Тематический контроль «Полезные привычки - основные компоненты здорового образа жизни детей»
консультация

Буклинова Лариса Серафимовна

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tem_kontrol_poleznye_privychki.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

«ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ - ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ» 

К педсовету «Становление у детей ценностей здорового образа жизни: формирование полезных привычек, в том числе привычки к зарядке».

Сроки проведения: 16 – 20 ноября 2015 г.

Параметры и критерии оценки:

  1. Рациональный здоровьесберегающий режим.
  2. Полноценное  питание.
  3. Рациональная двигательная активность.
  4.  Закаливание организма.
  5.  Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Ответственные:  

Заведующий ГБДОУ:

  • Режим прогулок в группах раннего возраста
  • Воспитание полезных привычек во время еды.

Заместитель по УВР:

  • Обстановка в группе во время приема пищи, умение  преподнести непопулярное блюдо.
  • Наличие в РППС групп старшего возраста алгоритма проведения закаливания обливанием рук
  • Планирование эмоционально оздоравливающих  игр ( адаптационные игры, игры  эмоционально сближающие, развивающие общение)

Старший воспитатель:

  • Режим организации НОД  
  • Соблюдение сервировки, умение  преподнести непопулярное блюдо.
  • Наличие письменного согласия родителей на проведение закаливания

Старшая медсестра:

  • Доведение нормы питания до ребенка

Инструкторы по физической культуре:

  • Проведение утренней зарядки.
  • Участие воспитателя в проведении ИФК  физкультурных занятий и досугов.
  • Условия для двигательной активности детей в физкультурном зале.

Музыкальный руководитель:

  • Участие воспитателя в проведении музыкальным руководителем  двигательных (музыкальных)  занятий и досугов.
  • Условия для двигательной активности детей в музыкальном зале.

Логопед:

  • Условия для стимулирования двигательной активности детей в кабинете.

Воспитатели:

  • Наличие условий в развивающей предметно-пространственной среде для самостоятельной  двигательно-игровой деятельности детей
  • Использование для создания положительных эмоций у детей продуктивных видов деятельности и детского речетворчества («Что я люблю, что мне нравится, чего мне хочется…»)

ВОПРОСНИК ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

«ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ - ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗОЖ» 

  1. Реализация возрастного рационального здоровьесберегающего режима:
  1. Режим прогулок в группах раннего возраста/ Заведующий ГБДОУ. Метод хронометража.
  2. Режим организации НОД  /Старший воспитатель. Метод хронометража.

 

  1. Организация полноценного питания:
  1. Воспитание полезных привычек во время еды /Заведующий. Метод наблюдения.
  2. Обстановка в группе во время приема пищи, умение  преподнести непопулярное блюдо/ Заместитель по УВР. Метод наблюдения.
  3. Соблюдение сервировки, умение  преподнести непопулярное блюдо /Старший воспитатель. Метод наблюдения.
  4. Доведение нормы питания до ребенка /Старшая медсестра. Метод наблюдения.

  1. Организация рациональной двигательной активности, оптимального двигательного режима:
  1. Проведение утренней зарядки/ ИФК. Метод наблюдения.
  2. Участие воспитателя в проведении двигательных (физкультурных и музыкальных)  занятий и досугов. /ИФК, музыкальный руководитель. Метод наблюдения и хронометража.
  3. Наличие условий в развивающей предметно-пространственной среде для самостоятельной  двигательно-игровой деятельности детей / Воспитатели. Метод самоанализа РППС в группе.
  4. Наличие в РППС залов, кабинетов условий для стимулирования двигательной активности детей / Специалисты. Метод самоанализа РППС в функциональном помещении.

  1. Обеспечение условий для закаливания:
  1. Наличие письменного согласия родителей на проведение закаливания/Старший воспитатель. Метод проверки документации.
  2. Наличие в РППС групп старшего возраста алгоритма проведения закаливания обливанием рук / Заместитель по УВР. Метод проверки РППС в группе.
  3. Наличие «дорожки-топожки» в РППС группы /Самоанализ воспитателями РППС в группе.

