Мастер-класс
проект (подготовительная группа) на тему

dmitrieva_galina

Изготовление тряпичной куклы, как один из нетрадиционных методов развития мелкой моторики рук у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izgotovlenie_tryapichnoy_kukly.docx641.19 КБ

Предварительный просмотр:

Изготовление тряпичной куклы, как один из нетрадиционных методов развития мелкой моторики рук у детей с ОНР.

Мастер – класс воспитателя Дмитриевой Г. Э.

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования, повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению тряпичных кукол.

Задачи:

1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа, работа по схеме и по пооперационным картам;

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с приемами: сматывания, скручивания, сворачивания.

3.Осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование: Пооперационная карта , схема; набор тканей, красные и коричневые  шерстяные нити, бечевка; тесьма ярких цветов; кружева, бусы,  резиночки, прищепки; компьютерная презентация, аудиозапись песни-заклички «Весна-красна…»

Ход мастер-класса

  1. Вступительная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги!  Разрешите представиться, меня зовут Галина Эдуардовна, я работаю воспитателем в МДОУ «Детский сад №175«Улыбка» в подготовительной группе с детьми с ОНР. Мне очень приятно видеть всех вас сегодня в этой зале. Тема моего мастер – класса «Изготовление тряпичной куклы, как один из нетрадиционных метод развития мелкой моторики руку детей с ОНР».

  1. Теоретическая часть.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.  Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

В корзину я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?

Актуальность изготовления тряпичных кукол в образовательном процессе связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает:

  • Хорошую тренировку пальцев
  • Способствует выработке движений кисти
  • Развивает точность
  • Скоординированность мелких движений пальцев;
  • Стимулирует развитие речи у детей
  • Развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание.
  • Совершенствуются лексико-грамматических категорий
  • Совершенствуются навыки употребления предлогов (на столе ткань, завяжи ленту на голове, обмотай нить вокруг пояса и т. д.)
  • Развивается сенсорика, так как при изготовлении кукол используются различные материалы (разнообразные ткани, лыко, ленты, нити, зерно, сухие травы и т.д.)
  • Знакомятся со старинными мерами длины: «Ладонь», «Локоть», «Пядь». Закрепляются понятия «Уже - шире», «Длиннее – короче» и т.д.
  • Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость).

В течении двух лет, как я стала работать в группе с детьми с ОНР, в своей работе практикую  изготовление тряпичных кукол. Опираясь на лексические темы, мною был составлен перспективный план.

Например:

«Перелетные птицы» - Птички счастья.

«Новый год. Рождество»-Рождественский ангел. Коза Маланья.

«Домашние птицы»- Петушок.

«Домашние животные» - Лошадка.

«Дикие животные» - Зайчик на пальчик и т. д.

Данную технологию использую в сочетании с пальчиковой гимнастикой, упражнениями по коррекции звукопроизношения, развитию и совершенствованию лексико-грамматических категорий, совершенствованию навыка употребления предлогов,развития психических процессов.

Как говорит Н. В. Шайдурова: «Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое созвучно.»

По словарю Сергея Ивановича Ожегова «Кукла – это фигура, воспроизводящая человека в полный рост.

Изготавливать кукол я начинаю с детьми старшего дошкольного возраста. Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем я их знакомила, но и вносят свое — выбирают способы оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Теперь у нас в группе есть целая семья кукол. Они готовятся занять своё место в мини-музее «Сокровища бабушкиного сундука». Дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры с применением изготовленных ими кукол, осуществляют театральную деятельность, испытывая чувство радости от общения друг с другом.

В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Играя в куклы, дети учатся договариваться между собой, находить общие решения.

  1. Практическая часть.

Сегодня я познакомлю вас с методическими приемами при изготовлении кукол. Напомню, что методическими приемами мы направляем внимание, восприятие и работу детей, они используются в различных видах детской деятельности, что соответствует Федеральным государственным требованиям.

В своей работе по изготовлению тряпичных кукол я опираюсь на следующие методы, которые представлены в презентации.

Как вы видите, методы и приемы достаточно разнообразны.

Словесный метод: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные, поощрение (похвала ребенка, положительное стимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребенком направления деятельности или способа выполнения задания).

Информационно-рецептивный (характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка): рассматривание, напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом, устные инструкции по выполнению работы

Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

Эвристический (направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии): выполнение действий с детьми по пооперационным картам или схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.

В рамках времени мастер – класса мы не можем рассмотреть все приемы.

Я предлагаю изготовить куклу, используя 2 методических приема, а именно: выполнение действий с детьми, с проговариванием; выполнение действий попооперационным картам или схемам.

Эти приемы эффективны в работе с детьми и дают возможность решать задачи различных образовательных областей.

Рассмотрим первый прием выполнение действий с детьми, с проговариванием.

Я буду педагогом, а вы будете выполнять роль детей.

Демонстрация приема.

- Сегодня мы сделаем куклу "Веснянка". Эта кукла –помощница, с ней можно делиться горестями и радостями. Её делали молодые девушки с приходом весны, она оберег молодости и красоты.

- Берем белый лоскут ткани шириной в две ладони и длиной в три ладони, плотно скручиваем в трубочку по длинной стороне.

-Какой формы лоскут вы взяли?

-Что вы сделали?

- Какая фигура у вас получилась?

