Польза фитбол-аэробики
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Программа по фитбол-аэробике «Танцы на мячах» является комплексной, включающей в себя разнообразный арсенал средств и методов детского фитнеса (оздоровительной аэробики, танца, корригирующей гимнастики, стретчинга и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fitbolam.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
инструктора по физической культуре
Николаевой Александры Федоровны
на 2015-2016 образовательный год
Содержание
1 | Целевой раздел | 3 |
2 | Пояснительная записка | 3 |
3 | Цель программы | 3 |
4 | Оздоровительные задачи | 3 |
5 | Образовательные задачи | 4 |
6 | Воспитательные задачи | 5 |
7 | Характеристика разделов программы "Танцы на мячах | 5 |
8 | Содержание программного материала и требования к уровню подготовленности занимающихся. | 7 |
9 | Требования к уровню подготовности занимающихся к концу года. | 11 |
10 | Заключение | 11 |
11 | Литература | 13 |
1 Целевой раздел
- Пояснительная записка
При разработке программы основой послужили некоторые положения теории и методики физического воспитания, детского фитнеса, врачебно- педагогического контроля, возрастных, физических и психологических особенностей детей.
Логику построения данной фитнес-программы, ее особый приоритет и перспективу обеспечивает соответствие принципам дидактики и специальным требованиям:
- непрерывности процесса обучения, которая обеспечивается механизмом преемственности между целями, задачами и содержанием отдельных разделов программы;
- целостности процесса обучения, предполагающей интеграцию основного и дополнительного образования, адаптацию в социокультурной среде;
- личностно-ориентированному характеру обучения, реализуемому посредством индивидуализации содержания, форм, методов и педагогических средств достижения целей обучения, соответствующие принципам построения учебных программ;
- наличию существенного оздоровительного эффекта, обусловленному участием в работе различных мышечных групп, возможностью длительного выполнения упражнений ритмичного характера (преимущественно, аэробным механизма энергообеспечения) и биомеханическим факторам (прежде всего, воздействию непрерывной вибрации на опорно-двигательный аппарат и внутренние органы)
Программа по фитбол-аэробике «Танцы на мячах» является комплексной, включающей в себя разнообразный арсенал средств и методов детского фитнеса (оздоровительной аэробики, танца, корригирующей гимнастики, стретчинга и др.)
Цель программы.
Содействовать всестороннему гармоническому развития личности ребёнка, укреплять здоровье, развивать двигательную способность, профилактика и коррекция различных заболеваний и приобщать к здоровому образу жизни.
I Оздоровительные задачи
- содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.
- Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.
- Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.
- Формировать и закреплять навыки правильной осанки.
- Содействовать профилактики плоскостопия.
- Способствовать укреплению мышц пальцев, кисти и развивать мелкую моторику рук.
- Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.
- Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся.
- Способствовать профилактике различных заболеваний, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического состояния занимающихся.
II Образовательные задачи.
- Вооружить занимающихся знаниями о влиянии занятий фитбол-аэробики на организм, понятии здорового образа жизни, правилах техники безопасности на занятиях фитбол-аэробикой, профилактике травматизма.
- Формировать знания, умения и навыки, необходимые в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт.
- Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
- Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты)
- Формировать двигательные навыки и развивать физические способности.
III Воспитательные задачи.
- Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
- Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений.
- Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.
- Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности.
- Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.
- Способствовать формированию коммуникативных умений у детей.
- Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.
Структурную основу комплексной оздоровительно-развивающей программы по фитбол-аэробике «Танцы на мячах» составляют: основы знаний, учебно-практический материал, состоящий из пяти разделов, требования к уровню подготовленности занимающихся и материально-техническое обеспечение процесса обучения.
Практическая часть программы включает в себя следующие разделы: "Фитбол-гимнастику" (общеразвивающая направленность); "Фитбол-ритмику" (танцевально-ритмическая направленность); "Фитбол-атлетику" (общеукрепляющая направленность); "Фитбол-коррекцию" (профилактико-корригирующая направленность); "Фитол- игру" (креативно-игровая направленность).
Каждый из этих разделов учебно-практического материала программы состоит из упражнений и комплексов фитбол-аэробики. Программный материал представляет собой образно-танцевальные композиции, имеющие различный характер и завершенность. Все упражнения выполняются под определенное музыкальное сопровождение, а в зависимости от поставленных задач и выбора средств имеют разную целевую направленность.
При проведении занятий по фитбол-аэробике используется игровой и соревновательный методы, что придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста..
Программа имеет гибкий характер, что зависит от условий материальной базы, уровня физического развития и подготовленности занимающихся рационально варьировать содержание программы и творчески обеспечивать ее выполнение.