  1. Обеспечение эмоционального комфорта, сохранение стабильного психоэмоционального состояния ребенка:
  1. Планирование эмоционально оздоравливающих  игр ( адаптационные игры, игры  эмоционально сближающие, развивающие общение) / Заместитель по УВР. Метод анализа планирования.
  2. Использование для создания положительных эмоций у детей продуктивных видов деятельности и детского речетворчества («Что я люблю, что мне нравится, чего мне хочется…») /Воспитатели. Метод отбора детских работ (к предоставлению на выставки – к педсовету, районную  «Золотой ключик»).

СПРАВКА ПО ИТОГАМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

«ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ - ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗОЖ» 

Понятия «вредные привычки», «полезные привычки» и «здоровье» взаимосвязаны. Здоровье является залогом успешного будущего, необходимым условием для реализации себя как личности.

Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия (благоприятные условия для расцвета личности человека, талантов и способностей), равновесие организма с окружающей средой, а также отсутствие физических дефектов и болезней.

Слово «привычка» относится к поведению: Привычка — это поведение, действия, ставшие для человека привычными, постоянными. Привычка —  форма поведения человека, возникающая в процессе обучения, многократного повторения и выполняемая автоматически («Привычка – вторая натура»).

На формирование полезных для здоровья, здоровых привычек направлена вся работа по физическому развитию детей. Ее основная цель – сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе формирование у них полезных для этого привычек.

В области физического развития два основных поднаправления – физкультура и здоровье, поэтому данная работа и называется физкультурно-оздоровительной. В ее системе отражены все формируемые у детей здоровые привычки. Все наши усилия в этой работе – это вложения в формирование здоровых привычек у детей.

  • Наиболее актуальная для  жителей современного мегаполиса – привычка к двигательной активности. Сейчас горожане ведут в основном малоподвижный образ жизни. Особенно актуальна эта привычка для маленьких детей, у которых и физическое и психическое развитие напрямую зависит от объема движений и потребность в движении намного выше, чем у взрослого человека. Поэтому мы формируем привычку ежедневно делать зарядку, двигаться на прогулке…
  • Далее – группы привычек, связанных с культурно-гигиеническими процессами: привычки здорового питания и привычки ухода за своим телом, содержания в чистоте своих вещей и, по возможности, окружающей обстановки.
  • Привычка к закаливанию – мы формируем не привычку делать какие-то определенные закаливающие процедуры, а привычку к самым простым вещам: одеваться по погоде и температуре воздуха в помещении и обязательно находить время для прогулки на свежем воздухе.
  • Объединяющая  все прозвучавшее – привычка к рациональному здоровьесберегающему режиму, в котором должно найтись место и для движений, и для гигиенических процессов и питания, и для пребывания на свежем воздухе. Особо актуальный для современных детей момент режима – это ограничение времени, которое ребенок проводит у экрана телевизора или компьютера.

Это все привычки, связанные с физическим здоровьем. В системе физкультурно-оздоровительной работы  обязательная составляющая:  Охрана и оздоровление психоэмоциональной сферы, нервной системы, обеспечение эмоционального комфорта ребенка.

  • Какая привычка формируется здесь? Наверное, это привычка к позитивному взгляду на мир и на себя в нем. Она формируется уже  всей нашей образовательной работой по всем направлениям развития, а проявляется в дошкольном возрасте, например, в привычке ходить в детский сад с желанием и удовольствием.

Вредная привычка — это автоматические действия человека, наносящие вред его  физическому    и психическому состоянию.

Из вредных привычек по отношению к взрослому человеку выделяют как самые устойчивые и трудно преодолимые: наркоманию, теле и игроманию, алкоголизм, курение, обжорство и нездоровое питание, привычку быть недовольным (постоянно жаловаться, видеть во всем недостатки).

Говоря о вредных для здоровья привычках у детей, взрослые в основном  имеют в виду  онанизм.

Первый тип вредных привычек:  недостатки воспитания. Это  навязчивые неосознаваемые действия ребенка, «по привычке», которые производят неприятное впечатление. Это привычка теребить волосы или мочку уха, нарочито сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, чрезмерно жестикулировать, хватать собеседника за рукав или за пуговицу, поминутно отплевываться, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты {«ну», «вот», «значит», «короче»} и т.п.

