"Здоровьесберегающие технологии в детском саду"
статья на тему
Здоровьесберегающие технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_detskom_sadu.docx | 35.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ.
Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
(В. А. Сухомлинский)
Современная жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Поэтому одной из важных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, а рост и развитие детского организма требует бережного к нему отношения.
Задача педагога сохранить и укрепить здоровье детей и дать им знания по анатомии и физиологии, охраны безопасности жизни, сформировать осознанное понимание ценности собственной жизни и здоровья.
Одним из приоритетных направлений в моей работе является создание здоровьесберегающей среды для воспитанников в условиях детского сада.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных не только на сохранение здоровья на всех этапах обучения и развития детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
При организации воспитательно-образовательного процесса я использую следующие здоровьесберегающие технологии:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии.
К технологиям, направленным на сохранение здоровья и его стимулирование, относят подвижные и спортивные игры, гимнастику пробуждения, разминку для пальцев, глаз, дыхания, динамические паузы и физминутки и т.д.
Для привития детям любви к здоровому образу жизни важна ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные праздники, образовательная деятельность, направленная на развитие физической культуры.
К коррекционным технологиям относят музыкотерапию, сказкотерапию, изотерапию, логоритмику, цветотерапию.
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Ваше здоровье — есть результат любви к самому себе.
(Гиппократ (ок. 460 до н.э.—356 до н.э.) древнегреческий врач)
Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями и гимнастикой.
(Платон (428 — 348 до н.э.) древнегреческий философ)
Пальчиковая гимнастика — это развитие мелкой моторики и тренировка тонких движений пальцев кисти рук. Стимуляция пальцев рук детей способствует развитию речи. Кроме того, она необходима для того, чтобы ребенок лучше справлялся с рисованием и письмом и меньше уставал при проведении занятий. Регулярное их использование в саду и дома поможет ребенку развить мелкую моторику и, соответственно, стимулировать речь.
Гимнастика для глаз — это упражнения для снятия глазного напряжения. Такие упражнения необходимы для того, чтобы сохранить зрение малышам. Упражнения для глаз достаточно просты. Можно поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который то приближается к носу, то отдаляется от него. Такие здоровьесберегающие технологии в детском саду должны использоваться постоянно.
Дыхательная гимнастика — это специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка. Очень важно уделять внимание правильному дыханию, чтобы малыши дышали не поверхностно, а полной грудью.
Стимулирующие упражнения необходимы не только детям, страдающим от частых простудных заболеваний, бронхитов, пневмоний, астмы, но и здоровым малышам. Гимнастика для дыхания особо эффективна при заболеваниях, она способна отлично дополнить медикаментозное, физиотерапевтическое и даже гомеопатическое лечение.
Подвижные и спортивные игры — это игры с правилами, где используются естественные движения. Они имеют большое оздоровительное значение. Их отличает разнообразная двигательная деятельность и положительные эмоции, они эффективно снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают умственную и физическую работоспособность. Коллективные действия в процессе игры воспитывают нравственные качества: общительность, чувство товарищества, способность жертвовать личными интересами ради интересов коллектива. Особенно полезны игры на открытом воздухе.
Релаксация — это система расслабляющих упражнений, выполняемых под музыку, способствующих развитию у детей мышечной свободы, направленных на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения, снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление).
Особая роль отводится отдыху и расслаблению. Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение. Своевременное расслабление способно помочь восполнить силы, дать отдых мышцам и не позволить эмоциям выплеснуть через край. Для этих целей детям можно включать звуки природы или спокойную классическую музыку.
Динамические паузы и физминутки – это короткая разминка среди занятия. Проведение динамических пауз целесообразно на всех занятиях, где дети довольно длительное время проводят сидя. Они должны длиться около 2-5 минут.
При динамических паузах можно выполнять элементы дыхательной гимнастики, делать упражнения для пальчиков и глаз. Выполняют их обычно под стихотворный материал с определенной сюжетной линией. Это помогает детям уловить связь между действием и выполняемым ими движением. При подборе стихов обязательно учитывается возраст детей, их двигательные и речевые возможности.