Освоение программного материала поможет естественному развитию организма детей дошкольного возраста., его морфологическому и функциональному совершенствованию отдельных органов и систем, а так же развитию двигательных способностей.
2. Характеристика разделов программы "Танцы на мячах"
В содержание программы по фитбол-аэробике входят: основы знаний, учебно-практический материал требования к уровню подготовленности занимающихся и требования к материально-техническому оснащению процесса обучения.
Основы знаний- теоретический раздел программы, представленный различными темами, без знания которых овладение практическим материалом является не полным.
Содержание тем включает характеристику фитбол-аэробики и описание ее влияния на организм занимающихся, правила поведения в зале и требования к выполнению упражнений, профилактику и предупреждение травматизма, основы личной гигиены и здорового образа жизни.
Учебно-практический материал способствует формированию умений, навыков, развитию двигательных способностей и включает комплексы упражнений фитбол-аэробики, которые представлены в разделах: "Фитбол-гимнастика", "Фитбол-ритмика", "Фитбол-атлетика", "Фитбол-коррекция", "Фитбол-игра".
В раздел "Фитбол-гимнастика" входят упражнения и комплексы общеразвивающей направленности, которые служат базой для овладения ребёнком основных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых для дальнейшей работы. К ним относятся: строевые, общеразвивающие упражнения, сидя на мяче (без предметов, с предметами), основные движения шеи, рук, ног, туловища, упражнения "типа зарядки", прыжки, основные исходные положения на мяче, акробатические упражнения (включающие элементы само страховки), а так же упражнения в равновесии, "школа мяча" (перекаты, броски, ловля, отбивание) и упражнения на растягивание и стретчинг.
Упражнения раздела "Фитбол-ритмика" являются основной для развития чувства ритма, что позволяет детям свободно, красиво и координированно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.
Раздел "Фитбол-атлетика" имеет общеукрепляющую направленность и включает в себя упражнения, направленные на формирование и укрепление различных мышечных групп (рук, ног, туловища), развитие силовой и общей (аэробной) выносливости.
Креативно-игровой раздел "Фитбол-игра" предусматривает целенаправленную работу по применению специальных упражнений и творческих заданий, включение музыкально-подвижных игр и эстафет.
Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее.
3. Содержание программного материала и требования к уровню подготовленности занимающихся.
Основы знаний.
- Характеристика и содержание фитбол-аэробики
- Правила безопасности на занятиях фитбол-аэробикой и профилактика травматизма.
- Основы личной гигиены занимающихся.
Учебно-практический материал.
(умение, навыки и развитие двигательных способностей)
I. Фитбол-гимнастика.
(общеразвивающая направленность)
1.1. Строевые упражнения.
Строевые приемы: "Становись!", "Разойдись!", повороты "Направо!", "Налево!" при шаге на месте, переступанием. Походный шаг на месте и в движение. Построение в шеренгу, колонну, круг. Перестроение в рассыпную, в шеренги и колонны по ориентирам или выбранным водящим.
Передвижение по кругу, в обход (шагом и бегом) с различными видами фигурной маршировки, за педагогом. Размыкание на вытянутые руки вперед, в стороны.
По мере освоения все строевые упражнения можно выполнять с мячом в руках (или на голове).
1.2. Общеразвивающие упражнения.
Общеразвивающие упражнения , сидя на мяче, без предметов: основные движения рук, ног, туловища, комбинированные упражнения; прыжки, бег
Общеразвивающие упражнения с фитболом: ОРУ с мячом в руках, перекаты, броски, ловля, отбивание мяча от пола.
Общеразвивающие упражнения , сидя на мяче, с предметами: с платочками, ленточками, малыми мячами, мягкими игрушками.
Прыжковые упражнения: прыжки на месте: на двух ногах, на одной; ноги врозь-вместе. Прыжки с продвижением вперед-назад, вправо-влево.
1.3. Упражнения в равновесии.
Равновесие в стойке на одной ноге с опорой коленом другой о мяч, руки в стороны. Равновесие в стойке на одной ноге, другая согнута вперед, мяч на голове. Равновесие в положении сидя на мяче, с захватом его ногами, руки в сторону.
1.4. Акробатические движения.
Группировки в приседе, седе, лежа. Перекаты вправо, влево.
1.5. Упражнения направленные на развитие гибкости и подвижности суставов.
Суставная гимнастика. Статические и динамические упражнения на растягивание.
1.6. Базовые упражнения фитбол-аэробики.
Основные исходные положения: сед на мяче; лежа спиной на мяче; лежа животом на мяче; упор лежа бедрами на мяче; лежа боком на мяче; упор стоя животом на мяче.
Пружинистые движения: сидя на мяче (медленно и быстро).
