……………………………………………………….10
- Приложение……………………………………………………………11-16
3
1. Актуальность проекта
Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение
требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Девочка чумазая» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Данный проект предполагает обратить внимание малышей на конкретную проблему: уход за ногтями. Ведь не секрет, что современные мамы уже в этом возрасте предлагают девочкам накрасит ногти. Мы же предлагаем увидеть красоту в чистоте и ухоженности
5
2. Содержание проекта
Цель:
Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Задачи:
1.Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
2.Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
3.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
4.Обогатить предметно-развивающую среду группы.
5.Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Участники проекта: воспитатели, младший воспитатель, родители, дети.
Целевая группа проекта:
проект предназначен детям младшего дошкольного возраста.
Тип проекта: Групповой, творческий.
Продолжительность проекта: один месяц
Сроки реализации проекта: май 2015г.
6
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Дети от 3–4 лет должны:
* Следить за своим внешним видом.
* Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо
вытираться после умывания.
* Знать, как правильно пользоваться ножницами, щеточкой для мытья ногтей.
*Отучиться от привычки грызть ногти.
*Видеть естественную красоту ухоженных рук.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
* Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
* Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
* Укрепление связей между детским садом и семьёй.
7
4. Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
* Изготовление методических пособий.
* Оформление уголка «Уголок проектов»
* Сделать подборку дидактических игр.
Методическая копилка:
* Сочиняем сказку: «Как маленький принц отучился грызть ногти»
*Разработать конспекты проведение режимных моментов.
*Сценарий развлечения.
Работа с родителями:
Консультации
*«Как ухаживать за руками детей»
*«Как отучить ребенка грызть ногти»
*«Почему мы не рекомендуем красить ногти детям»
8
5. Этапы реализации проекта
10
Список литературы
1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят [Текст]: популярная литература. /В. Н. Бачурина–М: ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200.–С. 114-118.
2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст]: методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез», 2006. – С. 94 -96
3. Доскин, В. А. Растем здоровыми [Текст]:пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: «Просвещение», 2002. С. 52–55.
4. Расту культурным [Текст]:-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-246. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет [Текст]: методическое пособие / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ «Сфера», 2004. С. 30–33, 43-48с.
11
Приложение
Дидактическая игра «Чистоплотные дети»
Задача игры: Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитательница говорит: "Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом, дети реагируют на слова "волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).
Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло).
Дидактическая игра «Перемешанные картинки»
Задача игры: закрепить желание детей быть опрятными.
Ход игры: воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением детей: одни аккуратные, другие растрепанные и грязные. Предлагает выбрать те картинки, на которых дети им нравятся. Затем предлагает рассказать, как можно помочь другим детям.
12
Консультация для родителей
Ребенок грызет ногти, что очень волнует родителей. Эти волнения вполне оправданы, ведь эта привычка может быть свидетельством наличия психологических проблем.
Почему дети грызут ногти?
Навязчивое обкусывание ногтей и кожи вокруг называется еще онихофагией.
Дети грызут ногти чаще всего из-за стресса, тревожности, нервного напряжения, переживаний. Привычка грызть ногти какбы успокаивает ребенка, снимает напряжение доставляет удовольствие.
Заметьте, в каких ситуациях ваш ребенок грызет ногти. Может быть, когда он перевозбудился среди большого количества людей? Или может он сомневается в своих силах? А может он грызет ногти, когда злится? Заметив причины вредной привычки, будет проще ее победить, помогая ребенку справиться с негативным чувством.
Как отучить ребенка грызть ногти?
Ниже несколько универсальных психологических рекомендаций как отучить ребенка грызть ногти. Но сначала несколько примеров индивидуальной терапии. Индивидуальный подход сначала устраняет причину возникновения этой привычки, а потом уже само обкусывание ногтей.
Итак, если ребенок грызет ногти перед предстоящим выступлением, можно сделать вывод о том, что ему сложно справиться со своим страхом перед публикой. В этой ситуации ребенку надо сначала помочь преодолеть этот страх, научить приемам снятия напряжения, а потом уже бороться с привычкой.
Если вы обратили внимание, что ваш ребенок грызет ногти. К примеру только при просмотре телевизора, следует предположить, что именно телевизор является причиной нервного возбуждения. В таком случае стоит ограничить время просмотра и предложить вместо этого интересные тихие игры.
Если ребенок грызет ногти, когда поссорился с кем-то, подавляя тем самым свою агрессию. Ему нужно помочь найти другой конструктивный выход агрессии, а затем уже работать над избавлением от вредной привычки.
13
Таких примеров может быть огромное множество, лучше рассматривать каждый случай индивидуально и при участии психолога.