Паузы очень важны для развития детей. Совместные упражнения со взрослыми помогают избавиться от зажатости, неуверенности, снять напряжение после ознакомления с новым материалом, развить внимание и память.
Гимнастика пробуждения — это упражнения, которые выполняются после дневного сна: упражнения на кроватях, самомассаж, обширное умывание, ходьба по «Дорожкам здоровья».
В комплекс бодрящей гимнастики могут быть включены упражнения для профилактики нарушений осанки, предупреждения плоскостопия, элементы пальчиковых и дыхательных упражнений. Здоровьесберегающая технология направлена на поддержание здоровья и активность детей, также включает в себя ходьбу по кругу на носках, пятках, медленный бег.
После таких упражнений эффективным считается закаливание. Это может быть топанье в тазике с водой, хождение босиком, обливание ног или обтирание тела влажным полотенцем. Такие бодрящие процедуры позволяют быстро включиться организму малыша в рабочий ритм и укрепить состояние его здоровья.
Главной задачей физкультурных занятий является формирование необходимых двигательных навыков и умений у детей, развитие физических качеств. Также важно создать условия для реализации детьми своей потребности в двигательной активности. В каждом ДОУ они должны проводиться 2 раза в неделю в спортивном или музыкальном зале, 1 раз на свежем воздухе. Для самых маленьких вполне достаточно 10 минут физкультуры. Для детей младшего возраста занятие должно длиться до 15 минут, среднего – до 20, старшего – на протяжении 25-30 минут.
Йога — это древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум. Детская йога — это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей.
Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений. Ха – это солнце – символ жизненных сил, энергии, бодрости. Тха – луна – символ покоя. Соединение этих слов – символов говорит о том, что эта система основана на союзе противоположности, который создает равновесие, гармонию. Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.
Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы. Асаны - позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Пранаямы - дыхательные упражнения.
Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которые наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения.
Пилатес – это разновидность фитнеса, включающая в себя комплекс физических упражнений на все группы мышц, развивающих гибкость и выносливость.
Пилатес развивает силу, выносливость, гибкость, ловкость, скорость; улучшает контроль над телом; корректирует осанку; улучшает работу внутренних органов; усиливает обменные процессы в организме; фокусируется на правильном дыхании; помогает в расслаблении и снятии напряжения. Практика пилатеса открывает детям мир здоровья и спорта, развивает стремление к занятиям другими видам спорта – танцами, гимнастикой, боевыми искусствами. Кроме того, эта уникальная система тренировок повышает стрессоустойчивость, снижает детскую нервозность. Особенно полезен пилатес для нервных и гиперактивных детей, его особая техника выполнения упражнений помогает достичь расслабления.
Структура НОД по образовательной области «Физическое развитие» изменяется: основные развивающие упражнения заменены на физические упражнения с элементами пилатес. В результате этого структура НОД приобретает следующий вид:
• вводная часть;
• физические упражнения с элементами пилатес;
• основные виды движений;
• подвижная игра, игра малой подвижности.
Стретчинг – это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц. Проще говоря, это гимнастика на растяжение. Занятия стретчингом очень полезны для организма человека, улучшают самочувствие, его внешний вид и здоровье в целом. Регулярные занятия стретчингом решают многие проблемы.
Подвижность нашего тела зависит от эластичности наших мышц и суставов. Чем более развит и тренирован человек, тем проще ему жить и передвигаться. Упражнения на растяжку снижают травматизм. Это хорошая осанка. Высокая подвижность позвоночника снизит вероятность болей в спине. Занятия приводят к улучшению настроения, повышают самооценку, создают спокойствие и ощущение психологического комфорта.