Причина их возникновения проста — недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка.  Поэтому правильно будет сказать, что ковыряющий в носу ребенок плохо воспитан. И рецепт здесь один — привитие ребенку полезных навыков: опрятности, аккуратности, соблюдения элементарных правил этикета.

Второй тип вредных привычек – невротические. Они похожи на названные, но они иного рода:  сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья, верчение, выдергивание волос, грызение ногтей, раскачивание головой или биение ею о подушку перед сном и т.п. 

 Возникают в самом раннем возрасте – чаще  всего они наблюдаются у тех детей, кто с младенчества воспитывался жестко, строго, чрезмерно требовательно, либо у тех, кто испытал явный дефицит внимания со стороны родителей.  В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Постепенно это действие становится привычным и   необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов и беспокойства, компенсацией недостатка общения.

Пока такие действия соответствуют возрасту, их нельзя назвать вредными привычками. А то, что они повторяются слишком часто или слишком долго -  это скорее особенность слабой незрелой психики.

Например, до года сосание соски и укачивание при засыпании физиологичны и необходимы. С возрастом такие привычки исчезают. Малыш, который дома привык сосать пустышку, ходить в памперсах, держать во рту палец, по мере взросления может все больше и больше времени проводить без соски, пользуется горшком, а позднее и туалетом; увлеченно играя с игрушками начинает забывать класть палец в рот.

 Воспитатель группы для детей 2-3 лет, как правило, легко справляется с теми привычками, которые и так должны исчезнуть в этот период. В этом возрасте малыши очень охотно подражают друг другу, поэтому именно в детском саду часто овладевают  гигиеническими умениями и навыками легче, чем дома. Очень часто по мере адаптации в детском саду  дети сами начинают вести себя соответственно возрасту сначала в учреждении, потом и дома.

Грызение ногтей тоже может пройти само , если правильно организовать жизнь ребенка, начиная с того, чтобы ногти коротко обрезать.

Но такие привычки как тики, энурез, навязчивые действия без помощи психоневролога не снять. Если в группе есть такие дети, то первое и основное правило для воспитателя: всеми силами обеспечить таким детям максимально спокойное и эмоционально комфортное состояние.

Детский онанизм до 7ми лет  отмечается у каждого 10го ребенка. Ребенок ерзает на стуле. Засиживается на горшке, сжимает или трет одеяло между ног. Надо учитывать. Что дитя до 3х лет по сути бесполо. Оно только для нас мальчик или девочка. Неслучайно слово «Дитя» среднего рода. Идентификация себя с мужским или женским полом произойдет после 3х лет.

До 3х лет ребенок и не ведает, что он раздражает именно половые органы. Это знают взрослые, а для ребенка нос, пупок, половой член – только части его тела. Для ребенка онанизм – не сексуальность, о такая же вредная привычка как сосание пальца, не более.

Только в случае грубо выраженного онанизма, когда девочка пытается пальчиком или предметом проникнуть во влагалище, следует обратиться к детскому психиатру.

Для профилактики:

  • Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться на горшке;
  • Следите, чтобы дети не загулялись и не задержали мочеиспускание. Задержка приводит к напряжению полового члена, ощущению тяжести внизу живота и в результате к онанизму.

Вредные привычки часты у детей со сниженным фоном настроения, склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует и устранению вредных привычек.

Источники:

Тематический контроль был направлен на то, чтобы увидеть, созданы ли условия для воспитания здоровых привычек в детском саду. Контроль проводился по ряду условий для формирования каждой основной здоровой привычки.

  • БАЗОВОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ – ЕЕ ГРАМОТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

В ходе контроля выявлено неисполнение педагогами 2х групп своих должностных обязанностей в части обязательного  ведения рабочей документации согласно инструкции о рабочей документации, а именно в 2х группах отсутствовал  Перспективно-календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми на день проверки. Это факт  дисциплинарного нарушения.

