«Инновационные методы и приемы в области здоровьесбережения»
консультация на тему
Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
in.met_._i_priem.v_obl._zdorovesberezheniya.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №! «Теремок» Кулундинского района Алтайского края
«Инновационные методы и приемы в области здоровьесбережения»
консультация для педагогов ДОУ
старший воспитатель
Алена Юрьевна Семейкина
2015
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольника определяет высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.
Начиная с дошкольного возраста взаимодействие с ребенком должно быть нацелено на формирование ценностного отношения к здоровью, обеспечивать систему знаний детей о здоровье, то есть формировать в системе, включающих знания детей о приемах и способах поддержания собственного здоровья, а также о формах и методах его сохранения и укрепления; воспитывать ребенка как субъекта ценящего здоровья и владеющего навыками здоровьесберегающей деятельности.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому педагогам необходимо постоянно искать пути совершенствования работы по укреплению здоровья воспитанников, развитию движений и физическому развитию детей.
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает ребенку физическое развитие.
Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий.
Это технологии здоровьесбережения, здоровьеукрепления, здоровьеформирования.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения
|
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | ||
Стретчинг | Не раньше чем через 30 мин. после приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветриваемом помещении | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы
|
Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка
|
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
|
Подвижные и спортивные игры | Как часть физического занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
|
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы
|
Технологии эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформление помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп | Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса
|
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
|
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
|
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
|
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
|
Гимнастика корректирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной цели и контингента детей
|
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
|
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | ||
Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст- 20-25 мин., старший возраст- 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
|
Проблемно – игровые (игротреннинги и игротерапия) | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
|
Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой …
|
Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития
|
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
|
Точечный массаж | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста | Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал.
|
Биологическая обратная связь (БОС) | От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста | Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников
|
3. Коррекционные технологии
| ||
Арттерапия | Сеансами по 10-12 занятий по 30-35мин. со средней группы | Занятия проводят по подгруппам 10-13 чел., программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий
|
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроения и пр.
|
Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа людей
|
Технологии воздействия цветом | Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач | Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
|
Технологии коррекции поведения | Сеансами по 10-12 занятий по 25-30мин. со старшего возраста | Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 чел. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
|
Психогимнастика | 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. | Занятия проводятся по специальным методикам
|
Фонетическая ритмика | 2 раза в неделю с младшего возраста | Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений
|
Биоэнергопластика
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела и рук.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Биоэнергопластика - это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, улучшают внимание, память, мышление, оптимизируют психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствуют коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Коррегирующая гимнастика решает задачи общего укрепления мышц опорно-двигательного аппарата, а также увеличение силовой выносливости мышц живота, рук, ног, длинных мышц спины при одновременной стабилизации позвоночника.
Воздействует на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Упражнения носят игровой, сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».
Креативная гимнастика решает задачи
• формирования навыков самостоятельного выражения движений по музыку;
• развитие мышления, воображения, находчивости,
• воспитание умения эмоционального выражения, творчества в движениях;
• развитие инициативы, чувства взаимопомощи и трудолюбия.
Креативная гимнастика это:
Музыкально-творческие игры.
Образно-игровые движения (упражнения с превращениями)
Специальные задания, способствующие развитию выдумки, творческой инициативы, для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.
Минуты тишины - зто специфическая форма работы, способствующая развитию волевых качеств детей. Дети познают мир через услышанные звуки.
Коммуникативные танцы:
Это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.
Это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой.
Дети все разные и воспитываются в разных условиях. Поэтому есть дети активные и замкнутые, есть доброжелательные и конфликтные.
Используя коммуникативные танцы-игры, у детей развиваются такие музыкально-ритмические способности, как: чувство ритма, чувство музыкальной формы, музыкальная память, пластичность и выразительность движений, ориентация в пространстве. Хоть целью коммуникативных танцев-игр является невербальная коммуникация, происходит это посредством музыкально-ритмического движения.
Танец – это внутренний мир, отраженный в движении, и наряду с другими видами искусства, это самый естественный способ проявления своих чувств и эмоций.
Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: в совместной деятельности детей и педагога, на уроках ритмики, на праздниках, в самостоятельной деятельности.
Коммуникативный танец – благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольника со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого.
Движения коммуникативных танцев способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, а элементы импровизации способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки.
Гимнастика для глаз
Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.
Основными принципами зрительных гимнастик являются:
• индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;
• регулярность проведения;
• постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
• сочетание с двигательной активностью;
• развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.
Гимнастические упражнения для развития подвижности моторного аппарата глаз проводятся под музыкальное сопровождение: это может быть лёгкая, спокойная музыка, которая регулирует движение взора.
Для поддержания интереса детей используются гимнастики с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т. д., которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.
Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз. В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене, повесить движущиеся мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль».