Самомассаж — это массаж, выполняемый собственноручно на своем теле. Он помогает не только расслабить мышцы, снять напряжение, но и улучшить координацию. Детей учат массировать ладони, предплечья, кисти рук. Для этого используются такие движения, как поглаживания, вдавливание, растирание, похлопывание, пощипывание, разгибание/сгибание пальчиков. Для такого массажа могут использовать и подручные предметы: карандаши, мячи, шарики. При этом важно, чтобы движения выполнялись в сторону лимфоузлов: от пальцев – к запястьям, от кистей – к локтям. Очень полезным является самомассаж лица. Он повышает интеллектуальную деятельность детей.
Точечный массаж – это механическое воздействие пальцами рук на строго определенные участки тела, благодаря которому можно изменить состояние здоровья ребенка, предотвратить развитие многих заболеваний и укрепить иммунитет.
Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний, способствует развитию как речевых навыков, так и разработке мускулатуры.
Массаж проводится с использованием большого и указательного пальца, которыми надавливают или совершают круговые движения на точки, ответственные за состояние тех или иных органов или систем организма. Длится он всего 2—3 минуты и хорошо воспринимается ребенком. Основные точки находятся на ладонях и стопах человека, плечах и лопатках, голенях и коленях.
Кинезиологические упражнения (или как их еще называют «Гимнастика мозга») – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, облегчить процесс чтения и письма, развивать творческую деятельность ребенка, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать его проблемы в различных областях психики.
Одним из направлений оздоровительного характера является ароматерапия – это лечение с помощью эфирных масел разных растений, один из эффективных методов для профилактики гриппа и простудных заболеваний. Это не только наука, но и искусство, очень древнее и чрезвычайно современное. С помощью масел можно снять стресс, усталость, апатию или перевозбуждение.
Применяемые эфирные масла – это естественные вещества, содержащиеся в эфирномасляничных растениях, продукт их жизнедеятельности; они одновременно воздействую на физическое и на психическое самочувствие ребенка.
Витаминотерапия — это применение различного рода витаминов с целью профилактики и лечения некоторых заболеваний, а также для восполнения в организме недостатка в них. Витаминотерапия заключается в создании более разнообразного и питательного меню для ребенка.
Перечень продуктов, в которых содержатся важные витамины и минералы.
Витамин А: морковь, тыква, апельсины, сметана, яйца, масло.
Витамин В1: гречневая, овсяная каши, ржаной хлеб.
Витамин В2: горох, сливы, персики.
Витамин В6: зеленые овощи, кукуруза.
Витамин В12: рыба, печень, сыр, морская капуста.
Микроэлементы (железо, йод, хром, фтор и т.д.) и макроэлементы (фосфор, натрий, сера и т.д.) также полезны и необходимы для организма, и их тоже можно получить из фруктов, овощей и молочных продуктов.
Важно в работу каждого ДОУ включать не только физкультурно-оздоровительные технологии, но и методы, направленные на повышение эмоционального настроя. Для этих целей может использоваться музыка. Такую коррекционную терапию можно совмещать с занятиями физкультурой. Музыкальное воздействие позволяет снять напряжение, улучшить настроение детей, дать им заряд бодрости.
Положительно влияет и сказкотерапия. Сказки используются в терапевтических, психологических и развивающих целях. Их может рассказывать взрослый либо группа детей по очереди.
Занятия также могут включать в себя изотерапию. Рисование пальчиками или ладошками способно отвлечь ребенка, вызвать у него радость, снять напряжение, преодолеть страх и неуверенность. Арттехнологии, используемые в детских садах, благотворно влияют на детей. Они основаны на восприятии различных цветов и их влиянии на состояние психики детей.
Если в ДОУ будут использоваться все описанные методы здоровьесбережения детей, то можно быть уверенным, что дети станут здоровее, спокойнее, увереннее в себе.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
Используемая литература
- Ахутина Т.В. «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход». Школа здоровья. 2000.
- Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: Творческий центр. 2006.
- Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии». – М.: ВАКО, 2007.
- Сивцова А.М. «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях». Методист. – 2007.
- Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Материал полезен педагогам на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...
Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."
Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...
Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду
Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:*приобщение детей к физической культуре;*использова...