В остальном Вывод: анализ ежедневного планирования работы по физическому развитию детей показал явную недостаточность планирования.

Во-первых, из 11 групп только в 4х работа запланирована по обоим поднаправлениям (Физкультура и ЗОЖ),                 в остальных 7ми  работа, связанная с ЗОЖ не намечается.

Во-вторых,  планы крайне ограничены в отношении разнообразия планируемых форм организации детской деятельности.

В трех группах изо дня в день  планируются только  утренние и бодрящие гимнастики, при этом с  ежедневным указанием на один и тот же комплекс. Нет нужды ежедневно переписывать одно и то же, достаточно приложить к плану  комплексы гимнастик на текущую неделю.

Еще ярче  недостаточность планирования проявляется в его неконкретности, например, написано:  Утренняя гимнастика, гимнастика после сна – и даже комплекс не указан;  Зачем это писать, и так понятно, что они должны быть проведены. Они включены в режим дня как его обязательные компоненты. Но план – это не переписывание режима.

 Другое дело, физдосуг (его в режиме нет, он проводится по расписанию, а не ежедневно). Хотя планирует его ИФК, но в плане группы можно отразить хотя бы его тему.

План – руководство к действию. Недостаточно переписывать в него общие задачи из программы типа  «Овладение соответствующими возрасту основными движениями» (какими именно и что для этого организовать – непонятно).

  В планах 7ми групп помимо гимнастик встречались и другие формы работы:

- пальчиковая гимнастика (указан комплекс);

- подвижная игра, надо полагать организуемая в группе;

 - оздоровительная игра;

- игры с определенным физкультурными игрушками,  пособиями (с кольцебросом…)

- физкультминутка

- беседа, разговор по тематике ЗОЖ  

- дидактическая игра по ЗОЖ

Но на уровне каждой отдельной группы планирование или недостаточно, или, к сожалению, может быть определено как неграмотное, показывающее, что педагоги не владеют знаниями по организации физического развития детей.

Все группы:

 повысить уровень планирования работы по физическому развитию в части разнообразия ее форм:

Ясельная группа:

Двигательная активность: Подвижные игры. Физические упражнения  с физкультурными игрушками.         

Совместная двигательная деятельность детей и взрослого тематического характера. Народные игры. Оздоровительные игры с движениями

        

Здоровье: Игра, игровая ситуация.  Показ, объяснение гигиенических процессов.Потешка. Поручение. Наблюдение. Рассматривание

Младшая, Средняя группы:

Физическая культура: Пальчиковая гимнастика (указать источник). Пальчиковая игра. Подвижная игра. Игровые упражнения. Совместная  досуговая деятельность детей и взрослого тематического характера. Оздоровительная игра (с движениями, эмоционально оздоравливающая). Игры с определенным физкультурными игрушками,  пособиями. Физкультминутка.

 /Т.С.Грядкина. «Физическая культура»: Как работать по программе «Детство». – СПб: Детство-пресс, 2013. –

В качестве планирования гимнастик утренних и бодрящих достаточно приложить к плану их комплексы на текущую неделю.

Здоровье, ЗОЖ: Показ, объяснение к гигиеническим процессам. Игра с дидактической куклой, игры-экспериментирования, игры-путешествия предметного характера, игры-истории, игры поискового характера с предметами и картинками. Наблюдение. Беседа с наглядностью. Чтение. Проблемная ситуация. Простейшая проектная деятельность: коллекции.

/ В.А.Деркунская. «Здоровье»: Как работать по программе «Детство». – СПб: Детство-пресс – М: ТЦ Сфера, 2012.

План работы на год по младшей группе. Стр. 103 – 105. По средней группе – стр. 106 – 109.

Старший возраст:

Физическая культура: Физкультурные развивающие и образовательные ситуации: Использование измерительных приборов.  Подвижные игры. Спортивные игры и упражнения. Беседа.  Чтение. Рассматривание, просмотр. Обсуждение. Дидактические игры.  Физкультурные досуги, спортивные состязания. Полоса препятствий. Совместная деятельность детей и взрослого тематического характера.

Проектная деятельность.