Зрительная гимнастика:
• проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения;
• благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма;
• гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты;
• гимнастика проводится в течение 2-3 минут;
• основной прием проведения – наглядный показ действий педагога;
• для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом - птички, бабочки, снежинки и др.
• демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей;
• упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение.
Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.
Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.
Использование схем зрительных траекторий Базарного для разминок и упражнений на зрительную координацию хорошо влияет на тренировку зрительной координации.
Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и
туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах.
На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры, и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру.
Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху - вниз.
Самомассаж и массаж предполагает решение задач закаливания и оздоровления детского организма, получение ребёнком радости и хорошего настроения, формирования у ребёнка сознательного стремления к здоровью, навыка собственного оздоровления.
Самомассаж необходим для повышения сопротивляемости организма, для улучшения обменных процессов, лимфо- и кровообращения.
Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.
Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой Самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. От правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей.
Для дыхательных упражнений используются воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т. д.) Правильное дыхание приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человека. Использование дыхательной гимнастики дает ощутимый результат в снижении заболеваний детей.
Минуты шалости - Игры для поднятия настроения
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания.
Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.
Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах ДОУ.
В связи с этим перед нами встаёт задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отзываться на чужие переживания, т. е. стать социально-эмоционально компетентным.
Наиболее эффективным методом развития эмоций у детей является игровая терапия.
«Минута шалости» (психологическая разгрузка)
Ведущий по сигналу (удар в бубен) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает, кувыркается…. Повторный сигнал ведущего через 1-2 минуты объявляется конец шалостям.
Очень полезно использовать в минутах шалости коммуникативные танцы и игры
Игровой стретчинг - Растяжка.
Стретчинг – комплекс упражнений основанный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Упражнения стретчинга – как средство достижения релаксации (расслабления). Эти упражнения доступны всем. Растяжки воздействуют на все группы мышц и суставы. Повышают эластичность связок, снижается способность отложения в суставах шлаков, увеличивается их подвижность. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функции мышц. Это позволяет без труда использовать защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т. к. воздействуя на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы, вырабатывают естественную сопротивляемость организма. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение.
Игровой стретчинг, упражнения которого, носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т. д. Образно-подражательные движения
развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.
Ритмопластика
Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц. И даёт возможность перевоплощению. Основывается на методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся детей. Здесь используются элементы движений и упражнения, выполняемые в сюжетной игровой форме с музыкой.
Музыкотерапия
Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая также и эмоциональную нестабильность.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток.
Сегодня современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.
Так, например, для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена:
• «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»;
• а также «Вальсы» И. Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна;
• для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л. Бетховена, «Грезы» Р. Шумана, музыку А. Вивальди и В. А. Моцарта;
• для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта; «Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского.
Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать не только на музыкальных занятиях, но и во всех видах деятельности. Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса, в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду. Необходимо использовать не только пассивное слушание музыки, но и музицирование, музыкально-ритмические движения, пение, музыкальные игры и обязательно элементы театрализации.
Сказкотерапия
Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.
Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, либо театрализованное представление детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.
Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений.
Сказки - шумелки
Сказочки с различным шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для развития слухового восприятия и слуховой памяти, воображения и фантазии, а также формируют навыки сотрудничества и взаимодействия.
Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:
1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки дружелюбного общения.
4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок.
5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.
7. Развиваются концентрация внимания и выдержка.
Улыбкотерапия
Здоровье детей станет крепче и от улыбки взрослого, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение.
Комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада, позволит воспитать у детей осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Внедрение здоровьесберегающих технологий строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации оздоровительной деятельности современного детского сада.
Реализация инновационных здоровьесберегающих технологий в оздоровительной деятельности предусматривает:
• внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ.
• использование нетрадиционных приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
• использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. А значит здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные методы и приемы на занятиях Логоритмикой в логопедической группе (старшей) МДОУ..
Инновационные методы и приемы на занятиях Логоритмикой....
Инновационные методы и приемы работы со сказками
Множество познаний дети черпают из сказок. Сказки позволяют малышу веперные испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Полноценное использование сказок в дошкольном возрасте яваляется ...
Презентация по теме: "Использование инновационных методов и приемов работы по развитию связной речи детей
Данная работа обобщает мой опыт работы по развитию связной речи детей с помощью мнемотехники....
Инновационные методы и приемы развития речи на музыкальных занятиях
Артикуляционная гимнастика В.В.Емельянова "Фонопедический метод развития голоса"...
Использование инновационных методов и приемов в обучении детей правилам дорожного движения
Использование инновационных методов и приемов в обучении детей правилам дорожного движения при помощи обучающих мнемотаблиц....
«Инновационные методы и приемы воспитания и развития детей дошкольного возраста»
Сегодня от педагогического работника ДОУ требуется умение организовать свое воздействие таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие на педагогически оптимальном...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. Одним из эффективных педагогических т...