- Три раза наматываем на руку коричневые нити, снимаем, складываем пополам- это будут волосы.

- Свёрнутую трубочкой ткань складываем пополам, внутрь кладем пучок нитей. Что получилось?

- Что вы для что сделали?

- Перевяжите ниткой по линии шеи и завяжите на узел.Что получилось?

- Ещё один белый лоскуток шириной и длиной в две ладони, сворачиваем в трубочку и перевязываем края красной нитью, это будут ручки.

- Какой формы лоскут вы взяли?

- Что вы сделали?

- Руки вкладываем в основу и перевязываем красными нитями косым крестом, а потом по талии.

- Куда вложили руки?

- Как перевязали?

- Какие нити для этого использовали?

- Что получилось?

- Как вы думаете, что сейчас будем делать?

- Берём яркий лоскут, присобираем и приматываем к талии, спереди приматываем передничек.

- Какого цвета ленточки лучше выбрать?

- Чем ещё можно украсить нашу куклу?

- Молодцы! У вас получилась красивая кукла.

- Как вы думаете, почему?

Вопрос: как вы думаете, что развивает данный прием у детей? (развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определенной деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи).

Для того, чтобы процесс изготовления куклы стал более доступным, я использую прием – выполнение действий по пооперационную картам или схемам. Этот прием эффективен, когда дети уже овладеют базовыми навыками изготовления куклы. По таким картам детям проще и интереснее работать, чем по схемам. И схема, и пооперационная карта показывают четкую последовательность выполнения действий. Однако, схема – плоское изображение, а карта предлагает объёмный образец. Пооперационную карту можно развернуть и потрогать на ощупь детали. И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психо-физиологическим особенностям дошкольника, а именно особенностям восприятия новой информации. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации: зрение, осязание, слух (ребёнок слушает комментарии педагога).

А при работе с традиционными схемами информация поступает, в основном, через зрение.

Теперь я предлагаю практически закрепить прием «выполнение действий по пооперационным картам или схемам».

Первая группа будет опираться на схему, а вторая группа работать по пооперационной карте.

На выполнение задания дается 5 - 7 минут.

Педагог подходит к каждой группе и уточняет содержание деятельности.

Вопрос: как вы думаете, что развивает данный прием у детей? Применение данного приёма развивает у дошкольников познавательные психические процессы: восприятие, внимание, логическое мышление; способствует развитию у детей способности к самостоятельной творческой деятельности.

Уважаемые коллеги, я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности использования методических приемов, и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

  1. Рефлексия.
  1. Подарить кукле ленточку:

Красный цвет-все удалось, очень интересно.

Синий цвет - удалось, но материал часто используемый

Желтый цвет - скучно, не интересный материал.

  1. Я прошу всех расставить руки в стороны ладошками вверх. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового. А теперь давайте хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!».

Спасибо всем за внимание!

Литература:

Агаева И., Агапова О. Куклы из бабушкина сундука // Народное творчество. 2002. №4. С. 36-37.

Агаева И. «Ангелочек» // Народное творчество. 2002. №4. С. 36-37.

Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла»: Учебно- методическое пособие. // СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2015.

http://podelki-doma.ru/moya-kollektsiya-narodnyih-kukol

http://ped-kopilka.ru/blogs/melnikova/trjapichnaja-kukla-vesnjanka-po-motivam-tradicionoi-narodnoi-kukly.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

Схема.

Пооперационная карта.

Веснянки (обрядовые песни)

Веснянки — старинные обрядовые песни календарного цикла, распространённые у украинцев, белорусов, русских и др. народов (термин «В.» — украинского происхождения). К веснянкам. относятся «заклички весны», а также комплекс весенних песен, игр и хороводов. Веснянки-заклички, для которых характерны многократные повторения мелодических фраз небольшого диапазона, составляют основной вид весенних обрядовых песен восточных славян: у русского народа они распространены не повсеместно. Утратив прежнее магическое значение, веснянки-заклички сохранились в качестве детских песен. В ряде местностей веснянки бытуют как лирические песни пробуждения природы. Напевы веснянок многократно использовались в сочинениях русских композиторов (оперы «Ночь перед рождеством» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, 1-й концерт Чайковского для фортепьяно с оркестром и др.).(И. И. Земцовский)

22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички…

Веснянка (обрядовая песня)

Веснянка
Украинская народная песня

Стало ясно солнышко припекать, припекать,

Землю словно золотом заливать, заливать.

Громче стали голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.

А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.

Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!

 

Веснянки (песенки, заклички, приговорки весне)

***
Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!

Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!

С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!

Мороз, мороз,
Не бей наш овёс, нашу рожь,
Бей дуб да клён да бабий лён,
Да конопи как хочешь, колоти!

***
Чу, виль-виль

Весна пришла
На колясочках,
Зима ушла
На саночках!

***
Весна-красна, на чём пришла?

На сошочке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зёрнышку-у-у.

***
Вот пришла весна,

Весна красная,
Ай, люли-люли,
Весна красная.

Принесла весна
Золотые ключи,
Ай, люли-люли,
Золотые ключи.

Ты замкни, Весна,
Зиму лютую.
Отомкни, Весна,
Тепло летечко,
Ай, люли-люли,
Тепло летечко.

***
Ой, весна моя,

Ты, весняночка!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!
Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...