/Т.С.Грядкина. «Физическая культура»: Как работать по программе «Детство». – СПб: Детство-пресс, 2013. В качестве планирования гимнастик утренних и бодрящих достаточно приложить к плану их комплексы на текущую неделю.

Здоровье. ЗОЖ: Беседа. Игры.  Проектная деятельность. Коллекции. Чтение.. Встречи с врачом и медсестрой. Тематические конкурсы.

/ В.А.Деркунская. «Здоровье»: Как работать по программе «Детство». – СПб: Детство-пресс – М: ТЦ Сфера, 2012. –Стр. 58-75. План работы по подготовительной группе. Стр. 75-76.

__________________________________________________________________________________________

В  ПЛАНЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ:

  • Участие воспитателя в проведении двигательного занятия специалистом.

Вывод: Во всех группах воспитатели поддерживают работу специалиста, оказывают помощь в организации детской деятельности и в страховке выполнения основных движений.

Режим двигательных занятий  во всех группах соблюдается.

  • ПРОВЕДЕНИЕ УТРЕННЕЙ ЗАРЯДКИ.

Вывод: зарядка проведена  в соответствии с режимом дня во всех группах детского сада за исключением  младшей группы….

В младшей группе … и ясельных группах зарядка проводится нерегулярно: в  тех случаях, когда приходят не адаптировавшиеся дети и плачут, сложно организовать других детей на зарядку, так как они тоже заражаются негативным состоянием.

Ясельные группы, младшая группа:

  В  том случае, если в группе есть не адаптированные дети (вновь поступившие или пришедшие после длительного перерыва) рекомендуется утреннюю зарядку проводить с детьми в формах организации индивидуальной двигательной деятельности каждого ребенка  по мере его прихода в ГБДОУ. Дети, адаптированные к детскому саду, не должны оставаться без обязательной утренней гимнастики.

  • НАЛИЧИЕ В ГРУППЕ, ЗАЛЕ, КАБИНЕТЕ УСЛОВИЙ В РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Наличие предметных условий для физического развития детей проверялось самими педагогами в ходе самоанализа.

По результатам самоанализа РППС в своей группе, зале, кабинете необходимо обратить внимание на проблемные части в РППС, то есть на те компоненты среды для физического развития,  которые оказались недостаточно обеспеченными (мало предметного содержаниям).

Их надо наполнить материалом: наглядным, игровым, речевым – картотеки или книги, продукты детского творчества…  Либо надо включить в перспективный план создания РППС приобретение нужного материала, как в группе …: нет пособий для ползания и лазанья. Но они включены в перспективный план.

В качестве наглядности рекомендуются сброшюрованные альбомы издательства «Детство-пресс».

Комплексы утренней гимнастики для детей 4-5 лет

Комплексы утренних гимнастик:

Картотека сюжетных картинок. Выпуск 37. Часть 2. Летние виды спорта и спортивные дисциплины.

К формированию представлений о спорте::

В ходе контроля отмечено  оформление физкультурных уголков в группах  РАДУГА, ЗВЕЗДОЧКИ, ЯГОДКИ – ВЫХОД В ГРУППЫ на просмотр созданных условий.

Предложения по группам:

 

Ясельные группы:.

№ 1 - Обеспечить предметным материалом  (наглядным, игровым, речевым – картотеки или книги) в среде группы условия для обучения детей  культурно-гигиеническим навыкам.

Включить в перспективный трехгодичный план создания РППС приобретение предметного материала для ползания и лазанья.

№ 2 - Включить в перспективный трехгодичный план создания РППС приобретение предметного материала для ползания и лазанья, для катания-бросания-ловли.

№ 3 - Обеспечить предметным материалом  (наглядным – картинками для рассматривания, игровым, речевым – картотеки или книги…) в среде группы условия для обучения детей  культурно-гигиеническим навыкам.

Подготовительные группы:

№ 1 - Обеспечить в предметной среде для физического развития детей отражение темы «Спорт в СПб» через подбор материала соответствующего содержания  (наглядного разных видов, речевого в виде  картотек или книг, продуктов детского творчества.