Универсальные рекомендации как отучить ребенка грызть ногти:
- Не допускайте давления на ребенка. Если заметили, что ребенок грызет ногти, не отчитывайте его за это. Привычка грызть ногти-это почти тоже самое, что подергивание ногой, постукивание пальцами по столу или приглаживание волос на голове-все эти действия мы не осознаем. Руки и ноги делают это как-бы сами по себе. Неосознаваемые действия плохо поддаются контролю. Поэтому в случае обкусывания ногтей все поощрения и наказания не имеют силу. Ругая ребенка, вы будете создавать еще большее напряжение.
- Самым действенным методом избавиться от вредной привычки является обучение ребенка приемам снятия напряжения, к примеру,
крепко сжимать и разжимать кулачки; глубоко вдыхать и стараться услышать свое дыхание.
- Еще одним способом борьбы является детский европейский маникюр. Приучайте детей ухаживать за своими ногтями. Вовремя подстригайте их, обращайте внимание как красиво они выглядят.
- Отвлекайте ребенка. Едва увидев, что ребенок подносит руки ко рту. Чем-то другим. Позволяющим занять руки.
- Любите, обнимайте, ласкайте своих детей-это лучший способ снятия нервного напряжения.
14
Развлечение «Девочка чумазая»
Цель:
*Формирование у детей представлений о личной гигиене
*развивать аккуратность, речеслуховое внимание, координацию движений
*воспитывать уважительное отношение к личной гигиене.
*доставить детям радость, вызвать положительные эмоции.
Материалы к развлечению:
*предметы гигиены: мыло, зубная щетка, щетка для ногтей, ножницы. Полотенце, губка.
*предметы не имеющие отношения к гигиене: игрушки, музыкальные инструменты, книги.
Методические приемы:
*вопросы
*упражнение «Что лишнее»
*подвижная игра
Ход:
Дети входят в зал. У двери их встречает ребенок в костюме доктора.
-У нас доктор на посту проверяет чистоту.
Руки чистые у вас? Если нет, не пустит вас.
Дети показывают руки, проходят, звучит музыка, вбегает чумазая девочка.
Ч.Д. Ой как много здесь ребят. Я хочу с вами поиграть.
Воспитатель:
Ах ты, девочка чумазая,
15
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки;
На локтях дорожки.
Д.Ч.
Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала
Вот они и загорели.
Воспитатель:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа черный
Будто закопченный.
Д.Ч.
Я на солнышке лежала
Нос кверху держала
Вот он и загорел.
Воспитатель:
Ах ты, девочка чумазая,
Ноги в полосы измазала
Не девочка, а зебра.
Д.Ч.
Я на солнышке лежала,
Пятки кверху держала.
Вот они и загорели.
16
Воспитатель обращается к детям:
Ой ли, так ли? Так было дело?
Дети отвечают рассказывая, что девочка просто грязная.
Воспитатель обращает внимание детей на разложенные предметы.
Ребята, давайте поможем нашей чумазой девочке стать чистой и красивой. А вот и помощники, только все ли предметы нам нужны? Давайте выберем то, что нам нужно.
Дети выбирают нужные предметы и рассказывают для чего они необходимы.
Девочка забирает все и выходит к детям уже чистая.
Воспитатель:
Ну вот теперь совсем другое дело. Теперь мы с удовольствием примем тебя в игру.
Игра: «Где наши детки»
Девочка благодарит детей и угощает их конфетами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Чистюля".
Поиск новых форм и методов работы по воспитанию у детей младшего возраста культурно-гигиенических навыков при умывании, через игру и использование авторских игрушек и сказок....
Долгосрочный проект для детей первой младшей группы по формированию культурных гигиенических навыков "Чистюли"
Долгосрочный проект для детей 2-3 лет "Чистюли". Результатом проекта будет: формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков культурно гигиенических навыков, желание выглядеть чистыми и опря...
"День чистюль"
(о приобщение к труду дошкольников)...
Веселые скороговорки "Пчелка - чистюля" [Ч] [Щ]
Презентации выполнена по материалам книги М.В. Смирновой «Пчелка - чистюля» [Ч] [Щ]...
Долгосрочный проект для детей первой младшей группы по формированию культурно-гигиенических навыков "Чистюли"
Долгосрочный проект для детей первой младшей группы по формированию культурно-гигиенических навыков "Чистюли"...
НОД "Мы чистюли"
Материал помогает сформировать у детей КГН...
Игра - путешествие "День игры с Чистюлей"
Закрепление у детей среднего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков, стимулирование познавательно-исследовательской, игровой, коммуникативной и продуктивной деятельности. Данный материал...