Перекаты и переходы: из упора присев, руки на мяче, в упор лежа животом на мяче; из положения сидя на мяче в положение лежа спиной на мяче; из положения сидя на мяче в положение стоя, придерживая мяч рукой.
1.7. Комплексы упражнений:
"Часики", "Ку-ку", Песня о разных языках", "Упражнение с платочками (ленточками)", "Ладошка", "Фея моря".
II. "Фитбол-ритмика".
(танцевально-ритмическая направленность)
2.1. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.
Хлопки, хлопки по мячу, притопы на каждый счет и через счет. Выполнение игровых заданий на определение ритмического рисунка.
2.2. Основы хореографии.
Танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья. Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья; перевод рук из одной позиции в другую. Стоя спиной к опоре: полуприседы; подъемы на носки; выставление ноги вперед на носок, в сторону на носок; поднимание согнутой и прямой ноги вперед, в сторону.
2.3. Танцевальные шаги.
Шаг на носках, с носка (с мячом в руках). Сидя на мяче "елочка", "гармошка", "ковырялочка", "шаг с притопом", "перекатный шаг".
2.4. "Ритмические танцы".
Танцы в парах и индивидуальные: "Диско", "Танец сидя", "Танец утят", "Кузнечики".
2.5. Базовые шаги фитбол-аэробики и их связки.
March (марш); step-touch (приставной шаг) вперед, назад, вправо, влево; knee up (подъем колена); jumping jack (прыжок ноги врозь-вместе); lunge (выпад); jog (бег).
2.6. Комплексы упражнений:
"Ладушки", "Спляшем, Ваня!"
III. "Фитбол-атлетика".
(общеукрепляющая направленность)
3.1. Упражнения, направленные на развитие силы.
Упражнения для мышц спины, брюшного пресса, ног (передняя поверхность бедра), рук и грудных мышц.
3.2. Упражнения, направленые на развитие гибкости и подвижности суставов.
Суставная гимнастика. Статические и динамические упражнения на растягивание.
3.3. Упражнения, направленные на развитие выносливости.
Прыжки на месте: на двух ногах, на одной; ноги врозь-вместе. Прыжки с продвижением вперед-назад, вправо-влево.
3.4. Комплексы упражнений фитбол-аэробики.
"Бегемот", "Ква-ква", "Силачи", "Фея моря".
IV. "Фитбол-коррекция".
(профилактико-корригирующая направленность)
4.1. Упражнения на формирование правильной осанки.
Упражнения для создания представления и формирования правильной осанки. Комплексы ОРУ стоя у опоры. Упражнения с мячом на голове. Комплексы упражнений на укрепление различных мышечных групп в различных исходных положениях (лежа на полу, сидя, с мячом в руках, с мячом в ногах).
4.2. Упражнения для профилактики плоскостопия.
Ходьба на носках и пятках с мячом в руках. Сидя на мяче и сидя на полу (стопы на мяче): разведение, сведение носков, пяток, "гармошка", "елочка" и др.
4.3. Упражнения для укрепления пальцев рук и развитие мелкой моторики.
Упражнения пальчиковой гимнастики: упражнения с речитативами (стихи, сказки, игры) сидя на мяче.
4.4. Упражнения на дыхание, расслабление и релаксацию.
Посегментовое расслабление. Встряхивающающие движения. Поглаживание, растираниеи, похлопывание рук, ног, туловища (самомассаж). Дыхательные упражнения.
4.5. Комплексы упражнений фитбол-аэробики.
"Цапля", "Марыся", "Кикимора", "Чебурашка", "Танцующие пальчики", "Мотылек".
V. Фитбол-игра.
(креативно-игровая направленность)
5.1. Творческие и игровые задания.
Упражнения "типа задания" в ходьбе и беге, по звуковому, зрительному сигналу. Творческие задания: "Танец загадка", "Танец в кругу".
5.2. Музыкально-подвижные игры.
"Мышеловка", "Совушка", "Сбей кеглю", "Кто не спрятался...", "Автомобили".
5.3. Эстафеты.
Передача и броски мяча в шеренгах, колоннах. Бег с мячом в руках.
5.4. Сюжетные занятия.
"Мой веселый звонкий мяч", "Путешествие в сказку", "В мире животных", "В гостях к Морской Феи"
5.5. "Комплексы упражнений.
"Бег по кругу", "Светофор".
4. Требования к уровню подготовности занимающихся к концу года.
Должны знать:
- назначения спортивного зала и правила поведения в нем
- свойства и функции мяча
- причины травматизма и правила безопасности на занятиях фитбол-аэробикой, самостраховка
- основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
- выполнять правила техники безопасности на занятиях фитбол-аэробикой
- выполнять комплексы упражнений программы по фитбол-аэробике: "Часики", "Ладошки", "Кикимора", "Ку-ку", "Песня на разных языках", "Спляшем, Ваня", "Ква-ква", "Крот и черепаха", "Бегемот", "Цапля, "Марыся", "Фея моря", "Мотылек", "Ладушки".