№ 2 - Обеспечить наглядный материал к использованию физкультурного оборудования, игр в спортивном центре группы.

Включить в перспективный трехгодичный план создания РППС приобретение:

Предметного материала для ползания и лазанья;

Старшие группы:

№ 1 - Обеспечить предметным материалом  (наглядным, игровым, речевым – картотеки или книги, продуктами детского творчества…) в среде группы условия для формирования представлений о спорте.

Обеспечить в предметной среде для физического развития детей отражение темы «Спорт в СПб»  через подбор материала соответствующего содержания  (наглядного разных видов, речевого в виде  картотек или книг, продуктов детского творчества.

№ 2 - Обеспечить в предметной среде для физического развития детей отражение темы «Спорт в СПб»  через подбор материала соответствующего содержания  (наглядного разных видов, речевого в виде  картотек или книг, продуктов детского творчества.

Средние группы:

№ 1 - Обеспечить в предметной среде для физического развития детей отражение петербургской тематики через подбор материала соответствующего содержания  (наглядного разных видов, речевого в виде  картотек или книг, продуктов детского творчества.

Включить в перспективный трехгодичный план создания РППС приобретение:

Предметного материала для ползания и лазанья;

№ 2 - Обеспечить в предметной среде для физического развития детей отражение петербургской тематики через подбор материала соответствующего содержания  (наглядного разных видов, речевого в виде  картотек или книг, продуктов детского творчества.

Включить в перспективный трехгодичный план создания РППС приобретение:

Пособий по развитию мелкой моторики.

Младшие группы:

№ 1 - Обеспечить атрибуты к подвижным играм для малышей (обозначения образов птичек, мишек, автомобилей…).

Включить в перспективный трехгодичный план создания РППС приобретение:

Предметного материала для ползания и лазанья;

№ 2 - Обеспечить атрибуты к подвижным играм для малышей (обозначения образов птичек, мишек, автомобилей…).

Включить в перспективный трехгодичный план создания РППС приобретение:

Предметного материала для ползания и лазанья и для общеразвивающих упражений;

______________________________________________________________________________________________

ПО ЛИНИИ УСЛОВИЙ  ДЛЯ  ПРИВЫЧЕК, СВЯЗАННЫХ С КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ:

  • ДОВЕДЕНИЕ НОРМЫ ПИТАНИЯ ДО РЕБЕНКА.

Вывод: За доведение нормы питания до детей отвечает воспитатель. Пищу раскладывает помощник воспитателя, а воспитатель контролирует количество пищи и организовывает прием пищи детьми так, чтобы пища была ими съедена.

Нарушений нет. Вся еда роздана детям. Отмечается, что  то, как дети съедают выданную еду, зависит от воспитателя. Пример: дети, которые в одной группе еду все время «не хотели и не съедали» перейдя в другую группу  успешно съедают все.

  • ОБСТАНОВКА В ГРУППЕ ВО ВРЕМЯ ПРИЕМА ПИЩИ И ВОСПИТАНИЕ ПОЛЕЗНЫХ ПРИВЫЧЕК ВО ВРЕМЯ ЕДЫ.  СОБЛЮДЕНИЕ СЕРВИРОВКИ, УМЕНИЕ  ПРЕПОДНЕСТИ НЕПОПУЛЯРНОЕ БЛЮДО.

Организация приема пищи и обстановка в группе во время еды просматривались по возрастным параллелям. Если мы и сравнивали, то младшую группу с младшей, среднюю со средней и т.д.

Вывод: Отмечается грамотная организация процесса питания и обеспечение эмоционального комфорта детей в процессе еды в 8ми группах:  все 3 ясельные группы, младшая Радуга,  средняя Звездочки, старшая  Ягодки и обе подготовительные Бусинки и Солнышко.

В  3х группах не проводится  воспитательная работа во время еды:

- младшая группа…: во время еды в группе шумно, дети едой совершенно не заинтересованы, едят плохо, балуются.

- средняя группа …: Все дети держат ложку неправильно, воспитатель этого не замечает.  Салфетницы есть только на 2х столах из 3х, при этом за столами сидит по 6 детей, а салфеток по 4.

-старшая группа,..: детям даны вилки, но правильно их держать дети не научены.

  • НАЛИЧИЕ ПРЕДМЕТНОГО МАТЕРИАЛА К КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ.

В раннем и младшем возрасте из наглядности используются фоторяд или ряд из сюжетных картинок (ребенок выполняет действие) – это для продвинутых детей, поскольку  малыши выполняют эти процессы с помощью воспитателя (совместные действия), затем  по его показу и, наконец,  по его напоминанию и подсказкам. Желательны подборки стихотворений и потешек к этим процессам.

Со среднего используются предметные модели алгоритмов из предметных картинок, в старшем возрасте – условно-схематические модели из условных знаков, но простые и понятные.

Удачные грамотные решения в группе «Солнышко». В группе «Ладушки» в раздевалке размещены и модель-алгоритм одевания-раздевания и схема складывания одежды в шкафчик.

В трех группах представлен разноуровневый наглядный материал, например, в средней группе к процессу умывания размещены и фоторяд (уровень младшей группы) и соответствующая среднему возрасту предметная модель.

В соответствии с разноуровневым подходом к подбору предметов в среду (вчера – сегодня – завтра) развернут должен быть материал «сегодня», а материал «вчера»  свернут и оставлен для неосвоивших его детей. В данном случае фоторяд как  наглядность для младшего возраста можно переместить в центр «Здоровье» в виде дидактической игры «Разложи по порядку» или, если есть ребенок, которому требуется такая наглядность, размещен в умывальной  где-то отдельно именно для этого ребенка, но не там, где для всех, чтобы не тормозить их умственное развитие – они уже способны  понимать предметную модель.

Особый момент  - наглядность к процессу питания. Сюда входит схема рассаживания детей за столы.  Со средней группы она предназначается и для детей  в аспекте  обучения ориентации на плане части группы.  Соответственно надо дать на ней четкие ориентиры (обозначить на схеме, например, дверь – вход в группу или можно ориентироваться по цвету столов). Со среднего же возраста начинается дежурство по столовой и должна появиться схема сервировки стола. В старшем возрасте привычная схема сервировки наполняется новым содержанием (праздничный стол, стол для чаепития) и рекомендуются схемы, связанные со здоровым питанием (например, «Пирамида питания»  или  «Наши друзья – витамины» и т.д.).

В одной группе  выявлены нарушения требования обязательной маркировки белья -  не промаркированы полотенца и постельное белье). Напоминание: СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". Раздел  XVII. Требования к санитарному содержанию помещений дошкольных образовательных организаций.Пункт 17.14. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Все белье маркируется. Постельное белье, кроме наволочек, маркируется у ножного края.

Маркировка может осуществляться цифрами. Для детей постели, полотеничницы, шкафчики в раздевалке мы маркируем либо фотографиями, либо единая маркировка картинками (везде одна и та же картинка), а сами полотенца, белье, расчески воспитатель может, при желании, маркировать цифрами.

Зайчата:

  • рекомендация перейти от маркировки цифрами в отношении полотенец и шкафчиков в раздевалке (которая не дает возможности для самостоятельных проявлений ребенка и соответствует возрасту первого года жизни) к маркировке картинками или фотографиями; для кроваток и горшков оставить маркировку цифрами, если так удобнее – в этом случае и для маркировки можно использовать цифры.

Сказка:

  • рекомендация из общей подборки потешек выделить отдельно подборки именно к гигиеническим процессам.

Звездочки:

  • отрегулировать размещение разноуровневой наглядности к процессу умывания. В умывальной находится предметная модель, фоторяд  переходит в дидактическую игру «Разложи по порядку» или  может быть размещен в умывальной  отдельно для нуждающегося в этом ребенка.
  • переделать схему рассаживания детей за столы – внести четкие «привязки» для ориентировки детей на этом плане (указать дверь – вход в группу).