- иметь определенный двигательный "запас" общеразвивающих и танцевальных упражнений
- ритмично двигаться в различном музыкальном темпе и владеть основами хореографических упражнений
- выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой.
Заключение.
Программа предлагает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастики, которая формирует двигательную сферу ребенка, развивает физические качества и является эффективным методом оздоровления. Доступность программы «Фитбол-гимнастика» для детского сада делает ее наиболее востребованной для педагогов и родителей.
Приложения.
Требования к фитбол-гимнастике.
1. Основные правила занятий с мячом:
- угол, сформированный туловищем и ногами в положении сидя должен быть больший, чем 90°.
- не пытаться перелезть через мяч сзади, садитесь на него только спереди.
- на занятиях необходимо использовать устойчивые, правильно надутые мячи.
- необходимо регулярно проверять осанку, особенно «S-образную» форму спины и правильность посадки.
- ноги занимающего должны всегда находиться в контакте с полом. Тело (рука или ягодицы) должно постоянно поддерживаться мячом.
- необходимо постоянно контролируйте физическое усилие и, главное, наслаждаться занятием.
- избегайте использовать мячом, размер которого слишком мал для ребенка. Это может стать причиной неправильной осанки и даже вызвать боль.
- недостаточно надутый мяч приводит к неправильной посадке «в подвешенном состоянии».
- необходимо избегать внезапных, неуправляемых движений мышцами. «Обе ноги постоянно и одновременно должны касаться пола на протяжении всей тренировки с мячом».
- при работе с мячом качество должно преобладать над количеством.
2. Основные требования к мячам- фитболам.
1) Размер мяча:
Мяч должен быть надут так, чтобы под весом тела поверхность контакта с полом увеличилась совсем немного. Должны быть возможными упругие подскоки. Как указано на упаковке, мячи выдерживают нагрузку до 300 кг.
2) Одежда:
Удобная спортивная одежда. Оптимальный вариант — босиком или легкая спортивная обувь с не скользкой подошвой.
3) Покрытие для пола:
- Поверхность пола должна быть ровной и гладкой.
- Гимнастический мат, пол, покрытый ковром или специальным линолеумом, в редких случаях паркет.
- Необходимо убедиться, что в помещении нет колющих и режущих предметов. Проверьте, нет ли каких-либо булавок или металлических застежек на одежде, которые могут проколоть мяч.
- Помните также, что риск прокола мяча существенно возрастает при использовании его на улице.
4) Место для выполнения упражнений:
- Сохранять безопасную дистанцию во всех направлениях.
- Помещение приспособленное для занятий физкультурой.
5) Хранение фитболов:
Держать мяч вдали от нагревательных приборов, а также не допускать их долгого пребывания под прямыми лучами солнца (свыше 30 градусов), так как материал, из которого сделаны мячи, может расплавиться. Правильное обращение и соблюдение мер предосторожности позволит использовать один и тот же мяч долгие годы даже в том случае, если его будут сдувать и надувать очень часто.
Литература.
- Кузьмина С.В., Сайкина Е.Г. "Танцы на мячах" учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург 2013 г.
- "Прикладная и оздоровительная гимнастика" учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург Детство-Пресс Москва Творческий центр СФЕРА 2012
[Введите имя автора]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность реализации программы по фитбол – аэробике.
«Танцы на мячах» в системе дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста....
Буклет по фитбол аэробике
Буклет по фитбол аэробике...
Коррекционно-развивающий практический курс "Фитбол - аэробика"
На основе образовательной программы Е.Г. Сайкиной и С.В. Кузьминой. Оздоровительно - развивающая программа по фитболу направлена на коррекцию психомоторного, речевого, эмоционального и общего психичес...
Фитбол-аэробика как современная здоровьесберегающая технология
В наше время официальная статистика и педагогическая практика доказывает, что уровень здоровья , физического развития подрастающего поколения за последние годы значительно снизился. С кажд...
Оздоровительная фитбол-аэробика в детском саду
В настоящей работе обосновывается применимость фитбол-аэобики для профилактики нарушений осанки. Обоснование проводится с учётом возрастных особенностей: - формирования костной ткани; - становлени...
Авторская программа по физическому развитию детей дошкольного возраста с использованием технологии фитбол-аэробики и степ-аэробики «Играй-ка»
В программе описана организация образовательного процесса по развитию физических качеств детей посредством использования технологий: фитбол-аэробики и степ-аэробики «Детская аэробика»...
Картотека игр по фитбол - аэробике и лого - аэробике
Данный материал предназначен для воспитателей д/с...