Ягодки:

  • маркировка туалетных кабинок «Мальчики» - «Девочки» размещена внутри кабинок и снаружи не видна – продублировать ее на дверях кабинок.
  • отрегулировать модели к процессам одевания на прогулку (поместить постер в рамку и разместить в раздевалке), умывания (в старшей группе наглядность на уровне младшей в виде фоторяда – перевести ее в дидактическую игру «Разложи по порядку» или  она может быть размещена в умывальной  отдельно для нуждающегося в этом ребенка. Для большинства детей  разместить модель, соответствующую их возрасту).

Ладушки:

  • Отрегулировать размещение наглядности к процессу умывания. Во-первых, она дана в явном переизбытке: у раковин размещены сразу 3 ее вида – фоторяд и еще две модели. Это дезориентирует ребенка (непонятно, на что смотреть).  Во-вторых, не отрегулирована разноуровневость наглядности: фоторяд  (уровень младшей группы), модели обе предметные (уровень среднего возраста). Уровень старшей группы – модель предметно-схематическая. Обсудить ее с детьми (что как изобразить) и разместить в умывальной, остальную наглядность использовать для дидактических игр (например, «Разложи по порядку» или др.) или помещать в умывальную с индивидуальной адресацией для отдельного, нуждающегося в этом  ребенка.
  • Размещение в туалетных кабинках картинок овощей и фруктов, мягко говоря, вызывает сомнение. Возможно, лучше использовать просто однотонные цветовые форматы.

___________________________________________________________________________________________

В  ЧАСТИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИВЫЧКИ К ЗАКАЛИВАНИЮ:

  • НАЛИЧИЕ ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАКАЛИВАНИЯ.

Имеется во всех группах, но опрошены не все родители.

Все группы: получить согласие на закаливание от родителей всех детей группы согласно списочному составу (только поступившие в ГБДОУ дети).

  • НАЛИЧИЕ В РППС ГРУПП СТАРШЕГО ВОЗРАСТА АЛГОРИТМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ ОБЛИВАНИЕМ РУК.

Ягодки. Бусинки:

  • Ознакомить детей с моделью алгоритма закаливания и разместить модель в умывальной.

  • НАЛИЧИЕ «ДОРОЖКИ-ТОПОЖКИ».

Есть во всех группах. В группах Сказка, Радуга, Теремок для этой цели используются такие пособия как  красочные коврики резиновые массажные.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ДАННЫХ ПОСОБИЙЙ.

_________________________________________________________________________________________

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К РАЦИОНАЛЬНОМУ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМУ РЕЖИМУ:

  • СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ПРОГУЛОК В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

В одной из ясельных групп есть случаи непроведения прогулок детей.

  • СОБЛЮДЕНИЕ ВО ВСЕХ ГРУППАХ РЕЖИМА НОД.

Режим проведения НОД соблюдается во всех группах.

_____________________________________________________________________________________________

В ОТНОШЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ В ХОДЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  ПРОСМАТРИВАЛОСЬ:

  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕТСКОГО РЕЧЕТВОРЧЕСТВА  ПО ТЕМАТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА ВЫСТАВКЕ К ПЕДСОВЕТУ.

Работы за этот год на выставку предоставлены из групп: Ягодки/ Маркова Н.А., Солнышко/ Воробец Л.Н. и Ефремова Ю.В.

  • ТАКЖЕ существенно, НАСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНО ДЛЯ ДЕТЕЙ проводится работа по физическому развитию, в частности, используется ли  РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Анализ планирования показал его недостаточность в части разнообразия эффективных форм работы.

Решение по повышению уровня планирования уже прозвучало.

_____________________________________________________________________________________________

Предложения контроля являются решениями педсовета. Голосование.

Решения педсовета выдаются на группы персонально.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар "Основные компоненты здорового образа жизни"

Предложеный семинар позволит взгянуть по-новому на вопросы здорового образа жизни....

«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»

"Здоровый образ жизни дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни"....

"Здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника".

laquo;«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»Уважаемые родители!В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящ...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....

Консультация для родителей «Влияние вредных привычек родителей на здоровый образ жизни детей»

Привычка – это повторяющееся действие, часто неосознанно, имеющее свою причину и выполняющее определенную роль. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Пол...